Методическая разработка «Проект "Культура здоровья"» (6–11 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.И. Захарова
с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области
методическая разработка по проведению занятий и мероприятий для учащихся общеобразовательных организаций, направленных на предупреждение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных деяний, злоупотребления психоактивных веществ
Название работы: «проект «Культура здоровья»»
Горшунова Татьяна Алексеевна,
учитель химии и биологии
Самара 2018
Введение.
Цель проекта: обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.
Задачи проекта:
повышение уровня воспитательной работы с подростками в школе;
осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».
Содержание проекта: проект состоит из2блоков: диагностическая работа, организационно - профилактическая работа с обучающимися по направлениям: «Культура психического здоровья», «Культура отношения к наркогенным веществам», «Культура физического здоровья».
Диагностическая работа предполагает выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Организационно – профилактическая работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:
создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
Адресат и возрастной ценз: обучающиеся общеобразовательного учреждения,12-18 лет.
Срок реализации: в течение года, отдельные блоки при организации школьных и внешкольных мероприятий.
Содержание проекта.
Здоровьесбережение школьников - одно из основных направлений всовершенствованию структуры и содержания общего образования.Проблема здорового образа жизни стоит сейчас очень остро. Особенно опасно вовлечение в нездоровую среду молодежи. Поэтому так важна профилактическая и просветительная работа среди учащихся, вовлечение в нее самих ребят. Перестройка отношений школьников должна проходить в эмоционально привлекательной деятельности: посредством эмоционального стимулирования школьников при обучении словом: видеоролики и телевидение как эмоциональные стимулы метода убеждения, и эмоционального стимулирования школьников при организации опыта их личного положительного поведения.
Проект представляет собой реализацию комплекса мероприятий, приемов, отвечающих потребностям школьников и, следовательно, вызывающие у них эмоциональный отклик, повышенное внимание, желание участвовать в коллективной деятельности.
Теоретическая деятельность в рамках проекта строится в системе: а) научное содержание ведущих понятий (физическое здоровье, психическое здоровье, наркогенные вещества, окружающая среда); б) неблагоприятные воздействия на здоровье, среду обитания; заболевания, вызванные теми или иными причинами; в) пути сохранения и улучшения здоровья, среды обитания. В ходе данной деятельности школьники изучают литературные источники, собирают информацию, готовят устные, письменные, компьютерные презентации.
Активное самопознание школьников осуществляется в ходе практической деятельности: практикумы, тестирования, исследовательские работы, социометрия.
В ходе практикума школьники изучают различные показатели собственного здоровья; практикум включает информативные методики, не связанные со сложным оборудованием. Самоанализ и самооценка физического здоровья основаны на антропометрических показателях — характере осанки, свода стопы, конституции и физиометрических показателях, определяющих работоспособность, особенности работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем.
Форма организации учебной деятельности предпочтительно - групповая. Учебная деятельность в рамках проекта носит разнонаправленный - теоретический и практический характер и состоит из четырех шагов. Первый - изучение теории вопроса, второй - исследование особенностей собственного организма, третий - формулирование имеющихся проблем на основании полученных результатов, четвертый - составление программы и деятельность по устранению или снижению остроты проблемы.
Ученики принимают участие во всех видах учебной деятельности: собирают и обрабатывают данные, анализируют их, предлагают пути решения выявленных проблем (исследовательский и практико-ориентированный блок), проявляют творческую фантазию при создании иллюстративных материалов и игрового моделирования.
Разнообразные виды деятельности школьников имеют своей целью:
1) в рамкахвозможного — «познать самого себя»;
формировать эмоционально-личностное и ценностное отношение к здоровью и среде жизни;
формировать потребность и навыки здоровьесберегающего поведения.
Планы мероприятий по каждому блоку воспитательного проекта.
Диагностическая работа.
Анкетирование учащихся на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов.
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Заполнение карты здоровья учащихся.
Организационно - профилактическая работа.
Направление:«Культура психического здоровья»:
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.
Формирование культуры взаимоотношений в коллективе, социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
Составление социального паспорта класса.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих школу).
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Классные часы, классные ученические собрания по пожарной безопасности и безопасности дорожного движения, профилактике суицидального поведения.
Профориентационная работа.
В качестве примера: формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» в рамках указанного направления проекта стало целью проведения интерактивной площадки для обучающихся 10 класса под девизом «Быть современным – быть толерантным». Формирование правильного представления о толерантном поведении проведено в игровой форме. В целях развития у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле, была дана возможность оценить степень своей толерантности с помощью теста «Насколько вы толерантны?». Результаты теста ребята с интересом наглядно отметили в отношении поведения друг друга. Ребята были увлечены «выращиванием» дерева толерантности: участники игры формировали крону дерева из листочков, размещаемых на ней, с указанием на листьях дерева качеств толерантности, которые они намерены выработать у себя или рекомендуют сделать это другу. (Отчет о проведенном мероприятии можно увидеть, пройдя по ссылке: http://troiskoe.minobr63.ru/wordpress/?p=2867)
Направление «Культура отношения к наркогенным веществам».
Организация правового всеобуча.
Проведение внеклассногомероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ «Наркомания: истоки, сущность и последствия». Проводится в форме ток-шоу среди учащихся 8-11 классов в конце учебного года, как подведение итога иных воспитательных мероприятий.
Цели: создать условия для активной познавательной деятельности учащихся через использование системы учебных заданий, для формирования ценностных ориентаций учащихся и выбора ими жизненной позиции в условиях прогрессирующей наркомании через анализ нравственных ситуаций.
Образовательные задачи: познакомить учащихся с историей использования человеком наркотических веществ, с причинами появления наркомании, актуализировать знания школьников о проблеме распространения наркомании в современном мире; познакомить с определениями “наркомания”, “наркотик”, с классификацией и видами наркотических веществ: конкретизировать и закрепить знания о негативном воздействии наркотиков на организм человека; проанализировать причины и механизмы возникновения наркотической зависимости; определить факторы, способствующие ее преодолению; дать оценку опасности распространениянаркомании.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, планшеты-карточки с кармашками и чистые карточки разного цвета (синий, желтый, оранжевый, черный, зеленый), специально изготовленные для мероприятия фрагменты карты мира, таблички с названиями растений, из которых можно выделить наркотические вещества, и их иллюстрациями.
Перед началом мероприятия обучающиеся делятся на 5 групп, каждая получает карточку с заданием, которые выполняются в ходе мероприятия и помогают определить содержание каждой главы “книги” о наркомании, создаваемой общими усилиями всего коллектива и имеющей страницы разного цвета.
Ход мероприятия.
I. Знакомство с проблемой.
Учитель: - Здравствуйте, ребята!
- Что означает слово, которое мы говорим и слышим каждый день по нескольку раз? (пожелание здоровья)
- А что такое здоровье?
- Здоровье это отсутствие болезней, при этом есть болезни, которые зависят только от нашего образа жизни и поведения. Именно об этих заболеваниях, которыми, к огромному сожалению, болеет большое количество молодежи мы и поговорим.
- Как вы думаете, отчего зависит здоровье человека?
По-разному беда приходит к нам –
Болезнью, непризнанием, потерей…
Наперекор судьбе, назло врагам
Жить остаемся, в будущее веря
И если в час твоей большой беды
Подавишь боль, сумев в строю остаться,
То это будет значить, что и ты
Имеешь право человеком называться.
Грустно осознавать, что в последние годы наблюдается падение нравов, рост пьянства, наркомании. Становится тревожно за человека и окружающую его среду. Сегодняшний час общения посвящается пагубным привычкам и болезням, к которым они приводят. Мы должны сделать выбор в пользу здорового образа жизни.
Ребята, давайте мы с вами помечтаем. Каждый из вас, наверное, хочет быть богатым и знаменитым, успешным, популярным просто счастливым человеком. И чем ближе становиться тот порог, за которым начинается своя самостоятельная жизнь, тем более ярко мы видим свой путь в ней.
(Показ презентации с комментариями учителя)
Слайды 1, 2, 3
Дороги, что открываются каждому из вас, разные и каждая из них по- своему прекрасна. Может быть это вершина успешной карьеры или удачный бизнес.
Слайд 4
А может быть достойное уважение, хорошая профессия или признание миллионов поклонников.
Слайд 5
Или это победы, одержанные над соперниками и, прежде всего над собой, что несут гордость свершений.
Слайд 6
Вы должны искать себя, находить новые отражения в этой открытой жизни. Вы можете принимать свои решения, и учится отвечать за них сами, а еще вам не нужны чужие советы. Наш новый мир это свобода быть самим собой, строить свой мир таким, каким вы хотите его видеть.
Но в жизни, как на дороге со знаками, мы должны всегда задумываться о том, а правильно ли мы живем?
Слайд 7
Есть вещи, которые могут помешать вам, претворить мечты в реальность. Это наркотики.
Вряд ли вновь стоит говорить о том, как актуальна эта проблема. Я уверена, наша заинтересованность обоюдна.
Давайте вместе разберемся в ситуации, с которой вы реально можете столкнуться в жизни.
Знаете ли вы, что такое наркотики? (Ответы на вопрос, обобщение)
Слайд 8
Да, действительно, наркотики - это серьезнейшая зависимость организма человека от средств и веществ синтетического, а иногда и природного происхождения (мак, конопля). Сегодня наркомания - это "болезнь", "чума" нашего века. Причем, в мировом масштабе.
А как вы думаете, кто становится наркоманом? (Ответ. Среди всех ответов звучат: слабые люди, одинокие, замкнутые, забитые, бомжи, безработные.)
Верно. Но не только слабые могут стать наркоманами, но и сильные люди, популярные, перспективные, успешные, открытые.
Слайд 9
Ярким примером является на отечественной эстраде известный и талантливый артист, неординарный человек Владимир Высоцкий, на зарубежной эстраде - кумир молодежи 60-х годов прошлого века Элвис Пресли, знаменитый артист Фреди Меркюри и многие другие. К сожалению, от этой беды не застрахован никто.
Слайды 10,11,12, 13
Как происходит привыкание к наркотикам?
Да, постепенно, порой незаметно.
Шокирующие, непонятные факты,как правило, вызывают множество вопросов, попыток на них ответить, приоткрыть природу человека, так до конца и не понятную. Что делают эти люди, употребляя наркотики? Истязают себя. Однако они рассуждают по - другому, они пытаются переступить через свои слабости, перейти к новому мироощущению: Я стал лучше, смелее, свободнее. В человеческой душе и разуме всегда теплилась мысль о другой реальности, где царят доброта, любовь, мир, где всегда светло и радостно. Путь ухода от реальности, который выбрали молодые люди, показанные на снимках, называется (учитель делает паузу, предлагая учащимся дать название показанному явлению)... наркомания.
(Далее учитель предлагает ребятам сформулировать проблемы, задать вопросы, связанные с наркоманией, на которые они хотели бы услышать ответы. В ходе их обсуждения выстраивается план изучения темы, формулируется задача данного мероприятия: выявить представления школьников об истоках, сущности и последствиях наркомании.)
Изучение материала.
Учитель: немало книг написано по интересующей нас теме, но я предлагаю вам написать свою «книгу», каждая страница которой будет иметь определенный цвет. На столах лежат различные карточки-задания, которые помогут нам определить содержание каждой главы книги. А сейчас обратимся к истории.
1. Из истории употребления наркотическихвеществ
Учитель: существует гипотеза, что еще в раннем палеолите (40 тыс. лет до н.э.) состоялось первое знакомство человека с наркотиками. Любопытному по природе человеку не составляло труда открыть, что окружающая среда в изобилии предлагает ему растения, которые повышают настроение и прибавляют сил, делая жизнь, хотя и ненадолго, более легкой. Люди, жившие в разные исторические эпохи и в разных частях света, узнали растения, корни и листья которых содержат соки, обладающие таинственной силой.
