12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Адамова Нарема Семедовна1901
Адамова Нарема Семедовна. Каждый учитель должен постоянно самосовершенствоваться. Обучая других- сам постоянно чему-то учишься. Приятно,когда твой труд не проходит даром, когда его плоды приносят хороший результат, радостно, когда твой труд востребован.
Россия, Дагестан респ., Дербент
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, УМК «Школа России», требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной. Литературное чтение. (Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С. В. Анащенкова [и др.]. М.: Просвещение, 2011.)

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко­ле имеет большое значение в решении задач не только обуче­ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе­ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети­ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно­стям.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру.

 

Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования Рабочая программа рассчитана на 128 учебных часа: 92 часа - обучение грамоте – чтение, 36 часов – литературное чтение (4 ч в неде­лю).

Содержание курса учебного предмета «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование) Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка чтения целыми словами. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Темп чтения незна­комого текста — не меньше 50 слов в минуту.

Библиографическая культура. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Деление тек­ста на части, озаглавливание их, выявление основной мыс­ли прочитан­ного (с помо­щью учителя). Подробный и выбо­рочный пересказ про­читанного с исполь­зованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление по­следовательности дей­ствия в произведе­нии и осмысление взаимосвязи описы­ваемых в нем собы­тий, подкрепление правильного ответа на вопросы выбо­рочным чтением

Умение говорить (культура речевого общения). Внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность).

Круг детского чтения. Входят произведения, представляю­щие все области литературного творчества: фольклор, рус­ская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено про­изведениям современных писателей.

 

Основные разделы программы:

Жил и-был и буквы (6ч) Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токма­ковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся понятия – «автор», «писатель» «произведение». Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч) Произведения устного народного творчества: песенки, загад­ки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушки­на. Потешки, песенки из зарубежного фольклора. Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок, чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».

Апрель, апрель! Звенит капель (4 ч) Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмако­вой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о рус­ской природе. Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

И в шутку, и всерьез (5ч) Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя».

Я и мои друзья (7ч) Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благини­ной, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Бе­рестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаи­моотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.

О братьях наших меньших (7 ч) Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рас­сказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляц­ковского, Г. Сапгира, В. Берестова, К. Сладкова, Д. Хармса, К- Ушинского. Сравнение текстов разных жанров.

 


 

Предметные результаты изучения курса «Литературное чтение» в 1 классе

Обучающиеся должны:

 

знать:

- все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия;

- знать наизусть 5-6 стихотворений.

уметь:

- слушать сказки, рассказы, стихотворения;

- читать плавно слогами, целыми словами вслух небольшие тексты (темп чтения – не менее 30 слов в минуту);

- пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне – пересказывать по готовому плану;

- самостоятельно читать небольшие по объёму произведения (сказки, стихи, рассказы);

- работать с доступными книгами – справочниками и словарями.

УУД:

- Находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Учиться определять цель работы на уроке с помощью учителя.

- Учиться работать по предложенному плану; учатся высказывать свои версии, предположения.

- В предложенных ситуациях выделять конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие и плохие.

- Уметь объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Навык беглого, осознанного, выразительного чтения выявляется с помощью проверки техники чтения.

 

В 1 классе безотметочное оценивание. Данные изучения предмета занесены в портфолио ученика.

Класс 1А

Учитель:Адамова Н.С.

Количество часов

Всего 36 час; в неделю 4 час.

Плановых контрольных уроков 2

п/п

Тема урока

 

Кол.

час.

Обучающая цель

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата

1-2

И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”»

(с. 9–10)

1

Могут ли героями сказки быть буквы? Как вы себе это представляете?

Цели: познакомить учащихся с произве-дениями И. Токмако-вой и Саши Чёрного; учить различать разные по жанру произведения.

Действующие лица, жанр произведения, сказка, рассказ

Знания: научатся владеть понятием «действующие лица», различать разные по жанру произведения.

