12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Давыденко Оксана890
Закончила Воронежский Государственный Педагогический Университет. В школе работаю с 1996 года.
Россия, Воронежская обл., с. Верхнее Турово

 

 

ПОДГОТОВИЛА: Давыденко О.В.

 

Цель:

1. Образовательная:

а) Осветить вклад науки в дело победы над врагом.

б) Выяснить особенности художественной литературы и культуры в военные годы.

2. Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории своей страны.

3. Развивающая: Развивать творческие способности, учиться активизировать познавательную деятельность учащихся.

 

Тип урока:

Комбинированный.

 

Оборудование:

Карта « Великая Отечественная война: эпиграф, карточки, песня « Темная ночь».

Проблема:

В чём на Ваш взгляд должна состоять деятельность писателей, художников, композиторов и других деятелей культуры в годы войны?

План урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З..

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление.

 

Ход урока.

Когда пушки стреляли,

Музы не молчали.

I Орг. момент.

 

II Проверка Д/З.

Работа с карточками – 3 ученика. ( см. приложение).

Вопросы к классу:

а) Какую роль в ходе войны сыграл приказ №227 « Ни шагу назад»?

Какие существенные признаки сталинской системы проявились в нём?

б) Назовите причины победы Красной Армии в Курской битве?

в) В западной и отечественной историографии существуют разные точки зрения о том, где произошёл коренной перелом в войне с фашизмом. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

 

III. Изучение нового материала.

План.

Наука.

Образование.

Живопись.

Литература.

Кино и музыка.

 

Вступление.

Учитель: Мы с вами сейчас повторили великие битвы, после которых стратегическая инициатива перешла безраздельно к нашей армии, но неверным будет являться высказывание, что только на фронтах ковалась победа. Все от мала до велика осознавали: надо сражаться с врагом любыми способами и обязательно победить. Во время войны ярко проявилась способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки и всё отдавать ради Отчизны. Тема нашего сегодняшнего урока « Наука и культура в годы войны». Эпиграфом к уроку являются слова « Когда пушки стреляли, музы не молчали». И начнем мы с науки.

1.Наука.

С первых же дней войны все научные учреждения приступили к перестройке своей работы в соответствии с нуждами обороны. Большинство учреждений изменило направление научных исследований. Исследовательские институты западных районов страны, а также Москвы и Ленинграда перебазировались на восток. Учёные самоотверженно работали над созданием новых, более совершенных образцов вооружения, разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего. Авиаконструкторы с работниками заводов, поставили фронту ряд замечательных машин: истребители, штурмовики, бомбардировщики. Велись работы в области реактивной авиации, по размагничиванию кораблей и подводных лодок, по противоминной защите. Велось изучение космической радиации в области деления урана. Особое внимание обращалось на историю, что отразилось и на появлении новых наград в армии.

Сообщение учащегося о наградах.

Учитель: Как вы думаете, с чем связано обращение к героям прошлого?

Ответы учащихся:

Образование.

А теперь обратимся к образованию.

Сообщение учащегося.

(ученики в тетрадях записывают новые явления в этой области).

Война лишила миллионы детей возможности учиться в школах. Многие школьные помещения были превращены в госпитали, призывные пункты, казармы. Ухудшилось снабжение школ учебниками. Многие учителя ушли в армию. Значительно сократилось число старшеклассников. Часть из них ушла на фронт, другие стали работать на предприятиях и в колхозах.

В тылу для эвакуированных школьников открывались школы, где преподавание велось на их родном языке. Для детей, оставшихся без родителей, открывались школы – интернаты. Даже в осаждённых фашистами городах многие школы продолжали работать. Учителя ленинградских школ, как правило, имели два плана уроков: один - для спокойной обстановки, другой – для занятий в бомбоубежище. Обстановка военного времени наложила отпечаток на всю жизнь советской школы. В старших классах была введена и физическая подготовка.

В сентябре 1941г. приняли постановление о массовом сельскохозяйственном обучении учащихся старших классов. В сельскохозяйственных работах 1943г. участвовало около 5 млн. школьников.

Всеобщим стало тимуровское движение. На средства школьников, заработанных во вне урочное время, были построены и громили врага танковые колонны « Московский пионер», « Куйбышевский пионер».

Коренной перелом в войне позволил уделять больше внимания системе народного образования. В 1943 – 1945гг. усилиями трудящихся на освобождённых территориях было восстановлено свыше 70 тыс. школьных зданий.

Массовое участие молодёжи в общественном производстве вызвало к жизни появление нового типа общеобразовательной школы. В 1943 г. в городах и посёлках создаются вечерние семилетние и средние школы для обучения рабочей молодёжи без отрыва от производства, на следующий год стали открываться и вечерние школы для сельской молодёжи. В школах были введены экзамены на аттестат зрелости. Учащиеся стали награждаться золотыми и серебряными медалями.

Тысячи преподавателей, студентов оставили аудитории и влились в число защитников Родины. Но занятия во многих вузах не прекращались, вузы ускоренно готовили специалистов, необходимых тылу и фронту. Была проведена большая работа по совершенствованию подготовки специалистов. С 1944 г. наряду с государственными экзаменами в вузах вводится обязательная защита диплома.

3.Живопись.

Учитель: Время суровых испытаний наглядно показало неразрывную связь литературы и искусства с судьбами Родины.

Характер войны, события на фронте, жизнь сражающегося народа сразу же стали центральными темами творчества. В начальный период войны наибольшее распространение получают публицистические формы – корреспонденция и очерк, кинорепортаж и песня, плакат и листовки, которые носили пропагандический характер.

Остановимся в начале на плакате. Советские художники возродили традиции гражданской войны, используя плакат в агитации. Я покажу вам лишь некоторые из них, созданные в разное время войны. Посмотрите и скажите, какова главная мысль этих плакатов, к чему они призывали? ( см. плакаты в приложении). Особенно потрясающим по эмоциональному накалу стал плакат И.Тоидзе « Родина – мать завёт!».

Популярны были плакаты в стиле политической карикатуры, в которой принимали участие и художники Кукрыниксы ( М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов). Вот один из плакатов называется « Потерял я колечко». Какому событию посвящен этот плакат?

Ответ учащихся – операция по уничтожению группировки немецких войск под руководством генерала-фельдмаршала Паулюса под Сталинградом.

Учитель: Давайте сделаем вывод, какую роль играли плакаты и тексты к ним?

Ответ уч-ся: Вносили вклад в формирование эмоционального фона ненависти к врагу, готовности драться с ним, не жалея собственной жизни.

Учитель: Создавались и значительные живописные полотна, созданные А.А.Дейнекой « Оборона Севастополя» ( который есть у вас в учебнике на стр. 238) , Герасимовым « Мать партизана» и др.[3]

Литература в годы войны.

Самыми популярными жанрами первого периода войны стали очерки и статьи, короткие рассказы и стихотворения, которые публиковались в центральной и армейской печати. Они позволяли немедленно откликнуться на события в тылу и на фронте. Многие писатели обратились к жанру публицистики. Особой известностью пользовались статьи И.Эренбурга, А. Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова, К.Симонова. С 1942г. – появляются крупные литературные произведения, в которых содержалось осмысление войны, например В. Гроссмана « Народ бессмертен».

По свежим следам создавалась летопись Великой Отечественной войны. Победе под Москвой посвящается повесть А.Бека « Волоколамское шоссе», Сталинградская битва запечатлена в повести К.Симонова « Дни и ночи». О боях на Дону говорилось в первых главах романа М.Шолохова « Они сражались за Родину» и др. О тружениках тыла рассказывается в « Клятве» Ф.Гладкова, « Урал в обороне» М. Шагиняна и др.

Целый ряд произведений посвящается героическому прошлому нашей Родины. Это « Батый» В.Яна, « ПетрI» А.Толстого, « Емельян Пугачёв» В. Шишкина и др. Но особой любовью на фронте и в тылу пользовались поэтические произведения О.Берггольц « Февральский дневник», К.Симонова « Жди меня», А. Прокофьева « Россия». А герой А. Твардовского « Василий Тёркин» стал любимцем и занял прочное место в фронтовом фольклоре. Остановимся на стихотворении К. Симонова

« Жди меня». Ученик читает.

Однако в то же время большая группа писателей и поэтов была подвергнута политическим проработкам, а их произведения были объявлены «идеологически вредными». Среди них были раскритикованы стихотворение И.Сельвинского, пьеса В.Катаева

« Синий платочек», рассказ А. Платонова « Оборона Семидворья», повесть Довженко « Победа» и др.

5. Кино и музыка.

Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более ста съёмочных групп, запечатлевшие самые важные битвы с врагом. На этой основе были смонтированы полнометражные документальные фильмы « Ленинград в борьбе», « Разгром немецких войск под Москвой», « Сталинград», « Берлин» и др. Особой популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались «Боевые кино-сборники», составленные из короткометражных художественных фильмов. Остановимся на одном. Однажды в прифронтовой Москве демонстрировался кино-сборник « Мастера искусств – фронту». И вот звучит стихотворение К. Симонова:

Ученик: Если ты не хочешь отдать

Ту, с которой вдвоём ходил,

Ту, что долго поцеловать

Ты не смел,- ты так её любил,-

Чтоб фашисты её живьём

Взяли силой, зажав в углу,

И распяли её втроём,

Обнажённую на полу;

Чтоб досталась трём этим псам

В стонах, в ненависти, в крови,

Всё, что свято берёг ты сам

Всею силою мужской любви…

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз и убей! [2 cтр.101]

Учитель: Скажите, как воспринимали москвичи эти кино-сборники?

Ответы уч-ся:

Учитель: Да, после этого многие ушли добровольцами на фронт.

Снимались и художественные фильмы: « Парень из нашего города» режиссера А. Столпера, « Секретарь райкома» И.Пырьева. Тема верности и преданности Родине стала ведущей в фильмах « Зоя», « Она защищает Родину», « Два бойца» и др. Любимыми были фильмы на исторические темы « Пархоменко», « Котовский» и др.(отрывки из фильмов)[3]

В кинематографе военной поры снимались выдающиеся советские актёры – Б.Андреев, М.Жаров, Н. Крючков, М.Ладынина и др.

Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. В первую неделю войны прозвучала песня « Священная война», созданная композитором А.Александровым и поэтом В.Лебедевым-Кумачом и ставшая гимном народа. Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.

Незабываемые песни военных лет создали В. Соловьёв-Седой « Вечер на рейде», М.Блантер « В лесу прифронтовом», К. Листьев « Огонёк»,

« Землянка» Н. Богословский, « Тёмная ночь» и др.

( ученик исполняет песню « Тёмная ночь»)

В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки. « Седьмая симфония» Д. Шостаковича была написана и впервые исполнена в блокадном Ленинграде и была посвящена по словам автора « нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду». С большим подъёмом работали С. Прокофьев, Ю.Шапорин, А. Хачатурян и др.

С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад на фронт, на заводы, к труженикам сельского хозяйства.

Большим успехом пользовались, созданные в годы войны пьесы Корнейчука, Леонова, Симонова и классические произведения.

Любимцами публики были исполнители народных и лирических песен: Л.Русланова, Л. Утёсов, куплетисты Б. Борисов и Набатов, дуэты

Л. Миронов и Е. Дарский, М.Миронова и А. Менакер.

( показываются кадры кинохроники с выступлением фронтовых бригад)[3]

IV. Закрепление.

Учитель: Чем можно объяснить создание в годы войны, лишений, испытаний и трагических утрат, выдающихся произведений искусства и литературы?

Ответы уч-ся:…..

Учитель: А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. В чём на ваш взгляд должна состоять деятельность представителей культуры в годы войны?

Ответы уч-ся:…

Тестирование. ( см. в приложении.)

