Методическая разработка урока по физической культуре (7 класс)
Методическая разработка урока по физической культуре
в основной школе
7 класс
Учитель первой категории:
Козурман Ирина Сергеевна
Тема: Совершенствование техники ведения баскетбольного мяча
Актуальность. Баскетбол является популярной спортивной игрой, которая состоит из ходьбы, бега и прыжков. Ему присущи эмоциональность и многообразие проявления физических качеств. При игре, в работу вовлекается все функциональные системы организма, а также развиваются такие качества как целеустремленность, решительность, уверенность, чувство коллективизма. Поэтому такое воздействие на учащихся, дает право считать баскетбол наиболее действенным средством физического воспитания.
Баскетбол является достаточно сложным в освоении технических и тактических элементов. Существует многообразие двигательных действий и упражнений, разнообразная последовательность и сочетание их применений. Главное – соединить в упражнении эффективность и простоту выполнения, подобрать такие двигательные действия, чтобы они дали быстрый результат и чтобы на их освоение уходил минимум времени.
Возможность подобрать упражнения с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности учащихся позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход.
Цель урока: овладение техникой ведения мяча
Задачи урока:
Образовательный аспект
Обучение технике ведения баскетбольного мяча;
Совершенствования техники передач мяча в движении;
Совершенствования развития « чувства мяча и координационных способностей»
Развивающий аспект
Развитие ловкости, быстроты, координационных движений, чувства ритма.
Развитие дыхательной, сердечно - сосудистой системы и улучшения эмоционального состояния учащихся.
Воспитательный аспект
Воспитание устойчивого интереса к двигательной активности, чувства коллективизма, ответственности, трудолюбия, стремление к достижению поставленной цели, интерес к занятиям физическими упражнениями, товарищества в игре в баскетбол.
Тип урока: Образовательно – обучающий
Методы проведения: фронтальный, групповой, соревновательный.
Место проведения: спортивный зал.
Инвентарь и оборудование: баскетбольные мячи
Продолжительность занятия: 45 минут
Часть урока |
Содержание |
Время |
Организационно-методические указания |
Вводная часть |
Построение и приветствие. Сообщение задач урока и инструктаж по безопасности. |
2 мин |
Проверить наличие спортивной формы и обуви. Отметить отсутствующих. Контроль пульса. |
Упражнения в ходьбе: - на носках; - на пятках; - на внешней и внутренней стороне стопы; - в полуприседе; - в приседе; - прыжки в приседе. |
2 мин |
Следить за осанкой, правильностью выполнения упражнений |
|
Упражнения в беге: - медленный бег; - приставным бегом правым/левым боком; - скрестным бегом правым/левым боком; - бег спиной вперед; - ускорение |
3 мин |
Соблюдать дистанцию. При беге спиной вперед, смотреть назад через левой плечо. Ускорение выполняем по диагонали |
|
ОРУ в движении с баскетбольными мячами: I. И.п.: о.с. 1 – руки согнуть в локтях, мяч к груди, наклон головы влево; 2 – и. п.; 3 – руки согнуть в локтях, мяч к груди, наклон головы вправо; 4 – и. п. II. И.п.: о.с. 1 – мяч вверх, подняться на носки, 2 – и. п.; 3 – 4 – то же III. И.п.: с. ноги врозь, руки вперед 1 – поворот туловища влево; 2 – и. п.; 3 – поворот туловища вправо; 4 – и. п. IV. И.п.: с. ноги врозь, руки вверх 1 – наклон влево; 2 – и. п.; 3 –наклон вправо; 4 – и. п. V. И.п.: с. ноги врозь 1 – 3 – пружинящие наклоны 4 – и. п. V. И.п.: о.с. 1 – присед, руки вперед; 2 – и. п.; 3 –присед, руки вверх; 4 – и. п. VI. И.п.: о.с. 1 – выпад левой влево, руки вперед; 2 – и. п.; 3 – выпад правой вправо, руки вперед; 4 – и. п. VI. И.п.: упор лежа(мяч на полу перед собой) 1 – сгибание рук, коснуться мяча; 2 – и. п.; 3 – 4 – то же VII. И.п.: о.с. 1 – прыжок ноги врозь, руки вперед; 2 – и. п.; 3 – прыжок ноги врозь, руки вверх; 4 – и. п. VIII. И.п.: о.с. 1 – руки вверх, глубокий вдох; 2 – и. п., выдох 3 – 4 – то же |
