Программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
_________________________________________________________________
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №16
г.о.Красногорск
_________ О.В. Москаленко
«_____» сентября 2017г.
М.П.
Рабочая программа
для элективного курса
по русскому языку «Подготовка к ГИА»
(базовый уровень изучения)
9 класс
Составитель:
Филь Светлана Константиновна
Срок реализации 1 год
2017
Пояснительная записка
Актуальность Подготовка девятиклассников к ГИА (ОГЭ) по русскому языку – это длительный и достаточно сложный процесс. Он осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности, составляющей последней является кружковая работа.
Занятия в рамках кружка по подготовке к ГИА (ОГЭ) позволяют учителю систематизировать материал и сформировать у учащихся ключевые компетенции – лингвистические, коммуникативные и культуроведческие.
Программа кружка «Школа ГИА (русский язык) предназначена для подготовки учащихся 9 класса к государственной итоговой аттестации.
Цель курса: подготовить учащихся к успешному прохождению государственной итоговой аттестации по русскому языку по всем типам заданий.
Задачи:
-совершенствовать умения сжато излагать предложенный текст, определять главные идеи, основные проблемы, находить языковые средства, используемые в тексте, писать сочинения по предложенным темам;
- способствовать полному и осознанному владению системой знаний по всем разделам русского языка в рамках школьной программы; -
воспитывать культурно-ценностное отношения к русской речи.
Курс, являясь предметно ориентированным, даёт возможность учащимся получить практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным для тестирования темам. Материал повторения строится по аналогии с демоверсией. Работа по написанию изложения и сочинения-рассуждения направлена на совершенствование навыка комплексного анализа текста. В программе элективного курса предусмотрена работа по правильному заполнению бланков.
Основные формы работы: Выразительное чтение. Тренировочные упражнения. Орфографический и пунктуационный анализ текста. Тестовые задания. Сжатое изложение. Составление аргументированного анализа содержания текста. Коллективное написание сочинений-рассуждений. Тестирование.
Предметный курс ведётся в рамках кружковой деятельности и рассчитан на 34 часа.
Содержание курса
Введение.
Структура экзаменационной работы по русскому языку и критерии её оценивания.
Изложение.
Этапы работы над сжатым изложением. Виды сжатия информации (приёмы компрессии текста). Редактирование изложений. Написание сжатого изложения.
Тесты как способ проверки знаний.
Тестовые задания группы 2 - 14. Классификация тестовых заданий. Особенности заполнения бланка ответов для заданий. Выполнение тестовых заданий.
Сочинение-рассуждение.
Композиция сочинения-рассуждения. Формулировка вступления и заключения. Тезисы и аргументы. Цитирование. Основные требования к написанию сочинения- рассуждения.
Работа с материалами ГИА. Тренировочные тесты и пробники.
34. Итоговое занятие.
Требования к уровню подготовки учащихся по окончанию курса
Обучающиеся должны знать:
- основные правила работы с текстом;
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила;
- виды морфем, морфемный и словообразовательный анализы слова;
- систему частей речи в русском языке;
- синтаксические и пунктуационные нормы;
- правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь:
- точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- адекватно воспринимать авторский замысел;
- вычленять главное в информации;
- сокращать текст различными способами;
- правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
- различать средства выразительности и находить их в тексте;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксисе и пунктуации при анализе предложенного текста;
- подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Календарно-тематический план
Номер |
Количество часов |
Дата |
Содержание |
1 |
1 |
06.09.2017 |
Структура экзаменационной работы по русскому языку. |
2 |
1 |
13.09.2017 |
Критерии оценивания экзаменационной работы по русскому языку. |
3 |
1 |
20.09.2017 |
Этапы работы над сжатым изложением. |
4 |
1 |
27.09.2017 |
Виды сжатия информации (приёмы компрессии текста). |
5 |
1 |
04.10.2017 |
Структурные части текста |
6 |
1 |
11.10.2017 |
Написание сжатого изложения. |
7 |
1 |
18.10.2017 |
Редактирование изложений. |
8 |
1 |
25.10.2017 |
Классификация тестовых заданий. Особенности заполнения бланка ответов для тестовых заданий. Тестовые задания 2 – 14. |
9 |
1 |
01.11.2017 |
Вопросы по содержанию текста. Тестовое задание 2-3 |
10 |
1 |
08.11.2017 |
Правописание приставок. Тестовое задание 4. |
11 |
1 |
15.11.2017 |
Правописание суффиксов. Тестовое задание 5. |
12 |
1 |
22.11.2017 |
Нейтральная и стилистически окрашенная лексика. Тестовое задание 6. |
13 |
1 |
29.11.2017 |
Типы подчинительной связи в словосочетании. Задание 7. |
14 |
1 |
06.12.2017 |
Определение грамматической основы предложения. Задание 11. |
15 |
1 |
13.12.2017 |
Грамматическая основа. Задание 11 |
16 |
1 |
20.12.2017 |
Обособленные члены предложения. Задание 9. |
17 |
1 |
27.12.2017 |
Вводные слова и предложения. Задание 10. |
18 |
1 |
17.01.2018 |
Определение видов связи в сложном предложении. Задания 12 |
19 |
1 |
24.01.2018 |
Сложное предложение. Задание 14. |
20 |
1 |
31.01.2018 |
Виды подчинения придаточных в сложноподчинённом предложении. |
21 |
1 |
07.02.2018 |
Отработка тестовых заданий. |
22 |
1 |
14.02.2018 |
Основные требования к написанию сочинения-рассуждения. Критерии оценивания. |
23 |
1 |
21.02.2018 |
Специфика заданий 15.1 – 15.3 |
24 |
1 |
28.02.2018 |
Композиция сочинения-рассуждения. |
25 |
1 |
07.03.2018 |
Формулировка вступления и заключения. Основная часть. |
26 |
1 |
14.03.2018 |
Тезисы и аргументы. Цитирование. |
27-28 |
2 |
21.03.2018 28.03.2018 |
Практикум. Написание сочинения-рассуждения (15.1 – 15.3). |
29-32 |
4 |
04.04.2018 11.04.2018 18.04.2018 25.04.2018 |
Пробный ОГЭ |
33 |
1 |
16.05.2018 |
Анализ пробного экзамена |
34 |
1 |
23.05.2018 |
Итоговое занятие. |
ЛИТЕРАТУРА
Драбкина С.В., СубботинД.И. ОГЭ выпускников 9 классов. Русский язык 2015.Москва. «Интеллект-центр»
Сенина Н.А., Гармаш С.В., Диденко С.А., Кобякова Г.Н. Русский язык. 9-й класс.
Подготовка к ГИА-2011: УМП для подготовки к итоговой аттестации/ Под редакцией Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2011.
Львова С. И. ГИА 2011. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс – М.: Эксмо, 2011.
Сычева В. П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. – М.:Экзамен, 2011.
При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:
1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.
2) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».
В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, рекомендуется использовать следующие:
1) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
2) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2009.
3) Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2011. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2009.
Рекомендуется практиковать проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, тем более что в последнее время наблюдается расширение тренировочных и контролирующих информационных программ типа «Фраза», «Диктант». Обращает на себя внимание серия программ «Уроки от Кирилла и Мефодия».
Методическую помощь могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:
- документы, регламентирующие разработку КИМов для государственной итоговой аттестации по русскому языку 2009 г. (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);
- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов 2010 г.;
- перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. www:fipi.ru
Насонова Любовь Геннадьевна - учитель русского язы