Кто же он: «Изверг, вне законов природы рождённый» или «удивительно симпатичный злодей»?
Кто же он: «изверг, вне законов природы рождённый» или «удивительно симпатичный злодей»?
Цели урока:
Образовательная - способствовать формированию понятия "художественный образ", определить образ Емельяна Пугачёва как натуру противоречивую, неоднозначную.
Развивающая - развивать умение работать с различными источниками информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач.
Воспитательная - способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство".
Оборудование:
компьютер, мультимедиапроектор, презентация по теме урока, раздаточный материал для групп, материал для рефлексии.
Тип занятия - урок комплексного применения знаний.
Педагогические технологии: технология РКМЧП, технология проблемного диалога.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Продолжительность урока – 120 мин.
Предварительная работа (индивидуальные задания):
Исследование фрагментов книги «История Пугачёва».
Изыскание на тему «Причины восстания глазами Пушкина – историка и авторов учебника истории»
Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация знаний::
- Фигура Емельяна Пугачева вызывает огромный интерес не только у историков, но и поэтов, композиторов, драматургов, кинорежиссёров. Действительно: как удалось неграмотному казаку объединить вокруг себя десятки тысяч людей разных сословий и в течение двух лет наводить ужас на власть предержащих?
Познакомимся с мнениями об этой исторической личности: СЛАЙД 1
1.Пугачёв отличается зверством, а вместе беззаветным русским добродушием.
(Ф.М.Достоевский)
2.У Пушкина Пугачёв показан в сущности удивительно симпатичным злодеем.
(П.И.Чайковский)
3. В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв. Пушкинский Пугачёв есть собирательный разбойник… всех загубивший, одного полюбивший. И если мы уже зачарованы Пугачёвым из-за того, что он Пугачёв, то есть живой страх, то как же нам не зачароваться им вдвойне и вполне, когда этот страшный – ещё и добрый, когда этот изверг – ещё и любит».
(М.Цветаева)
- Что объединяет эти высказывания?
- Польский поэт и историк Владислав Броневский в книге «История Донского войска» высказал такое мнение о Пугачёве: СЛАЙД 2
4. «Емелька Пугачёв бесспорно принадлежал к редким явлениям, к извергам, вне законов природы рождённым; ибо в естестве его не было и малейшей искры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение от бессмысленного животного отличают. История сего злодея может изумит порочного и вселить отвращение даже в самих разбойниках и убийцах. Она вместе с тем доказывает, как низко может падать человек и какое адскою злобой может быть преисполнено его сердце».
( В. Броневский)
- Можно ли по данному высказыванию понять отношение к Пугачёву?
Итак, наша задача: решить: СЛАЙД 3. Кто же он: «изверг, вне законов природы рождённый» или «удивительно симпатичный злодей»?
Определим цели нашей работы: (выслушивание высказываний): СЛАЙД 4
IΙ. Для того чтобы решить данную проблему, обратимся к материалам, изображающим героя нашего урока, а именно: историческим фактам и произведениям А. С.Пушкина «История Пугачёва» и «Капитанская дочка».
Некоторым вашим одноклассникам были даны опережающие задания, и сейчас творческая группа, изучавшая исторические данные, представит нам свои изыскания.
- Выступление группы, представляющей изыскание на тему «Причины восстания глазами Пушкина – историка и авторов учебника истории»
ВЫВОД: Можно ли сказать, что с точки зрения истории восстание Пугачева - закономерный процесс? (Ответы обучающихся)
А. С. Пушкин был первым исследователем личности предводителя восстания, он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, опросил старожилов, работал в провинциальных архивах и в 1834году написал «Историю Пугачева». Послушаем исследователей этого труда, которым нужно было ответить на вопрос: каким предстаёт перед нами Пугачёв в этом произведении?
- выступление группы
- Каким же вы увидели Пугачёва? (Ответы обучающихся)
- Напомните нам, кто в повести «Капитанская дочка» является своеобразным «биографом» Пугачёва? (Пётр Гринёв)
- Сколько раз встречаются Гринёв и Пугачёв?