Умения: делить текст
на части, составлять картинный план, правильно и осознанно читать

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познаватель-ная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика»

 

3

Cаша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся,
а «Б» нет»
(с. 11–13)

 

Как вы понимаете название произведения «Живая б уква»? Как вы думаете, о чём пойдет речь в этом стихотворении?

Цели: познакомить с произведениями
Ф. Кривина и Г. Сапгира.

Стихотворениеперсонажи, гласные и согласные буквы

Знания: научатся анализировать про-изведение по вопросам, сочинять продолжение

Умения: читать по ролям, анализи-ровать и сравни-вать произведения

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, составлять план действий

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности

Коммуникативные: определять цели, функции участников.

Самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности

 

4

Г. Сапгир
«Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова
«Кто как кричит?»

(с. 14–18)

 

Цели: учить читать стихотворение и прозаическое произведение целыми словами; обратить внимание на использование звукоподражательных слов;

Стихотворение, произведение, звукоподражания, рифма, азбука, гласные и согласные буквы

Знания: научатся понимать организацию стихотворной речи.

Умения: отвечать на вопросы по содержанию, читать целыми словами.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения

Познавательные: смысловое чтение;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

 

5

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

(с. 19–21)

 

Чем человек отличается от животных? В каких ситуациях людей сравнивают
с животными?

Цели: познакомить с произведением С. Маршака; работать над навыками выразительного чтения; пополнять словарный запас; расширять знания о профессиях.

Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука, правила поведения, вежливость

Знания: научатся понимать организацию стихотворной речи, интонационно оформлять конец предложения.

Умения: анализировать произведение, читать текст осознанно «про себя».

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной.

Познавательные: моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотруд.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

 

6

Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы»

(с. 22–28)

 

В каком царстве мы с вами гостим? Нашли ли мы в этом царстве друзей и помощников? Кто они?

Цели: проверить, как учащиеся усвоили основные понятия раздела.

Писатели, поэты, иллюстрации, действующие лица, жанр произведения, азбука

Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного.

Умения: анализировать и сравнивать произведения одного раздела.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: рефлексия способов и действий.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности.

 

7

Е. Чарушин «Теремок»

(с. 30–37)

 

Цели: выявить особенности народных и авторских сказок; познакомить с творчеством Е. Чарушина;

 

Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские

Знания: научатся отличать народные сказки от авторс.

Умения: работать с художественными текстами.

Регулятивные: отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

Коммуникативные: проявлять активность

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, благополучие.

 

8

Русская народная сказка
«Рукавичка»

(с. 38–41)

 

Почему создаются разные сказки на одну и ту же тему?
В чем сходство и различие сказок «Теремок» и «Рукавичка»?

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка»; учить находить общее и различное в разных произведениях.

Сказки, загадки, небылицы, персонажи сказок, действующие лица, авторские сказки, народные сказки

Знания: научатся выделять в сказке наиболее выразительные эпизоды, воспроизводить ситуации сказок по рисункам и воспоминаниям.

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать целыми словами, понимать прочитанное.

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения
в зависимости от цели.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, осознание ответственности человека за общее благополучие

 

9

Загадки, песенки, потешки (с. 42–45)

 

Цели: познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества: загадками, песенками, потешками; учить понимать народную мудрость, заложенную в сказках.

Загадки, песенки, потешки, ребусы, русские народные песни, диалог

Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров. Умения: понимать народную мудрость, заложенную в сказках.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной дея-тельности (социальная, учебно-познаватель-ная и внешняя,)

 

10

Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки

Гусыни»

(с. 46–51)

 

Что такое небылицы и для чего их придумывают?

Цели: познакомить с жанром устного народного творчества – небылицами; развивать интерес к чтению.

Небылицы, небывальщина, перевёртыши,

заглавие

Знания: научатся различать произведения малых фольклорных жанров.

Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения небылиц.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, умственной формах,

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме,

Коммуникативные: аргументировать свою позицию

Осознание своей этнической принадлежности, уважительное отношение к иному мнению, истории.

 

11

А. С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поёт…»

(с. 52–53)

 

В чем отличие народных сказок от авторских?

