Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Гармония"
Литературное чтение.
Пояснительная записка
Рабочая программа в предметной области «Литературное чтение» для 1класса составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования; Примерной программы по литературному чтению; авторской программы курса О.В. Кубасовой «Литературное чтение»,2012 год
Цели программы:
- формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);
- формирование потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;
- формирование читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;
- формирование готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно- нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.
Концептуальная особенность.
-осознанная установка на дистанционное(посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение».
- обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
- внимание к личности писателя;
- бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
- наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).
Задачи программы
Личностные задачи
1.Формирование у обучающихся позитивного отношения к деятельности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбного поведения, духа коллективизма.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные задачи
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и миррой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно- смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве.
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные задачи
1.Формирование положительной мотивации к чтению.
2.Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3.Развитие воссоздающего воображения.
4.Обучение адекватному восприятию читаемого.
5.Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске.
6.Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7.Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому,о чём и о ком он написал.
8.Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чём и как написано литературное произведение.
9.Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо- жанровой принадлежности.
10.Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11.Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности(на доступном уровне).
12.Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13.Освоение приёмов изучающего чтения литературы познавательного характера.
Содержание программы
Круг чтения
Круг чтения в 1 классе составляют, прежде всего, произведения отечественной литературы. Детям предлагаются произведения малых фольклорных форм: песни, загадки, считалки, скороговорки, побасенки, небылицы. При этом параллельно с фольклорным произведением дается его литературный аналог. Кроме того в программу первого года обучения входят народные и литературные сказки, рассказы, стихотворения, тематически актуальные для первоклассников: о школьной жизни, морально-нравственных проблемах (честности и лживости, дружелюбии и недоброжелательности, жадности и щедрости, хвастливости и скромности, трудолюбии и лени), о забавах детей, о природе. Отбор произведений подчинен в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия.
Звенит звонок — начинается урок (7 ч.)
Л. Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными»; Г. Новицкая «Книжки»; Р. Сеф «Учись читать!..»; Л. Пантелеев «Ау»; С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»; В. Голявкин «Болтуны»; С. Маршак «Угомон»; Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться...».
Час потехи (9 ч.)
В. Смит «Час потехи» (перевод Б. Заходера); потешки; колыбельные песни; побасёнки; загадки; С. Маршак «Загадки» (отрывки); Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...»; В. Берестов «Искалочка»; считалки; В. Берестов «За игрой», скороговорки; небылицы; С. Маршак «Я видел»; А. Босев «С нами Смех» (перевод С. Михалкова).
«Что такое хорошо и что такое плохо» (11 ч.)
Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные ушки», В. Орлов «Кто первый», Э. Мошковская «Не»; Л. Н. Толстой «Кто прав?»; В. Осеева «Все вместе»; Е. Пермяк «Для чего руки нужны»; Эзоп «Собрался старик помирать»; Л. Н. Толстой «Два раза не умирать»; Л. Н. Толстой «Два товарища»; В. Росин «Друзья познаются в беде»; С. Михалков «Ошибка», «Прививка»; Л. Яхнин «Силачи».
«Там чудеса...» (13 ч.)
А. Шибаев «Сказки просят...»; русская народная сказка «Лиса и рак», русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха», американская сказка «Вот он, вор!», армянская сказка «Заказчик и мастер»; А. С. Пушкин «У лукоморья», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (отрывки); Х.К. Андерсен «Принцесса на горошине»; В. Орлов «Абрикос в лесу», А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши».
Виды речевой деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, художественных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения.
Чтение вслух
Плавный слоговой способ чтения с соблюдением орфоэпических норм чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Понимание читаемого при помощи вопросов по содержанию.
Умение интонационно оформлять предложения разных типов, передавать основной эмоциональный тон произведения. Чтение по ролям небольших произведений.
Чтение про себя
Понимание при чтении про себя смысла доступных по объему и жанру произведений. Умение находить в тексте необходимую информацию (выборочное чтение).
Работа с разными видами текста
Осознание того, что литературное произведение создано кем-то (народом, конкретным человеком), т. е. преодоление «наивного реализма» в восприятии литературы.
Определение темы текста, главной мысли. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Работа с картинным планом.
Участие в коллективном обсуждении читаемого: умение отвечать на вопросы, слушать высказывания одноклассников, дополнять их ответы, используя текст. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Ориентировка в содержании (оглавлении) книги.
Работа с текстом художественного произведения
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение его с содержанием текста. Определение главной мысли текста, в котором эта мысль сформулирована и высказана в конце произведения.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Элементарная характеристика героя произведения. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, характеру поступков героев.