V. Д/З.: п.56, сообщение о власовцах.

Выставление оценок.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Карточка № 1.

Что означает термин « блицкриг»?

Установите соответствие между датами и событиями.

Даты: События:

1. 31 января – 2 февраля 1943 г. А) Первый салют в Москве.

2. 5 августа 1943 г. Б) Советско-финская война.

3. 30 сентября 1941г. – В) Начало капитуляции окружённой

20 апреля 1942 года. группировки под Сталинградом.

4. 30 ноября 1939 г. – Г) Битва за Москву.

12 марта 1940 г.

3. Каково значение победы в битве за Сталинград.

 

Карточка № 2.

Что означает термин « превентивная война»?

Установите соответствие между датами и событиями.

Даты: События:

1. 7 июля 1942г. – А) Танковое сражение под Прохоровкой.

2 февраля 1943г. Б) Сталинградская битва.

2. 23 августа 1939г. В) Советско-германский пакт о ненапа-

3. 12 июля 194 г. дении.

4. 5-6 декабря 1941г. Г) Советско-финская война.

Д)Начало контрнаступления Красной Армии под Москвой.

3. Каково значение победы в битве под Москвой.

 

Карточка №3.

Что означает термин « нападение»?

Установите соответствие между датами и событиями.

Даты: События:

1. 5 июля 1943г. – А) Парад на Красной площади.

23 августа 1943г. Б) Курская битва.

2. 19-20 ноября 1942г В) Освобождение Орла и Белгорода.

3. 7 ноября 1941г. Г) Битва под Москвой.

4. 5 августа 1943г.. Д) Начало наступления Красной

Армии под Сталинградом.

Укажите значение Курской битвы.

 

Тестирование.

1 Вариант.

1. Автор поэмы « Василий Тёркин»:

1) А.Твардовский.

2) К.Симонов.

3) М.Исаковский.

4) О.Берггольц.

2. « Седьмая симфония» Д.Шостаковича была создана:

1) в прифронтовой Москве.

2) в блокадном Ленинграде.

3) в Сталинграде.

4) в Севастополе.

3. Прочитайте отрывок из документа и укажите, к какому году Великой Отечественной войны относятся описываемые события.

« Битва на Прохоровском поле отличалась крайним ожесточением и самоотверженностью обеих сторон. В грандиозной схватке железных гигантов немцы были остановлены.

По словам маршала Конева, сражение под Прохоровкой стало « лебединой песнью» немецких бронетанковых войск».

1)1941г.

2)1942г.

3)1943г.

4)1945г.

Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их деятельностью:

Фамилии: Деятельность:

К. Шульженко. А) композитор

2)А.Дейнека. Б) певица

3)Д.Шостакович. В) живопись

4)К.Симонов. Г) скульптура

Д) поэт

 

2 Вариант.

1. Автор стихотворения «Жди меня»:

1) М. Шолохов.

2) К.Симонов.

3) А. Твардовский.

4) С. Михалков.

2. Знаменитая исполнительница народных песен:

1) Л. Орлова.

2) Л.Русланова.

3) М.Миронова.

4) М.Ладынина.

3. Прочитайте отрывок из документа и укажите, к какому году Великой Отечественной войны относятся данные события:

« Сталинград стал кладбищем не только сотен тысяч германских солдат, но и германских планов . Победа русских под Сталинградом, как извержение вулкана, потрясло всю оборону немцев от Ленинграда до Кавказа».

1941г.

1942г.

Начало 1943г.

Конец 1943г.

4.Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их деятельностью:

Фамилии: Деятельность:

1)Л. Орлова А) художник

2)И.Тоидзе Б) композитор

3)А.Твардовский В) актриса

4)Н.Богословский Г) поэт

Д) архитектор

Список использованной литературы.

  1. Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны.М.,1988г.
  2. Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках истории: Учебно.-метод. пособие.- Воронеж: ВОИПКРО, 2005г.
  3. http://-school-collection.edu.ru. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  4. Советский тыл в период коренного перелома в Великой Отечественной войне.М.,1989г.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.