Кроссворд по русскому языку «Лексика. Историзмы и архаизмы. Хозяйственная утварь и посуда» (7 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к кроссворду «Лексика. Историзмы и архаизмы. Хозяйственная утварь и посуда» для обучающихся 7 класса.
Цель данной головоломки – развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры народа, воспитывать внимание к культуре речи, точности слов. В процессе работы, обучающиеся научатся различать архаизмы и историзмы, смогут обдумать и обсудить уместность употребления данных слов в современной лексике. Кроссворд способствует развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке, развивает логическое мышление, смекалку и воображение, воспитывает любовь к родному языку, истории и культуре своих предков, поможет развить исследовательские способности детей при работе с материалом из толковых словарей.
Рекомендации учителю при выполнении данного вида задания - дать установку ученикам разбить слова на 2 блока: историзмы и архаизмы, вписывать их в кроссворд разным цветом. Уместно давать такое задание в конце проведения урока (на этапе закрепления материала) в игровой форме, используя командную форму работы с определением победителей.
Дополнением будет иллюстрированный материал по теме, который поможет направить обучающихся на решение заданий.
Особенностью данной головоломки (кроссворда) являются вопросы в форме народных загадок разных народов СССР в переводе на русский язык.
Через данный кроссворд обучающиеся не только изучат тему урока, но и познакомятся с загадками, которые дадут возможность почувствовать прелесть народного искусства слова и приблизиться к вековой народной мудрости.
Источник, использованный для составления головоломки – сборник народных загадок «Загадай-отгадай!» (составитель- Е.Т. Долгих).
Кроссворд на тему
«Лексика. Архаизмы и историзмы. Хозяйственная утварь, посуда»
12 | 3 | 4 | |||||||||||||||||||
ч | у | 2 | г | ||||||||||||||||||
е | ш | п | о | 7 | |||||||||||||||||
р | 1 | с | а | м | о | в | а | р | 6 | у | |||||||||||
п | 9 | т | м | ш | ж | х | |||||||||||||||
11 | к | а | д | к | а | е | о | е | в | ||||||||||||
к | о | л | 5 | к | о | р | з | и | н | а | |||||||||||
8 | р | е | ш | е | т | о | н | т | |||||||||||||
о | о | ||||||||||||||||||||
м | 10 | в | е | р | е | т | е | н | о | ||||||||||||
ы | а | ||||||||||||||||||||
с | |||||||||||||||||||||
л | |||||||||||||||||||||
о |
ВОПРОСЫ К КРОССВОРДУ
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Посмотри: котёл и дымоход, а внутри огонь с водой живёт.
11. Без души родился, народу пригодился; дам пить-пьёт, попрошу – отдаёт.
5. К лесу иду – пустым-пусто, из лесу иду – густым-густо.
8. Купили новенькое, такое кругленькое, качают в руках, а оно всё в дырах.
10. Сколько раз крутится, настолько и вырастет.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
12. Рыба в море – хвост на заборе.
3. У туши уши, а головы нет.
4. В земле родился, на кружале вертелся, на огне пёкся; на базаре был, людей кормил, как упал, так и пропал – никто не прибрал.
2. Пришёл мохнатыч из лесу: и золу, и золото забрал.
7. Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает; что схватит - отдаёт, а сам в угол идёт.
6. Брат брата трёт, белая кровь идёт.
9. Гибкий лес на плечи влез.
DOCX / 14.62 Кб
Ахметшина Наталья Юрьевна
Иванова Татьяна Владимировна