Администрация Кожевниковского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Осиновская средняя общеобразовательная школа »
РАССМОТРЕНО на МО, Руководитель МО _______ _Л.Н.Демидович «___» ______ 2016 |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____ Е. А Нимирская «___» _______ 2016 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Осиновская СОШ» ________Е.В. Нимирская от «____» _________ 2016 |
Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку
10-11 класса
Модифицированная на основе авторской программы Т.А.Ладыженской
Учитель Демидович Лариса Николаевна первая квалификационная категория
Осиновка – 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 класса любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цели курса: освоение обучающимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.
Программа элективного курса рассчитана на полгода в 10 классе и полгода в 11 классе – всего 34 часа.
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;
- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;
- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.
Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.
Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.
Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.
Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.
Этическая норма.
Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.
Обобщающее повторение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Дата проведения |
Тема занятия |
Количество часов |
Форма занятия |
Наглядность |
1 |
Введение. Знакомство с последнее демоверсией. |
1 |
Лекция практикум |
Спецификация, кодификатор, демонстрационная версия экзаменационной работы |
|
2 |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. |
1 |
Лекция практикум |
|
|
3 |
Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. |
1 |
Практикум Самостоятельная работа |
||
4 |
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. |
1 |
Лекция практикум работа с тестами |
||
5 |
Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. |
1 |
Работа с тестами |
||
6 |
Морфологические нормы. Грамматические ошибки. |
1 |
Тренинг
|
Таблица |
|
7 |
Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления. |
1 |
Практикум |
Таблица |
|
8 |
Правописание корней |
1 |
Практикум |
Таблица |
|
9 |
Правописание приставок |
1 |
Практикум |
Таблица |
|
10 |
Правописание суффиксов различных частей речи |
1 |
Работа с тестами |
Таблица |
|
11 |
Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое. Сложное предложение |
1 |
Исследовательская работа Самостоятельная работа |
||
12 |
Синтаксические нормы. Грамматические ошибки. |
1 |
Тренинг Практикум |
||
13 |
Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры. |
1 |
Практикум Тренинг |
||
14 |
Орфография. Орфографические нормы. |
1 |
Практикум Самостоятельная работа |
||
15 |
Пунктуация. Пунктуационные нормы |
1 |
Работа с тестами |
Таблица |
|
16 |
Текст. Понимание текста |
1 |
Практикум Работа с тестами |
Таблица |
|
17-18 |
Тренинг в формате ЕГЭ. |
2 |
|||
19 |
Микротекст (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические) |
1 |
Работа / текст Исследовательская работа |
||
20 |
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента |
1 |
Практикум |
Таблица |
|
21 |
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, ирония и др.) Умение находить их в тексте |
1 |
Мини-исследование |
Таблица |
|
22 |
Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст» |
1 |
|||
23 |
Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность). Исходные тексты, их жанровое многообразие. Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет |
1 |
Лекция Практикум |
Тексты |
|
24 |
Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление |
1 |
Мини-сочинение |
Тексты |
|
25 |
Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника |
1 |
Мини-сочинение |
Тексты |
|
26 |
Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов |
1 |
Мини-сочинение Исследовательская работа |
Тексты |
|
27 |
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки |
1 |
Практикум |
Тексты |
|
28 |
Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения) |
2 |
Сочинение |
||
29 |
Анализ и редактирование своих работ. Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ |
1 |
Самостоятельная работа Тренинг |
Тексты |
|
30-33 |
Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ |
4 |
|||
34 |
Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ |
1 |
Практикум |
Информационные источники
для учителя
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.– 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2006.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: Экзамен, 2009.
Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс. - М.,2005.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ/ Авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.
Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Авторы-составители: Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос И.Б., Пучкова Л.И. – М.: ФИПИ, 2011.
Розенталь Д.И. . Справочник по правописанию и литературной правке. Издание 8-е, исправленное и дополненное. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ.- Ростов–на-Дону, 2006.
Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 классов.– Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.
http:// www.ege.edu.ru ; http://www.fipi.ru ; http://www.examen.ru.
Информационные источники
для обучающихся
Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2004.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.– 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2006.
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: Экзамен, 2009.
Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ/ Авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.
Розенталь Д.И. . Справочник по правописанию и литературной правке. Издание 8-е, исправленное и дополненное. - М.: Айрис-пресс, 2007.
Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ.- Ростов–на-Дону, 2006.
Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.
Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 классов.– Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.
http:// www.ege.edu.ru ; http://www.fipi.ru ; http://www.examen.ru.
Учебно-методическое обеспечение
Таблицы.
Комплекты карточек.
Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы.