Сценарий урока по химии в 9 классе «Алюминий. Свойства и применение»

0
0
Материал опубликован 3 February 2016

Сценарий урока

Тема урока: «Алюминий. Свойства и применение».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний при изучении строения, свойств, применения алюминия и его соединений; формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

Задачи:

Обучающие: изучить физические и химические свойства алюминия; наглядно показать взаимосвязь строения вещества и его свойств с применением;

Развивающие: через постановку проблемы активизировать мыслительную деятельность обучающихся и развивать мотивацию и познавательный интерес к предмету; на примере изучаемого материала проводить обобщение и анализировать; продолжить развитие культуры химической речи;

Воспитательные: формировать коммуникативную компетенцию

Здоровьесберегающие: работа по сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки и снижение утомляемости.

Планируемые результаты :

Предметные

(в познавательной сфере):

- умение отвечать на вопросы учителя по содержанию изученного;

- владеть информацией о строении атома алюминия, его физических и химических свойствах и роли в жизни человека;

 

в ценностно-ориентационной сфере:

-  умение прогнозировать свойства алюминия и его соединений по положению элемента в периодической системе с применением межпредметных знаний.

Личностные результаты: - применять правила делового сотрудничества;

- сравнивать разные точки зрения;

- считаться с мнением другого человека;

- осознавать практическую и личностную значимость результатов каждого этапа урока;

- проявлять терпение и доброжелательность к соучастнику деятельности.

  Регулятивные УУД:

 - умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

-умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные УУД: - умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, причинно-следственные связи, обобщение, классификация.)

Коммуникативные УУД: - формирование грамотной химической речи;

- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

- обучение умению слушать чужую речь и излагать свои мысли в правильной форме;

- учиться работать в группе.

Оборудование: ПК, ИАД; проектор, химические реактивы: алюминий или проволока (очищенные), пробирки водой, в которых за неделю до урока помещены железный гвоздь и алюминиевая проволока; HCl, NaOH, пластилин, декоративные гвоздики, штатив лабораторный, коллекции изделий из алюминия (корпус от ароматических свечей, ложки, вилки, транспортиры и т.д.); коллекция «Металлы и сплавы», коллекция «Алюминий»; ПСХЭ Д.И.Менделеева, ряд активности металлов,тетрадь, учебник «Химия, 9 класс» О.С.Габриелян.

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность учащихся

(познавательная)

Осуществление деятельности

Формирование способов познавательной деятельности

1. Организационный момент.

Приветствие. Отметка в журнале отсутствующих. Настрой класса на усвоение нового материала:

Здравствуйте, ребята. Я рада снова приветствовать вас и очень надеюсь, что урок будет для вас познавательным и интересным и каждый из вас сможет проявить себя.

Учащиеся приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу на уроке.

Личностные:

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока и своей роли на уроке

2.Психологический настрой.

Потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками соседа. Улыбнитесь, пусть тепло вашей души вас согревает и другим помогает.

Личностные:

проявление терпения и доброжелательности

к товарищам

3.Введение в урок.

Учитель демонстрирует «чёрный ящик» со словами загадки:

Спрятан в ящике предмет

Без него не съесть обед

Из чего же тот предмет?

Серебристо-белый цвет

Вам поможет дать ответ.

Что в ящике?

Ответ учащихся: ложка или вилка из алюминия.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения

4.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

(слайд 1)

Учитель. Сегодня мы познакомимся с удивительным химическим элементом - алюминием и образованным им простым веществом. Мне очень хочется, чтобы сегодня каждый из вас вспомнил то, что он знает по этому вопросу, а также открыл что-то новое. Будьте внимательны: в конце урока мы запустим «змейку» и каждый из вас должен будет сказать что-то об алюминии, причём повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно слушать ответы своих товарищей и попытаться усвоить как можно больше информации по данной теме. Желаю удачи!

Личностные:

осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока и своей роли на уроке

5.Определение темы урока. Постановка целей.

