Кроссворд по русскому языку «Лексика. Историзмы и архаизмы. Хозяйственная утварь и посуда» (7 класс)

7
2
Материал опубликован 27 October 2020 в группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к кроссворду «Лексика. Историзмы и архаизмы. Хозяйственная утварь и посуда» для обучающихся 7 класса.

Цель данной головоломки – развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры народа, воспитывать внимание к культуре речи, точности слов. В процессе работы, обучающиеся научатся различать архаизмы и историзмы, смогут обдумать и обсудить уместность употребления данных слов в современной лексике. Кроссворд способствует развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке, развивает логическое мышление, смекалку и воображение, воспитывает любовь к родному языку, истории и культуре своих предков, поможет развить исследовательские способности детей при работе с материалом из толковых словарей.

Рекомендации учителю при выполнении данного вида задания - дать установку ученикам разбить слова на 2 блока: историзмы и архаизмы, вписывать их в кроссворд разным цветом. Уместно давать такое задание в конце проведения урока (на этапе закрепления материала) в игровой форме, используя командную форму работы с определением победителей.

Дополнением будет иллюстрированный материал по теме, который поможет направить обучающихся на решение заданий.

Особенностью данной головоломки (кроссворда) являются вопросы в форме народных загадок разных народов СССР в переводе на русский язык.

Через данный кроссворд обучающиеся не только изучат тему урока, но и познакомятся с загадками, которые дадут возможность почувствовать прелесть народного искусства слова и приблизиться к вековой народной мудрости.

Источник, использованный для составления головоломки – сборник народных загадок «Загадай-отгадай!» (составитель- Е.Т. Долгих).


Кроссворд на тему

«Лексика. Архаизмы и историзмы. Хозяйственная утварь, посуда»



12





3





4












ч





у


2



г












е





ш


п



о






7






р



1

с

а

м

о

в

а

р


6




у






п


9



т


м



ш


ж




х




11

к

а

д

к

а




е



о


е




в






к


о





л


5

к

о

р

з

и

н

а







8

р

е

ш

е

т

о





н




т








о










о












м









10

в

е

р

е

т

е

н

о





ы










а












с






















л






















о


















ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:


1. Посмотри: котёл и дымоход, а внутри огонь с водой живёт.


11. Без души родился, народу пригодился; дам пить-пьёт, попрошу – отдаёт.


5. К лесу иду – пустым-пусто, из лесу иду – густым-густо.


8. Купили новенькое, такое кругленькое, качают в руках, а оно всё в дырах.


10. Сколько раз крутится, настолько и вырастет.



ПО ВЕРТИКАЛИ:


12. Рыба в море – хвост на заборе.


3. У туши уши, а головы нет.


4. В земле родился, на кружале вертелся, на огне пёкся; на базаре был, людей кормил, как упал, так и пропал – никто не прибрал.


2. Пришёл мохнатыч из лесу: и золу, и золото забрал.


7. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает; что схватит - отдаёт, а сам в угол идёт.


6. Брат брата трёт, белая кровь идёт.


9. Гибкий лес на плечи влез.

Сетка кроссворда
DOCX / 14.62 Кб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Татьяна Владимировна, интересная работа, но, к сожалению, Вы не разместили отдельным файлом сетку кроссворда с вопросами, чтобы можно было им воспользоваться.

27 October 2020

Спасибо большое! Постараюсь исправить!

28 October 2020