Крылатые выражения и афоризмы о воспитании детей
Воспитание есть усвоение хороших привычек.
Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо.
Все мы рождаемся милыми, чистыми и непосредственными; поэтому мы должны быть воспитаны, чтобы стать полноценными членами общества.
Для воспитания юных умов полезнее всего бесполезное.
Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми.
Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа.
Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Лучшая школа дисциплины есть семья.
Главной функцией новой семьи должна быть функция воспитания человека и гражданина.
Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери.
Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива.
Своеволие следует гасить скорее, чем пожар.
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение, — тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.
Лучшее, что мы можем дать нашим детям, – это научить их любить себя.
До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории.
Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть.
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания.
Анатоль Бройяр
Родители уже не воспитывают детей – они финансируют их.
Товарищи воспитывают гораздо лучше, чем родители, ибо им не свойственна жалость.
Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество.
От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.
Когда говоришь с детьми, у них в одно ухо влетает, в другое вылетает. Потому что между ушами нет ничего.
В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
Воспитывать – значит вырабатывать невосприимчивость к телевидению.
С детьми не было бы никаких проблем, если б им нужно было рубить деревья, чтобы обеспечить энергией телевизор.
Люблю детей, особенно плачущих: их обычно уводят немедленно.
Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании.
Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель.
Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Самовоспитание – труднейшая разновидность самообслуживания.
Сколько человека ни воспитывай, он все равно хочет жить хорошо.
Детям нужны не поучения, а примеры.
Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники.
Не заставляй детей ронять слезы слишком часто, иначе им будет нечего уронить над твоей могилой.
Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.
Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв.
С этим мальчиком будьте поласковее: вы имеете дело с крайне чувствительным, легко возбудимым гаденышем.
Если ребенок не будет чувствовать, что ваш дом принадлежит и ему тоже, он сделает своим домом улицу.
Прежде чем корить сынишку за то, что его карманы набиты всяким хламом, загляни сперва в свою сумочку.
Ваши дети научатся писать быстрее, если разрешить им писать на незастывшем цементе.
Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.
Неизвестная американка
Цитаты о семье и воспитании |
|
*** Я знаю одного священника, который еще в советские времена говорил, что ребенка отдают в детсад в двух случаях: либо если родители умерли, либо если они сошли с ума. Детсад может быть необходимостью - если родители находятся в очень тяжелом материальном положении или мама одна растит ребенка, - но никак не нормой. Иногда ребенка в детдом отдают, но мы же не считаем, что это правильно. ПАНТЕЛЕИМОН, епископ Орехово-Зуевский *** Проведённые специалистами исследования неоднократно показали, чем ласковее родители с детьми, тем дети более развиты.
Ю.Ф. Миронов, отец 10 детей
*** Наши предки жили куда беднее нашего, но они твёрдо верили, что Бог не оставит их без помощи в самой крайней нужде и бедности. «Даст Бог детей, даст и на детей» – это неопровержимая и опытом подтверждаемая истина. Богослов Герман Шиманский (1915-1961) *** Есть супруги, которые в первую очередь стараются упорядочить все прочие проблемы и лишь затем начинают думать о детях. Такие люди совсем не берут в расчёт Бога. А другие супружеские пары говорят: «Нынешняя жизнь не легка. Пусть у нас будет один ребёнок — и хватит. Тут и одного-то попробуй вырасти!» И не рожают других детей. Эти люди не понимают, насколько они согрешают, думая подобным образом, не полагаясь с доверием на Бога. Бог «сердоболен». Ему легко перестать давать супругам детей, если Он увидит, что их вырастить им уже не под силу. Старец Паисий Святогорец (1924-1994) *** Скрепляя брачный союз супругов и удерживая их от многого дурного, дети способствуют развитию в семьянине самоотвержения, любви к другим и взаимопомощи. Необходимость переносить труды и лишения для своей семьи препятствует развитию самолюбия и холодности; желание окружить свою семью возможными удобствами и безопасностью побуждает семейного человека сближаться с другими, с соседями и сослуживцами, пользоваться их услугами и помогать им, не ограничиваясь заботами только о своей семье. Сознавая, что благоденствие его семьи тесно связано с благоденствием окружающих его людей, он становится мягче, отзывчивее на нужды других и в нём является постоянная готовность