Урок по русскому языку в 10 классе «Общеупотребительная и общенаучная лексика»

5
0
Материал опубликован 12 December 2016

Куанышбаева Жанар Ибайдуллаевна

Учитель русского языка и литературы

ГКУ «Средняя школа имени Н.Бозжанова с ДМЦ»

Русский язык, 10 класс

 Жанпейс У.А., Майбалаева А.А. Русский язык. Учебник для 10 класса общественно-гуманитарного направления. – Алматы: Мектеп, 2014.

Тема урока: Общеупотребительная и общенаучная лексика русского языка

Цель урока: обобщить изученный материал о лексике русского языка, воспитание уважения и бережного отношения к русскому языку, развитие критического мышления, творческих способностей, грамотной речи.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщение темы и целей урока

II. Проверка домашней работы

III. Формирование новых понятий

1. Сравните данные группы слов. Какая группа слов хорошо известна, постоянно встречается с повседневном общении?

Утро, вечер, обед, дом, окно, дверь, хороший, добрый, идти, учиться, работать, отдыхать

Анализ, аналогия, аргумент, исследование, категория, классификация, синтез, эксперимент, система

2. Чтение теоретического материала

В лексике русского языка имеются слова, которые составляют ее основу и употребляются без всяких ограничений. Эти слова относятся к общеупотребительной лексике. В состав общеупотребительной лексики входят существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, междометия и др. Им свойственна общенародная распространенность и известность.

Общенаучная лексика – это лексика, которая употребляется во многих науках. Общенаучные слова характеризуются однозначностью и полным отсутствием эмоциональной окраски.

IV. Применение. Формирование умений и навыков

1. Упр.84 Выпишите вначале общеупотребительные слова, затем – общенаучные.

Общеупотребительные - Человек, характер, общество и т.д.

Общенаучные - Клетка, анализ, исследование и т.д.

2. Распределите общеупотребительную лексику по темам:

1) слова, называющие явления, понятия общественно-политической жизни; 2) слова, называющие явления культурной жизни; 3) бытовые наименования; 4) слова, обозначающие природные явления

1

2

3

4

парламент

конференция

саммит

депутат

съезд

хор

солист

ансамбль

ария

шоу

кондиционер

жалюзи

картина

рынок

ярмарка

водопад

град

снегопад

радуга

затмение

3. Игра-разминка «Назовите одним словом»

Встреча глав государств, правительств. /саммит/

Степень популярности, авторитета какого-либо лица, организации, группы./рейтинг/

Предварительное объявление о гастролях, спектаклях, концертах./анонс/

Объявление о том, что все билеты на концерт, спектакль проданы./аншлаг/

Богатый покровитель наук и искусств./меценат/

Официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны./коммюнике/

Должностное лицо, представляющее интересы государства на территории другой страны./консул/

Дипломатический документ, детально излагающий суть обсуждаемых вопросов , служащий дополнением к ноте./меморандум/

Дипломатическое обращение одного правительства к другому. /нота/

4. Развитие речи. Работа с текстом упр. 85, 88

Класс делится на группы. Задания для групп:

Прочитайте тексты. Сформулируйте оновную мысль текста

Опираясь на тексты, создайте в группе постер на одну из тем: «Самое главное – воспитай в себе Человека», «Высочайшее призвание человека»

Защита постеров

V. Обобщение урока:

1. Какая лексика составляет основу языка?

2.Какие слова входят в этот пласт?

3. Что для них характерно?

4. Какая лексика употребляется в большинстве наук?

5.Чем она характеризуется?

6.Какая лексика является наиболее употребительной во всех сферах речевой коммуникации?

VI. Этап информации о домашнем задании

§ 10, упр. 90,91

VII. Подведение итогов

VIII. Этап рефлексии

5 – 5 – 1

Сделать итог сегодняшнего урока в 5 предложениях.

Сократить до 5 слов.

Сейчас до 1 слова.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.