Конспект урока «Крестовые походы» (История, 6 класс)
ФИО учителя, который будет проводить урок: |
Гоголева Ирина Васильевна |
Класс: |
6 «Б» |
Предмет: |
история |
Дата урока: |
15.11.17 |
|
Исследуемый метод |
КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД ФИНКИН МЭПС (интеллект-карта) 3-2-1 |
Тема: |
Крестовые походы |
|||||
Предполагаемые результаты: |
1. Научатся анализировать текст (информацию), выделять главное и создавать на его основе таблицы, интеллект-карты, модели. 2. Смогут на основе табличных данных, моделей делать выводы, описывать, формулировать описание какого-либо процесса, явления, события. 3.Получат возможность классифицировать, выделять общие признаки, трансформировать информацию в различные форматы. |
Время/ |
Этапы урока |
Детальное описание этапов урока |
Обоснование необходимости этого этапа |
Материалы/ |
||||||||
1 мин. |
I.Организационный момент. |
Здравствуйте ребята! Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей работы на уроке. Сегодня мы продолжим знакомиться с историей Средневековья. На прошлом уроке мы узнали о роли христианской церкви в период развитого средневековья и выяснили, что в этот период она достигла большого могущества, без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие. |
Организация направленного внимания на начало урока. |
|||||||||
5 мин. |
II. Актуализация знаний. |
Применяем структуру КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД – «опроси-опроси-обменяйся карточками (учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по пройденной теме). 1)На столах у вас лежат карточки (Приложение № 1) с историческими терминами и датами по теме «Католическая церковь и еретики». В течении 4-х минут вы должны опросить как можно больше одноклассников по содержанию карточки и обменяться ими. Если ваш партнер не может ответить на заданный вопрос, вы должны зачитать ему ответ, а он – повторить. 2) Затем учитель опрашивает нескольких учеников по карточкам. |
Активизация имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала. |
Презентация (слайд 2), приложение № 1. |
||||||||
6 мин. |
III. Проблемно-мотивационный этап. |
Сегодня на уроке, мы с вами будем говорить о событиях, инициатором которых выступила католическая церковь. Эти события оказали большое влияние на судьбы средневекового общества. Начнем с синквейна-загадки. Вам необходимо, прочитав 2-5 строки, предположить, что должно находиться на первой строке. 1.………(Крестоносцы) 2.Самонадеянные, бесстрашные 3.Подготовились, совершили, захватили 4.На одежде нашивали кресты 5.Рыцари. (Если учащиеся затрудняются назвать, то можно прочитать отрывок из стихотворения о крестоносцах (Приложение № 2) и показать иллюстрацию). -Сформулируйте тему урока, предположите ,какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке. ( Формулирование учащимися темы и целей урока). Запишите тему урока: «Крестовые походы». В конце ХI века Византия запросила помощи у запада. Вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию и создавали угрозу для христианских паломников. Турки-сельджуки были мусульманами и не пропускали паломников к святым местам в Иерусалиме. Вопрос: почему для христиан Иерусалим был святым городом? В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. Задание: познакомьтесь с содержанием исторического источника «Из выступления папы Урбана II в Клермоне» (стр.137 учебника), ответьте на вопросы. Вопросы: 1.Есть ли фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев? 2.О захватнических? 3.Есть ли противоречие? 4.Какую проблему предстоит решить? Формулирование проблемы. «Крестовые походы - это освобождение или завоевание?» |
Формулировка темы, целей и задач урока, определение области «знания-незнания» по теме, постановка проблемного вопроса. |
Презентация (слайды 3-7), исторический источник «Из выступления папы Урбана II в Клермоне», приложение № 2. |
||||||||
16 мин. |
IV.Открытие нового знания. |