по силам помогать им. Это расположение служить другим постоянно крепнет в нём; он уже любит своих соседей, односельчан, соотечественников; он считает своим долгом заботиться о благе общества, принести ему посильное добро и пользу – и при дальнейшем развитии этого доброго направления в человеке образуется тот высокий христианский нравственный характер, при котором сделать добро другому – лучше удовольствие, и человек не останавливается ни перед чем, когда нужна помощь и услуга ближнему. Диакон И. Розанов (XIX-XX вв.) *** Небрегут о детях, если хотят только забавлять их и забавляться ими, и особенно тогда, как настает время более учить их, нежели забавлять… Премудра и спасительна та родительская любовь, которая, стесняя сама себя, несколько удерживает ласку к детям, несколько скупится на утешение им, чтобы сберечь сие в поощрение и награду их послушанию или успехам в полезном учении. Святитель Филарет, митрополит Московский. (+ 1867) *** По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец родителей в священный час зачатия. Мужу и жене, любовь которых священна, ложе которых чисто и непорочно, должно заботиться о целомудрии сердечном. Протоиерей Артемий Владимиров (XX-XXI вв) *** Благодарю тебя, любезнейшая мать! Я вечно останусь твоим должником. Когда замечал я твой взор, твои телодвижения, твоё хождение пред Богом, твои страдания, твоё молчание, твои дары, твои труды, твою благословляющую руку, твою тихую, постоянную молитву, – тогда, с самых ранних лет, каждый раз как бы вновь возрождалась во мне жизнь духа – чувство благочестия, и этого чувства не могли после истребить никакие понятия, никакие сомнение, никакие обольщения, никакие вредные примеры, даже никакие грехи. Ещё живёт во мне эта жизнь духа, хотя уже протекло более сорока лет, как ты оставила временную жизнь. Священник Григорий Дьяченко (XIX век)
Схиархимандрит Гавриил († 1915) *** Передавая ребёнку свою плоть и кровь, соучаствуя в образовании его бессмертной души, родители передают ему и часть своей души, своего сердца. Хорошо, если сердце родителей, душа их очищена благодатью; но что, если она исполнена нечистоты греховной? Не перейдёт ли она к детям? Несомненно, перейдёт и принесёт в себе семена зла и болезней. Сколько есть родителей, которые скорбят, плачут, жалуются, видя в своих детях упорство, своенравие, непослушание, раздражительность, злобу, мщение, разные виды развращения, но пусть они вспомнят, не было ли этих пороков в собственном их сердце ещё до рождения детей? Если неумеренность матери в пище и питии имеет более или менее вредное влияние на плод, носимый под её сердцем, то тем более могут действовать ко вреду нечистые пожелания и сильные страсти. Богослов Герман Шиманский (1915-1961)
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006) *** Нехристианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели. Константин Ушинский, педагог (1824-1870) *** Родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих собственных родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям. Старец Паисий Святогорец (1924-1994)
*** Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье. Когда разрушится семья, будет разрушено всё: и духовенство и монашество. Старец Паисий Афонский
*** Муж является главой семьи не потому, что он мужчина а потому, что он является образом Христа. Митрополит Сурожский Антоний
*** Брак - это не борьба за то, кто окажется первым, будет другим распоряжаться и командовать, как это обычно происходит, а, наоборот, брак - это соревнование, кто кому больше послужит и кто принесёт другому больше жертв. Как-то читал я интервью - невестам в загсе задавали вопрос, чего они ждут от замужества. Из десяти девять хотели быть счастливыми и только одна сказала: "Я хочу дать счастье ему". И журналист подумал, что, наверное, только она будет счастлива, потому что хочет давать, а не брать себе. Так оно действительно и случается. Протоирей Димитрий Смирнов
*** Житейское правило, что дети должны уважать родителей, а родители должны любить детей, - нужно читать наоборот: родители именно должны уважать детей, - уважать их своеобразный мирок и их пылкую, готовую оскорбиться каждую минуту натуру; а дети должны только любить родителей, - и уже непременно они будут любить их, раз почувствовав это уважение к себе. Василий Розанов
*** Родители, которые рожают детей и дают им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению.
*** Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Притч. 13, 25) Наставь юношу при начале пути его: он он не уклонится от него, когда и состарится. (Притч. 22, 6)
*** Правила благочестия - это внешнее проявление внутренней жизни христианина. Уделяя главное внимание внутреннему состоянию мы приведём их к внешнему благочестию, а не наоборот. *** Научим ребёнка в первую очередь обращать внимание на свои недостатки и быть снисходительным к немощам ближнего. *** Наша задача - постараться как можно раньше сформировать у ребёнка правильное понимание сути греха: вред себе, окружающим и Богу огорчение.
