План конспекта открытого урока истории в 6 классе на тему «Крестовые походы»

3
0
Материал опубликован 24 February 2018

План конспекта открытого урока

Дата:

Класс: 6 класс

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Крестовые походы

Цели урока: 1) Рассказать о первых крестовых походах

2) Ознакомить с главными событиями крестовых

походов

3) Рассмотреть причины крестовых походов

Задачи урока: 1)Образовательная: Сформировать знания

учащихся о «Крестовых походах»

2)Развивающая: Научить учащихся работать с картой , с документами, анализировать исторический источник

3)Воспитательная: Воспитать чувство интереса к изучаемому материалу.

Оборудование: карта «западная Европа в начале XI – начале XIII в. Крестовые походы» альбом с репродукциями.

Оформление доски: тема урока, новые слова ( г. Клермон, г. Эдессе, крестовые, орден тамплиеров, госпитальеров, тевтонский орден).

Ход урока:

Приветствие ( 2 мин)

Организационный момент (2мин)

Проверка домашнего задания (7 мин)

Изучение материала

Учитель: На предыдущем уроке, мы с вами проходили тему «Могущество папской власти», и «Католическая церковь» по первой теме мы поработаем с определениями. Я показываю вам слово , а вы должны назвать определение:

Сословия-

Ответ (Большие группы людей с одинаковыми правами и обязанностями, передающими по наследству)

Какому типу сословия они относятся?

Монахи и священники

 

Ответ: « Те, кто молится»

Феодалы

 

Ответ: « Те, кто воюет»

Крестьяне и горожане

Ответ: «Те, кто трудится»

Дать определение следующим словам:

Десятина

Ответ: (Особый налог на содержание духовенства)

Мощи

Ответ: (Остатки тел святых мучеников)

В самом начале перед проверкой домашнего задания ,я даю тест на листочке для Г.Вадика, он должен выполнить его в течении проверки д./З.

Тест

Как назывались в Западной Европе группы людей , имевшие одинаковые права и обязанности, передававшиеся по наследству?

а) классы б) сословия в) страты

2. Когда произошел раскол христианской церкви на католическую и православную?

а) 1095 г б) 1054 г в) 988

3. на каком языке шло богослужение в католических церквях?

а) латинском б) греческом в) испанском

4. Как назывался церковный суд для преследования ереси?

 

а) информатизация б) инфляция в) инквизиция

Как называли противника господствующего вероучения церкви?

 

а) аббат б) еретик в) монах

Как называлась организация монахов со своими целями и правилами поведения?

а) орден б) союз в) партия

Работа с сообщениями

Итак, в Католической церкви, когда церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет- началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073 1085)

1-й ученик- рассказывает, кто такой Григорий VII (1073-1085) и показ портрета.

Учитель: В западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений , католическая церковь была единственной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри. Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III

2-й ученик –Иннокентий III (1198-1226) (портрет)

Постановка целей и темы урока

Итак, мы с вами выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность.

Изучение новой темы

План:

1. Причины и цели крестовых походов

2. Участники крестовых походов

3. Государства крестоносцев на Востоке

4. Духовно-рыцарские ордена

5. Домашнее задание

I.Учитель: В 1095 году на обширной равнине у французского города Клермона перед огромной толпой народа выступил с речью папа римский Урбан II (показ иллюстрации )

Урбан II в Клермоне

Он призвал собравшихся «опоясаться мечом» и двинуться в Палестину. (показ на карте) (Историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией.)

По представлению христиан , Палестина –Святая земля: здесь жил и был распят Иисус Христос (показ иллюстрации) Целью же похода было объявлено освобождение от мусульман Палестины, считавшейся Святой Землей

Распятие Христа

В Иерусалиме находится главная святыня христиан -Гроб Господень. Еще в VI веке эта страна была отобрана у Византии арабами, с середины XI века ею владели турки- сельджуки. (Ветвь племён тюрок -Огузов, названных по имени их предводителя Сельджука (10 - начало 11 вв.), а также одно из названий созданной им в 11 в. династии Сельджукидов.)

Запись в тетрадях: Палестина- Святая Земля

Гроб Господень в Иерусалиме- место погребения Иисуса Христа.

Папа призвал освободить святую землю от «неверных». Участникам похода папа обещал полное прощение грехов. Многие тут же нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Поэтому участников похода на Восток стали называть –крестоносцами, а сами походы крестовыми

Запись в тетради: Крестоносцы-члены духовно-рыцарского ордена в Палестине (показ иллюстрации)

Крестоносцы

Учитель: Впрочем, помимо рая после смерти, папа сулил крестоносцам и вполне реальные, земные блага: они могли рассчитывать на предоставление земельных наделов на Востоке, а их семья находилась под защитой церкви.

Учащиеся: один из учеников зачитывает Как призывали крестоносцев к походу?

«Призыв к крестовому походу»

Господь, проливший кровь за нас,

Поверь, мы слышим: пробил час

Тебя спасти от мук безмерных,

мечи обрушив на неверных!

О, мы, погрязшие в грехах,

преодолеем низкий страх,

с победой в Град священный вступим

и тем грехи свои искупим!

О, всемогущею рукой

ты сам, без помощи людской,

врагов изгнал бы окаянных

из этих мест обетованных.

Но, милосердьем одержим,

ты разрешил стадам своим,

сомкнувшим грозные дружины,

избыть бесчисленные вины!

