Кольца Луллия
Подготовила:
Альмяшева Ольга Александровна –
воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад№359 Советского района Волгограда»
В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи
В массовой педагогической практике фиксируется проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Это больше всего связано с отсутствием системы методов, которыми можно было увлечь ребенка творческой деятельностью. Дети не могут пользоваться имеющимися у них знаниями, так как они разобщены, не востребованы в полной мере и, следовательно, не являются основой для дальнейших мыслительных операций. Развитие мышления невозможно без формирования умственных операций. Умение классифицировать – одна из составляющих творческих способностей человека.
Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, его можно применять для воспитания и развития детей по всем разделам программы. С помощью этой игры стало возможным обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребенка и его познавательных интересов
Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Игpa предназначена как для работы с подгруппой детей, так и для самостоятельной детской деятельности
Пособие используется в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а также в режимных моментах.
Данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.
Для изготовления пособия были взяты два прямоугольных куска фанеры
шириной, равной диаметру колец(так же вырезанных из фанеры), и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец
В верхнем прямоугольнике вырезано окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка укреплена на небольших петельках.. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров кругов.
Правила игры (одинаковые во всех темах) :
1. Установить пособие на столе.
2. Поднять крышку.
3. На круги сверху уложить выбранные кольца с картинками.
4. Закрыть крышкой.
5. Прокрутив первый диск в окошечке устанавливается картинка, а прокручивая второй диск, ребенок подбирает правильный ответ.
пластинок.
Цель использования пособия: формирование представлений дошкольников об окружающем мире; развитие творческого мышления и воображения; обогащение словарного запаса; формирование элементарных математических и экологических представлений
Нельзя не отметить универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры
Вариантов игр множество. Всё зависит от возраста, поставленных задач , пройденного детьми материала.
Пособие позволяет решать задачи:
-развивать познавательную активность;
-сенсорное развитие (восприятие цвета, формы);
-формировать элементарные математические представления;
-совершенствовать грамматический строй речи;
-развивать мелкую моторику и координацию движений рук.
-Развивать креативные способности дошкольников.
-Развивать навыки фантастического преобразования объектов.
Образовательная область " «Познавательное
развитие"
Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. Закреплять умение различать цвета; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
Развитие элементарных математических представлений
«Счет»
«Цвет»
«Сериация»
Образовательная область " «Познавательное развитие"
.
Развитие элементарных математических представлений
Задачи: 1. Закрепить умение различать и называть пространственные отношения: справа — слева.
2. Упражнять детей в определении правой руки и правой стороны; левой руки и левой стороны
«Какой фигуры не хватает?»
«Ориентация»
Образовательная область «Познавательное развитие"
Формирование целостной картины мира
«Чей малыш»
«Кто где живет?»
«Найди по силуэту «
Домашние животные
Дикие животные
Задачи: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития у детей через формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Ч
«Что для чего»
«Что получиться, если объединить……»
Образовательная область «Познавательное развитие"
Безопасность
Цель:
Способствовать развитию аналитического мышления посредством нахождения общего и различного между
похожими предметами и ситуациями.
- Закрепить виды транспорта
«Что быстрее»
«Плавает-летает»
«Ездит-плавает»
«Третий лишний»
Образовательная область
«Социально-личностное развитие» и
« Развитие речи»
Задача: Уточнить представления детей о труде взрослого, опираясь на «модели труда»
«Профессии»
Задачи:
Закреплять умение узнавать отдельные сказки по отдельным признакам;
активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова;
«Герои сказок»
Образовательная область
«Развитие речи»
Цель игры: Развитие речи, внимания, образной и смысловой памяти, логического мышления. Научить детей находить предметы, противоположные по значению.
«Противоположности»
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Задачи: Закреплять умение различать и называть цвета, умение составлять узор, обозначать результат словами "такой", "не такой"
Подбери по цвету
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Музыка
Задача: Закрепить умение детей различать и называть музыкальные инструменты
«Кто на чем играет»
Задачи: развивать внимание, зрительное восприятие, память, связную речь.
Игры на внимание
«Определи эмоции»
«Что перепутал художник»
Например, совпали из взрослых животных зайчиха - из детенышей лисята: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить». Заранее сказать детям, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
В этом случае раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация.
Можно самостоятельно изобретать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу также могут подключиться и воспитанники.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/15/prezentatsiya-k-didakticheskoy-igre-koltsa-lulliya
http://www.myshared.ru/slide/1003660/
http://presentacid.ru/ppt/4905-prezentaciya_k_didakticheskoy_igre__kolca_lulliya_
Презентацию моей игры можно найти на многих сайтах
Голубчикова Светлана Сергеевна
Мастина Ольга Валерьевна