Ктп к элективному курсу «Секреты русского словообразования»
Раздел | Номер урока | Тема урока | Дата проведения | Оборудование | |
план | факт | ||||
Исторические изменения в структуре слова 8 ч. |
| | | | Раздаточный материал. Справочники, словообразовательные словари. Предметные картинки, этимологический словарь. Диск "Справочник школьника". Словари. Презентации. |
| 1 | Введение. Исторические изменения в структуре слова. Появление новых морфем. | 19.01 | | |
| 2 | Опрощение, переразложение, усложнение. | 26.01 | | |
| 3 | Изменение звукового облика морфем. | 9.02 | | |
| 4 | Семинар на тему: "Изменение звукового облика морфем". | 16.02 | | |
| 5 | Иноязычные элементы при образовании слов. Словообразовательные и семантические кальки. | 2.03 | | |
| 6 | Ознакомление с историей и этимологией отдельных слов. История и этимология отдельных слов. | 2.03 | | |
| 7 | Этимологический анализ слова и его написание. Практическая работа " Этимологический анализ слова и его написание". | 9.03 | | |
| 8 | Этимологический словарь; орфографический словарь с этимологическими комментариями; работа с ними. | 16.03 | | |
Изобразительные возможности русского словообразования. 9 ч. | | | | | Раздаточный материал. Презентации. Тесты.Раздаточный материал. Лабораторный лист. Диск "Фраза". |
| 9 | Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды словообразовательных повторов. | 23.03 | | |
| 10 | Повтор служебных частей слова (приставок, суффиксов), однокоренных слов. Повтор слов ,образованных по одной словообразовательной модели. | 6.04 | | |
| 11 | Слова-паронимы и паронимическое противопоставление. Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как изобразительный прием. | 13.04 | | |
| 12 | Особенности употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами в произведениях УНТ. Своеобразие использования уменьшительно-ласкательных суффиксов в художественных произведениях . | 20.04 | | |
| 13 | Семантизация морфем как прием привлечения внимания к лексическому значению слова. Основные способы привлечения внимания к значению морфем. | 27.04 | | |
| 14 | Использование двухприставочных глаголов в произведениях устного народного творчества и в поэтических текстах. Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова. Значение составляющих его морфем. | 4.05 | | |
| 15 | Производные и производящие основы слова. Внутренняя форма слова как объяснимость производного слова значением составляющих его морфем. | 11.05 | | |
| 16 | Прием обыгрывания внутренней формы слова как средство выражения иронии, сарказма. Ассоциативные каламбуры, построенные на ошибочном толковании внутренней формы слова. | 18.05 | | |
| 17 | Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Наблюдение за использованием указанных приемов в произведениях художественной литературы. | 18.05 | | |
| | Итого: 17ч. | | | |