Сценарий урока по химии в 9 классе «Алюминий. Свойства и применение»
Сценарий урока
Тема урока: «Алюминий. Свойства и применение».
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний при изучении строения, свойств, применения алюминия и его соединений; формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.
Задачи:
Обучающие: изучить физические и химические свойства алюминия; наглядно показать взаимосвязь строения вещества и его свойств с применением;
Развивающие: через постановку проблемы активизировать мыслительную деятельность обучающихся и развивать мотивацию и познавательный интерес к предмету; на примере изучаемого материала проводить обобщение и анализировать; продолжить развитие культуры химической речи;
Воспитательные: формировать коммуникативную компетенцию
Здоровьесберегающие: работа по сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки и снижение утомляемости.
Планируемые результаты :
Предметные
(в познавательной сфере):
- умение отвечать на вопросы учителя по содержанию изученного;
- владеть информацией о строении атома алюминия, его физических и химических свойствах и роли в жизни человека;
в ценностно-ориентационной сфере:
- умение прогнозировать свойства алюминия и его соединений по положению элемента в периодической системе с применением межпредметных знаний.
Личностные результаты: - применять правила делового сотрудничества;
- сравнивать разные точки зрения;
- считаться с мнением другого человека;
- осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока;
- проявлять терпение и доброжелательность к соучастнику деятельности.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
-умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.
Познавательные УУД: - умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, причинно-следственные связи, обобщение, классификация.)
Коммуникативные УУД: - формирование грамотной химической речи;
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.
- обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;
- учиться работать в группе.
Оборудование: ПК, ИАД; проектор, химические реактивы: алюминий или проволока (очищенные), пробирки водой, в которых за неделю до урока помещены железный гвоздь и алюминиевая проволока; HCl, NaOH, пластилин, декоративные гвоздики, штатив лабораторный, коллекции изделий из алюминия (корпус от ароматических свечей, ложки, вилки, транспортиры и т.д.); коллекция «Металлы и сплавы», коллекция «Алюминий»; ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд активности металлов,тетрадь, учебник «Химия, 9 класс» О.С.Габриелян.
Ход урока.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность учащихся (познавательная) | |||||||||
Осуществление деятельности | Формирование способов познавательной деятельности | ||||||||||
1. Организационный момент. | Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Настрой класса на усвоение нового материала: Здравствуйте, ребята. Я рада снова приветствовать вас и очень надеюсь, что урок будет для вас познавательным и интересным и каждый из вас сможет проявить себя. | Учащиеся приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу на уроке. | Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока и своей роли на уроке | ||||||||
2.Психологический настрой. | Потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Улыбнитесь, пусть тепло вашей души вас согревает и другим помогает. | Личностные: проявление терпения и доброжелательности к товарищам | |||||||||
3.Введение в урок. | Учитель демонстрирует «чёрный ящик» со словами загадки: Спрятан в ящике предмет Без него не съесть обед Из чего же тот предмет? Серебристо-белый цвет Вам поможет дать ответ. Что в ящике? | Ответ учащихся: ложка или вилка из алюминия. | Коммуникативные: умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения | ||||||||
4.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся. (слайд 1) | Учитель. Сегодня мы познакомимся с удивительным химическим элементом - алюминием и образованным им простым веществом. Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из вас вспомнил то, что он знает по этому вопросу, а также открыл что-то новое. Будьте внимательны: в конце урока мы запустим «змейку» и каждый из вас должен будет сказать что-то об алюминии, причём повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно слушать ответы своих товарищей и попытаться усвоить как можно больше информации по данной теме. Желаю удачи! |
| Личностные: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока и своей роли на уроке | ||||||||
5.Определение темы урока. Постановка целей. | А, сейчас, начнём. (Учитель записывает тему урока на доске).Итак, легенда: Однажды некий изобретатель, имя которого неизвестно, пришел к императору Рима, Тиберию. Он принес в дар небьющуюся тарелку из блестящего материала, внешне схожего с серебром, но более легкого. Мастер хвастался, что только он знает, как получить этот металл. Но император не оценил подарка, а испугался того что новый сплав, может обесценить золото и серебро. Тиберий приказал казнить изобретателя, а мастерскую уничтожить. Так гласит легенда об алюминии. Однако, согласно историческим фактам, впервые удалось получить алюминий лишь в 1825 году. Это открытие совершил датский физик Ганс Эрстед. В промышленных же масштабах металл стал производиться в 1854 году. Изобрел такой способ производства алюминия Сент-Клер Девиль. Первым заводом, занимавшимся металлопрокатом алюминия в России стал Волховский завод, построенный в 1932 году. Промышленность стремительно развивалась. Так в 1939 году производилось около 50 тыс. тонн алюминия. А в настоящее время Россия занимает второе место по производству этого металла и его изготовление исчисляется миллионами тонн. Алюминий считается металлом будущего? Интересно почему?