5 мин |
Перед выполнением общеразвивающих упражнений учащиеся получают мячи и перестраиваются в колонну по 2 через центр зала. Дистанция между учащимися 2 м. Следить за правильностью выполнения упражнений, за осанкой. Выполнять 6 – 8 повторений каждого упражнения. Контроль пульса. |
|
Основная часть |
Обучение техники ведения баскетбольного мяча Объяснение и показ. Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. Ведение на месте с элементами жонглирования (с переводом мяча с руки на руку, под ногой, за спиной) Ведение мяча на месте с закрытыми глазами. Ведение шагом, бегом по прямой, по кругу. Ведение с изменением направления. Подвижная игра «Пятнашки с ведением» |
17 мин |
При выполнении заданий на месте учащиеся размыкаются влево и право, располагаясь на боковых и лицевых линиях площадки. Дистанция между учащимися 2 м. Чередовать задания для правой и левой руки; большее время уделять ведению слабейшей рукой. Упражнения с элементами жонглирования использовать на каждом уроке. При ведении мяча со зрительным контролем голову не опускать, контролировать мяч взглядом. В подвижной игре особое внимание уделять качеству выполнения ведения. Контроль пульса. |
Совершенствование техники передач мяча в движении Объяснение и показ. Передача мяча в движении двумя руками от груди в парах. - без отскока; - без отскока, с броском в кольцо; - с отскоком; - с отскоком, с броском в кольцо. Передача мяча одной рукой от плеча в парах - без отскока; - без отскока, с броском в кольцо; - с отскоком; - с отскоком, с броском в кольцо. |
13 мин |
Учащиеся перестраиваются в две колонны и располагаются на лицевой линии площадки на расстоянии 2 – 3 м. Дистанция между парами середина площадки. После выполнения задания учащиеся возвращаются по боковой линии площадки. Передача выполняется на ориентир (вытянутая руки вперед-вверх). Поворотом головы контролировать полет мяча. Встречать мяч кистью руки вытянутой вперед-вверх. Гасить скорость полета мяча уступающим движением прямой руки и поворотом туловища. Выталкивающее мяч движение руками начинать сразу после выноса мяча. Завершать передачу полным выпрямлением рук и сопровождением мяча кистями. |
|
Встречные передачи мяча в движении: - одной рукой от груди неподвижно стоящему партнеру; - одной рукой от груди, в движении оба партнера; - одной рукой от груди, в движении оба партнера, с отскоком от пола; - двумя руками от груди неподвижно стоящему партнеру; - двумя руками от груди, в движении оба партнера; - двумя руками от груди, в движении оба партнера, с отскоком то пола; - от плеча, неподвижно стоящему партнеру; - от плеча, в движении оба партнера; - от плеча, в движении оба партнера, с отскоком от пола. 5. Встречная эстафета с баскетбольным мячом |
Учащиеся делятся на 4 команды и располагаются на лицевой линии площадки напротив друг друга. При выполнении передач необходимо своевременно выходить на мяч, не останавливаться при ловли мяча, вытягивать руки на встречу мячу, обхватывая его. При ловле и замахе локти сильно не разводить, к туловищу не прижимать. Сопровождать мяч расслабленными кистями. Следить за партнером, которому направлен мяч. В эстафетных заданиях ориентир на выполнение передач без нарушения правил. Контроль пульса. |
||
Заключительная часть |
Построение. Игра на внимание «Класс!» Подведение итогов. |
3 мин |
Игра «Класс»: учащиеся должны выполнять задания учителя с «приставкой» класс. (Класс, равняйсь!). Если ученик ошибается, выполняет шаг вперед. Контроль пульса. Домашнее задание. Выставление оценок. Выделение лучших. |
Список используемой литературы:
Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастера. М. – 1997
Колос В. М. Баскетбол: теория, практика. – Минск, 1988
Кузин В. В., Полиевский С. А. Баскетбол. Начальный этап обучения. – М., 1999
Нестеровский Д. И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М., 2008.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. – 5-е изд., - М., 2008.