Составим карту с обозначением очагов первого использования наркотических веществ человеком. В этом нам поможет группа, получившая следующее задание.
Задание 1.
Из перечня географических регионов (Южная Америка, Восточная Африка, Юго-Восточная Азия, Северная Америка, Средняя Азия, Центральная Америка, Малая Азия, Европа, Сибирь) выберите те, на которых произрастают растения (см. дополнительную информацию), содержащие наркотические вещества.
(Учитель сообщает учащимся краткую дополнительную информацию, приложение к настоящему проекту. По ходу рассказа учащиеся собирают из разрозненных фрагментов карту мира и прикрепляют ее на магнитной доске. Рядом с картой крепятся таблички с названиями растений, из которых можно выделить наркотические вещества, и иллюстрациями. В тетрадях ребята делают соответствующие записи по схеме: географический очаг - название растений.)
Учитель: вот мы и открыли нашу «книгу», написав первую страницу. Обозначим ее синим цветом, цветом знакомства и размышления. Напишите на карточке планшета соответствующего цвета основную или наиболее поразившую вас мысль из того, что вы узнали изпредставленной информации. (У каждого ученика имеется планшет-карта с кармашками и чистые карточки с цветовой индикацией.)
2. Причины и мотивы наркомании
Учитель: почему человек, так давно познакомившись с наркотическими препаратами, долго не переступал опасной черты употребления наркотиков; почему в настоящее время распространение наркомании приобрело угрожающий, эпидемический характер? Ответить на эти вопросы и открыть новую желтую страницу создаваемой книги (цвета предостережения) нам помогут ребята, которые получили следующее задание.
Задание 2.
Основываясь на собственном мнении, а также используя подготовленные к занятию материалы, назовите причины и мотивы, способствующие развитию наркомании в обществе.
(На базе выступления учащихся организуется фронтальная беседа, в ходе которой выясняются причины и мотивы употребления наркотиков в молодежной среде, дается определение наркомании: «Наркомания – состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением наркотиков" - ВОЗ, 1957 г.)
Учитель: почему здоровый молодой человек выбираете уход от проблем, а не интересную, пусть и рудную жизнь с поиском путей преодоления преград? Ответить на этот вопрос и дополнить наши представления о мотивах наркомании нам поможет видеоролик.
(Демонстрируется видеофрагмент, где бывшие наркоманы рассказывают о причинах их первого знакомства с наркотиками. Организуется беседа по обсуждению увиденного.)
Учитель: довольно часто причиной знакомства с наркотиками становится мнимая компетентность как намерившегося попробовать наркотик, так и предлагающего это сделать. Решить, что правда в распространенных мнениях о наркотиках и наркомании, а что нет, помогут нам ребята, выполнявшие следующее задание.
Задание 3
Прочитайте предлагаемый ниже перечень суждений о наркомании и выберите из них ошибочные:
степень опасности употребления табака и
других наркотиков одинакова;
наркотики бывают легкие и тяжелые,
наркоман может бросить употреблять наркотики в любой момент;
наркотики усиливают творческие возможности человека;
неопасно употребление легких наркотиков, так как к ним не наступает привыкания;
средняя продолжительность жизни наркомана почти в 2 раза меньше, чем у людей,не пробовавших наркотик;
компании наркоманов наиболее сплочены
и дружны, чем другие группировки молодежи;
любое наркотическое вещество вызываетпривыкание;
бросившего наркотик человека группа оставит в покое, так как уважает волю каждого.
(По ходу выступления учащихся организуется обсуждение предложенных вопросов, на карточке планшета записываются основные мысли, выводы по данному заданию.)
3. Классификация наркотиков.
Учитель: познакомимся с научным представлением о наркотических веществах и откроем новуюстраницу нашей книги. Её
оранжевый цвет будет символом приближения к опасности.
Наркотики (от греч. narkoo - оцепенеть, потерять чувствительность) - вещества различной природы, изменяющие состояние
организма в целом, в том числе и сознания, способные вызвать зависимость.
(Учащиесязаписываютопределение в тетрадях.)Рассмотрим однуиз научных классификаций наркотических веществ.
(Учитель излагает информацию о различных группах наркотиков. Каждая группа учащихся выполняет задание: первая - записывает названия групп наркотиков, вторая - вещества и препараты каждой группы, третья - основное действие на организм, четвертая - выделяет основное опасное воздействие на организм.)
(Обсуждение информации, предоставленной учителем, проходит в форме беседы, итог которой подводит группа школьников, выполняющих следующее задание.)
Задание 4
Используя классификацию наркотических веществ, с которой вы познакомились, определите принадлежность перечисленных ниже веществ, растений и препаратов к той или иной группе. По результатам работы заполните схему.
Вещества: гашиш, опий, ЛСД, мескалин, конопля, амфетамин, морфий, героин, «хлопья», барбитураты, анаша, мрихуана.
Схема 1
(Учащиеся заполняют карточки оранжевого цвета, в которые вносят сведения о наркотических веществах.)
Механизм формирования наркотической зависимости
Учитель: человек, употребляющий наркотики, зная об их вредном воздействии на организм, считает, что может отказаться от них в любой момент. Но путь для всех один -зависимость от наркотика, потеря свободы, подчинение воли только одному - достать новуюпорцию зелья. Почему так происходит? Как появляется наркотическая зависимость? Ответить на эти вопросы нам поможет группа, выполнившая следующее задание.
Задание 5.
Сопоставьте научные данные, приведенные ниже, и сделайте предположение о процессе формирования наркотической зависимости у человека:
в мозговой ткани человека обнаружены рецепторы, взаимодействующие с опиатами;
в мозговой ткани человека обнаружены естественные обезболиватели - энкефалины, действующие наподобие опиума;
в обычных условиях опиатные рецепторы мозга реагируют на ничтожные количества вырабатывающихся в организме человека энкефалинов;
при повышенных дозах опиума рецептор меняет свою структуру и для поддержания нормального состояния требует постоянного притока наркотика.
(Обсуждение задания проходит в форме беседы, параллельно демонстрируется динамическая модель механизма наркотического привыкания. Формулируется вывод о том, что вернуть наркомана в реальный мир может только квалифицированная медицинская, помощь, опирающаяся на желание человека избавиться от подобной зависимости. Учащиеся записывают вывод по данной части урока в черную карточку.)
Воздействие наркотиков на организм
Учитель: эта последняя, красная страница нашей книги должна стать знаком остановки «СТОП» для любого человека. Мы много слышим о негативных последствиях употребления наркотиков, но кадры предлагаемого вам для просмотра видеофильма расскажут об этом более наглядно. Проанализируйте увиденное и выявите главные, на ваш взгляд, последствия наркомании для здоровья человека и общества в целом.
(Демонстрируется видеоролик о последствиях употребления наркотиков. Организуется беседа, в результате которой выявляются, последствия употребления наркотиков: разрушение внутренних органов и в первую очередь клеток головного мозга, психологическое изменение личности человека, возрастание вероятности заражения СПИДом, и другими инфекционными заболеваниями, рождение детей с различными патологиями развития, появление угрозы вовлечения человека в преступную деятельность. Учащиеся заполняют красную карточку планшета.)
Подведение итогов.
Учитель:А сейчас мы нарисуем иллюстрации к нашей книге.
(Проводится игра «Портрет наркомана». На чистом листе ватмана дети в группах рисуют общий портрет наркомана, готовые работы вывешиваются на доску.)
Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в нашей встрече. Кто хочет быть на него похожим?
(Дети отвечают. Участникам раздаются сердечки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своим сердечком, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу.)
И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под натиском наших сердец. Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.У кого есть здоровье, у того есть надежда. У кого есть надежда, у того есть всё. Хочется, чтобы, уйдя с этого мероприятия, вы всегда выбирали жизнь. И смогли бы сказать любому человеку, который может предложить вам наркотики слово - НЕТ!
