12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Горшунова19
Россия, Самарская обл., с.Троицкое муниципального района Сызранский

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П.И. Захарова

с. Троицкое муниципального района Сызранский Самарской области







методическая разработка по проведению занятий и мероприятий для учащихся общеобразовательных организаций, направленных на предупреждение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных деяний, злоупотребления психоактивных веществ





Название работы: «проект «Культура здоровья»»

 Горшунова Татьяна Алексеевна,

учитель химии и биологии


























Самара 2018





Введение.

Цель проекта: обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.

Задачи проекта:

повышение уровня воспитательной работы с подростками в школе;

осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска».

Содержание проекта: проект состоит из2блоков: диагностическая работа, организационно - профилактическая работа с обучающимися по направлениям: «Культура психического здоровья», «Культура отношения к наркогенным веществам», «Культура физического здоровья».

Диагностическая работа предполагает выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Организационно – профилактическая работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании. Осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:

создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Адресат и возрастной ценз: обучающиеся общеобразовательного учреждения,12-18 лет.

Срок реализации: в течение года, отдельные блоки при организации школьных и внешкольных мероприятий.

Содержание проекта.

Здоровьесбережение школьников - одно из основных направлений всовер­шенствованию структуры и содержа­ния общего образования.Проблема здорового образа жизни стоит сейчас очень остро. Особенно опасно вовлечение в нездоровую среду молодежи. Поэтому так важна профилактическая и просветительная работа среди учащихся, вовлечение в нее самих ребят. Перестройка отношений школьников должна проходить в эмоционально привлекательной деятельности: посредством эмоционального стимулирования школьников при обучении словом: видеоролики и телевидение как эмоциональные стимулы метода убеждения, и эмоционального стимулирования школьников при организации опыта их личного положительного поведения.

Проект представляет собой реализацию комплекса мероприятий, приемов, отвечающих потребностям школьников и, следовательно, вызывающие у них эмоциональный отклик, повышенное внимание, желание участвовать в коллективной деятельности.

Теоретическая деятельность в рамках проекта строится в системе: а) научное содержание веду­щих понятий (физическое здоровье, психическое здоровье, наркогенные вещества, окружающая сре­да); б) неблагоприятные воздействия на здоровье, среду обитания; заболева­ния, вызванные теми или иными при­чинами; в) пути сохранения и улучше­ния здоровья, среды обитания. В ходе данной деятельности школьники из­учают литературные источники, соби­рают информацию, готовят устные, письменные, компьютерные презен­тации.

Активное самопознание школьни­ков осуществляется в ходе практичес­кой деятельности: практикумы, тес­тирования, исследовательские рабо­ты, социометрия.

В ходе практикума школьники из­учают различные показатели соб­ственного здоровья; практикум вклю­чает информативные методики, не связанные со сложным оборудовани­ем. Самоанализ и самооценка физиче­ского здоровья основаны на антропо­метрических показателях — характере осанки, свода стопы, конституции и физиометрических показателях, опре­деляющих работоспособность, осо­бенности работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем.

Форма организации учебной деятель­ности предпочтительно - групповая. Учебная деятельность в рамках проекта носит разнонаправленный - теоретический и практический характер и состоит из четырех шагов. Первый - изучение те­ории вопроса, второй - исследование особенностей собственного организ­ма, третий - формулирование имею­щихся проблем на основании получен­ных результатов, четвертый - состав­ление программы и деятельность по устранению или снижению остроты проблемы.

Ученики принимают участие во всех видах учебной деятельнос­ти: собирают и обрабатывают данные, анализируют их, предлагают пути ре­шения выявленных проблем (исследо­вательский и практико-ориентированный блок), проявляют творческую фантазию при создании иллюстра­тивных материалов и игрового моде­лирования.

Разнооб­разные виды деятельности школьни­ков имеют своей целью:

1) в рамкахвозможного — «познать самого себя»;

формировать эмоционально-лично­стное и ценностное отношение к здо­ровью и среде жизни;

формировать потребность и навыки здоровьесберегающего поведения.


Планы мероприятий по каждому блоку воспитательного проекта.

Диагностическая работа.

Анкетирование учащихся на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.

Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов.

Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.

Заполнение карты здоровья учащихся.


Организационно - профилактическая работа.

Направление:«Культура психического здоровья»:

Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе.

Формирование культуры взаимоотношений в коллективе, социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска».

Составление социального паспорта класса.

Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не посещающих школу).

Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Классные часы, классные ученические собрания по пожарной безопасности и безопасности дорожного движения, профилактике суицидального поведения.

Профориентационная работа.

В качестве примера: формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» в рамках указанного направления проекта стало целью проведения интерактивной площадки для обучающихся 10 класса под девизом «Быть современным – быть толерантным». Формирование правильного представления о толерантном поведении проведено в игровой форме. В целях развития у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле, была дана возможность оценить степень своей толерантности с помощью теста «Насколько вы толерантны?». Результаты теста ребята с интересом наглядно отметили в отношении поведения друг друга. Ребята были увлечены «выращиванием» дерева толерантности: участники игры формировали крону дерева из листочков, размещаемых на ней, с указанием на листьях дерева качеств толерантности, которые они намерены выработать у себя или рекомендуют сделать это другу. (Отчет о проведенном мероприятии можно увидеть, пройдя по ссылке: http://troiskoe.minobr63.ru/wordpress/?p=2867)


Направление «Культура отношения к наркогенным веществам».

Организация правового всеобуча.

Проведение внеклассногомероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ «Наркомания: истоки, сущность и последствия». Проводится в форме ток-шоу среди учащихся 8-11 классов в конце учебного года, как подведение итога иных воспитательных мероприятий.

Цели: создать условия для активной по­знавательной деятельности учащихся через использование системы учебных заданий, для формирования ценностных ориентаций учащихся и выбора ими жизнен­ной позиции в условиях прогрессирующей наркомании через анализ нравственных си­туаций.

Образовательные задачи: по­знакомить учащихся с историей использо­вания человеком наркотических веществ, с причинами появления наркомании, акту­ализировать знания школьников о пробле­ме распространения наркомании в совре­менном мире; познакомить с определени­ями “наркомания”, “наркотик”, с классифи­кацией и видами наркотических веществ: конкретизировать и закрепить знания о негативном воздействии наркотиков на организм человека; проанализировать причины и механизмы возникновения нар­котической зависимости; определить фак­торы, способствующие ее преодолению; дать оценку опасности распространениянаркомании.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, магнитная доска, планшеты-карточки с кармашками и чистые карточки разного цвета (синий, желтый, оранжевый, черный, зеленый), специально изготовленные для мероприятия фрагменты кар­ты мира, таблички с назва­ниями растений, из которых можно выделить наркотические вещества, и их иллюстрациями.

Перед началом мероприятия обучающиеся делятся на 5 групп, каждая получает карточку с заданием, которые выполняются в ходе мероприятия и помо­гают определить содержание каждой главы “книги” о наркомании, создаваемой общими усилиями всего коллектива и имеющей страницы разного цвета.

Ход мероприятия.

I. Знакомство с проблемой.

Учитель: - Здравствуйте, ребята!

- Что означает слово, которое мы говорим и слышим каждый день по нескольку раз? (пожелание здоровья)

- А что такое здоровье?

- Здоровье это отсутствие болезней, при этом есть болезни, которые зависят только от нашего образа жизни и поведения. Именно об этих заболеваниях, которыми, к огромному сожалению, болеет большое количество молодежи мы и поговорим.

- Как вы думаете, отчего зависит здоровье человека?

По-разному беда приходит к нам –

Болезнью, непризнанием, потерей…

Наперекор судьбе, назло врагам

Жить остаемся, в будущее веря

И если в час твоей большой беды

Подавишь боль, сумев в строю остаться,

То это будет значить, что и ты

Имеешь право человеком называться.

Грустно осознавать, что в последние годы наблюдается падение нравов, рост пьянства, наркомании. Становится тревожно за человека и окружающую его среду. Сегодняшний час общения посвящается пагубным привычкам и болезням, к которым они приводят. Мы должны сделать выбор в пользу здорового образа жизни.