Соответственно количеству этих встреч мы создадим группы, которые проанализируют эпизоды встреч и ответят на вопрос: Каким предстаёт перед нами гринёвский Пугачёв? СЛАЙД 5
1 группа – анализ главы «Вожатый»:
Чем поразил при первой встрече Пугачев Гринёва?
Какие детали выделяет автор во внешности Пугачева?
Как отреагировал Пугачев на подарок Гринева, что сказал?
2 группа – анализ главы «Приступ»:
Как ведет себя Пугачев при наступлении на крепость, когда начала стрелять пушка и все "отхлынули назад"?
Охарактеризуйте поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой.
Как отреагировали жители на приход Пугачева?
3 группа – анализ главы «Мятежная слобода»:
Как отреагировал Пугачев на сообщение Гринева, что обижают сироту?
Проанализируйте эпизод главы от слов: «Вдруг Пугачев прервал мои размышления, обратясь ко мне с вопросом…. До… кровью, а там что бог даст! — Какова калмыцкая сказка?» Ответьте на вопросы:
Верит ли Пугачев в успех своего восстания?
Что ответил Пугачев на предложение Гринева покаяться?
В чем аллегорический смысл сказки, рассказанной Пугачевым?
4 группа – анализ глав «Сирота» и «Суд» (от слов «он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу»
Как Пугачёв реагирует на обман Гринёва?
Почему он вновь отпускает Гринёва?
Почему Гринёв пошёл на казнь Пугачёва?
Что для Пугачёва было появление Гринёва?
Подведение итогов:
- Каким предстаёт Пугачёв в повести Пушкина? (высказывания обучающихся)
Но вот парадокс: «История Пугачёва» была написана Пушкиным в 1834 году, а «Капитанская дочка» - в 1836. В «Истории» Пушкин даёт крайне неприглядный портрет Пугачёва. Почему же он изменил своё мнение о нём?
- Так кто же такой Пугачев? В чём трагичность этого образа?
Ответ на этот вопрос вы дадите, выполнив домашнее задание.
Определение домашнего задания: Сочинение-миниатюра «Моё мнение о Емельяне Пугачёве».
- Обратимся к словам Марины Цветаевой, автора эссе «Пушкин и Пугачёв»: СЛАЙД 6:
"От Пугачёва на Гринёва шла могучая чара: Полюбить того, кто на твоих глазах убил отца, а затем и мать твоей любимой, оставляя её круглой сиротой,: такого любить - никакая благодарность не заставит. А чара - и не то заставит, заставит и полюбить того, кто на твоих глазах зарубил самое любимое, девушку. Чара: скроет от тебя всё злодейство врага, всё его вражество, оставляя только одно: твою к нему любовь. Чара дана и пронесена сквозь все встречи, она дана в магической внешности Пугачёва: Чара - в его чёрных глазах и чёрной бороде, чара в его усмешке, чара - в его опасной ласковости. Чара - в его напускной важности:
В "Капитанской дочке" Пушкин под чару Пугачёва попал и до последней строки из-под неё не вышел".
- Как М.Цветаева определяла суть отношений между Пугачёвым и Гринёвым?
- Согласны ли вы с её мнением, что Пушкин в лице Гринёва так не вышел из-под магического влияния Пугачёва, внутренне соглашаясь с ним во всех его поступках?
Вывод. Слово учителя.
"Капитанская дочка" - своеобразное "завещание" Пушкина. Открывая читателю правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" - предостерегающе восклицает поэт. Нам очень важно осознавать, что любая острая ситуация, любой острый конфликт может быть разрешен, если человеческие отношения строятся на доброте, гуманности, милосердии и взаимоуважении.
Подведение итогов урока – выставление оценок активно работавшим ученикам.
Рефлексия: заполнить предложенные карточки:
На уроке я работал |
активно / пассивно |
Своей работой на уроке я |
доволен / не доволен |
Урок для меня показался |
коротким / длинным |
За урок я |
не устал / устал |
Мое настроение |
стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был
|
понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Домашнее задание мне кажется |
легким / трудным интересным / неинтересным |