Итак, что мы ответим человеку, предложившему вам наркотик?
«Мы выбираем жизнь!»
Вот и написана наша книга на непростую тему. Оглянемся назад. Что осталось на ее разноцветных страницах? Прочитайте выдержки из ваших записей в карточках-планшетах. Это оглавление нашей книги. (Выборочно зачитываются, записи отдельных учеников.)
Хотелось бы надеяться, что наша книга закончится страницей надежды, страницей жизни, страницей, ведущей вперед. Пусть она будет зеленого цвета. Напишем на ней письмо вашим сверстникам, будущим поколениям землян, в котором каждый выразит свои мысли и чувства по обсуждаемому сегодня вопросу. Что выбрать? Кратковременный эфемерный рай с непонятными и пугающими видениями или красоту всего окружающего мира и захватывающий путь по дороги жизни, но без наркомании?!
(Каждая, группа пишет письмо из 3 - 5 предложений, которое вывешивается, в конце мероприятия на общем листе, образуя настенную газету.При недостатке времени на уроке это задание учащиеся могут выполнить дома.)
(На экране проектора демонстрируются слайды 14 и 15 презентации «Наркотики, жизнь до и после».)
Следующее направление организационно-профилактической работы воспитательного проекта является - «Культура физического здоровья».
Организация досуговой деятельности учащихся: вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции; охват организованным отдыхом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
Выступления агитбригад по здоровому образу жизни.
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением предполагает:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы классного руководителя, администрации школы с подростком;
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
направление ходатайств в КДН;
проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Заключение.
Критерии отслеживания эффективности проекта
Отслеживание эффективности всего проекта | - появление у подростков устойчивых интересов; - уменьшение количества подростков, состоящих на внутришкольном учёте и учете в ПДН ОВД; -уменьшение количества детей «группы риска» - уменьшение количества причин,по которым дети попадают в «группу риска». |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия | -проведение анкетирования, опросов участников с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости учащихся в мероприятия. |
Конечный результат реализации проекта | Снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета. Снижение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Снижение числа пропусков уроков по неуважительной причине. Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и других факторов, ведущих к нездоровому образу жизни. |
Учащиеся должны знать:
- болезни, связанные с применением психоактивных веществ (ПАВ);
- причины и последствия ПАВ (алкоголизма, токсикомании, наркомании);
- вредное влияние ПАВ на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- уметь говорить «Нет»;
- вести активный здоровый образ жизни.
Учащиеся должны приобрести навык:
- работы в коллективе;
- высказывания своих мыслей;
- изучения научной литературы.
Основной показатель сформированности личностного отношения к здоровью и среде жизни - это конкретная деятельность по реализации намеченной программы, в ходе которой школьник принимает ответственные решения, самоопределяется, не просто приспосабливается, а осмысленно перестраивает существующие внешние условия. Эта деятельность связана с преодолением себя, направлена на жизнетворчество в рамках современного понимания культуры. «Культура - есть усилие человека быть» (М.К.Мамардашвили).
Игровая интерпретация полученной в ходе проекта информации как вид деятельности реализуется при организации ролевых игр (игры «Суд над наркотиками», «Быть современным-быть толерантным» и др.). Школьники готовят презентации к мероприятиям по предупреждению употребления ПАВ по собственным или уже готовым сценариям. Творческое воображение проявляется при создании иллюстративных материалов - для общешкольной презентации деятельности по проекту.
Собранная и осмысленная информация - основа для дальнейшей индивидуальной деятельности, в ходе которой корректируются ошибки и составляется программа оздоровления: совершенствование физического статуса, борьба со стрессами, поиск путей коммуникации, улучшение среды жизнедеятельности. Подростки приходят к выводу, здоровый человек тот, кто строит свое здоровье самостоятельно.