А, сейчас, начнём. (Учитель записывает тему урока на доске).Итак, легенда:

Однажды некий изобретатель, имя которого неизвестно, пришел к императору Рима, Тиберию. Он принес в дар небьющуюся тарелку из блестящего материала, внешне схожего с серебром, но более легкого. Мастер хвастался, что только он знает, как получить этот металл. Но император не оценил подарка, а испугался того что новый сплав, может обесценить золото и серебро. Тиберий приказал казнить изобретателя, а мастерскую уничтожить. Так гласит легенда об алюминии.

Однако, согласно историческим фактам, впервые удалось получить алюминий лишь в 1825 году. Это открытие совершил датский физик Ганс Эрстед. В промышленных же масштабах металл стал производиться в 1854 году. Изобрел такой способ производства алюминия Сент-Клер Девиль.

Первым заводом, занимавшимся металлопрокатом алюминия в России стал Волховский завод, построенный в 1932 году. Промышленность стремительно развивалась. Так в 1939 году производилось около 50 тыс. тонн алюминия. А в настоящее время Россия занимает второе место по производству этого металла и его изготовление исчисляется миллионами тонн.

Алюминий считается металлом будущего? Интересно почему?





А теперь попробуем объяснить перечисленные свойства этого удивительного металла, а для этого «заглянем» внутрь атома алюминия: поговорим о его строении.

Ученики пытаются назвать физические свойства и основные области применения алюминия.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их

(слайд 2)

1 ученик у доски рассказывает о местоположении алюминия в ПСХЭ и делает выводы о строении его атома, проявляемой им в соединениях степени окисления и вместе с классом приходит к выводу, что алюминий является восстановителем и проявляет металлические свойства.

Предметные :

умение прогнозировать свойства алюминия и его соединений по положению элемента в периодической системе

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их

6.Постановка проблемы. Открытие нового знания.

(слайд3)

(слайд 4)

Учитель Ребята, давайте посмотрим, где же находится алюминий в ряду активности металлов?



Правильно, т.е. рядом с активными металлами.

Какие выводы можно сделать о предполагаемой химической активности алюминия?

Учитель демонстрирует 2 пробирки, в которых за неделю до урока помещены железный гвоздь и алюминиевая проволока. Видно, что железный гвоздь заржавел, а проволока из алюминия не изменилась. Кроме того учитель демонстрирует ложку из алюминия. Учитель задает вопрос о проявленной химической активности алюминия. Итак, возникла проблема: является ли алюминий активным металлом?

Совместно выдвигается гипотеза: Алюминий является активным (неактивным металлом). (Гипотеза может быть и другой в зависимости от контингента учащихся и хода урока).

Ответы детей:

рядом с магнием и недалеко от натрия

Ученики: активный металл.

Ученики: алюминий - неактивный металл.

Совместно выдвигается гипотеза: Алюминий является активным (неактивным металлом). (Гипотеза может быть и другой в зависимости от контингента учащихся и хода урока).

Регулятивные:

умение принимать и сохранять цель урока

Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий

Личностные:

сравнивать разные точки зрения

7.Опытно-экспериментальная работа.

Учитель ставит с помощью учеников исследовательскую задачу урока: Рассмотреть и объяснить физические и химические свойства алюминия и на их основании объяснить причину применения алюминия в различных областях промышленности, в быту и т.д.



Каковы же физические свойства алюминия?



Учитель раздаёт коллекции изделий из алюминия (корпус от ароматических свечей, ложки, вилки, транспортиры и т.д.); коллекции «Металлы и сплавы», коллекции «Алюминий».

Можно предложить ребятам развернуться и организовать группы по 4 человека.





Учитель ставит с помощью учеников исследовательскую задачу урока: Рассмотреть и объяснить физические и химические свойства алюминия и на их основании объяснить причину применения алюминия в различных областях промышленности, в быту и т.д.

Дети высказывают свои предположения.

В группах (используя материалы коллекций и учебники) ученики обсуждают и записывают в тетрадь физические свойства алюминия в таблицу. (Колонка «Области применения» не заполняется.)