Озаглавливание текста способом выбора точного заголовка из предложенных. Схема, модель текста. Составление картинного плана. Ключевые (опорные) слова.
Чтение по ролям, драматизация.
Библиографическая культура.
Книга учебная, художественная. Книга как особый вид искусства и как источник знаний. Элементы книги: обложка (переплет), корешок, страницы, содержание(оглавление), иллюстрации .
Умение ориентироваться в характере книги по ее обложке.
Выбор книг на основе открытого доступа к детским книгам в школьной библиотеке. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник.
Говорение (культура речевого общения)
Освоение диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: отвечать на вопросы по прочитанному; выслушивать, не перебивая, собеседника.
Использование норм речевого этикета в условиях учебного общения.
Монолог: передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения).
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, сочинение по аналогии (небылица, считалка), рассказ по иллюстрации.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Знакомство с малыми фольклорными формами: потешка, песня, пословица, небылица, побасенка, считалка, загадка, скороговорка - узнавание, различение, определение ведущих жанровых особенностей. Народная и литературная (авторская) сказка.
Различение фольклорных и авторских художественных произведений. Выявление сходства одножанровых народных и авторских текстов.
Общее представление о жанре басни.
Введение в активный словарь терминов: автор, персонаж, текст, произведение народное, произведение авторское, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.
Творческая деятельность (на основе литературных произведений)
Формирование воссоздающего и творческого воображения.
Творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности, чтения по ролям, драматизации, словесного и графического рисования.
Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии). Продолжение прочитанного (прогнозирование).
Внеурочная деятельность на основе прочитанного на уроках литературного чтения
Создание классной библиотечки (уголка чтения).
Участие в подготовке и проведении викторин по творчеству X. К. Андерсена и А.С. Пушкина.
Создание поделок и рисунков по прочитанным сказкам.
Участие в конкурсе чтецов.
Участие в работе театрального кружка.
Создание небольшого сборника пословиц
Создание небольшого сборника побасенок
Создание небольшого сборника загадок
Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
Участие в «малых конференциях» по темам: «Зачем человеку нужно уметь читать?», «Моя любимая книга».
Планируемые результаты
Личностные результаты
Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
Формирование привычки к рефлексии.
Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
Развитие мышления, внимания, памяти.
Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты
Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.
Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные результаты
Формирование положительной мотивации к чтению.
Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
Развитие воссоздающего воображения.
Обучение адекватному восприятию читаемого.
Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
Совершенствование всех сторон навыка чтения.
Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя
к тому, о чем и о ком он написал.
Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
Развитие литературных способностей.
Планируемые результаты
К концу первого класса обучающиеся должны
знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).
уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения:
В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится:
ориентироваться в учебной книге;
читать язык условных обозначений;
находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;
находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию;
работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью";
учебной книгой и "Хрестоматией");
сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии;
находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.
В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества:
работать с соседом по парте;
распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке.
В рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.
Особое значение литературное чтение имеет для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. При формировании универсальных учебных действий (УУД), необходимо отметить следующие задачи учителя:
Развивать учебно-организационные умения первоклассников:
-правильно пользоваться учебными принадлежностями;
-принимать учебную задачу;
-работать в заданном темпе;
-планировать этапы предстоящей работы;
2. Определять последовательность учебных действий. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей, поэтому овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.
3. Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
4. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания
В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по литературному чтению должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимо использовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени, начального общего образования. Особенностями такой системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучение традиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальных классах - на содержательно-оценочной основе.
При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
Системная оценка личностных, мета предметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируемых результатов изучения литературного чтения предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность первоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заключаются в следующем:
сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);
содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
учитывает особенности paзвития критического мышления учащихся путем использования Трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;
позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.
В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговое оценивание без выставления бальной.отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель текущего оценивания - анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках литературного чтения. Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий учебника, помещенных в конце каждого раздела.
Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметные знания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненных задач.
Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.
Норма техники чтения в 1 классе.
1 полугодие |
2 полугодие |
15 (20) |
30 (40) |
Перечень контрольных работ
№ |
Тема |
Контрольная работа |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
Звенит звонок – начинается урок. |
Проверка навыка чтения «Бедняк и богач» |
1 |
|
2 |
«Там чудеса...» |
Проверка навыка чтения «Невежа» |
1 |
Материально – техническое обеспечение
Учебники и учебные пособия для учащихся
Литературное чтение. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений/ О.В. Кубасова. – 9-е изд., перераб. и доп. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Пособия для учителя
Литературное чтение: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое : 1 класс / О.В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Литературное чтение. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений / О.В. Кубасова. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Тематическое ( поурочное ) планирование
№ |
Тема урока. |
Кол-во часов |
Основное содержание обучения |
Характеристика деятельности учащихся |
Дата проведения |
||||
Освоение предметных знаний |
Универсальные учебные действия |
план |
факт |
||||||
Учебная тема: «Звенит звонок – начинается урок» (7ч.) |
|||||||||
1 |
Л. Дьяконов «Первоклассникам», А. Барто «Стали грамотными» |
1 |
Ориентироваться в учебнике, знать его структурные элементы и понимать его условные обозначения. Обогащать словарный запас (по теме «Профессии»). Определять тему произведения. |
Знакомство с литературными произведениями школьной тематики. Создание положительной мотивации к обучению в школе и, в том числе, к обучению чтению. Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Знакомство с русскими народными пословицами. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. |
||||
2 |
Г. Новицкая «Книжки», Р. Сеф «Учись читать!..» |
1 |
|||||||
3 4 |
Л. Пантелеев «Ау», С. Погореловский «Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке» |
2 |
|||||||
5 |
В. Голявкин «Болтуны» Проверка техники чтения |
1 |
|||||||
7 |
Обобщающий урок по разделу «Звенит звонок – начинается урок» |
1 |
|||||||
Учебная тема: «Час потехи» ( 9ч.) |
|||||||||
8 |
В. Смит «Потехе час» |
1 |
Обогащать словарный запас (по теме «Животные»). |
Знакомство с литературными произведениями, раскрываю-щими тему организации досуга. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. Развивать воссоздающее и творческое воображение. Сравнивать фольклорные произведения малых форм. Читать выразительно, передавая эмоциональный характер текста и соблюдая знаки препинания. Читать по ролям, используя интонационные средства выразительности. Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. |
||||
9 |
«Потешки и колыбельные песни» |
1 |
|||||||
10 |
«Побасенки» |
1 |
Знакомство с фольклорными произведениями малых жанров: потешка, колыбель-ная песня, побасенка, загадка, считалка, путаница, небылица. Практическое освоение тер-минов «персонаж», «потеш-ка», «песня», «колыбельная», «побасенка», «загадка», «считалка», «путаница», «небылица». Ориентировка в содержании (оглавлении) учебника. Выявление подтекста читаемого произведения. |
||||||
11 |
«Русские народные загадки», С. Маршак «Загадки» |
1 |
Совершенствовать все стороны навы-ка чтения, прежде всего осмыслен-ность, правиль-ность, выразитель-ность. Определять эмоциональный характер произве-дения. Составлять картинный план. Понимать особен-ности малых жанров. |
||||||
12 |
Г. Цыферов «В среду решили они играть в прятки...», В. Берестов «Искалочка» |
1 |
|||||||
13 |
«Считалки», В. Берестов «За игрой» |
1 |
|||||||
14 |
«Скороговорки, небылицы» |
1 |
|||||||
15 |
С. Маршак «Я видел», А. Босев «С нами Смех» |
1 |
Чтение по ролям. Составление картинного плана. |
Корректировать картинный план. Элементарно иллюстрировать текст. |
|||||
16 |
С. Маршак «Пудель» |
1 |
Освоение приема «музы-кальное иллюстрирование». Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. |
Составлять рассказ по иллюстрации и на основе собственных впечатлений. Заучивать стихотворения наизусть и декламировать их. |
|||||
Учебная тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» (11ч.) |
|||||||||
17 |
Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», С. Прокофьева «Сказка про честные ушки» |
1 |
Совершенствовать все стороны навы-ка чтения. Прежде всего осмыслен-ность, правиль-ность и беглость .Сравнивать пер-сонажей разных произведений. |
Знакомство с литературными произведениями нравственной тематики. Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжела-тельность, стремления прийти на помощь, смелости. |
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями. |
||||
18 |
Л. Н. Толстой «Кто прав?», Э. Мошковская «Не надо больше ссориться!..» |
1 |
|||||||
19 |
В. Осеева «Все вместе» |
1 |
Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. |
Читать литературные произведения по ролям, используя интонационные средства выразительности. Читать «про себя», понимая содержание текста. Определять эмоциональный характер текста. Высказывать суждения о значении тех или иных нравственных качеств. Отвечать на вопросы по содержанию литера-турного текста. Характеризовать литературного героя. Составлять небольшой рассказ о герое. Определять собственное отношение к персонажу. Определять отношение автора к персонажу. |
|||||
20 |
Е. Пермяк «Для чего руки нужны», Эзоп «Собрался старик помирать» |
1 |
Осваивать чтение по ролям. Сравни-вать произведения общей тематики. Характеризовать персонаж. Сравни-вать персонажей разных произве-дений. Определять идею произведе-ния. Определять эмоциональный характер группы произведений. |
||||||
21 |
Л. Н. Толстой «Два раза не умирать», Л. Н. Толстой «Два товарища» |
1 |
|||||||
22 |
В. Росин «Друзья познаются в беде» |
1 |
|||||||
23 24 |
С. Михалков «Ошибка», «Прививка» |
2 |
|||||||
25 |
Л. Яхнин «Силачи» |
1 |
|||||||
26 |
М. Пляцковский «Добрая лошадь» |
1 |
Знакомство с эпитетом (без термина).Чтение по ролям. Составление картинного плана. Составление неболь-шого рассказа по иллюстра-ции. |
Соотносить иллюстрации с фраг-ментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произ-ведения схожей тематики. Сравнивать персонажей близких по тематике произведений. |
|||||
27 |
Обобщающий урок по разделу «Что такое хорошо и что такое плохо» |
1 |
|||||||
Учебная тема: «Там чудеса...» (13 ч.) |
|||||||||
28 |
А. Шибаев «Сказки просят...» |
1 |
Совершенствовать все стороны навыка чтения. Прежде всего осмысленность, правильность и беглость. |
Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторски-ми). Выполнение упражнений, вырабатывающих правиль-ность, беглость, вырази-тельность чтения. |
Воспринимать на слух художествен-ные произведения разных жанров в исполнении учителя и учащихся. Читать вслух плавно по слогам или целыми словами. . Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. |
||||
29 30 |
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» |
2 |
|||||||
31 |
Ингушская сказка «Заяц и черепаха» |
1 |
|||||||
32 |
Американская сказка «Вот он, вор!» |
1 |
Определение темы произ-ведения. Характеристика персонажа. Выявление подтекста произведения. Определение идеи произ-ведения. Определение отношения автора к персонажу. Определение собственного отношения к литературному персонажу. Знакомство с сюжетной схемой. Составление картинного плана. Элементарное сравнение жанров: сказка, стихотворение, рассказ, басня. Пополнение словар-ного запаса. Освоение приема драма-тизации. Составление рассказа по иллюстрации. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию(оглавлению). Книжные иллюстрации и их авторы. |
Определять эмоциональный характер текста. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Характеризовать персонаж в опоре на текст. Соотносить название произведения с его содержанием. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Соотносить пословицы с произведениями. Определять тему, идею произведения. Озаглавливать прочитанное и иллюстрации. Корректировать картинный план. Выразительно читать литературные произведения по ролям, разыгрывать сценки. Пересказывать прочитанное в опоре на схему, картинный план, используя языковые выразительные средства из прочитанного текста. Составлять рассказ по иллюстрации. Иллюстрировать прочитанное. Участвовать в литературной викторине. Ориентироваться в книге по обложке, содержанию. |
|||||
33 34 |
Армянская сказка «Заказчик и мастер» |
2 |
Пересказывать произведения уст-ного народного творчества. Раз-личать народные и авторские произведения. Определять жанр произведения. Учить наизусть стихотворный текст. Определять свое отношение к персонажам. Инсценировать прочитанное. Читать по ролям. Прогнозировать характер произведения перед его чтением по обложке. |
||||||
35 |
А. С. Пушкин «У лукоморья»,«Сказка о царе Салтане…» (отрывки)Проверка техники чтения |
1 |
|||||||
36 |
X. К. Андерсен «Принцесса на горошине» |
1 |
|||||||
37 |
В. Орлов «Абрикос в лесу» |
1 |
|||||||
38 39 |
А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши» |
2 |
|
||||||
40 |
Обобщающий урок по разделу «Там чудеса…» |
1 |
Тексты для проверки навыка чтения
Бедняк и богач
В одном доме жил наверху богач барин, а внизу бедный портной. Портной за работой всё пел песни и мешал барину спать. Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел. Портной стал богат и всё стерёг свои деньги, а петь уж не стал. И стало ему скучно, он взял деньги и снёс их назад барину, и сказал: «Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь, а то на меня напала тоска».
(Л. Н. Толстой)
Невежа
Девочка сидела на стуле. Вошёл младший братик. Девочка встала и посадила его на свой стул. Пришел папа. Мальчик встал и уступил место папе. Вошла мама. Папа встал.
— Садись, — сказал он маме, и мама села.
Но тут пришла бабушка. Мама встала и подала стул бабушке. Бабушка села, посидела да вдруг вскочила:
Ай-ай, молоко на плите убежит!
Все бросились на кухню. Пришел кот, сел на стул, посидел, а потом разлёгся.
Пришли: девочка, братик, папа, мама, бабушка, а кот ни с места – лежит себе и по-гля-ды-ва-ет на всех.
- Брысь, невежа!