Преподавание с применением представленной технологии показало, что проект, ориентированный на личность подростка, способствует формированию основ здоровьесберегающего поведения. В ходе работы над проектом школьники проявляли большую заинтересованность, свободно участвовали в дискуссиях, «пропуская материал через себя», они начали задумываться над сущностными проблемами жизни. В ходе проекта происходило активное самопознание, оно носило вполне объективный характер, было доступно по методикам, а главное, воспринималось школьниками с большим энтузиазмом. Такой вывод мы сделали, основываясь на результатах рефлексии. Один из подростков написал: «Я нашел в своем здоровье как плохие, так и хорошие стороны. К сожалению, я флегматик, имею плоскостопие, медленно восстанавливаюсь после физических нагрузок. Зато я -нормостеник, могу быстро сориентироваться в экстремальной ситуации, я - «голубь» и могу подстраиваться под любое время дня». Прямое и косвенное наблюдение показало, что школьники в повседневной жизни осуществляют намеченную программу сбережения и целенаправленного развития собственного здоровья и улучшения среды жизни. Быстрых и немедленных результатов от всех ждать невозможно, поскольку они растянуты во времени, т.е. имеют отсроченный характер. Мы надеемся, что школьники поняли главное: сохранение здоровья - это труд и не малый. Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию экологической чистоты, неприятию курения, наркотиков сами по себе не создаются. Их надо растить, как сад, ухаживать, холить и лелеять ежедневно и ежечасно. И результаты окупятся сторицей.
Приложение к внеклассному мероприятию по профилактике употребления психоактивных веществ «Наркомания: истоки, сущность и последствия»:
1) Презентация «Наркотики: жизнь до и после»
2) Дополнительная информация к заданиям для учащихся:
*Первым упоминаемым растением с психоактивными свойствами был снотворный мак (Papaversomniferum). Еще 5 тыс. лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии (современный Ирак). Выделенный из млечного сока этого растения опиум они называли «гиль», что означает «радость». Гомер в «Одиссее» говорит о том, как прекрасная Елена подала Телемаку, сыну Одиссея, кубок с напитком «непентес», позволяющим забывать боль и горе. В начале прошлого века, в 1805 г. аптекарь Зертюрнер выделил первую составляющую опиума и дал веществу название в честь греческого бога сна Морфея — морфин. Измотавшиеся в океанах моряки всех стран, презрев корабельный ром, плавали по волнам собственных грез в притонах Гонконга и Сингапура, покуривая неказистые трубочки, набитые высушенным млечным соком мака. В настоящее время морфин используется в медицине в качестве сильного болеутоляющего средства.
*Ни один бедуин не отправлялся в дальний переход, не запасшись бангом - смолой, приготовленной из конопли и печально известной сегодня под названием марихуаны или гашиша. Покурив смолы, усталый труженик пустыни приободрялся, и унылый пейзаж не так угнетал. О гашише как лекарстве от кашля говорилось в лечебнике китайского императора Шен-Нуна (2737 г. до н. э.). В индийском эпосе «Ригведа» (1500 лет до н.э.) гашиш назывался «небесным проводником». Священный напиток сома, изготавливаемый из индийской конопли восхвалялся как средство, способное излечить то, что изранено, научить слепца, как прозреть, хромого — как ходить, бедняка — как стать богатым.
*Шахтеры Боливии издавна получали за свой каторжный труд часть жалованья не деньгами, а листьями растения кока (Eritroksioncoca). Листья жевали или курили. Это помогало восстановить силы и хоть немного забыться после каждодневной изнурительной работы под землей. Ведь содержащийся в листьях кокаин снимал состояние усталости,повышал двигательную активность, вызывал состояние эйфории.
Подобное действие оказывают и вещества, получаемые из молодых ветвей и листьев древовидного кустарника кат (Cataedulis), произрастающего на высокогорьях Африканского Рога и юга Аравийского полуострова. Для местного населения дружеские встречи, на которых жуют кат, так же естественны, как званые обеды в Европе.