Физические свойства

Области применения

1. Высокая теплопроводность

2. Высокая электропроводность

3. Высокая пластичность, непрозрачность

4. Лёгкий (плотность 2,7г/см3)

5. toпл.= 660о C

6. Коррозийная стойкость

7. Высокий коэффициент отражения

Предметные:

применять знания в жизненных ситуациях;

Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «физические свойства алюминия»

Регулятивные:

умение планировать, контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность

(слайд 5)

(слайды 6,7,8,9)

(слайд 10)

Учитель демонстрирует опыт, доказывающий теплопроводность алюминия: нагревает закреплённую в лапке штатива алюминиевую проволоку с закреплёнными на ней пластилином металлическими гвоздиками.

Учитель предлагает рассмотреть химические свойства алюминия: демонстрирует опыты: взаимодействие алюминия с соляной кислотой и гидроксидом натрия, а также реакцию алюминия с этими веществами и с водой при очищении от оксидной плёнки (можно использовать мелкую наждачную бумагу). Учитель рассказывает о взаимодействии алюминия с простыми и сложными веществами. (часть опытов демонстрирует учитель, частично используются медиа-ресурсы).

Учитель задаёт вопрос: Так, является ли алюминий активным металлом?

1 ученик зарисовывает металлическую кристаллическую решётку алюминия у доски. Ученики озвучивают описанные физические свойства и дают им объяснение в соответствии с рисунком на доске.

(Ученики пишут реакции на доске и в тетрадях. После этого сравнивают записи со слайдами презентации) Ученики записывают химические свойства алюминия в таблицу, не заполняя колонку «Области применения»

Химические свойства

Области применения

Взаимодействие с простыми веществами

    2Al + 3Cl2 = 2AlCl3

    4 Al + 3O2 = 2Al2O3

    2Al + 3S = Al2S3

    2Al + N2 = 2AlN

    4Al + 3C = Al4C3

Взаимодействие со сложными веществами

    2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

    2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

алюминий проявляет амфотерные свойства

    8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe

    Al + HNO3 – пассивация

    2Al + 3CuCl2 = 2AlCl3 + 3Cu

Ученики путём обсуждения и дискуссии приходят к выводу: АЛЮМИНИЙ ОБЛАДАЕТ ДОСТАТОЧНО ВЫСОКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТЬЮ: ОН РЕАГИРУЕТ СО МНОГИМИ ПРОСТЫМИ И СЛОЖНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ ДАЖЕ ПРИ ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ.
КАЖУЩАЯСЯ НЕАКТИВНОСТЬ ЭТОГО МЕТАЛЛА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ЕГО ПОВЕРХНОСТИ ОКСИДНОЙ ПЛЁНКИ, КОТОРАЯ И ЗАЩИЩАЕТ МЕТАЛЛ ОТ ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.

Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятия «кристаллическая решётка алюминия»

Регулятивные:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

8. Закрепление нового материала

(слайд 11- 17)

Затем демонстрируются слайды 11-17, на которых размещены картинки, демонстрирующие области применения алюминия.

Ученики должны сказать , на каких физических и химических свойствах основана та или иная область применения. Данные занести в колонку «Области применения» в таблицах по физическим и химическим свойствам алюмиия.

физические свойства

области применения

1. Высокая теплопроводность

2. Высокая электропроводность

3. Высокая пластичность, непрозрачность

4. Лёгкий (плотность 2,7г/см3)

5. toпл.= 660о C

6. Коррозийная стойкость

7. Высокий коэффициент отражения

1. Автомобилестроение

2. Самолётостроение

3. Антикоррозийное покрытие, легирование сталей

4. Конструкционный материал в строительстве

5. Изготовление сплавов (дюралюминий) (показ из коллекции)

6. Электрические провода, ЛЭП

7. Тепловое оборудование

8. Изготовление зеркал

9. Пищевая промышленность (изготовление упаковок)