Ребята, давайте мы с вами помечтаем. Каждый из вас, наверное, хочет быть богатым и знаменитым, успешным, популярным просто счастливым человеком. И чем ближе становиться тот порог, за которым начинается своя самостоятельная жизнь, тем более ярко мы видим свой путь в ней.

(Показ презентации с комментариями учителя)

Слайды 1, 2, 3

Дороги, что открываются каждому из вас, разные и каждая из них по- своему прекрасна. Может быть это вершина успешной карьеры или удачный бизнес.

Слайд 4

А может быть достойное уважение, хорошая профессия или признание миллионов поклонников.

Слайд 5

Или это победы, одержанные над соперниками и, прежде всего над собой, что несут гордость свершений.

Слайд 6

Вы должны искать себя, находить новые отражения в этой открытой жизни. Вы можете принимать свои решения, и учится отвечать за них сами, а еще вам не нужны чужие советы. Наш новый мир это свобода быть самим собой, строить свой мир таким, каким вы хотите его видеть.

Но в жизни, как на дороге со знаками, мы должны всегда задумываться о том, а правильно ли мы живем?

Слайд 7

Есть вещи, которые могут помешать вам, претворить мечты в реальность. Это наркотики.

Вряд ли вновь стоит говорить о том, как актуальна эта проблема. Я уверена, наша заинтересованность обоюдна.

Давайте вместе разберемся в ситуации, с которой вы реально можете столкнуться в жизни.

Знаете ли вы, что такое наркотики? (Ответы на вопрос, обобщение)

Слайд 8

Да, действительно, наркотики - это серьезнейшая зависимость организма человека от средств и веществ синтетического, а иногда и природного происхождения (мак, конопля). Сегодня наркомания - это "болезнь", "чума" нашего века. Причем, в мировом масштабе.

А как вы думаете, кто становится наркоманом? (Ответ. Среди всех ответов звучат: слабые люди, одинокие, замкнутые, забитые, бомжи, безработные.)

Верно. Но не только слабые могут стать наркоманами, но и сильные люди, популярные, перспективные, успешные, открытые.

Слайд 9

Ярким примером является на отечественной эстраде известный и талантливый артист, неординарный человек Владимир Высоцкий, на зарубежной эстраде - кумир молодежи 60-х годов прошлого века Элвис Пресли, знаменитый артист Фреди Меркюри и многие другие. К сожалению, от этой беды не застрахован никто.

Слайды 10,11,12, 13

Как происходит привыкание к наркотикам?

Да, постепенно, порой незаметно.

Шокирующие, непонятные факты,как правило, вызывают множество вопросов, по­пыток на них ответить, приоткрыть приро­ду человека, так до конца и не понятную. Что делают эти люди, употребляя наркотики? Истязают себя. Однако они рассуждают по - другому, они пытаются переступить через свои слабости, перейти к новому мироощу­щению: Я стал лучше, смелее, свободнее. В человеческой душе и разуме всегда теплилась мысль о другой ре­альности, где царят доброта, любовь, мир, где всегда светло и радостно. Путь ухода от реальности, который выбрали молодые люди, показанные на снимках, называ­ется (учитель делает паузу, предлагая уча­щимся дать название показанному явле­нию)... наркомания.

(Далее учитель предлагает ребятам сформу­лировать проблемы, задать вопросы, связанные с наркоманией, на которые они хотели бы ус­лышать ответы. В ходе их обсуждения выст­раивается план изучения темы, формулирует­ся задача данного мероприятия: выявить представления школьников об истоках, сущности и послед­ствиях наркомании.)


Изучение материала.

Учитель: немало книг написано по инте­ресующей нас теме, но я предлагаю вам напи­сать свою «книгу», каждая страница которой будет иметь определенный цвет. На столах лежат различные карточки-задания, которые помогут нам определить содержание каждой главы книги. А сейчас обратимся к истории.

1. Из истории употребления наркотическихвеществ

Учитель: существует гипотеза, что еще в раннем палеолите (40 тыс. лет до н.э.) со­стоялось первое знакомство человека с наркотиками. Любопытному по природе чело­веку не составляло труда открыть, что окру­жающая среда в изобилии предлагает ему растения, которые повышают настроение и прибавляют сил, делая жизнь, хотя и нена­долго, более легкой. Люди, жившие в разные исторические эпохи и в разных частях све­та, узнали растения, корни и листья которых содержат соки, обладающие таинственной силой.