Применяем структуру ФИНКИН МЭПС (интеллект-карта). 1.Цели участников Крестовых походов. Задание: Представьте себе, что вы участники Крестового похода, работая с текстом параграфа 17 пунктом 1, выясните цели участия в Крестовых походах своего сословия. Занесите данные в таблицу, затем один участник группы представляет результат от имени своего сословия. (3 мин.) 1,2 группы – крестьяне 3,4 группы – крупные феодалы 5,6 группы – рыцари
(Проверка выполнения задания, выступление групп) -Как вы думаете, какие цели могли преследовать представители духовенства? (Ответы учащихся) 2. Крестовые походы - Мы выяснили, что религиозные и истинные цели участников Крестовых походов были различны. Как же проходили крестовые походы? Любую войну, военный поход исследуют по определенному плану. Приступим к составлению интеллект-карты, где каждая группа будет работать по своему направлению. Задание: по заданному плану, используя текст учебника (параграф 17 пункты 2-7), составить интеллект- карту. (8 мин.) План составления интеллект-карты: Годы Участники Цели Результаты 1 группа – Первый Крестовый поход (поход бедноты) 2 группа – Второй Крестовый поход (поход крупных феодалов) 3, 4 группа – Третий Крестовый поход 5,6 группа – Четвертый Крестовый поход -После составления интеллект-карты один участник из группы описывает Крестовый поход. ((Проверка выполнения задания, выступление групп) |
Формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Учащиеся научатся анализировать текст (информацию), выделять главное и создавать на его основе таблицу, интеллект-карту. 2. Учащиеся смогут на основе табличных данных, интеллект-карты делать выводы, описывать, формулировать описание Крестовых походов как исторического события. 3.Учащиеся получат возможность классифицировать, выделять общие признаки, трансформировать информацию в различные форматы. |
Презентация (слайды 8-9), приложение № 3 (таблица «Цели участников Крестовых походов»), приложение № 4 (План составления интеллект-карты), текст учебника. |
||||||||
7 мин. |
V. Первичное закрепление материала. |
- Мы выяснили к чему привели крестовые походы и какое влияние оказали на жизнь средневекового общества. А теперь давайте проверим как вы усвоили нашу тему. Вопросы: 1.Итогом похода бедноты стало завоевание Иерусалима? (нет) 2.За участие в походах церковь обещала прощение всех грехов? (да) 3.Иерусалим был захвачен в 1099 году? (да) 4.Самым главным из всех королевств образованных на Востоке стало графство Триполи? (нет) 5.Саладин и Ричард I Львиное Сердце были друзьями и боролись бок о бок? (нет) 6.Первый крестовый поход начался в 1096 г.? (да) 7. Крестовые походы начались в XII веке? (нет) 8. Основные причины Крестовых походов - стремление западных феодалов и католического духовенства захватить богатые восточные страны? (да). Взаимопроверка с партнером по лицу. Поставьте с оценку за проверочную работу, если у вас 7-8 - то «5», если меньше – то «4». |
Систематизация материала, формулировка выводов. |
Презентация (слайд 10), приложение № 5. |
||||||||
6 мин. |
VI. Рефлексия |
Применяем структуру 3 – 2 – 1. -Написать краткие ответы и обменяться мнением в парах по плечу. 3…самых важных момента, которые я сегодня узнал(а). 2 …последствия крестовых походов. 1…ответ на проблемный вопрос урока (Крестовые походы - это освобождение или завоевание?) (Заслушать несколько ответов) |
Самооценка учащимися своей деятельности на уроке. |
Презентация (слайд 11) , приложение № 6. |
||||||||
4 мин. |
VII. Домашнее задание. |
На «3» параграф 17 прочитать, ответить на вопросы 1-7 стр. 149 (устно); На «4» параграф 17 прочитать, ответить на вопросы 1-7 стр. 149 (устно) + выписать последствия Крестовых походов с точки зрения народов Востока и с точки зрения народов Запада; На «5» параграф 17 прочитать, ответить на вопросы 1-7 стр. 149 (устно) + выписать последствия Крестовых походов с точки зрения народов Востока и с точки зрения народов Запада + информационный проект «История духовно-рыцарского ордена» стр. 150. |
Развитие исследовательской деятельности, организация учащихся на самостоятельную деятельность дома. |
Презентация (слайд 12), приложение № 7. |
Приложение № 1.