Химические свойства

Области применения

Взаимодействие с простыми веществами

2Al + 3Cl2 = 2AlCl3

4 Al + 3O2 = 2Al2O3

2Al + 3S = Al2S3

2Al + N2 = 2AlN

4Al + 3C = Al4C3

Взаимодействие со сложными веществами

2Al + 2NaOH + 6H2O = 2Na[Al(OH)4] + 3H2

2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2

алюминий проявляет амфотерные свойства

8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe

Al + HNO3 пассивация

2Al + 3CuCl2 = 2AlCl3 + 3Cu

1. Изготовление кухонной посуды

2. Получение металлов – алюмотермия

3. Изготовление коррозийно-стойких сплавов

4. Получение сероводорода

5. Бенгальские огни и фейерверки

6. Аппараты пищевой промышленности

7. Транспорт и хранение химических веществ

8. Легирующая добавка в сплавах

9. Изготовление цистерн для перевозки азотной кислоты

Предметные:

применять знания в жизненных ситуациях

Познавательные:

умение находить способы решения поставленной цели по определению и применению понятий Личностные:

ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу

Физминутка

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.

Дальнейшее закрепление материала проводится с применением технологии РКМЧП (составление синквейна) (5-7минут)

Эту работу можно проводить индивидуально, по парам или группой по 4 человека. Ребятам предлагается озвучить свои синквейны.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их

9. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель проводит обобщение знаний с применением приёма технологии РКМЧП «змейка»

Каждый ученик должен будет сказать что-то об алюминии, причём повторяться нельзя, поэтому нужно внимательно слушать предшествующие ответы своих товарищей.

Коммуникативные:

умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения, находить неточности и корректировать их

10. Итог урока

(слайд 18-21)

Рефлексия

(слайд 22)

Подходит к концу наше занятие.

-Понравился ли вам урок?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

-Всё ли было понятно?

- Покажите своё настроение с помощью условного знака.( Можно предложить нарисовать на листочке смайлик, выражающий отношение ученика к проведённому уроку):

Урок понравился, всё было понятно.

Урок понравился, но не всё понятно или не всё интересно.

 

 

Урок не понравился, ничего не понятно.

Кроме того можно предложить каждому ученику оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана  на доске:

    сегодня я узнал…

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял задания…

    я понял, что…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

     у меня получилось …

     я смог…

     я попробую…

     меня удивило…

     урок дал мне для жизни…

     мне захотелось…

Рефлексия содержания

Прием «Чемодан, корзина, мясорубка» позволяет проанализировать и оценить особенности содержания учебного материала. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. За каждым изображением находится соответствующее значение: чемодан обозначает самое главное, то, что сегодня можно «вынести» с урока, с чем не стоит расставаться в пути по дороге получения знаний, багаж ценной информации; мусорная корзина – это сведения, которые не вызвали интерес и не могут впоследствии быть использованы на практике; мясорубке соответствует информация, которая оказалась важной, но для применения она требует переработки, осмысления и дополнения. С помощью стикеров ученики заполняют свободное место под изображениями чемодана, корзины и мясорубки, оценивая материал.

Высказывания детей

Регулятивные:

умение провести рефлексию своих действий на уроке (сравнение, анализ, обобщение, классификация.)

11. Домашнее задание

П.13 №1,4. По желанию подготовить творческое задание (детектив, сказку, частушки, стихи, кроссворды, ребусы и т.д.) по теме: «Алюминий» с опорой на параграф, данные энциклопедий и Интернета.

- Спасибо всем за активность и старание!

Используемая литература:

    Габриелян О.С Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ О.С. Габриелян.-14 издание, исправленное.-М.:Дрофа, 2010.-270с.

     Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003 

    Лидин Р.А.Химические свойства неорганических веществ: учебное пособие для ВУЗов/ Р.А.Лидин, В.А.Молочка, Л.Л.Андреева. Под редакцией Р.А.Лидина.-М.:.Химия, 1996, 480с.



Комментарии

Желательно прикрепить презентацию!

9 February 2016