*** Чем больше дети нас огорчают и не слушаются, тем горячее и сильнее должна быть родительская молитва.
*** Необходимо чаще обращать внимание детей на то, как всеблагой промысл Божий действует в нашей жизни, как взаимосвязаны в жизни добро и зло, плохое и хорошее. Формирование у ребёнка убеждения в том, что без воли Божией и волос с головы не упадёт, поможет нам за малое время развить в ребёнке религиозность.
*** Нужно показать ребёнку, что взросление, проявление собственной воли в первую очередь должно проявляться в отстаивании своих духовных идеалов, а не следовании чужой воле. *** Основная цель православного воспитания одна - привести ребёнка ко Христу, воспитать его христианином. Ребёнок должен хорошо слышать голос своей совести, иметь чувство греха и опыт всепрощающей и всеочищающей Божией любви. Он должен знать, что больше всего во всём мире его любит Господь, который всегда верен человеку и всегда рядом. Уйдут к Богу родители, он вырастет, но чтобы ни случилось, Бог всегда рядом. *** Необходимо контролировать ребёнка ненавязчиво, но постоянно. Хорошо, если ребёнок привык обсуждать свой выбор с родителями, но решение должно быть его.
*** Духовный возраст ребёнка - это умение на практике, сознательно применять основы православного вероучения, желание и старание жить по Заповедям Божиим.
*** Необходимо находить время и силы для совместных занятий с детьми, как бы мы ни были заняты, как бы ни уставали. Если дети будут знать что их интересы - это наши интересы, тогда они не уйдут от нас в себя или сомнительные компании. Будем дружить со своими детьми, тогда они будут доверять нам.
*** Нужно разбудить у ребёнка интерес к чтению, музыке... Нужно, чтобы ребёнок узнал, что такое симфонический оркестр, не из телевизора, но побывав на концерте.
*** Как только ребёнок научится писать - будем приучать его самого писать и подавать в храме поминальные записки.
*** Клички в наше время - атрибут тюремной субкультуры. Нужно, чтобы ребёнок с детства понимал святость имени, данного в Таинстве Крещения и кощунственность коверкания его, тем более замены кличкой.
*** В именины надо обязательно постараться побывать с ребёнком в храме. Пусть он сам напишет записку, сам поставит свечку своему святому, сам пожертвует деньги в церковную кружку.
*** Молодёжная культура создаётся не молодыми. Определённые группы людей стремятся поставить мир молодёжи под свой контроль в своих коммерческих интересах. Как оказывается, путь к душам молодых людей лежит через удовлетворение всех их прихотей. *** В воспитании - как в математике: нарушишь порядок действий - получишь неверный результат. От простого - к сложному, от малого - к большему, и так - во всём: в учёбе, в игре, в закалке, в молитве...
*** Не нужно бояться признать свою ошибку и попросить прощения у ребёнка. Он будет следовать нашему примеру.
*** Если ребёнок понимает, что он виноват и переживает - нужно проявить снисхождение, а не наказывать.
*** Раздражительность - одно из проявлений внутренней распущенности.
*** Воспитание мужества не может быть оторвано от религиозного воспитания. Ребёнок должен во всех своих страхах знать, что главная его защита - Крест Господень, что Господь, Богородица не оставят его!