А теперь попробуем объяснить перечисленные свойства этого удивительного металла, а для этого «заглянем» внутрь атома алюминия: поговорим о его строении. | Ученики пытаются назвать физические свойства и основные области применения алюминия. | Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их | ||||||||
(слайд 2) | 1 ученик у доски рассказывает о местоположении алюминия в ПСХЭ и делает выводы о строении его атома, проявляемой им в соединениях степени окисления и вместе с классом приходит к выводу, что алюминий является восстановителем и проявляет металлические свойства. | Предметные : умение прогнозировать свойства алюминия и его соединений по положению элемента в периодической системе Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их | |||||||||
6.Постановка проблемы. Открытие нового знания. (слайд3) (слайд 4) | Учитель Ребята, давайте посмотрим, где же находится алюминий в ряду активности металлов?
Правильно, т.е. рядом с активными металлами. Какие выводы можно сделать о предполагаемой химической активности алюминия? Учитель демонстрирует 2 пробирки, в которых за неделю до урока помещены железный гвоздь и алюминиевая проволока. Видно, что железный гвоздь заржавел, а проволока из алюминия не изменилась. Кроме того учитель демонстрирует ложку из алюминия. Учитель задает вопрос о проявленной химической активности алюминия. Итак, возникла проблема: является ли алюминий активным металлом? Совместно выдвигается гипотеза: Алюминий является активным (неактивным металлом). (Гипотеза может быть и другой в зависимости от контингента учащихся и хода урока). | Ответы детей: рядом с магнием и недалеко от натрия Ученики: активный металл. Ученики: алюминий - неактивный металл. Совместно выдвигается гипотеза: Алюминий является активным (неактивным металлом). (Гипотеза может быть и другой в зависимости от контингента учащихся и хода урока). | Регулятивные: умение принимать и сохранять цель урока Познавательные: умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий Личностные: сравнивать разные точки зрения | ||||||||
7.Опытно-экспериментальная работа. | Учитель ставит с помощью учеников исследовательскую задачу урока: Рассмотреть и объяснить физические и химические свойства алюминия и на их основании объяснить причину применения алюминия в различных областях промышленности, в быту и т.д.
Каковы же физические свойства алюминия?
Учитель раздаёт коллекции изделий из алюминия (корпус от ароматических свечей, ложки, вилки, транспортиры и т.д.); коллекции «Металлы и сплавы», коллекции «Алюминий». Можно предложить ребятам развернуться и организовать группы по 4 человека.
| Учитель ставит с помощью учеников исследовательскую задачу урока: Рассмотреть и объяснить физические и химические свойства алюминия и на их основании объяснить причину применения алюминия в различных областях промышленности, в быту и т.д. Дети высказывают свои предположения. В группах (используя материалы коллекций и учебники) ученики обсуждают и записывают в тетрадь физические свойства алюминия в таблицу. (Колонка «Области применения» не заполняется.)
