Рабочая программа по элективному курсу «Практикум по русскому языку. Подготовка к ОГЭ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ УСТЬ – БЫСТРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ УБСОШ
Приказ от 31.08.2017г. № 105
Рабочая программа
по элективному курсу
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
для 8 класса
Количество часов: 34
Учитель: Болотова Валентина Дмитриевна
2017-2018 учебный год
1.Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2015г);
-ФКГОС от 05.03.2004г № 1089 (изменения от 23.06.2015г. №609);
- основная образовательная программа ООО для 8-9 классов (Приказ от 31.08.2017 г №105);
-учебный план на 2017-2018 учебный год (Приказ от 03.07.2017 г №93);
-годовой календарный учебный график на 2017-2018 учебный год (Приказ от 03.07.2017 г №93);
-примерная программа основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И.Капинос. Программно-методические материалы: 5-9 классы. Сост. Л.М. Рыбченкова.- М.: Дрофа, 2012).
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
2. Требования к уровню подготовки обучающихся
В соответствии с базовой программой в ходе учебного процесса для учащихся 8 класса предусмотрена работа по формированию следующих навыков:
Учащиеся должны знать:
- основные средства выразительности;
- основные сведения по стилистике русского языка;
- орфографические правила;
- систему частей речи в русском языке.
Учащиеся должны уметь:
- различать средства выразительности;
- находить в тексте средства выразительности;
- анализировать текст с точки зрения средств выразительности;
- определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
- работать со стилистическими синонимами;
- использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
3.Содержание учебного курса
Построение сжатого изложения – 6 ч.
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Средства выразительности речи– 1 ч.
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Стилистика русского языка– 1ч.
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Нормы русской орфографии– 5 ч.
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Морфемика и словообразование – 2 ч.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.Основные способы образования слов.
Морфология – 1 ч.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.Самостоятельные и служебные части речи.
Синтаксические и пунктуационные нормы – 18 ч.
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
4. Календарно – тематическое планирование
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Количество часов по разделу, теме |
Дата проведения |
1 |
Построение сжатого изложения |
6 |
04.09-09.10 |
1 |
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. |
1 |
04.09 |
2-3 |
Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. |
2 |
11.09 18.09 |
4-5 |
Сжатое изложение. Редактирование изложения. |
2 |
25.09 02.10 |
6 |
Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). |
1 |
09.10 |
2 |
Средства выразительности речи |
1 |
16.10 |
7 |
Средства выразительности речи. |
1 |
16.10 |
3 |
Стилистика русского языка |
1 |
23.10 |
8 |
Стилистика русского языка. |
1 |
23.10 |
4 |
Нормы русской орфографии |
5 |
13.11-11.12 |
9-10 |
Орфограммы в корне. |
2 |
13.11 20.11 |
11 |
Орфограммы в приставках и суффиксах. |
1 |
27.11 |
12-13 |
Н – нн в различных частях речи. |
2 |
04.12 11.12 |
5 |
Морфемика и словообразование |
2 |
18.12-25.12 |
14-15 |
Морфемный и словообразовательный разбор. |
2 |
18.12 25.12 |
6 |
Морфология |
1 |
15.01 |
16 |
Морфологические признаки частей речи. |
1 |
15.01 |
7 |
Синтаксические и пунктуационные нормы |
18 |
22.01-28.05 |
17 |
Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). |
1 |
22.01 |
18 |
Виды односоставных предложений. |
1 |
29.01 |
19 |
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. |
1 |
05.02 |
20 |
Характеристика предложений, синтаксический разбор. |
1 |
12.02 |
21 |
Вводные слова и обращения. |
1 |
19.02 |
22 |
Обособленные определение и приложения. |
1 |
26.02 |
23 |
Обособленные обстоятельства. |
1 |
05.03 |
24-25 |
Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. |
2 |
12.03 19.03 |
26 |
Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). |
1 |
02.04 |
27 |
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. |
1 |
09.04 |
28 |
Классификация грамматических и речевых ошибок. |
1 |
16.04 |
29 |
Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. |
1 |
23.04 |
30 |
Редактирование сочинения С2. |
1 |
28.04 |
31-32 |
Построение сочинения-рассуждения. |
2 |
07.05 14.05 |
33-34 |
Итоговое тестирование. |
2 |
21.05 28.05 |
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания МО Заместитель директора по УР
учителей гуманитарного цикла _________/ _____________/
МБОУ УБСОШ «30» августа 2017г.
от «29» августа 2017г № 1
Руководитель МО
__________/______________/
8
Насонова Любовь Геннадьевна - учитель русского язы
Бекешина Надежда Викторовна