12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Латышева Надежда Леонидовна24239
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Математическая мозаика»


Методическая разработка
PDF / 1.35 Мб

Пояснительная записка.

Дисциплина

Математика (алгебра и начала математического анализа, геометрия)

Аудитория

10-11 класс

Головоломка разработана для старших школьников и содержит 4 варианта задания, однако 3 и 4 варианты можно предложить и школьникам среднего звена.

Цель

Создать условия для закрепления знаний обучающихся о математических понятиях и их роли в науке и повседневной жизни через игровые средства обучения.

Задачи

Образовательные:

 

  • закрепление знаний о математических понятиях
  • формирование интереса  математике
  • расширение кругозора

 

Развивающие:

 

  • развитие образного и логического мышления
  • развитие навыков сравнения, анализа и оценки информации,  установления причинно-следственных связей между объектами, выделять главное и существенное

 

Воспитательные:

 

  • воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, самостоятельность, настойчивость

 

Формы работы

индивидуальная, парная, групповая

Назначение

Головоломку можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе.

Источник картинок:

https://yandex.ru/images/

  

Кроссенс 1

Кроссенс 1 для распечатки
PNG / 606.65 Кб

Кроссенс 2

Кроссенс 2 для распечатки
PNG / 486.49 Кб

Кроссенс 3

Кроссенс 3 для распечатки
PNG / 710.9 Кб

Кроссенс 4

Кроссенс 4 для распечатки
PNG / 314.59 Кб

Правильные ответы.

 

Кроссенс № 1

Понятие: «Логарифм»

Цитата: «Изобретение логарифма, сократив работу астронома, продлило ему жизнь» Пьер Симон Лаплас, французский математик (1749-1827)

Цепочка рассуждений. Одной из предпосылок изобретения логарифма явились потребности астрономии. Совершенствование инструментов, исследование планетных движений и другие работы потребовали колоссальных, иногда многолетних расчетов. Главную трудность представляли умножение и деление многозначных чисел. Возникновение логарифма позволило заменить умножение, деление, возведение в степень и извлечение корня более простыми действиями сложения, вычитания, умножения и деления. Логарифмы придуманы независимо друг от друга Непером и Бюрги в начале 16 века. Логарифмы послужили основой создания замечательного вычислительного инструмента – логарифмической линейки, более 360 лет служившей инженерно-техническим работникам всего мира. Логарифмы широко используется в различных областях наук, в природе и в искусстве. Примером может служить логарифмическая спираль – особый вид спирали, часто встречающийся в природе. Например, по логарифмическим спиралям закручены многие галактики, раковины морских моллюсков, рога таких млекопитающих, как архары.

 

 Кроссенс № 2

Понятие: «Периодичность».

Цитата: «Тысячелетие в сравнении с вечностью более короткий период, чем мгновение ока в сравнении с движением самого медленного небесного тела, вращающегося в бесконечном пространстве»   Данте Алигьери, итальянский поэт, мыслитель (1265-1321)

Цепочка рассуждений. 

Периодичность – это повторяемость (цикличность) явления через определенные промежутки времени. С периодическими процессами человек сталкивается повсюду. В повседневной жизни – расписание движения поездов, заполненность городского транспорта. В природе – круговорот воды, морские приливы и отливы, эпидемии гриппа. В биологии –  биение сердца, дыхание, циклы в жизнедеятельности организма. В астрономии –  восход и заход Солнца, изменение фаз Луны, чередование времен года, положение звезд на небе, затмения и движение планет. В физике – колебательные процессы, явления и системы (звук, электромагнитные волны, волны на поверхности жидкости, пружины, маятники). В химии –  периодическая система элементов и т.д. Периодическая функция –  это функция, повторяющая свои значения через некоторый регулярный интервал аргумента.

 

Кроссенс № 3

Понятие: «Симметрия».

Цитата: «Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство» Герман Вейль,  немецкий математик и физик (1885-1955)

Цепочка рассуждений. 

С давних пор человек наблюдал явление симметрии в природе. Крылья бабочек, зеркально повторяющие друг друга, симметричны. Морская звезда пример живого организма с поворотной симметрией 5-го порядка. Даже такие крошечные образования, как снежинки, регулируются законами симметрии. Симметрия пронизывает буквально все вокруг, захватывая, казалось бы, совершенно неожиданные области – от объектов архитектуры до предметов повседневного обихода. Симметрия окружающего нас мира находит отражение в искусстве, например, в работах голландского художника и графика М. Эшера. Человек не может не восхищаться красотой симметрии. Математика изучает свойства симметрии на плоскости и в пространстве, например, симметрию правильных многогранников.

 

Кроссенс № 4

Понятие: «Процент».

Цитата: «Идеи – это капиталы, которые приносят проценты лишь в руках таланта» Антуан де Ривароль, французский писатель (1753-1801)

Цепочка рассуждений. 

 

Понятие процента основано на понятиях доли и дроби. С дробями мы встречаемся в жизни на каждом шагу, например, когда делим торт или записываем размер такта музыкального произведения. Приняв, что 1 целое = 100% (100 пуговиц – 1 набор), мы легко записываем проценты в виде десятичной дроби. Проценты находят применение во многих сферах нашей жизни. В процентах мы оцениваем вероятность наступления случайных событий. В банковском деле понятие процента означает рост капитала. В процентах выражаются относительные статистические показатели, которые помогают нам воспринимать и сравнивать большой объем фактических данных. Сравнивать и представлять информацию графически также удобно исходя из процентного соотношения величин.

 

Опубликовано в группе «Математическая мозаика»


Комментарии (16)

сменить сортировку
Латышева Надежда Леонидовна, 08.06.19 в 12:24 6Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за оценку!
Овчинникова Ольга Николаевна, 08.06.19 в 09:59 7Ответить Пожаловаться
Очень интересное задание! Спасибо!
Латышева Надежда Леонидовна, 08.06.19 в 12:24 7Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Николаевна! Приятно, что Вы проявляете интерес к моим публикациям!
Пономарева Ирина Анатольевна, 08.06.19 в 13:36 7Ответить Пожаловаться
Взяла в избранное. Спасибо, Надежда Леонидовна!
Латышева Надежда Леонидовна, 08.06.19 в 20:01 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку, Ирина Анатольевна!
Медведева Татьяна Петровна, 08.06.19 в 14:27 5Ответить Пожаловаться
Надежда Леонидовна, спасибо за качественный ресурс. Отправлено в "избранное"
Латышева Надежда Леонидовна, 08.06.19 в 20:04 5Ответить Пожаловаться
Очень рада, Татьяна Петровна, что кроссенсы Вам понравились!
Латышева Надежда Леонидовна, 09.06.19 в 22:55 4Ответить Пожаловаться
В ответ Медведева Татьяна Петровна
Татьяна Петровна, это, оказывается, увлекательное занятие! Я сама совсем недавно жаловалась Елене Николаевне, что мне не даются кроссенсы. Но, по-моему, все же получилось! Главное - желание!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.