Урок по русскому языку в 10 классе «Общеупотребительная и общенаучная лексика»
Куанышбаева Жанар Ибайдуллаевна
Учитель русского языка и литературы
ГКУ «Средняя школа имени Н.Бозжанова с ДМЦ»
Русский язык, 10 класс
Жанпейс У.А., Майбалаева А.А. Русский язык. Учебник для 10 класса общественно-гуманитарного направления. – Алматы: Мектеп, 2014.
Тема урока: Общеупотребительная и общенаучная лексика русского языка
Цель урока: обобщить изученный материал о лексике русского языка, воспитание уважения и бережного отношения к русскому языку, развитие критического мышления, творческих способностей, грамотной речи.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока
II. Проверка домашней работы
III. Формирование новых понятий
1. Сравните данные группы слов. Какая группа слов хорошо известна, постоянно встречается с повседневном общении?
Утро, вечер, обед, дом, окно, дверь, хороший, добрый, идти, учиться, работать, отдыхать |
Анализ, аналогия, аргумент, исследование, категория, классификация, синтез, эксперимент, система |
2. Чтение теоретического материала
В лексике русского языка имеются слова, которые составляют ее основу и употребляются без всяких ограничений. Эти слова относятся к общеупотребительной лексике. В состав общеупотребительной лексики входят существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, междометия и др. Им свойственна общенародная распространенность и известность.
Общенаучная лексика – это лексика, которая употребляется во многих науках. Общенаучные слова характеризуются однозначностью и полным отсутствием эмоциональной окраски.
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1. Упр.84 Выпишите вначале общеупотребительные слова, затем – общенаучные.
Общеупотребительные - Человек, характер, общество и т.д.
Общенаучные - Клетка, анализ, исследование и т.д.
2. Распределите общеупотребительную лексику по темам:
1) слова, называющие явления, понятия общественно-политической жизни; 2) слова, называющие явления культурной жизни; 3) бытовые наименования; 4) слова, обозначающие природные явления
1 |
2 |
3 |
4 |
парламент конференция саммит депутат съезд |
хор солист ансамбль ария шоу |
кондиционер жалюзи картина рынок ярмарка |
водопад град снегопад радуга затмение |
3. Игра-разминка «Назовите одним словом»
Встреча глав государств, правительств. /саммит/
Степень популярности, авторитета какого-либо лица, организации, группы./рейтинг/
Предварительное объявление о гастролях, спектаклях, концертах./анонс/
Объявление о том, что все билеты на концерт, спектакль проданы./аншлаг/
Богатый покровитель наук и искусств./меценат/
Официальное правительственное сообщение о международных переговорах и соглашениях, о важных событиях во внутренней жизни страны./коммюнике/
Должностное лицо, представляющее интересы государства на территории другой страны./консул/
Дипломатический документ, детально излагающий суть обсуждаемых вопросов , служащий дополнением к ноте./меморандум/
Дипломатическое обращение одного правительства к другому. /нота/
4. Развитие речи. Работа с текстом упр. 85, 88
Класс делится на группы. Задания для групп:
Прочитайте тексты. Сформулируйте оновную мысль текста
Опираясь на тексты, создайте в группе постер на одну из тем: «Самое главное – воспитай в себе Человека», «Высочайшее призвание человека»
Защита постеров
V. Обобщение урока:
1. Какая лексика составляет основу языка?
2.Какие слова входят в этот пласт?
3. Что для них характерно?
4. Какая лексика употребляется в большинстве наук?
5.Чем она характеризуется?
6.Какая лексика является наиболее употребительной во всех сферах речевой коммуникации?
VI. Этап информации о домашнем задании
§ 10, упр. 90,91
VII. Подведение итогов
VIII. Этап рефлексии
5 – 5 – 1
Сделать итог сегодняшнего урока в 5 предложениях.
Сократить до 5 слов.
Сейчас до 1 слова.