Составим карту с обозначением очагов первого использования наркотических ве­ществ человеком. В этом нам поможет груп­па, получившая следующее задание.

Задание 1.

Из перечня географических регионов (Южная Америка, Восточная Африка, Юго­-Восточная Азия, Северная Америка, Сред­няя Азия, Центральная Америка, Малая Азия, Европа, Сибирь) выберите те, на ко­торых произрастают растения (см. дополни­тельную информацию), содержащие нарко­тические вещества.

(Учитель сообщает учащимся краткую дополни­тельную информацию, приложение к настоящему проекту. По ходу рассказа учащи­еся собирают из разрозненных фрагментов кар­ту мира и прикрепляют ее на магнитной дос­ке. Рядом с картой крепятся таблички с назва­ниями растений, из которых можно выделить наркотические вещества, и иллюстрациями. В тетрадях ребята делают соответствующие записи по схеме: географический очаг - название растений.)

Учитель: вот мы и открыли нашу «книгу», написав первую страницу. Обозначим ее си­ним цветом, цветом знакомства и размышле­ния. Напишите на карточке планшета соответ­ствующего цвета основную или наиболее по­разившую вас мысль из того, что вы узнали изпредставленной информации. каждого уче­ника имеется планшет-карта с кармашками и чистые карточки с цветовой индикацией.)

2. Причины и мотивы наркомании

Учитель: почему человек, так давно познакомившись с наркотическими препаратами, долго не переступал опасной черты употребления наркотиков; почему в настоящее время распространение наркомании приобрело угрожающий, эпидемический характер? Ответить на эти вопросы и открыть новую желтую страницу создаваемой книги (цвета предостережения) нам помогут ребята, которые получили следующее задание.

Задание 2.

Основываясь на собственном мнении, а также используя подготовленные к занятию материалы, назовите причины и мотивы, способствующие развитию наркомании в обществе.

(На базе выступления учащихся организуется фронтальная беседа, в ходе которой выясняются причины и мотивы употребления наркотиков в молодежной среде, дается определение наркомании: «Наркомания – состояние эпизодического или хронического отравления, вызванного повторяющимся введением наркотиков" - ВОЗ, 1957 г.)

Учитель: почему здоровый молодой человек выбираете уход от проблем, а не интересную, пусть и рудную жизнь с поиском путей преодоления преград? Ответить на этот вопрос и дополнить наши представления о мотивах наркомании нам поможет видеоролик.

(Демонстрируется видеофрагмент, где бывшие наркоманы рассказывают о причинах их первого знакомства с наркотиками. Организуется беседа по обсуждению увиденного.)

Учитель: довольно часто причиной знакомства с наркотиками становится мни­мая компетентность как намерившегося по­пробовать наркотик, так и предлагающего это сделать. Решить, что правда в распрост­раненных мнениях о наркотиках и наркома­нии, а что нет, помогут нам ребята, выпол­нявшие следующее задание.

Задание 3

Прочитайте предлагаемый ниже пере­чень суждений о наркомании и выберите из них ошибочные:

степень опасности употребления табака и
других наркотиков одинакова;

наркотики бывают легкие и тяжелые,

наркоман может бросить употреблять наркотики в любой момент;

наркотики усиливают творческие возможности человека;

неопасно употребление легких наркотиков, так как к ним не наступает привыкания;

средняя продолжительность жизни наркомана почти в 2 раза меньше, чем у людей,не пробовавших наркотик;

компании наркоманов наиболее сплочены
и дружны, чем другие группировки молодежи;

любое наркотическое вещество вызываетпривыкание;

бросившего наркотик человека группа оставит в покое, так как уважает волю каждого.

(По ходу выступления учащихся организуется обсуждение предложенных вопросов, на карточке планшета записываются основные мысли, выводы по данному заданию.)

3. Классификация наркотиков.

Учитель: познакомимся с научным представлением о наркотических веществах и откроем новуюстраницу нашей книги. Её
оранжевый цвет будет символом приближения к опасности.

Наркотики (от греч. narkoo - оцепенеть, потерять чувствительность) - вещества различной природы, изменяющие состояние
организма в целом, в том числе и сознания, способные вызвать зависимость.

(Учащиесязаписываютопределение в тетрадях.)Рассмотрим однуиз научных классификаций наркотических веществ.

(Учитель излагает информацию о различных группах наркотиков. Каждая группа учащихся выполняет задание: первая - записывает названия групп наркотиков, вторая - вещества и препараты каждой группы, третья - основное действие на организм, четвертая - выделяет основное опасное воздействие на организм.)

(Обсуждение информации, предоставленной учителем, проходит в форме беседы, итог которой подводит группа школьников, выполняющих следующее задание.)

Задание 4

Используя классификацию наркотичес­ких веществ, с которой вы познакомились, определите принадлежность перечис­ленных ниже веществ, растений и препара­тов к той или иной группе. По результатам работы заполните схему.

Вещества: гашиш, опий, ЛСД, мескалин, конопля, амфетамин, морфий, героин, «хло­пья», барбитураты, анаша, мрихуана.

Схема 1

t1609070466aa.gif



(Учащиеся заполняют карточки оранжевого цвета, в которые вносят сведения о наркотиче­ских веществах.)

Механизм формирования наркотической зависимости

Учитель: человек, употребляющий нар­котики, зная об их вредном воздействии на организм, считает, что может отказаться от них в любой момент. Но путь для всех один -зависимость от наркотика, потеря свободы, подчинение воли только одному - достать новуюпорцию зелья. Почему так происхо­дит? Как появляется наркотическая зависи­мость? Ответить на эти вопросы нам помо­жет группа, выполнившая следующее задание.

Задание 5.

Сопоставьте научные данные, приведен­ные ниже, и сделайте предположение о про­цессе формирования наркотической зависи­мости у человека:

в мозговой ткани человека обнаружены ре­цепторы, взаимодействующие с опиатами;

в мозговой ткани человека обнаружены естественные обезболиватели - энкефалины, действующие наподобие опиума;

в обычных условиях опиатные рецепторы мозга реагируют на ничтожные количест­ва вырабатывающихся в организме чело­века энкефалинов;

при повышенных дозах опиума рецептор меняет свою структуру и для поддержания нормального состояния требует постоян­ного притока наркотика.

(Обсуждение задания проходит в форме беседы, параллельно демонстрируется динамическая модель механизма наркотического привыкания. Формулируется вывод о том, что вернуть нар­комана в реальный мир может только квалифицированная медицинская, помощь, опирающа­яся на желание человека избавиться от подоб­ной зависимости. Учащиеся записывают вывод по данной части урока в черную карточку.)

Воздействие наркотиков на организм

Учитель: эта последняя, красная стра­ница нашей книги должна стать знаком ос­тановки «СТОП» для любого человека. Мы много слышим о негативных последствиях употребления наркотиков, но кадры предла­гаемого вам для просмотра видеофильма расскажут об этом более наглядно. Проана­лизируйте увиденное и выявите главные, на ваш взгляд, последствия наркомании для здо­ровья человека и общества в целом.

(Демонстрируется видеоролик о последствиях употребления наркотиков. Организуется беседа, в результате которой выявляются, последствия употребления наркотиков: разрушение внутрен­них органов и в первую очередь клеток головного мозга, психологическое изменение личности чело­века, возрастание вероятности заражения СПИ­Дом, и другими инфекционными заболеваниями, рождение детей с различными патологиями раз­вития, появление угрозы вовлечения человека в преступную деятельность. Учащиеся заполняют красную карточку планшета.)

Подведение итогов.

Учитель:А сейчас мы нарисуем иллюстрации к нашей книге.

(Проводится игра «Портрет наркомана». На чистом листе ватмана дети в группах рисуют общий портрет наркомана, готовые работы вывешиваются на доску.)

Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в нашей встрече. Кто хочет быть на него похожим?

(Дети отвечают. Участникам раздаются сердечки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своим сердечком, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу.)

И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под натиском наших сердец. Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей, - сильных, красивых, здоровых, разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.У кого есть здоровье, у того есть надежда. У кого есть надежда, у того есть всё. Хочется, чтобы, уйдя с этого мероприятия, вы всегда выбирали жизнь. И смогли бы сказать любому человеку, который может предложить вам наркотики слово - НЕТ!

Итак, что мы ответим человеку, предложившему вам наркотик?

«Мы выбираем жизнь!»

Вот и написана наша книга на непростую тему. Оглянемся назад. Что оста­лось на ее разноцветных страницах? Прочи­тайте выдержки из ваших записей в карточ­ках-планшетах. Это оглавление нашей кни­ги. (Выборочно зачитываются, записи отдель­ных учеников.)

Хотелось бы надеяться, что наша книга закончится страницей надежды, страни­цей жизни, страницей, ведущей вперед. Пусть она будет зеленого цвета. Напишем на ней письмо вашим сверстникам, буду­щим поколениям землян, в котором каж­дый выразит свои мысли и чувства по об­суждаемому сегодня вопросу. Что выбрать? Кратковременный эфемерный рай с непо­нятными и пугающими видениями или кра­соту всего окружающего мира и захватыва­ющий путь по дороги жизни, но без нар­комании?!

(Каждая, группа пишет письмо из 3 - 5 пред­ложений, которое вывешивается, в конце мероприятия на общем листе, образуя настенную газету.При недостатке времени на уроке это задание уча­щиеся могут выполнить дома.)

(На экране проектора демонстрируются слайды 14 и 15 презентации «Наркотики, жизнь до и после».)


Следующее направление организационно-профилактической работы воспитательного проекта является - «Культура физического здоровья».

Организация досуговой деятельности учащихся: вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции; охват организованным отдыхом подростков в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года.

Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

Выступления агитбригад по здоровому образу жизни.


Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением предполагает:

выявление причин отклонений в поведении;

беседы классного руководителя, администрации школы с подростком;

вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;

направление ходатайств в КДН;

проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.








Заключение.

Критерии отслеживания эффективности проекта

Отслеживание эффективности всего проекта

- появление у подростков устойчивых интересов;

- уменьшение количества подростков, состоящих на внутришкольном учёте и учете в ПДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин,по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия

-проведение анкетирования, опросов участников с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации проекта


Снижение количества учащихся, состоящих на различных формах учета.

Снижение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

Снижение числа пропусков уроков по неуважительной причине.

Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и других факторов, ведущих к нездоровому образу жизни.

 



Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением психоактивных веществ (ПАВ);

- причины и последствия ПАВ (алкоголизма, токсикомании, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.



Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.


Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы.

Основной показатель сформиро­ванности личностного отношения к здоровью и среде жизни - это кон­кретная деятельность по реализации намеченной программы, в ходе кото­рой школьник принимает ответствен­ные решения, самоопределяется, не просто приспосабливается, а осмыс­ленно перестраивает существующие внешние условия. Эта деятельность связана с преодолением себя, направ­лена на жизнетворчество в рамках со­временного понимания культуры. «Культура - есть усилие человека быть» (М.К.Мамардашвили).

Игровая интерпретация получен­ной в ходе проекта информации как вид деятельности реализуется при организации ролевых игр (игры «Суд над наркотиками», «Быть современным-быть толерантным» и др.). Школьники готовят презентации к мероприятиям по предупреждению употребления ПАВ по собственным или уже готовым сце­нариям. Творческое воображение проявляется при создании иллюстра­тивных материалов - для общешколь­ной презентации деятельности по проекту.

Собранная и осмысленная инфор­мация - основа для дальнейшей инди­видуальной деятельности, в ходе кото­рой корректируются ошибки и состав­ляется программа оздоровления: совершенствование физического ста­туса, борьба со стрессами, поиск путей коммуникации, улучшение среды жиз­недеятельности. Подростки приходят к выводу, здоровый человек тот, кто строит свое здоровье самостоятельно.