Цели: познакомить учащихся с великим русским поэтом А. С. Пушкиным и его творчеством; развивать творческие способности и познавательный интерес;.

Звукоподражание, народная сказка, авторская сказка

Знания: познакомятся с творчеством великого русского поэта

А. С. Пушкина.

Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения, декламировать (наизусть) стихотворные произведения

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познава-тельных задач.

Осознание своей этнической принадлежности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

 

12

Урок-обобщение «Cказки, загадки, небылицы»

(с. 54–62)

 

Почему возникло такое разнообразие жанров устного народного творчества?

Цели: обобщить знания детей о различных жанрах в литературе; совершенствовать умение различать произведения различных жанров; формировать умение детей находить главную мысль произведения; воспитывать любовь к чтению; развивать навыки выразительного чтения малых жанров

Устное народное творчество, фольклор

Знания: научатся выразительно читать произведение, вникать в смысл прочитанного.

Умения: анализировать и сравнивать произведения различных жанров, находить главную мысль произведения, развивать навыки правильного осознанного чтения текста, ориентироваться в структуре книги

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Осознание своей этнической принадлежности, самооценка
на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика

 

Апрель, апрель. Звенит капель!..

13

А. Плещеев «Сельская песенка».

А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…»

(с. 64–65)

 

Чем простое повествовательное описание отличается от стихотворного? Какие языковые средства позволяют сделать описа-ние в стихотворении таким эмоциональным и музыкальным?

Цели: познакомить с произведениями А. Плещеева, А. Майкова; формировать навыки выразительного чтения.

Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма

Знания: наизусть стихотворение (по выбору).

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства

 

14

Т. Белозёров «Подснежник».

С. Маршак «Апрель»

(с. 66–67)

 

Для чего поэты используют сказочные образы и сравнения при описании природы?

Цели: познакомить с произведениями Т. Белозёрова, С. Маршака; учить прислушиваться к звучанию стихотворных текстов, сравнивать их, находить главную мысль произведения; формировать навыки выразительного чтения.

Стихотворение, художественное произведение, поэты, искусство слова, ритм, рифма

Знания: наизусть стихотворение (по выбору). Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, называть автора произведения, различать рассказ от стихотворения

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: называть
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства

 

15

И. Токмакова «Ручей».

Е.Трутнева «Когда это бывает?»

(с. 68–73)

 

Чем загадка отличается от стихотворения?

Цели: познакомить с произведениями И. Токмаковой, Е. Трутневой; пробуждать интерес к отгадыванию cтихотворений-загадок; учить сопоставлять загадки и отгадки, сравнивать их, выделять общие признаки; воспитывать любовь к родной природе; формировать умение видеть природу, её явления.

Прозаическая
и стихотворная речь, ритм, рифма стихотворения, загадки, заключённые в стихах

Знания: познакомятся с произведениями И. Токмаковой, Е. Трутневой, уяснят ритм и мелодию стихотворной речи

Умения: работать с художественными текстами, доступными для восприятия, читать тексты целыми словами с элементами слогового чтения, находить заглавие текста, называть автора произведения

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей.

Познавательные: узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуник. и познавател.задач

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства

 

16

Из старинных книг. А. Майков «Христос Воскрес!».

Урок-обобщение «Апрель, апрель!

Звенит

капель…»

(с. 74–78)

 

Почему мы можем назвать апрель самым светлым месяцем года?

Цели: познакомить с народным праздником Светлой Пасхи; учить читать стихи, воссоздавая в своём воображении их содержание, передавать в речи свои впечатления о весне, используя понравившиеся слова и словосочетания

Православные праздники, Светлая Пасха, традиции, обычаи

Знания: познакомятся с некоторыми традициями и обычаями нашего народа.

Умения: приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словамим

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

 

И в шутку и всерьёз

17

И. Токмакова «Мы играли
в хохотушки».

Я. Тайц «Волк».

Г. Кружков «Ррры!»