*** Юного отрока можно уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец решил изобразить, - доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, - то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам - богоугодным или богоненавистным, к ангельским или бесовским - приучать его, - с такими оно и будет жить. Свт. Димитрий Ростовский
*** Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. 1Тим (5:8)
*** Пока душа еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива, удобно напечатлевает в себе налагаемые образы, надобно немедленно и с самого начала возбуждать ее ко всяким упражнениям в добре, чтобы, когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать течение с положенных первоначально оснований и преподанных образов благочестия, между тем как разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние. Святитель Василий Великий
*** Одна мама обратилась ко мне с такой проблемой: «У меня дочка-подросток, я ее воспитываю одна с двух лет. Меня интересует: как можно влиять на выбор подруг и друзей в переходном возрасте? Как не перегнуть палку?» Я предложила ей познакомиться с друзьями своего ребенка. Сама я всегда стараюсь пригласить домой друзей своих детей - пообщаться, попить чаю, поговорить. Когда мои дети начинают воспринимать своего, казалось бы, интересного друга сквозь призму моих вопросов, моих комментариев к тому, что он говорит, у них возникает другой план восприятия этого человека. Очень часто такая дружба, не успев завязаться, распадается. Ребенок сам видит, что его потенциальный приятель живет другими интересами. Надо не бояться приглашать друга детей в гости, если разрешат его родители, пообщаться, расспросить более подробно. И, может быть, проблема как-то и решится. Может быть, мама сама успокоится, увидев, что ребенок выбрал себе не таких уж плохих друзей. Многие дети просто радуются: «А ты знаешь, тебя мои родители в гости пригласили!» Для них это событие. Если подростку взрослые мало что могут доверить, случаются попытки «самовольных инициаций». Это может быть что угодно – от выкуренной сигареты до ухода из дома. Склярова Т.В. зав/ кафедрой социальной педагогики Православного Свято-Тихоновского университета
*** – Дети, естественно, гораздо впечатлительнее взрослых. Может быть, им вообще не стоит проводить время у “голубых экранов”? – Здесь невольно напрашивается аналогия лекарства и яда. Телевидение может быть лекарством, но оказывается ядом, поскольку ребенок получает его безнадзорно, не в той пропорции, не в то время и не того качества, не того содержания. И это, конечно, отравляет мозги и душу. Я уже давным-давно говорю, что нужно сделать так же, как на американском телевидении, когда перед программой появляется узнаваемый значок – для какого возраста рекомендуется данная программа, является ли она семейной или рассчитана лишь на взрослых. И текстом сообщается: в этой передаче вы можете встретить сцены насилия, обнаженное тело и нецензурную брань. Таким образом, хотя бы появляется возможность вовремя переключить канал или увести ребенка в другую комнату. Я хочу, чтобы ни я, ни дети не были заложниками телевизионных программ. Александр Гордон
*** Многим родителям невдомек, что у детей до семилетнего возраста виртуальный и реальный миры абсолютно, тождественны... Они просто не умеют отличать того, что им показывают по телевизору, оттого, что происходит за пределами экрана. Но на экране все интереснее и динамичнее, чем в жизни. Мир зла страшен, но притягателен. Дети, не обученные отличать добро от зла, начинают вести себя, как экранные герои. Игумен Евмений
*** Фундаментальная трагедия переходного возраста состоит в том, что подросток желает иметь права взрослого (как он их понимает, а понимает он их плохо), но при этом сохранять обязанности ребенка (то есть никакие, как он опять-таки понимает). Отсюда масса неприятностей. Между тем у ребенка есть обязанность слушаться. Если и она отвергается, весьма вероятно крушение личности, и не только ее одной: в хорошей педагогике всемерное потакание “правам” ребенка на получение всего называется лаконично: растить врага. Не надо обижаться на сравнение с подростками: разные ученые люди вроде социологов давно обнаружили, что происходит стремительная инфантилизация населения земного шара. Возможно, это тоже как-то связано с вытеснением обязанностей из их необходимой (для гармонически развитого сознания и стабильно развивающегося общества) корреляции с правами. Как бы то ни было, никакое расширение прав сверх определенного предела (какого – это проблема как сложная, так и увлекательная) гарантий социального мира не дает. А уж что касается мира душевного… Марина Журинская ***
|
Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себя любимому интересу — корню всякого зла.
Г. Гегель
Высказывания и афоризмы о воспитании и воспитанности.
Воспитание — в счастье украшение, а в несчастье — прибежище.
Аристотель
А нравственность, влеченья, знанья зависят лишь от воспитанья.
Брант С.
Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.
Франклин Б.
Воспитатель сам должен быть воспитан.
Маркс К.
Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими — уважительно и непринужденно.
Честерфилд Ф.
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
Белинский В. Г.
Говорят, что лучшее правило политики — не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании.
Жан Поль
Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику.
Эмерсон У.
Великий секрет воспитания — в умении добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом — одни от других.
Руссо Ж.
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.
Чехов А. П.
И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Толстой Л. Н.
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.
Конфуций
Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом.
Джон Локк
Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить.
Толстой Л. Н.
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.
Белинский В. Г.
Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан.
Честерфилд Ф.
Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу.
Рёскин Д.
Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря воспитанию.
Джон Локк
Источники: