Урок истории в 11 классе «Наука и культура в годы войны»
ПОДГОТОВИЛА: Давыденко О.В.
Цель:
1. Образовательная:
а) Осветить вклад науки в дело победы над врагом.
б) Выяснить особенности художественной литературы и культуры в военные годы.
2. Воспитательная: Воспитывать чувство патриотизма и уважения к истории своей страны.
3. Развивающая: Развивать творческие способности, учиться активизировать познавательную деятельность учащихся.
Тип урока:
Комбинированный.
Оборудование:
Карта « Великая Отечественная война: эпиграф, карточки, песня « Темная ночь».
Проблема:
В чём на Ваш взгляд должна состоять деятельность писателей, художников, композиторов и других деятелей культуры в годы войны?
План урока:
I. Оргмомент.
II. Проверка Д/З..
III. Изучение нового материала.
IV. Закрепление.
Ход урока.
Когда пушки стреляли,
Музы не молчали.
I Орг. момент.
II Проверка Д/З.
Работа с карточками – 3 ученика. ( см. приложение).
Вопросы к классу:
а) Какую роль в ходе войны сыграл приказ №227 « Ни шагу назад»?
Какие существенные признаки сталинской системы проявились в нём?
б) Назовите причины победы Красной Армии в Курской битве?
в) В западной и отечественной историографии существуют разные точки зрения о том, где произошёл коренной перелом в войне с фашизмом. Какой точки зрения придерживаетесь вы?
III. Изучение нового материала.
План.
Наука.
Образование.
Живопись.
Литература.
Кино и музыка.
Вступление.
Учитель: Мы с вами сейчас повторили великие битвы, после которых стратегическая инициатива перешла безраздельно к нашей армии, но неверным будет являться высказывание, что только на фронтах ковалась победа. Все от мала до велика осознавали: надо сражаться с врагом любыми способами и обязательно победить. Во время войны ярко проявилась способность нашего народа переносить жесточайшие социальные перегрузки и всё отдавать ради Отчизны. Тема нашего сегодняшнего урока « Наука и культура в годы войны». Эпиграфом к уроку являются слова « Когда пушки стреляли, музы не молчали». И начнем мы с науки.
1.Наука.
С первых же дней войны все научные учреждения приступили к перестройке своей работы в соответствии с нуждами обороны. Большинство учреждений изменило направление научных исследований. Исследовательские институты западных районов страны, а также Москвы и Ленинграда перебазировались на восток. Учёные самоотверженно работали над созданием новых, более совершенных образцов вооружения, разрабатывали новые виды боеприпасов, горючего. Авиаконструкторы с работниками заводов, поставили фронту ряд замечательных машин: истребители, штурмовики, бомбардировщики. Велись работы в области реактивной авиации, по размагничиванию кораблей и подводных лодок, по противоминной защите. Велось изучение космической радиации в области деления урана. Особое внимание обращалось на историю, что отразилось и на появлении новых наград в армии.
Сообщение учащегося о наградах.
Учитель: Как вы думаете, с чем связано обращение к героям прошлого?
Ответы учащихся:
Образование.
А теперь обратимся к образованию.
Сообщение учащегося.
(ученики в тетрадях записывают новые явления в этой области).
Война лишила миллионы детей возможности учиться в школах. Многие школьные помещения были превращены в госпитали, призывные пункты, казармы. Ухудшилось снабжение школ учебниками. Многие учителя ушли в армию. Значительно сократилось число старшеклассников. Часть из них ушла на фронт, другие стали работать на предприятиях и в колхозах.
В тылу для эвакуированных школьников открывались школы, где преподавание велось на их родном языке. Для детей, оставшихся без родителей, открывались школы – интернаты. Даже в осаждённых фашистами городах многие школы продолжали работать. Учителя ленинградских школ, как правило, имели два плана уроков: один - для спокойной обстановки, другой – для занятий в бомбоубежище. Обстановка военного времени наложила отпечаток на всю жизнь советской школы. В старших классах была введена и физическая подготовка.
В сентябре 1941г. приняли постановление о массовом сельскохозяйственном обучении учащихся старших классов. В сельскохозяйственных работах 1943г. участвовало около 5 млн. школьников.
Всеобщим стало тимуровское движение. На средства школьников, заработанных во вне урочное время, были построены и громили врага танковые колонны « Московский пионер», « Куйбышевский пионер».
Коренной перелом в войне позволил уделять больше внимания системе народного образования. В 1943 – 1945гг. усилиями трудящихся на освобождённых территориях было восстановлено свыше 70 тыс. школьных зданий.
Массовое участие молодёжи в общественном производстве вызвало к жизни появление нового типа общеобразовательной школы. В 1943 г. в городах и посёлках создаются вечерние семилетние и средние школы для обучения рабочей молодёжи без отрыва от производства, на следующий год стали открываться и вечерние школы для сельской молодёжи. В школах были введены экзамены на аттестат зрелости. Учащиеся стали награждаться золотыми и серебряными медалями.
Тысячи преподавателей, студентов оставили аудитории и влились в число защитников Родины. Но занятия во многих вузах не прекращались, вузы ускоренно готовили специалистов, необходимых тылу и фронту. Была проведена большая работа по совершенствованию подготовки специалистов. С 1944 г. наряду с государственными экзаменами в вузах вводится обязательная защита диплома.
3.Живопись.
Учитель: Время суровых испытаний наглядно показало неразрывную связь литературы и искусства с судьбами Родины.
Характер войны, события на фронте, жизнь сражающегося народа сразу же стали центральными темами творчества. В начальный период войны наибольшее распространение получают публицистические формы – корреспонденция и очерк, кинорепортаж и песня, плакат и листовки, которые носили пропагандический характер.
Остановимся в начале на плакате. Советские художники возродили традиции гражданской войны, используя плакат в агитации. Я покажу вам лишь некоторые из них, созданные в разное время войны. Посмотрите и скажите, какова главная мысль этих плакатов, к чему они призывали? ( см. плакаты в приложении). Особенно потрясающим по эмоциональному накалу стал плакат И.Тоидзе « Родина – мать завёт!».
Популярны были плакаты в стиле политической карикатуры, в которой принимали участие и художники Кукрыниксы ( М. Куприянов, П.Крылов, Н.Соколов). Вот один из плакатов называется « Потерял я колечко». Какому событию посвящен этот плакат?
Ответ учащихся – операция по уничтожению группировки немецких войск под руководством генерала-фельдмаршала Паулюса под Сталинградом.
Учитель: Давайте сделаем вывод, какую роль играли плакаты и тексты к ним?
Ответ уч-ся: Вносили вклад в формирование эмоционального фона ненависти к врагу, готовности драться с ним, не жалея собственной жизни.
Учитель: Создавались и значительные живописные полотна, созданные А.А.Дейнекой « Оборона Севастополя» ( который есть у вас в учебнике на стр. 238) , Герасимовым « Мать партизана» и др.[3]
Литература в годы войны.
Самыми популярными жанрами первого периода войны стали очерки и статьи, короткие рассказы и стихотворения, которые публиковались в центральной и армейской печати. Они позволяли немедленно откликнуться на события в тылу и на фронте. Многие писатели обратились к жанру публицистики. Особой известностью пользовались статьи И.Эренбурга, А. Толстого, Л.Леонова, М.Шолохова, К.Симонова. С 1942г. – появляются крупные литературные произведения, в которых содержалось осмысление войны, например В. Гроссмана « Народ бессмертен».
По свежим следам создавалась летопись Великой Отечественной войны. Победе под Москвой посвящается повесть А.Бека « Волоколамское шоссе», Сталинградская битва запечатлена в повести К.Симонова « Дни и ночи». О боях на Дону говорилось в первых главах романа М.Шолохова « Они сражались за Родину» и др. О тружениках тыла рассказывается в « Клятве» Ф.Гладкова, « Урал в обороне» М. Шагиняна и др.
Целый ряд произведений посвящается героическому прошлому нашей Родины. Это « Батый» В.Яна, « ПетрI» А.Толстого, « Емельян Пугачёв» В. Шишкина и др. Но особой любовью на фронте и в тылу пользовались поэтические произведения О.Берггольц « Февральский дневник», К.Симонова « Жди меня», А. Прокофьева « Россия». А герой А. Твардовского « Василий Тёркин» стал любимцем и занял прочное место в фронтовом фольклоре. Остановимся на стихотворении К. Симонова
« Жди меня». Ученик читает.
Однако в то же время большая группа писателей и поэтов была подвергнута политическим проработкам, а их произведения были объявлены «идеологически вредными». Среди них были раскритикованы стихотворение И.Сельвинского, пьеса В.Катаева
« Синий платочек», рассказ А. Платонова « Оборона Семидворья», повесть Довженко « Победа» и др.
5. Кино и музыка.
Большую популярность в годы войны приобрёл кинематограф. Уже в первые дни войны на фронт выехало более ста съёмочных групп, запечатлевшие самые важные битвы с врагом. На этой основе были смонтированы полнометражные документальные фильмы « Ленинград в борьбе», « Разгром немецких войск под Москвой», « Сталинград», « Берлин» и др. Особой популярностью у зрителей, как фронта, так и тыла пользовались «Боевые кино-сборники», составленные из короткометражных художественных фильмов. Остановимся на одном. Однажды в прифронтовой Москве демонстрировался кино-сборник « Мастера искусств – фронту». И вот звучит стихотворение К. Симонова:
Ученик: Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоём ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел,- ты так её любил,-
Чтоб фашисты её живьём
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли её втроём,
Обнажённую на полу;
Чтоб досталась трём этим псам
В стонах, в ненависти, в крови,
Всё, что свято берёг ты сам
Всею силою мужской любви…
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз и убей! [2 cтр.101]
Учитель: Скажите, как воспринимали москвичи эти кино-сборники?
Ответы уч-ся:
Учитель: Да, после этого многие ушли добровольцами на фронт.
Снимались и художественные фильмы: « Парень из нашего города» режиссера А. Столпера, « Секретарь райкома» И.Пырьева. Тема верности и преданности Родине стала ведущей в фильмах « Зоя», « Она защищает Родину», « Два бойца» и др. Любимыми были фильмы на исторические темы « Пархоменко», « Котовский» и др.(отрывки из фильмов)[3]
В кинематографе военной поры снимались выдающиеся советские актёры – Б.Андреев, М.Жаров, Н. Крючков, М.Ладынина и др.
Оперативнее всех военная тема была использована в песенном жанре. В первую неделю войны прозвучала песня « Священная война», созданная композитором А.Александровым и поэтом В.Лебедевым-Кумачом и ставшая гимном народа. Она была впервые исполнена ансамблем песни и пляски Красной Армии на Белорусском вокзале Москвы перед отъезжающими на фронт советскими воинами в первые дни войны.
Незабываемые песни военных лет создали В. Соловьёв-Седой « Вечер на рейде», М.Блантер « В лесу прифронтовом», К. Листьев « Огонёк»,
« Землянка» Н. Богословский, « Тёмная ночь» и др.
( ученик исполняет песню « Тёмная ночь»)
В годы войны были созданы замечательные произведения камерной, оперной и симфонической музыки. « Седьмая симфония» Д. Шостаковича была написана и впервые исполнена в блокадном Ленинграде и была посвящена по словам автора « нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду». С большим подъёмом работали С. Прокофьев, Ю.Шапорин, А. Хачатурян и др.
С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад на фронт, на заводы, к труженикам сельского хозяйства.
Большим успехом пользовались, созданные в годы войны пьесы Корнейчука, Леонова, Симонова и классические произведения.
Любимцами публики были исполнители народных и лирических песен: Л.Русланова, Л. Утёсов, куплетисты Б. Борисов и Набатов, дуэты
Л. Миронов и Е. Дарский, М.Миронова и А. Менакер.
( показываются кадры кинохроники с выступлением фронтовых бригад)[3]
IV. Закрепление.
Учитель: Чем можно объяснить создание в годы войны, лишений, испытаний и трагических утрат, выдающихся произведений искусства и литературы?
Ответы уч-ся:…..
Учитель: А сейчас вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока. В чём на ваш взгляд должна состоять деятельность представителей культуры в годы войны?
Ответы уч-ся:…
Тестирование. ( см. в приложении.)
V. Д/З.: п.56, сообщение о власовцах.
Выставление оценок.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточка № 1.
Что означает термин « блицкриг»?
Установите соответствие между датами и событиями.
Даты: События:
1. 31 января – 2 февраля 1943 г. А) Первый салют в Москве.
2. 5 августа 1943 г. Б) Советско-финская война.
3. 30 сентября 1941г. – В) Начало капитуляции окружённой
20 апреля 1942 года. группировки под Сталинградом.
4. 30 ноября 1939 г. – Г) Битва за Москву.
12 марта 1940 г.
3. Каково значение победы в битве за Сталинград.
Карточка № 2.
Что означает термин « превентивная война»?
Установите соответствие между датами и событиями.
Даты: События:
1. 7 июля 1942г. – А) Танковое сражение под Прохоровкой.
2 февраля 1943г. Б) Сталинградская битва.
2. 23 августа 1939г. В) Советско-германский пакт о ненапа-
3. 12 июля 194 г. дении.
4. 5-6 декабря 1941г. Г) Советско-финская война.
Д)Начало контрнаступления Красной Армии под Москвой.
3. Каково значение победы в битве под Москвой.
Карточка №3.
Что означает термин « нападение»?
Установите соответствие между датами и событиями.
Даты: События:
1. 5 июля 1943г. – А) Парад на Красной площади.
23 августа 1943г. Б) Курская битва.
2. 19-20 ноября 1942г В) Освобождение Орла и Белгорода.
3. 7 ноября 1941г. Г) Битва под Москвой.
4. 5 августа 1943г.. Д) Начало наступления Красной
Армии под Сталинградом.
Укажите значение Курской битвы.
Тестирование.
1 Вариант.
1. Автор поэмы « Василий Тёркин»:
1) А.Твардовский.
2) К.Симонов.
3) М.Исаковский.
4) О.Берггольц.
2. « Седьмая симфония» Д.Шостаковича была создана:
1) в прифронтовой Москве.
2) в блокадном Ленинграде.
3) в Сталинграде.
4) в Севастополе.
3. Прочитайте отрывок из документа и укажите, к какому году Великой Отечественной войны относятся описываемые события.
« Битва на Прохоровском поле отличалась крайним ожесточением и самоотверженностью обеих сторон. В грандиозной схватке железных гигантов немцы были остановлены.
По словам маршала Конева, сражение под Прохоровкой стало « лебединой песнью» немецких бронетанковых войск».
1)1941г.
2)1942г.
3)1943г.
4)1945г.
Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их деятельностью:
Фамилии: Деятельность:
К. Шульженко. А) композитор
2)А.Дейнека. Б) певица
3)Д.Шостакович. В) живопись
4)К.Симонов. Г) скульптура
Д) поэт
2 Вариант.
1. Автор стихотворения «Жди меня»:
1) М. Шолохов.
2) К.Симонов.
3) А. Твардовский.
4) С. Михалков.
2. Знаменитая исполнительница народных песен:
1) Л. Орлова.
2) Л.Русланова.
3) М.Миронова.
4) М.Ладынина.
3. Прочитайте отрывок из документа и укажите, к какому году Великой Отечественной войны относятся данные события:
« Сталинград стал кладбищем не только сотен тысяч германских солдат, но и германских планов . Победа русских под Сталинградом, как извержение вулкана, потрясло всю оборону немцев от Ленинграда до Кавказа».
1941г.
1942г.
Начало 1943г.
Конец 1943г.
4.Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и их деятельностью:
Фамилии: Деятельность:
1)Л. Орлова А) художник
2)И.Тоидзе Б) композитор
3)А.Твардовский В) актриса
4)Н.Богословский Г) поэт
Д) архитектор
Список использованной литературы.
- Советский тыл в первый период Великой Отечественной войны.М.,1988г.
- Изучение истории Великой Отечественной войны на уроках истории: Учебно.-метод. пособие.- Воронеж: ВОИПКРО, 2005г.
- http://-school-collection.edu.ru. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- Советский тыл в период коренного перелома в Великой Отечественной войне.М.,1989г.