Преподавание с примене­нием представленной технологии показало, что проект, ориентированный на личность подростка, способствует формированию основ здоровьесбере­гающего поведения. В ходе работы над проектом школьники проявляли большую заинтересованность, свобод­но участвовали в дискуссиях, «пропус­кая материал через себя», они начали задумываться над сущностными проб­лемами жизни. В ходе проекта проис­ходило активное самопознание, оно носило вполне объективный харак­тер, было доступно по методикам, а главное, воспринималось школьника­ми с большим энтузиазмом. Такой вы­вод мы сделали, основываясь на ре­зультатах рефлексии. Один из под­ростков написал: «Я нашел в своем здоровье как плохие, так и хорошие стороны. К сожалению, я флегматик, имею плоскостопие, медленно восста­навливаюсь после физических нагру­зок. Зато я -нормостеник, могу быст­ро сориентироваться в экстремальной ситуации, я - «голубь» и могу подстра­иваться под любое время дня». Пря­мое и косвенное наблюдение показа­ло, что школьники в повседневной жизни осуществляют намеченную про­грамму сбережения и целенаправлен­ного развития собственного здоровья и улучшения среды жизни. Быстрых и немедленных результатов от всех ждать невозможно, поскольку они рас­тянуты во времени, т.е. имеют отсро­ченный характер. Мы надеемся, что школьники поняли главное: сохране­ние здоровья - это труд и не малый. Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию эко­логической чистоты, неприятию ку­рения, наркотиков сами по себе не со­здаются. Их надо растить, как сад, ухаживать, холить и лелеять ежеднев­но и ежечасно. И результаты окупят­ся сторицей.






Приложение к внеклассному мероприятию по профилактике употребления психоактивных веществ «Наркомания: истоки, сущность и последствия»:

1) Презентация «Наркотики: жизнь до и после»

2) Дополнительная информация к заданиям для учащихся:

*Первым упоминаемым растением с психоактив­ными свойствами был снотворный мак (Papaversomniferum). Еще 5 тыс. лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии (современный Ирак). Выделенный из млечного сока этого растения опиум они называли «гиль», что оз­начает «радость». Гомер в «Одиссее» говорит о том, как прекрасная Елена подала Телемаку, сыну Одис­сея, кубок с напитком «непентес», позволяющим за­бывать боль и горе. В начале прошлого века, в 1805 г. аптекарь Зертюрнер выделил первую составляющую опиума и дал веществу название в честь греческого бога сна Морфея — морфин. Измотавшиеся в океа­нах моряки всех стран, презрев корабельный ром, плавали по волнам собственных грез в притонах Гон­конга и Сингапура, покуривая неказистые трубочки, набитые высушенным млечным соком мака. В насто­ящее время морфин используется в медицине в ка­честве сильного болеутоляющего средства.

*Ни один бедуин не отправлялся в дальний пе­реход, не запасшись бангом - смолой, приготовлен­ной из конопли и печально известной сегодня под названием марихуаны или гашиша. Покурив смолы, усталый труженик пустыни приободрялся, и уны­лый пейзаж не так угнетал. О гашише как лекарст­ве от кашля говорилось в лечебнике китайского императора Шен-Нуна (2737 г. до н. э.). В индий­ском эпосе «Ригведа» (1500 лет до н.э.) гашиш на­зывался «небесным проводником». Священный на­питок сома, изготавливаемый из индийской коноп­ли восхвалялся как средство, способное излечить то, что изранено, научить слепца, как прозреть, хромого как ходить, бедняка — как стать богатым.

*Шахтеры Боливии издавна получали за свой каторжный труд часть жалованья не деньгами, а листьями растения кока (Eritroksioncoca). Листья жевали или курили. Это помогало восстановить силы и хоть немного забыться после каждодневной изнурительной работы под землей. Ведь содержа­щийся в листьях кокаин снимал состояние усталос­ти,повышал двигательную активность, вызывал состояние эйфории.

Подобное действие оказывают и вещества, по­лучаемые из молодых ветвей и листьев древовид­ного кустарника кат (Cataedulis), произрастающе­го на высокогорьях Африканского Рога и юга Ара­вийского полуострова. Для местного населения дру­жеские встречи, на которых жуют кат, так же есте­ственны, как званые обеды в Европе.