Карточка № 1
Дайте определение историческому термину «Сословия».
Сословия – это большие группы людей с одинаковыми правами и
обязанностями, передающимися по наследству.
Карточка № 2
Перечислите сословия средневекового общества.
Духовенство, феодалы, рыцари, ремесленники, купцы, крестьяне.
Карточка № 3
Дайте определение историческому термину «Десятина».
Десятина – это особый налог на содержание духовенства и храмов.
Карточка № 4
Дайте определение историческому термину «Индульгенция».
Индульгенция – это грамота на отпущение грехов.
Карточка № 5
Дайте определение историческому термину «Инквизиция».
Инквизиция – это специальный церковный суд, созданный для борьбы с еретиками.
Карточка № 6
Дайте определение историческому термину «Еретик».
Еретик – это противник господствующего вероучения.
Карточка № 7
Что произошло в 1054 году?
В Христианской церкви произошел раскол на католическую и православную.
Карточка № 8
Назовите способы обогащения церкви.
Индульгенция, десятина, дарение и завещание церкви земель
и имущества, плата за обряды.
Карточка № 9
Какой монашеский орден учредил Иннокентий III?
Орден францисканцев.
Карточка № 10
Назовите основателя монашеского ордена доминиканцев?
Доминик Гусман.
Приложение № 2
Святого нашего креста
И ты достоин,
Когда твоя душа чиста,
Отважный воин.
Такое бремя не для тех
Кто глуповат,
Кто в суете земных утех
Погрязнуть рад.
Ты плащ с крестом надел
Во имя добрых дел.
Напрасен твой обет,
Когда креста на сердце нет.
Приложение № 3
Участники |
Ваши цели |
крестьяне |
|
крупные феодалы |
|
рыцари |
Приложение № 4
План составления интеллект-карты:
Годы (Когда?)
Участники (Кто?)
Цели (Для чего?)
Результаты (Что произошло?)
Приложение № 5
Вопросы:
1.Итогом похода бедноты стало завоевание Иерусалима?
2.За участие в походах церковь обещала прощение всех грехов?
3.Иерусалим был захвачен в 1099 году?
4.Самым главным из всех королевств образованных на Востоке стало графство Триполи?
5.Саладин и Ричард I Львиное Сердце были друзьями и боролись бок о бок?
6.Первый крестовый поход начался в 1096 г.?
7. Крестовые походы начались в XII веке?
8. Основные причины Крестовых походов - стремление западных феодалов и католического духовенства захватить богатые восточные страны?
Приложение № 6
3…самых важных момента, которые я сегодня узнал(а).
2 …последствия крестовых походов.
1…ответ на проблемный вопрос урока (Крестовые походы - это освобождение или завоевание?)
Приложение № 7
Домашнее задание
На «3» параграф 17 прочитать, ответить на вопросы 1-7 стр. 149 (устно);
На «4» параграф 17 прочитать, ответить на вопросы 1-7 стр. 149 (устно) +
выписать последствия Крестовых походов с точки зрения народов Востока
и с точки зрения народов Запада;
На «5» параграф 17 прочитать, ответить на вопросы 1-7 стр. 149 (устно) +
выписать последствия Крестовых походов с точки зрения народов Востока
и с точки зрения народов Запада + информационный проект «История
духовно-рыцарского ордена» стр. 150.
Домашнее задание
На «3» параграф 17 прочитать, ответить на вопросы 1-7 стр. 149 (устно);
На «4» параграф 17 прочитать, ответить на вопросы 1-7 стр. 149 (устно) +
выписать последствия Крестовых походов с точки зрения народов Востока
и с точки зрения народов Запада;
На «5» параграф 17 прочитать, ответить на вопросы 1-7 стр. 149 (устно) +
выписать последствия Крестовых походов с точки зрения народов Востока
и с точки зрения народов Запада + информационный проект «История
духовно-рыцарского ордена» стр. 150.