*Испанцы времен освоения Нового Света оставили письменные свидетельства о массовом употреблении «божественного гриба» во время коронации Монтесумы. Каменные грибы, найденные в Гватемале, свидетельствуют о том, что индейцы майя исповедовали культ грибов. В Древней Греции в религиозных целях использовали галлюциногенные грибы, такие, как Psilocibaemecsicana. Некоторые сибирские племена с целью достижения видений во время ритуальных обрядов использовали широко известный мухомор (Amanitamuskaria).
*Прибывший в Новый Свет Кортес познакомился с племенами ацтеков, почитающих кактус, называемый ими «теонанацатль», что в переводе означает «плоть бога». Особое значение занимает разновидность кактуса, известного под названием «пейотль»(Ljphophorauilliamsi), который растет в южной части долины Рио-Гранде. Индейцы относятся к нему как к ценнейшему дару Бога. Правом преимущественного употребления пейотля и вхождением в иной, светлый, чудесный мир обладали лишь шаманы и вожди.
Основные группы наркотических веществ
*Опиаты характеризуются тем, что вызывают состояние созерцательной эйфории, ложное ощущение осуществленных желаний, минимум двигательной активности. При употреблении опиатов быстро развивается привыкание, причем такое, что для достижения того же по силе эффекта в дальнейшем необходимо увеличивать дозу наркотика в десятки раз. Возникает также потребность принимать повторно препарат и для избавления от физических страданий. Синдром лишения -“ломка" - протекает как тяжелое заболевание с ломотой в суставах, тяжелой одышкой. К опиатам относятся препараты, изготовленные из маковой соломки, содержащие морфин и кодеин, синтетический героин.
*Психостимуляторы — соединения, стимулирующие работу центральной нервной системы. К этой группе относятся эфедрин, катинон, препараты, изготовленные из конопли (марихуана, анаша). Для всех перечисленных веществ характерна способность снимать ощущение усталости и сонливости, подавлять чувство голода. Вызываемая ими эйфория сопровождается двигательной активностью, болтливостью, учащением сердцебиения. В отсутствие наркотика (а потом и в его присутствии) развивается подавленное состояние, часто с появляющейся наклонностью к самоубийству.
*Галлюциногены - вещества, способные вызывать глубокие изменения психики с такими классическими признаками психоза, как галлюцинации. Описание вызываемых ими ощущений носит фантастический характер, например у некоторых людей появляется уверенность в способности ходить по воде, летать, что некоторые из них и пытаются осуществить. Установлено, что галлюциногены могут провоцировать возникновение или обострять течение шизофрении. Наркотик ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), выделенный из кактусов мескалин, полученный из грибов псилоцибин, вызывают тяжелейшую психическую зависимость.
Снотворные препараты применяются с целью вызвать сон, из них наиболее опасны производные барбитуровой кислоты. Они не вызывают эйфории, однако привыкание к ним развивается довольно быстро, при этом сон не приносит отдохновения, остается ощущение слабости, болит голова, подташнивает. Синдром лишения барбитурата протекает очень тяжело, с угрозой перехода в белую горячку.
Социальный ролик. Профилактика наркомании. http://www.fassen.net/video/xZ1lOlPs73k/.
Список использованных источников, литературы и электронных ресурсов
Горина Л.А. Занятие по профилактике наркомании "Наркотики: жизнь до и после". http://открытыйурок.рф/статьи/618883/pril4.mp4.
Единый классный час по профилактике наркомании: «Я выбираю жизнь». https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/iedinyi-klassnyi-chas-po-profilaktikie-narkomanii-ia-vybiraiu-zhizn.Скачкова Т.Н. «Биология в школе»// № 5/1999. Научно-теоретический и методический журнал., издательство «Школа-Пресс».
Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.
"Профилактика употребления ПАВ". http://www.openclass.ru/node/90648.
Социальный ролик. Профилактика наркомании. http://www.fassen.net/video/xZ1lOlPs73k/ .
Видеоролик, подготовленный учеником 9-а класса школы Д. Кузьминым, стал победителем конкурса видеофильмов по борьбе с наркоманией. http://videolike.org/view/yt=K-DkLKPtyt7.