II. Учитель: В 1096 г первыми в Святую Землю отправились крестьяне. Чтобы купить оружие, они распродавали все свое хозяйство и целыми деревнями покидали своих сеньоров, вливаясь в ряды воинства, которое возглавляли монах Петр Амьенский (Французский монах, предводитель наиболее крупного отряда бедноты в первом крестовом походе) (Показ иллюстрации)

Крестовый поход бедноты

Учитель: Они не представляли себе, как будут сражаться с неверными, рассчитывая. У них не было никаких припасов: первые крестоносцы считали, что Господь не даст им умереть от голода, и что братья-христиане помогут им. Они даже не знали точно, куда им надо идти, и пускали впереди своих отрядов козу или гуся, надеясь, что Бог укажет им путь через этих неразумных животных. Дойдя до очередного города, крестьяне первым делом спрашивали у местных жителей: “Не Иерусалим ли это?”. “Нет, не Иерусалим”,– отвечали им удивленные и напуганные горожане. И, так с большими потерями бедняки добрались до Константинополя, но тюрки-сельджуки в первом же бою одержали победу над крестьянами. Они убили столько людей , что сложенные в кучу тела погибших, по словам современника «образовали нечто вроде высокой горы». Лишь немногим удалось спастись бегством. Не свободу, а гибель нашли крестьяне на Востоке.

Запись в тетрадях: 1096 г.- первый крестовый поход

Учитель: Но крестовый поход бедноты был только началом. Вслед за ним в Святую Землю двинулись силы гораздо более серьезные. Осенью 1096 года из Франции. Германии и Италии двинулись на Восток отряды рыцарей по руководством крупных феодалов. Они запаслись деньгами и были хорошо вооружены. Высадившись в Малой Азии, крестоносцы вместе с союзными византийскими войсками осадили город Никею. (Древний средневековый город в Малой Азии, современный Изник) После сравнительно недолгой осады 19 июня 1097 г. им удалось взять его.

Через год они дошли до Антиохи.(город на юге Малой Азии на реке Оронт)

Несколько месяцев длилась осада и наконец крестоносцам удалось взять город

(Показ иллюстрации)

Штурм Антиохии

Учитель: Еще через год, в июне 1099 г., крестоносцы были у стен Иерусалима. Они осаждали город почти месяц. Затем генуэзские купцы подвезли на своих кораблях осадные орудия, и 15 июля 1099 г. Иерусалим был взят.

 

Запись в тетрадь: 15 июля 1099 г. взятие Иерусалима

(Показ иллюстрации)

Штурм Иерусалима

III. Учитель: Утвердившись в Палестине, крестоносцы создали здесь несколько государств

Задание по карте: Найти и показать какие это государства?

Ответ: (Иерусалимское королевство, Графство Триполи, Антиохия, графство Эдесса)

(Карта на доске)

Государства крестоносцев

IV. Учитель: Для обороны и расширения владений крестоносцев в Палестине Были созданы духовно-рыцарские ордены: госпитальеров, тамплиеров

Показ иллюстрации

Орден госпитальеров Орден тамплиеров Тевтонский орден

Запись в тетрадь: Духовно рыцарские ордена

Учитель: Во главе орденов стояли великие магистры

Запись в тетрадь: Великие магистры- глава духовно-рыцарских орденов

Учитель: Духовно-рыцарские ордены стойко обороняли христианские государства в Палестине. Но отстоять их не смогли. В 1144 г. турки отвоевали Эдессу, а в 1187 г. султан Египта Салах-ад-Дин ( в Европе его называли Саладин) захватил Иерусалим. ( об этом мы узнаем с вами на следующем уроке

V. Закрепление материала:

I. Вопросы для учащихся:

К чему призывал верующих папа римский Урбан II , выступая в 1095 г. в городе Клермоне?

Ответ: (Он призвал отсутствующих освободить гроб Господень из рук неверны)

Какие слои населения решили осуществить призыв папы?

Ответ: (Его поддерживали разные слои населения. Причем у каждого были свои причины. Крестьяне надеялись найти лучшую жизнь, т. к. на родине у же несколько лет были неурожаи. Феодалы и мелкие рыцари хотели разбогатеть. Духовенство тоже было не прочь увеличить свои богатства. Объединившись , все эти люди стали участниками первого крестового похода)

Показать на карте по каким территориям шли крестоносцы?

Ответ: (Крестоносцы прошли по территории королевства Венгрии, Хорватии, Сербии, Византийская империя)

Каковы итоги первого крестового похода?

 

Ответ: (На территории вдоль морского побережья Сирии и Палестины крестоносцы создали свои государства, а также духовно-рыцарские ордена, которые подчинялись только папе римскому)

II. Разгадать кроссворд. (На доске)

Слой населения, который отправился первым в Крестовый поход?

Как называется город, в котором выступал римский папа?

Какую страну считали Святой землей Иисуса Христа?

Против кого, совершали крестоносцы Крестовые походы?

В 1099 г. штурмом был взят …….?

Как звали римского папу ,который выступил с речью, и призвал собравшихся двинуться в Палестину?

Как звали участников похода?

Какой слой населения совершил поход после крестьян?

Духовно-рыцарский орден?

 

VI. Окончание урока (оценки)

VII. Запись домашнего задания.

§ 16. стр. 133-139 , выполнить задание в рабочей тетради

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.