Эссе «Кто же он, педагог 21 века?»
Кто же он, педагог 21 века.
Учитель - больше чем учитель,
Он просветитель и мыслитель,
Носитель знаний и идей,
И друг, защитник для детей
Марк Львовский
Кто же он педагог 21века? Какими качествами он должен обладать? На этот вопрос сложно сразу ответить. В педагогическом словаре понятие «Учитель» раскрывается как « человек, занимающийся обучением и воспитанием учащихся, как правило, профессионально подготовленный. Но учитель – это, прежде всего, лицо, добровольно взявшее на себя высокую ответственность за воспитание и обучение другого человека, впустившее его в свое сознание и осуществляющее духовное руководство им». Из чего следует, что учитель – это человек, который любит свое дело. Педагог должен владеть организаторскими умениями и навыками, уметь увлечь детей за собой. Он должен обладать такими качествами, как , целеустремленность, настойчивость, наблюдательность, трудолюбие.
Любой педагог - это своего рода актер и должен быть артистичен, должен владеть ораторскими способностями. Кроме того, он должен быть доброжелателен к детям, терпелив, внимателен, не равнодушен к проблемам ребенка, всегда переживает с ним все его этапы удач и неудач. А если необходимо, то всегда готов протянуть руку помощи и поддержат ребенка.
Эпоха сменяет эпоху, все совершенствуется, усложняется и расширяется список качеств, которыми должен владеть педагог. Он должен обладать широким кругозором, владеть технологиями общения, быть коммуникабельным. И если раньше у учителя в арсенале были только мел и доска, то с развитием ИКТ арсенал этот значительно расширился: персональные компьютеры, интерактивные доски, планшеты и др, а значит появилась необходимость развивать умения работать со всем этим «богатством». Педагог должен владеть информационными технологиями и уметь применить их на своих уроках. Педагог должен уметь работать с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, быть готовым к ведению школьной документации на электронных носителях и к осуществлению дистанционной образовательной деятельности.
Процесс обучения и воспитания не стоит на месте, совершенствуются методы и приемы работы на уроке, разрабатываются новые технологии обучения. Появляется необходимость развивать у себя такие профессиональные качества, как педагогическое мастерство, владение технологиями педагогического труда, быть эрудированным в разных областях знаний. Педагог должен быть компетентен, а это значит, что он должен заниматься своим самообразованием и развитием своего профессионального мастерства, уметь быстро переключаться, быть новатором в своем деле. Профессиональная компетентность учителя включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств (компетенций), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Она предполагает наличие у учителя как методологической, методической и технологической грамотности, так и его ценностных установок, жизненного опыта.
Хотелось бы вспомнить слова Л.Н.Толстого об учителе: «Если учитель имеет только любовь к делу, - он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». Я считаю, что слова Льва Николаевича актуальны во все времена. Педагог 21 века – это человек. страстно преданный своей профессии. Настоящий «фанатик» своего дела. Современный педагог – образец культуры и воспитания, с него берут пример, ему подражают. Он мобилен и гибок, в его сундучке припрятаны различные методы и формы взаимодействия и организации процесса обучения. Но как бы не менялся мир и требования, какие бы изменения не происходили в мире - неизменным остается одно: главное качество современного учителя, - умение дарить детям любовь и заботу.
Светлана Евгеньевна Лось