Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»

4
0
Материал опубликован 15 November 2017 в группе

Администрация Кожевниковского района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Осиновская средняя общеобразовательная школа »

РАССМОТРЕНО

на МО,

Руководитель МО

_______ _Л.Н.Демидович

«___» ______ 2016

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР ____

Е. А Нимирская

«___» _______ 2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Осиновская СОШ»

________Е.В. Нимирская

от «____» _________ 2016

Рабочая программа

элективного курса

по русскому языку

10-11 класса

Модифицированная на основе авторской программы Т.А.Ладыженской

Учитель Демидович Лариса Николаевна первая квалификационная категория

Осиновка – 2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10-11 класса любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

Цели курса: освоение обучающимися 10-11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи курса:

- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки;

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

- совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении части С экзаменационной работы.

Программа элективного курса рассчитана на полгода в 10 классе и полгода в 11 классе – всего 34 часа.

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,

обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов, написание сочинений в соответствии с требованиями ЕГЭ, анализ и редактирование (рецензирование) образцов ученических экзаменационных работ прошлых лет, тренировочно-диагностические работы, репетиционный ЕГЭ и др.

Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);

- умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по прочитанному тексту;

- умение аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли;

- умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Нормативные и методические документы по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку. Особенности ЕГЭ по русскому языку. Спецификация экзаменационной работы. Кодификатор. Демонстрационная версия. Критерии и нормы оценки тестовых заданий и сочинения.

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Коммуникативная компетенция выпускника (сочинение). Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы.

Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария.

Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников.

Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов.

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.

Точность и выразительность речи. Речевая культура. Требования к точности и выразительности речи. Грамматический строй речи. Речевые недочеты.

Фоновое оформление работы. Фактические ошибки, их предупреждение.

Этическая норма.

Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Редактирование собственных текстов.

Обобщающее повторение.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Дата

проведения

Тема занятия

Количество

часов

Форма занятия

Наглядность

1

 

Введение. Знакомство с последнее демоверсией.

1

Лекция

практикум

Спецификация, кодификатор, демонстрационная

версия экзаменационной работы

2

 

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

1

Лекция

практикум

 

3

 

Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления.

1

Практикум

Самостоятельная работа

 

4

 

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

1

Лекция

практикум

работа с тестами

 

5

 

Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы.

1

Работа с тестами

 

6

 

Морфологические нормы. Грамматические ошибки.

1

Тренинг

 

Таблица

7

 

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.

1

Практикум

Таблица

8

 

Правописание корней

1

Практикум

Таблица

9

 

Правописание приставок

1

Практикум

Таблица

10

 

Правописание суффиксов различных частей речи

1

Работа с тестами

Таблица

11

 

Синтаксис. Предложение. Простое, осложнённое. Сложное предложение

1

Исследовательская работа

Самостоятельная работа

 

12

 

Синтаксические нормы. Грамматические ошибки.

1

Тренинг

Практикум

 

13

 

Синтаксические выразительные средства. Стилистические фигуры.

1

Практикум

Тренинг

 

14

 

Орфография. Орфографические нормы.

1

Практикум Самостоятельная работа

 

15

 

Пунктуация. Пунктуационные нормы

1

Работа с тестами

Таблица

16

 

Текст. Понимание текста

1

Практикум

Работа с тестами

Таблица

17-18

 

Тренинг в формате ЕГЭ.

2

   

19

 

Микротекст (структура, смысловая и композиционная целостность текста). Логико-смысловые отношения между частями текста. Основная и дополнительная информация текста. Информационная обработка текста. Средства связи предложений в тексте (смысловые, лексические, морфологические)

1

Работа / текст

Исследовательская работа

 

20

 

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи в микротексте. Функциональные стили, их специфика. Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента

1

Практикум

Таблица

21

 

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

и др.) Умение находить их в тексте

1

Мини-исследование

Таблица

22

 

Тренировочно-диагностическая работа по теме «Микротекст»

1

   

23

 

Коммуникативный уровень выполнения экзаменационной работы. Требования к письменной работе выпускника (критерии содержания, композиция, речевое оформление, грамотность). Исходные тексты, их жанровое многообразие. Формулировка проблем исходного текста. Проблематика текстов предыдущих лет. Варианты формулировок проблемы. Анализ текстов и проблем лучших экзаменационных работ прошлых лет

1

Лекция

Практикум

Тексты

24

 

Проблема и её комментарий. Способы комментария проблемы, его письменное оформление

1

Мини-сочинение

Тексты

25

 

Авторская позиция, её отражение в тексте. Требования к формулировке авторской позиции в письменной работе выпускника

1

Мини-сочинение

Тексты

26

 

Аргументация собственного мнения по проблеме. Источники аргументации. Правила использования аргументов. Этическая норма. Анализ письменных работ выпускников предыдущих лет с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов

1

Мини-сочинение

Исследовательская работа

Тексты

27

 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения письменной работы. Требования к точности и выразительности речи экзаменационной работы. Речевые ошибки и недочёты. Фактические и фоновые ошибки

1

Практикум

Тексты

28

 

Тренировочно-диагностическая работа (написание сочинения)

2

Сочинение

 

29

 

Анализ и редактирование своих работ. Анализ и редактирование образцов ученических сочинений. Подготовка к репетиционному ЕГЭ

1

Самостоятельная работа

Тренинг

Тексты

30-33

 

Итоговая зачетная работа в форме репетиционного ЕГЭ

4

   

34

 

Анализ (самоанализ) итоговых зачетных работ

1

Практикум

 

Информационные источники

для учителя

Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.– 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2006.

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: Экзамен, 2009.

Егорова Н.В., Дмитриева Л.П., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс. - М.,2005.

Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ/ Авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Авторы-составители: Цыбулько И.П., Александров В.Н., Гостева Ю.Н., Капинос И.Б., Пучкова Л.И. – М.: ФИПИ, 2011.

Розенталь Д.И. . Справочник по правописанию и литературной правке. Издание 8-е, исправленное и дополненное. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ.- Ростов–на-Дону, 2006.

Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.

Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 классов.– Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.

http:// www.ege.edu.ru ; http://www.fipi.ru ; http://www.examen.ru.

Информационные источники

для обучающихся

Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2004.

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.– 9-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2006.

Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). - М.: Экзамен, 2009.

Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ/ Авторы составители: В.И. Капинос, И.П. Цыбулько– М.: Интеллект-Центр, 2009.

Розенталь Д.И. . Справочник по правописанию и литературной правке. Издание 8-е, исправленное и дополненное. - М.: Айрис-пресс, 2007.

Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ.- Ростов–на-Дону, 2006.

Сенина Н.А. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.

Сенина Н.А. Русский язык. Тематические тесты: Подготовка к ЕГЭ. Учебное пособие для 10-11 классов.– Ростов-на-Дону: Легион-М, 2010.

http:// www.ege.edu.ru ; http://www.fipi.ru ; http://www.examen.ru.

Учебно-методическое обеспечение

Таблицы.

Комплекты карточек.

Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы.

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации