Пояснительная записка |
Автор (должность) | Шагалкина Надежда Александровна Педагог дополнительного образования ГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ов» Конаковского МО ТО |
Ресурс | Учебно-дидактические материалы. Образовательные фотографии. |
Тема ресурса | Культура и национальная одежда Тверской губернии, история родного края, художественно-прикладной деятельности народного костюма. |
|
|
Использование ресурса | Истрория, краеведенье, МХК, внеклассная и внешкольная работа, центры внешкольной работы, изучение декоративно-художественной прикладной деятельности родного края, использование рисунков и элементов костюма в современной художественно-прикладной деятельности. |
Аудитория | Школьники, учащиеся 1 - 9 кл. |
Цели и задачи | Всестороннее и комплексное изучение традиций и истории своего края. Повышение знаний о своем народе, традициях, особенностях. Воспитание любви и гордости к своей Родине, краю. Применение полученной информации в жизни. Например использование традиционных техник в современном костюме. |
Источники информации | Фотографии автора |
О музее | Музей тверского быта занимает несколько зданий: бывший дом купцов Арефьевых и городскую усадьбу, построенную для тверского купца Павла Ивановича Пирогова. На территории усадьбы XVIII века несколько построек разного времени: главный усадебный дом, два флигеля, «Пряничная пекарня» (экскурсии по пекарне проводятся с мая по сентябрь), беседка, амбар и колодец в городе Тверь. В настоящее время в музее работают три экспозиции. Их главная тема - городская культура XVIII–XIX веков. В отреставрированном доме купцов Арефьевых с 2021 действует обновлённая экспозиция «Красота и польза. Декоративно-прикладное искусство Тверской земли». |
Тверской народный костюм | Народный костюм можно считать настоящий энциклопедией крестьянского быта. Процесс создания костюма начинался с выращивания и обработки льна. Домотканое полотно создавалось женщинами с приложением огромного труда. Недаром на Руси существовала пословица – у ленивой пряхи и про себя нет рубахи. Убирать, мять, трепать, чесать, прясть лён и ткать полотно было женской обязанностью. С раннего детства девочки учились всем этим премудростям, ведь в будущем им предстояло одевать всю семью. В Тверской губернии бытовал северорусский тип женского костюма – сарафанный комплекс. Праздничные варианты рубах и сарафанов обильно украшали вышивкой, узорным ткачеством, блёстками и фабричной тесьмой. Вышивка имела не только декоративное, но и обережное значение – она должна была защитить человека от влияния злых сил. Узоры, вышитые цветными, чаще – красными, нитями, располагались в строго определённых традицией местах – на горловине, рукавах и подоле. Праздничная девичья одежда украшалась с особым усердием, поскольку девушке важно было показать, что она – умелая рукодельница. Головные уборы были частью образа только замужних женщин. Незамужние девушки ходили с непокрытыми волосами или же надевали неширокие повязки, украшенные вышивкой. В Тверской губернии женщины носили сороки с позатыльниками, повойники, сборники, кокошники-головки, каблучки, волосники. Все эти уборы обильно украшали вышивкой, в том числе золотной, блёстками (пайетками), речным жемчугом, рубленым перламутром, бисером. Кожаная обувь для большей части крестьянского населения была праздничной. В основном крестьяне ходили в лаптях, сплетённых из лыка – липовой коры, или бересты. Зимой лапти надевали на портянки. Лапти – обувь недолговечная, поэтому с 6 мая – дня Егория Вешнего – и стар, и млад снимали всякую обувь и ходили до начала осени босиком. Обязательный элемент и женского, и мужского костюмов – пояс. Пояса могли быть ткаными и плетёными, праздничными и повседневными. Для жениха невеста ткала пояс с дарственной надписью – «кого люблю, того дарю». Пояс также считался оберегом, ходить без пояса было неприлично и даже опасно, по народному поверью неподпоясанный человек считался уязвимым для козней нечистый силы. |
Сарафан косоклинный (лён, тесьма). Вт. Пол. XIX в. В Тверской губернии. Рубаха женская (лён, хлопок). Цибики (крестьянская кожаная обувь). |  |
Сарафан женский (лён, хлопчатобумажная ткань, тесьма). Нач. XX в. Тверской Губернии. Рубаха женская (лён, ситец). Пояс крестьянский (шерсть). |  |
Сарафан-юбка(сатин). Нач. XX в. Тверской Губернии. Рубаха женская (ситец). Фартук / передник (лён). Платок женский (ситец). |  |
Рубаха мужская «Косоворотка» кон. XIX в.- Нач. XX в. (сатин). Пояс крестьянский (шерсть). Порты мужские (лён). Жилет мужской (сукно, металл.) Сапоги мужские (кожа, ткань, дерево). Мужской головной убор «Картуз.» Сарафан женский круглый (хлопчатобумажная ткань). Рубаха женская (ситец). Пояс крестьянский 9шерсть). Ботинки (кожа). |  |
Кушак (шерсть). XX в. Зипун женский (сукно, шерсть, металл). Платок (ткачество шерсть). Сапоги женские (кожа, дерево, металл). |  |
Сарафан женский Нач. XX в. (лён, сатин). Рубаха женская (лён). Пояс (шерсть, плетение). Лапти (береста). |  |
Женский головной убор «Каблучок» с ряской. XIX в. Лён, позумент, бисер, колотый перламутр. |  |
Головной убор – позатыльник кон. XIX в.- Нач. XX в |  |
Душегрея Кон. XVIII в. Г. Кашин (бархат, золотая нить, коленкор). |  |
Головной убор «Кокошник» кон. XIX в.- Нач. XX в. Осташковский уезд. Лен, золотая нить, канитель, пайетки. |  |
Головной убор «Сорока» XIX в. Весьегонск. Лён, шелк, бархат, позумент, пайетки. Золотое шитье. |  |
Женский головной убор «Сборник» Вт. Пол. XIX в. Холст, бархат, золотая нить. Золотое шитье. |  |
Елена Гаврииловна Гончарова