| Предметные: применять знания в жизненных ситуациях; Познавательные: умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «физические свойства алюминия» Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность | ||||||||
(слайд 5) (слайды 6,7,8,9) (слайд 10) | Учитель демонстрирует опыт, доказывающий теплопроводность алюминия: нагревает закреплённую в лапке штатива алюминиевую проволоку с закреплёнными на ней пластилином металлическими гвоздиками. Учитель предлагает рассмотреть химические свойства алюминия: демонстрирует опыты: взаимодействие алюминия с соляной кислотой и гидроксидом натрия, а также реакцию алюминия с этими веществами и с водой при очищении от оксидной плёнки (можно использовать мелкую наждачную бумагу). Учитель рассказывает о взаимодействии алюминия с простыми и сложными веществами. (часть опытов демонстрирует учитель, частично используются медиа-ресурсы). Учитель задаёт вопрос: Так, является ли алюминий активным металлом? | 1 ученик зарисовывает металлическую кристаллическую решётку алюминия у доски. Ученики озвучивают описанные физические свойства и дают им объяснение в соответствии с рисунком на доске. (Ученики пишут реакции на доске и в тетрадях. После этого сравнивают записи со слайдами презентации) Ученики записывают химические свойства алюминия в таблицу, не заполняя колонку «Области применения»
Ученики путём обсуждения и дискуссии приходят к выводу: АЛЮМИНИЙ ОБЛАДАЕТ ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ: ОН РЕАГИРУЕТ СО МНОГИМИ ПРОСТЫМИ И СЛОЖНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ДАЖЕ ПРИ ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ. | Познавательные: умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «кристаллическая решётка алюминия» Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | ||||||||
8. Закрепление нового материала (слайд 11- 17) | Затем демонстрируются слайды 11-17, на которых размещены картинки, демонстрирующие области применения алюминия. | Ученики должны сказать , на каких физических и химических свойствах основана та или иная область применения. Данные занести в колонку «Области применения» в таблицах по физическим и химическим свойствам алюмиия.
| Предметные: применять знания в жизненных ситуациях Познавательные: умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий Личностные: ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу | ||||||||
Физминутка | Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. | ||||||||||
Дальнейшее закрепление материала проводится с применением технологии РКМЧП (составление синквейна) (5-7минут) | Эту работу можно проводить индивидуально, по парам или группой по 4 человека. Ребятам предлагается озвучить свои синквейны. | Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их | |||||||||
9. Обобщение и систематизация знаний.
| Учитель проводит обобщение знаний с применением приёма технологии РКМЧП «змейка» | Каждый ученик должен будет сказать что-то об алюминии, причём повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно слушать предшествующие ответы своих товарищей. | Коммуникативные: умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, находить неточности и корректировать их | ||||||||
10. Итог урока (слайд 18-21) Рефлексия (слайд 22) | Подходит к концу наше занятие. -Понравился ли вам урок? -Довольны ли вы своей работой на уроке? -Всё ли было понятно?
- Покажите своё настроение с помощью условного знака.( Можно предложить нарисовать на листочке смайлик, выражающий отношение ученика к проведённому уроку): Урок понравился, всё было понятно. Урок понравился, но не всё понятно или не всё интересно.
Урок не понравился, ничего не понятно. Кроме того можно предложить каждому ученику оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… Рефлексия содержания Прием «Чемодан, корзина, мясорубка» позволяет проанализировать и оценить особенности содержания учебного материала. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. За каждым изображением находится соответствующее значение: чемодан обозначает самое главное, то, что сегодня можно «вынести» с урока, с чем не стоит расставаться в пути по дороге получения знаний, багаж ценной информации; мусорная корзина – это сведения, которые не вызвали интерес и не могут впоследствии быть использованы на практике; мясорубке соответствует информация, которая оказалась важной, но для применения она требует переработки, осмысления и дополнения. С помощью стикеров ученики заполняют свободное место под изображениями чемодана, корзины и мясорубки, оценивая материал. | Высказывания детей | Регулятивные: умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение, классификация.) | ||||||||
11. Домашнее задание | П.13 №1,4. По желанию подготовить творческое задание (детектив, сказку, частушки, стихи, кроссворды, ребусы и т.д.) по теме: «Алюминий» с опорой на параграф, данные энциклопедий и Интернета. - Спасибо всем за активность и старание! |
Используемая литература:
Габриелян О.С Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.-14 издание, исправленное.-М.:Дрофа, 2010.-270с.
Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003
Лидин Р.А.Химические свойства неорганических веществ: учебное пособие для ВУЗов/ Р.А.Лидин, В.А.Молочка, Л.Л.Андреева. Под редакцией Р.А.Лидина.-М.:.Химия, 1996, 480с.
Лариса Александровна Алексеева