*Испанцы времен освоения Нового Света оста­вили письменные свидетельства о массовом упо­треблении «божественного гриба» во время коро­нации Монтесумы. Каменные грибы, найденные в Гватемале, свидетельствуют о том, что индейцы майя исповедовали культ грибов. В Древней Греции в религиозных целях использовали галлюциноген­ные грибы, такие, как Psilocibaemecsicana. Неко­торые сибирские племена с целью достижения ви­дений во время ритуальных обрядов использовали широко известный мухомор (Amanitamuskaria).

*Прибывший в Новый Свет Кортес познакомил­ся с племенами ацтеков, почитающих кактус, назы­ваемый ими «теонанацатль», что в переводе озна­чает «плоть бога». Особое значение занимает раз­новидность кактуса, известного под названием «пей­отль»(Ljphophorauilliamsi), который растет в юж­ной части долины Рио-Гранде. Индейцы относятся к нему как к ценнейшему дару Бога. Правом преиму­щественного употребления пейотля и вхождением в иной, светлый, чудесный мир обладали лишь ша­маны и вожди.


Основные группы наркотических веществ

*Опиаты характеризуются тем, что вызывают состояние созерцательной эйфории, ложное ощущение осуществленных желаний, минимум двигательной активности. При употреблении опиатов быстро развивается привыкание, причем такое, что для достижения того же по силе эффекта в дальней­шем необходимо увеличивать дозу наркотика в де­сятки раз. Возникает также потребность принимать повторно препарат и для избавления от физичес­ких страданий. Синдром лишения -“ломка" - про­текает как тяжелое заболевание с ломотой в суста­вах, тяжелой одышкой. К опиатам относятся пре­параты, изготовленные из маковой соломки, содер­жащие морфин и кодеин, синтетический героин.

*Психостимуляторы — соединения, стимулирующие работу центральной нервной системы. К этой группе относятся эфедрин, катинон, препараты, изготовленные из конопли (марихуана, анаша). Для всех перечисленных веществ характерна способ­ность снимать ощущение усталости и сонливости, подавлять чувство голода. Вызываемая ими эйфо­рия сопровождается двигательной активностью, болтливостью, учащением сердцебиения. В отсутствие наркотика (а потом и в его присутствии) раз­вивается подавленное состояние, часто с появляю­щейся наклонностью к самоубийству.

*Галлюциногены - вещества, способные вызывать глубокие изменения психики с такими классически­ми признаками психоза, как галлюцинации. Описа­ние вызываемых ими ощущений носит фантастиче­ский характер, например у некоторых людей появ­ляется уверенность в способности ходить по воде, летать, что некоторые из них и пытаются осущест­вить. Установлено, что галлюциногены могут про­воцировать возникновение или обострять течение шизофрении. Наркотик ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), выделенный из кактусов мескалин, полученный из грибов псилоцибин, вызывают тяже­лейшую психическую зависимость.

Снотворные препараты применяются с целью вызвать сон, из них наиболее опасны производные барбитуровой кислоты. Они не вызывают эйфории, однако привыкание к ним развивается до­вольно быстро, при этом сон не приносит отдох­новения, остается ощущение слабости, болит го­лова, подташнивает. Синдром лишения барбитурата протекает очень тяжело, с угрозой перехода в белую горячку.

Социальный ролик. Профилактика наркомании. http://www.fassen.net/video/xZ1lOlPs73k/.





























Список использованных источников, литературы и электронных ресурсов


Горина Л.А. Занятие по профилактике наркомании "Наркотики: жизнь до и после". http://открытыйурок.рф/статьи/618883/pril4.mp4.

Единый классный час по профилактике наркомании: «Я выбираю жизнь». https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/uroki/iedinyi-klassnyi-chas-po-profilaktikie-narkomanii-ia-vybiraiu-zhizn.

Скачкова Т.Н. «Биология в школе»// № 5/1999. Научно-теоретический и методический журнал., издательство «Школа-Пресс».

Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 160 с.

"Профилактика употребления ПАВ". http://www.openclass.ru/node/90648.

Социальный ролик. Профилактика наркомании. http://www.fassen.net/video/xZ1lOlPs73k/ .

Видеоролик, подготовленный учеником 9-а класса школы Д. Кузьминым, стал победителем конкурса видеофильмов по борьбе с наркоманией. http://videolike.org/view/yt=K-DkLKPtyt7.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.