(Ч. 2, с. 4–8)

 

Как вы думаете, о чём пойдёт речь в стихотворениях с такими необычными названиями?

Цели: продолжить знакомить с творчеством русских поэтов; учить наблюдать за особенностями юмористических произведений.

Юмористическое произведение, вопросительная и восклицательная интонация,

«В каждой шутке есть доля правды…»

Знания: познакомятся с особенностями юмористических произв-ний.

Умения: читать по ролям, инсценировать, пересказывать по опорным словам.

Регулятивные: предвидеть уровень усвоения знаний, его временные характеристики.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач.

Коммуникативныестроить понятные для партнёра высказывания

Начальные навыки адаптации
в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества
в разных ситуациях

 

18

Н. Артюхова «Саша-дразнилка»
(с. 9–11)

 

Какое по жанру произведение будем читать? Можно ли предположить, кто будет главным героем?

Цели: познакомить с творчеством Н. Артюховой; совершенствовать навыки чтения; развивать умение воспроизводить предложения с разной интонацией.

Рассказ,

«В каждой шутке есть доля правды…», качества характера

Знания: научатся прогнозировать текст, интонацией передавать настроение и чувства героев, разбивать текст на части, под-бирать заголовки к частям рассказа.

Умения: находить
в тексте слова, которые характеризуют героев.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной и умственной формах

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Начальные навыки адаптации
в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях.

 

19

К. Чуковский

«Федотка».

О. Дриз «Привет»

(с . 12–13)

 

Почему эти стихотворения помещены в юмористическом разделе учебника?

Цели: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского.

Прямое и переносное значение слов (горячий привет и горячий пирог), тёплые дружеские отношения

Знания: научатся оценивать поведение героев.

Умения: наблюдать, как сам автор относится к своим героям, вникать в смысл читаемого.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, предвосхищать результат.

Познавательные: осуществлять смысловое чтение.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и нравственность.

 

20

И. Пивоварова

«Кулинаки-пулинаки»

(с. 14–16).

О. Григорьев
«Стук»,

И. Токмакова

«Разговор Лютика и Жучка»

 

Как можно понять выражение «слова шалят»? Когда слова могут быть «помощниками»?

Цели: продолжить знакомить с творчеством русских писателей для детей; учить читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою.

Скороговорка,

пословицы

Знания: научатся читать тексты с различными речевыми задачами: посочувствовать герою, улыбнуться ему, посмеяться вместе с ним и т. д.

Умения: читать по ролям, анализировать про- изведение.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, слушать собеседника

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика»)

 

21

К. И. Чуковский

«Телефон»

(с. 17–21)

 

Для чего придумали телефон? Какие современные средства связи существуют сейчас? О чем могли бы разговаривать по телефону звери?

Цели: продолжить знакомство с творчеством К. И. Чуковского; совершенствовать навыки чтения.

Интонация, иллюстрация, искусство слова, пуд, дюжина

Знания: познакомятся с произведением К. И. Чуковского, научатся читать тексты
с различными речевыми задачами.

Умения: подбирать нужную интонацию и ритм для чтения

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя, принятие образа «хорошего ученика»)

   

22

М. Пляцковский «Помощник».

Урок-обобщение по теме
«И в шутку
и всерьёз»

(с. 22–28)

 

Цели: упражнять в чтении текстов целыми словами; обучать выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы;

Действующие лица, жанр произведения, опорные слова, пересказ рассказа

Знания: научатся выборочному чтению отрывков, которые являются ответом на заданные вопросы

Умения: работать
в группе;

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: осознанно строить сообщения

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность .

 

23

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина

«Подарок»

(с. 30–33)

 

Кто может быть другом? Каким должен быть настоящий друг? Цели: познакомить детей с произведениями Ю. Ермолаевой, Е. Благининой; учить детей читать прозаические тексты, соблюдая необходимую интонацию.

Прозаическая
и стихотворная речь, логи- ческое ударение, пауза

Знания: познакомятся с произведениями Ю. Ермолаевой, Е. Благининой, научатся читать прозаические тексты.

