Рабочая программа по элективному курсу «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»

2
2
Материал опубликован 15 November 2017

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ – БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


 

 


 


 

                                                                                                          «Утверждаю»

                                                                                                   Директор МБОУ УБСОШ

                                                                                                    __________/______/

                                                                                    Приказ от 31.08.2017г. № 105


 


 


 


 


 


 


 


 

Рабочая программа

по элективному курсу

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

для 8 класса


 


 


 

Количество часов: 34

Учитель: Болотова Валентина Дмитриевна


 


 


 


 


 

2017-2018 учебный год

1.Пояснительная записка

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);

-ФКГОС от 05.03.2004г № 1089 (изменения от 23.06.2015г. №609);

- основная образовательная программа ООО для 8-9 классов (Приказ от 31.08.2017 г №105);

-учебный план на 2017-2018 учебный год (Приказ от 03.07.2017 г №93);

-годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год (Приказ от 03.07.2017 г №93);

-примерная программа основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2012).

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

редактирование собственного текста;

применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

соблюдение в практике письма основных норм языка;

использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся

В соответствии с базовой программой в ходе учебного процесса для учащихся 8 класса предусмотрена работа по формированию следующих навыков:

Учащиеся должны знать:

- основные средства выразительности;

- основные сведения по стилистике русского языка;

- орфографические правила;

- систему частей речи в русском языке.

Учащиеся должны уметь:

- различать средства выразительности;

- находить в тексте средства выразительности;

- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;

- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

- работать со стилистическими синонимами;

- использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

3.Содержание учебного курса

Построение сжатого изложения – 6 ч.

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Средства выразительности речи– 1 ч.

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Стилистика русского языка– 1ч.

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Нормы русской орфографии– 5 ч.

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Морфемика и словообразование – 2 ч.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.Основные способы образования слов.

Морфология – 1 ч.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.Самостоятельные и служебные части речи.

Синтаксические и пунктуационные нормы – 18 ч.

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4. Календарно – тематическое планирование

п/п

Раздел, тема урока

Количество часов по разделу, теме

Дата проведения

1

Построение сжатого изложения

6

04.09-09.10

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

1

04.09

2-3

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

2

11.09

18.09

4-5

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

2

25.09

02.10

6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

1

09.10

2

Средства выразительности речи

1

16.10

7

Средства выразительности речи.

1

16.10

3

Стилистика русского языка

1

23.10

8

Стилистика русского языка.

1

23.10

4

Нормы русской орфографии

5

13.11-11.12

9-10

Орфограммы в корне.

2

13.11

20.11

11

Орфограммы в приставках и суффиксах.

1

27.11

12-13

Н – нн в различных частях речи.

2

04.12

11.12

5

Морфемика и словообразование

2

18.12-25.12

14-15

Морфемный и словообразовательный разбор.

2

18.12

25.12

6

Морфология

1

15.01

16

Морфологические признаки частей речи.

1

15.01

7

Синтаксические и пунктуационные нормы

18

22.01-28.05

17

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

1

22.01

18

Виды односоставных предложений.

1

29.01

19

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

05.02

20

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

1

12.02

21

Вводные слова и обращения.

1

19.02

22

Обособленные определение и приложения.

1

26.02

23

Обособленные обстоятельства.

1

05.03

24-25

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

2

12.03

19.03

26

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

1

02.04

27

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

1

09.04

28

Классификация грамматических и речевых ошибок.

1

16.04

29

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

1

23.04

30

Редактирование сочинения С2.

1

28.04

31-32

Построение сочинения-рассуждения.

2

07.05

14.05

33-34

Итоговое тестирование.

2

21.05

28.05

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                  «СОГЛАСОВАНО»

Протокол заседания МО                                                        Заместитель директора по УР

учителей гуманитарного цикла                                             _________/ _____________/

МБОУ УБСОШ «30» августа 2017г.

от «29» августа 2017г № 1

Руководитель МО

__________/______________/


 


 

8

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Почему нормативный документ - ФКГОС от 05.03.2004г № 1089 (изменения от 23.06.2015г. №609)? 8 класс обучается по ФГОС, и уже ученик должен не "знать " и "уметь", а "научится" и "получит возможность научиться"

28 November 2017

Любовь Геннадьевна, здравствуйте, не везде 8 кл обучаются по ФГОС, в моей школе 7 кл крайний

28 November 2017