Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Пожарского муниципального района
Крестовые Походы
Выполнил учитель
Ткачева М.Н.
Крестовые Походы — серия военных походов западноевропейских рыцарей, направленных против «неверных» — мусульман, язычников, православных государств и различных еретических движений.
Целью первых крестовых походов было освобождение Палестины, в первую очередь Иерусалима от турок-сельджуков.
Крестовые Походы
Крестовые Походы в страны восточного Средиземноморья
В XI веке ещё не совсем пропала страсть к передвижениям, составлявшая отголоски великого переселения народов (норманны, их передвижения). Утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе много человек, не находивших на родине приложения своим сил. И они были готовы идти туда, где была надежда найти что-нибудь лучшее. Тягостные социально-экономические условия (не урожаи, частые наводнения, бедность) увлекали в Крестовые Походы множество людей из низших слоев общества.
Причины Крестовых Походов
Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты. Считалось, что участники Похода получат прощение грехов, поэтому в походы отправлялись не только рыцари, но и простые жители,
и даже дети.
Первым воспринял идею освобождения Иерусалима от турецкого гнёта римский папа Григорий VII, который пожелал лично возглавить Поход.
Почему «крестоносцы»?
Крестовые Походы против мусульман продолжались два столетия, до конца XIII века. Как христианство, так и ислам одинаково считали себя призванными к господству во всем мире.
На Западе к концу XI века господствовало настроение и обстановка, благоприятная для призыва на борьбу с неверными.
Крестовые Походы
Первый Крестовый Поход начался после проповеди папы Урбана II, состоявшейся на церковном соборе во французском городе Клермоне в ноябре 1095 года.
Первый Поход на волне всеобщего воодушевления достиг своих целей.
Первый Крестовый Поход
Второй Крестовый Поход (1147—1149)
Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему красноречию, привлечь ко Второму Крестовому Походу короля французского Людовика VII. Два войска, составлявшие около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Второй Крестовый Поход окончился полным разгромом.
Третий Крестовый Поход (1189–1192)
В марте 1190 года войска Фридриха переправились в Азию, двинулись на юго-восток и пробились через Малую Азию; но вскоре после перехода через Тавр император утонул в реке Салефе. Часть его войска разошлась, многие погибли, остальных герцог Фридрих привел в Антиохию, а потом к Акре. В январе 1191 года он умер от моровой язвы.
Целью был Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь.
Четвертый Крестовый Поход (1202–1204)
В 1212 году состоялся так называемый Крестовый Поход детей, экспедиция под предводительством юного провидца по имени Стефан, который вдохнул во французских и немецких детей веру в то, что с его помощью, как бедные и преданные слуги Господа, они смогут вернуть христианству Иерусалим. Дети отправились на юг Европы, но многие из них не достигли даже берегов Средиземного моря, а погибли в пути. Некоторые историки считают, что Крестовый Поход детей был провокацией, устроенной работорговцами с целью продать участников похода в рабство.
Крестовый Поход детей (1212)
Можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Но попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый Крестовый Поход окончился восстановлением прежних границ.
Пятый Крестовый Поход
Штурм крестоносцами Пятого похода башни Дамиетты.
Его совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен. Пользуясь раздорами восточных мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Было подписано десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим. По окончании Шестого Крестового Похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.
Шестой Крестовый Поход (1228–1229)
Седьмой Крестовый Поход (1248–1254)
Летом 1249 года король Людовик IX высадился в Египте. Христиане заняли Дамиетту, а в декабре достигли Мансуры. В феврале следующего года Роберт, опрометчиво ворвавшись в этот город, погиб; несколько дней спустя мусульмане едва не взяли христианский лагерь. Когда в Мансуру прибыл новый султан (Эйюб умер в конце 1249 года), египтяне отрезали крестоносцам отступление; в христианском лагере открылся голод и моровая язва
Крестовый поход Людовика Святого
В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые Походы, стоившие христианам больших потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.
Конец Крестовых Походов
усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков,
возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей;
введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян
успехи торговли, открыв ей новые пути на Восток;
развитие географических знаний;
обогащение поэзии новыми сюжетами.
выдвижение светского рыцарского сословия,
составившего облагораживающий элемент
средневековой жизни;
Последствия Крестовых Походов