Умения: выделять главное, соотносить его с той или иной интонацией.

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций

 

24

В. Орлов «Кто пер-

вый?».

С. Михалков «Бараны»

(с. 34–36)

 

Как помириться со своим другом, если вы в ссоре?

Цели: познакомить с произведениями В. Орлова, С. Михалкова; совершенствовать навыки чтения.

Вежливые слова

Знания: познакомятся
с произведениями В. Орлова, С. Михалкова.

Умения: читать выразительно по ролям.

Регулятивные: определять последовательность урока.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач,.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать .

 

25

Р. Сеф «Совет».

В. Берестов «В магазине игрушек».

В. Орлов «Если дружбой дорожить…»

(с. 37–38)

 

Какие правила дружбы вы знаете?

Цели: познакомить с новыми авторами и их произведениями; совершенствовать навыки чтения, умение читать выразительно и с правильной интонацией; воспитывать положительные качества личности.

Дружба, обида, ссора, спор, советы, правила дружбы

Знания: познакомятся с новыми авторами и их произведениями
о дружбе

Умения: читать выразительно и с правильной интонацией, выразительно и осознанно читать целыми словами.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве помощь.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование
в поведении
социальным нормам

 

26

И. Пивоварова «Вежливый ослик»

(с. 39–40)

 

Что такое иронические стихи? Зачем их пишут поэты?

Цели: познакомить с произведениями И. Пивоваровой и А. Барто; расширять представление о взаимоотношениях героев друг с другом;

Вежливые
слова, этикет, ирония

Знания: познакомятся с произведениями И. Пивоваровой, А. Барто, научатся употреблять в речи вежливые слова.

Умения: осуществлять вежливые взаимоотношения с окружающими

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приёмы решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию,

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки

 

27

Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хороший день»
(с. 41–47)

 

Назовите самое дорогое, на ваш взгляд, что есть на свете. Кого вы считаете своей родней и кого вы очень любите?

Цели: познакомить с произведениями Я. Акима, С. Маршака; совершенствовать навыки чтения.

Дружба, товарищи, родные,

главная мысль произведения

Знания: познакомятся с произведениями Я. Акима, С. Маршака,

Умения: характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Этические чувства, прежде всего доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзывчивость

 

28

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин
«Про дружбу»

(с. 48–49)

 

Цели: познакомить с произведениями М. Пляцковского и Ю. Энтина; совершенствовать навыки плавного слогового чтения и умение читать целыми словами.

Дружба, това-рищи, обида, ссора, спор, советы, прави-ла дружбы

Знания: познакомятся с произведениями М. Пляцковского и Ю. Энтина, Умения: характеризовать особенности прослушанного произведения (определять жанр,

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учёта интересов

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм,

 

29

Из старинных книг. Урок-обобщение
«Я и мои друзья»

(с. 50–54)

 

Что объединяет все рассказы, прочитанные в этом разделе? Как вы понимаете, что такое воспитанный человек?

Цели: развивать умение читать вдумчиво и осознанно; учить различать противоположные качества людей, обосновывать своё мнение.

Взаимоотношения, беспомощность, привязанность, пословицы и поговорки, воспитанный человек

Знания: научатся выделять особенности произведения, устанавливать общие черты и различия, обосновывать своё мнение.

Умения: читать вдумчиво и осознанно, формулировать личную оценку поступков героев прочитанных произведений;

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

 

О братьях наших меньших

30

С. Михалков «Трезор».

Р. Сеф
«Кто любит собак…»

(с. 56–59)

 

Цели: дать представление о тематике произведений раздела «О братьях наших меньших»; совершенствовать навыки плавного слогового чтения

Братья наши меньшие, характер героев, рифма

Знания: познакомятся с произведениями С. Михалкова и Р. Сефа.

Умения: читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного.

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзывчивость

 

31

В. Осеева «Собака яростно
лаяла»
(с. 60–61)

 

Цели: познакомить с произведением В. Осеевой; учить читать прозаический текст целыми словами, пользоваться приемом словесного рисования

Части рассказа, картинный план, характер героев

Знания: познакомятся с произведением В. Осеевой.

Умения: делить текст на смысловые части, составлять план

Регулятивные: ставить новые учебные

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения характера.

Коммуникативные: определять общую цель.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.

 

32

И. Токмакова «Купите собаку»

(с. 62–64)

 

Откуда берутся бездомные собаки и кошки? Какие советы вы бы могли дать тем людям, которые решили завести животных?

Цели: познакомить со стихотворением И. Токмаковой; показать отличие художественного текста от научно-популярного; учить видеть главную мысль произведения;

Характер героев, рифма,

научно-познавательный и художественный тексты, энциклопедия

Знания: познакомятся с произведением И. Токмаковой, научатся отличить художественный текст от научнопопулярного.

Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения, рассказывать о прочитанном.

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: использовать общие приёмы решения задач, работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию и с помощью значков.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Социальная компетентность как готовность
к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам.

 

33

М. Пляцковский «Цап
Царапыч».

Г. Сапгир «Кошка»

(с. 65–67)

 

Цели: познакомить со стихотворениями М. Пляцковского, Г. Сапгира; закреплять умение читать стихотворный текст.

Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты

Знания: познакомятся с произведениями М. Пляцковского, Г. Сапгира.

Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон, настроение произведения.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач,

Коммуникативные: договариваться о распределении ролей в совместной.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм.

 

34

В. Берестов «Лягушата».

В. Лунин
«Никого
не обижай»
(с. 68–70)

 

Объясните, чем текст, который создаёт учёный, отличается от художественного текста?

Цели: учить читать текст выразительно, целыми словами.

Энциклопедия, научно-познавательный и художественный тексты

Знания: познакомятся с произведениями В. Берестова и В. Лунина,

Умения: отвечать на вопросы, анализировать тон.

Регулятивные: применять установленные правила в .

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: адекватно оценивать себя и окружающих.

Осознание ответственности человека за общее благополучие, гуманистическое сознание

 

35

С. Михалков
«Важный
совет».

Д. Хармс «Храбрый ёж».

Н. Сладков «Лисица и ёж»

(с. 71–73)

 

Как вы думаете, как кричат ежи? О чем вам говорит заголовок этого рассказа?

Цели: познакомить с произведениями С. Михалкова, Д. Хармса и Н. Сладкова; учить вдумчивому перечитыванию произведений.

Интонация, части рассказа, план, характер героев

Знания: познакомятся с произведениями Д. Хармса, Н. Сладкова.

Умения: делить текст на части, составлять картинный план.

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, осознание ответственности человека за общее благополучие

 

36

Из старинных книг. Обобщение по теме
«О братьях

наших меньших»

(с. 74–78)

 

Как ты понимаешь слова писателя: «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших»?

Цели: учить читать текст выразительно, целыми словами; побуждать перечитывать текст с целью глубокого понимания;

Информация, звукоподражания, характер героев, части рассказа, план

Знания: научатся сопоставлять произведения на одну и ту же тему, выделять их особенности.

Умения: приводить примеры худ. произвед. по изученному материалу.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения.

Социальная компетентность как готовность к решению моральных ди-лемм, устой-чивое следование в поведении социальнымнорм.

 


 


 


 


 


 

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Печатные пособия.

Бойкина, М. В. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2011.

Гетто, С. П. Поурочные разработки по литературному чтению : 1 класс : к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение. Родная речь» С. П. Гетто, А. В. Данилова. – М. : Экзамен, 2010.

Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Поурочные разработки. 1 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2010.

Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения. 1 класс : метод. пособие / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2004.

Крылова, О. Н. Чтение. Работа с текстом : 1 класс / О. Н. Крылова. – М. : Экзамен, 2011.

Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. М: Просвещение, 2010 г.

УМК «Школа России» и новый стандарт. http://prosv.ru


 

2. Интернет ресурсы:

 

http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. 

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.