Углублённое раскрытие смыслов произведений через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга

3
0
Материал опубликован 1 January 2021

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 109» г. Пермь



Тема выступления: «Углублённое раскрытие смыслов произведений через изучение культурного пространства Санкт-Петербурга, связанного как с авторами, так и с героями изучаемых произведений».

(День с героем. Евгений Онегин)

«Петербургский текст» - это и «Медный всадник» А.С. Пушкина, и «Петербургские повести» Н.В. Гоголя, и романы Ф.М. Достоевского, и, конечно, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.

Поездки с учащимися в образовательные путешествия в Санкт-Петербург помогают учителю раскрыть углублённый смысл произведений через изучение культурного пространства города Санкт-Петербурга, связанного как с авторами, так и с героями произведений.

Путешествие второе 2018-2019 год «День героем. Евгений Онегин»

Вопрос дня: «Как Петербург определят стиль жизни и мировоззрение Евгения Онегина?»

Критик В. Белинский назвал пушкинский роман «энциклопедией русской жизни». С полным правом мы можем назвать первую главу этого романа «энциклопедией петербургской жизни». Пушкин рассказывает в этой главе о ресторанах и театрах, магазинах и квартирах начала 19 века. Участники путешествия получают возможность "прожить" с Онегиным один день: найти его дом, пройти маршрутом его прогулок, посетить места, в которых он бывал.

Учащиеся на маршрут выходят с текстом романа «Евгений Онегин».

В самом начале романа столица России предстаёт летним садом, где гуляет маленький Евгений:«….чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в летний сад гулять водил…».

Первая группа учащихся получили задание: «Какие знания мог получить «дитя», прогуливаясь с воспитателем в Летнем саду? Чему и как мог учить «шутя» француз-гувернёр, гуляя с Онегиным в Летнем саду?

(по истории) Летний сад заложен Петром I весной 1704 г. Он почти ровесник города на Неве;

(по биологии) В саду высаживались растения летники, из-за которых новый сад и прозвали – Летним. Была построена оранжерея для южных плодовых деревьев и отведено место под огород, где выращивали пряные травы и овощи для царского стола. Было сооружено несколько каменных оранжерей, в которых произрастали редкие декоративные растения южной полосы России, включая апельсиновые и лимонные деревья, тропический молочай и т.д. Эти деревья выращивались в больших кадках и летом украшали садовые аллеи;

(по зоологии) много видов птиц и водоплавающих птиц селились в Летнем саду. Построен Птичник с орлами и различными редкими птицами;

(по искусству) Первые скульптуры привезли в 1707г., из замка Станислава Лещинского. В 1710 г. их было более 30, а в 1736г. уже более 200. Доверенные лица государя приобретали мраморные статуи у известных итальянских мастеров;

(по литературе) Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом4

в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И. Крылову (автор П. Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.

Защита проходит в конце дня. Вывод: прогулки в Летнем саду, действительно, носили необременительный характер, но обучение было вовсе «не шутейным».

Вторая, третья группа, следуя тексту первой главы романа, выстраивала маршрут к дому, где мог проживать Евгений Онегин.

Недалеко от Летнего сада («… в Летний сад гулять водил»);

Недалеко от Невского проспекта («Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар»);

Место, где должны были строиться частные дома, а не административные здания;

Дом должен иметь не только парадный подъезд, но и въезд для кареты с лошадьми («Онегин едет на бульвар», даже если дом находился недалеко от Невского проспекта, дворяне не ходили пешком, а ездили в каретах);

Дом должен иметь большие стёкла на втором этаже, где проходили балы («давал три бала ежегодно и промотался наконец»)

Защита проходит в конце дня. Вывод: представлены несколько домов (их оказалось несколько), где мог проживать Евгений Онегин. На уроках по роману демонстрируются фото домов, где мог проживать герой.

Четвёртая группа отправляется в театр, который мог посещать Евгений Онегин: «Волшебный край». Чем он был для молодого человека пушкинской поры? Как театр влиял на взгляды и вкусы зрителя?

Участники путешествия узнают, что партера не было, были только кресла перед сценой, они абонировались вельможами, за ними люди смотрели спектакль стоя – билеты были дешевыми. В театр публика входила (в зависимости от достатка и сословия) с разных входов. Выходы располагались со всех сторон театра, и малоимущая публика не могли пересечься с публикой богатой. В театре не было гардероба («ещё усталые лакеи на шубах у подъезда спят»), лакеи ждали хозяев и грели их одежду. Зрители смотрят спектакль, стоя, потому что партера не было.

"Кучера, вокруг огней, бранят господ и бьют в ладони", - были случаи, когда кучера замерзали от холода во время ожидания хозяев, стояли рядом с входом в театр и грели их одежду, поэтому рядом с театром начали разжигать костры для обогрева. Спектакли начинались в 6 вечера.

Необычно было и положение актрис в театре: «Онегин полетел к театру, где каждый, вольностью дыша, Готов охлопать entrechat4, Обшикать Федру5, Клеопатру6, Моину7 вызвать (для того, чтоб только слышали его)». Успех актрис зависел от числа их покровителей, поэтому некоторым из них громко аплодировали, а других «охлопывали» и «обшикивали» - проявляли свою неприязнь. «Еще амуры, черти, змеи на сцене скачут и шумят; Еще усталые лакеи на шубах у подъезда спят; Еще не перестали топать, сморкаться, кашлять, шикать, хлопать; Еще снаружи наскуча упряжью своей, и кучера, вокруг огней, бранят господ и бьют в ладони — А уж Онегин вышел вон; Домой одеться едет он.» - Онегину, как и многим дворянам в то время, нужно было ходить в театр только для «галочки», он, не дождавшись конца спектакля, уезжал домой.

Защита проходит в конце дня. Вывод: Театр, в который мог ходить Онегин

Евгений Онегин должен был ходить в Мариинский театр оперы и балета, который был основан в 1783 года и назывался Большим театром. В нем Шарль Дидло, известный успешный артист балета, оказывал большое влияние на петербургский театр, а сам Александр Пушкин был завсегдатаем этого места, было бы неудивительно, если он запечатлел его в своих произведениях. Нужно заметить, что Мариинский театр находится недалеко от набережной реки Фонтанки, где прогуливался Евгений Онегин.

В начале 19 века театралами считали не только людей, часто посещавших театр и любивших его, а также людей, которые поддерживали дружеские отношения с актерами и ухаживали за актрисами, гордились с ними любовными связями за кулисами и становились причиной сплетен. Популярность актрис зависела именно от этих сплетен, а не от их таланта играть роли. Конечно, были те, кто действительно ценил актерскую игру. Однако основную массу театралов составляли люди, для которых принципиальные вопросы искусства отступали на второй план перед закулисными интригами.



Работа на улицах Петербурга заканчивается работой учащихся в музее на Мойке 12, балом в Елагинском дворце и защитой дня, где каждая группа отвечала и на вопрос дня и на другие вопросы:

Что общего между Пушкиным и его героем Евгением Онегиным?

Как вы представляете квартиру Онегина и его ежедневные занятия (на основе наблюдений за квартирой А.С. Пушкина?

В каких районах чаще всего бывает Евгений Онегин? Почему именно эти районы представляют для него интерес?

Каким предстаёт Санкт-Петербург на страницах романа?

Как изменился город со времён Онегина?

Как определяет Петербург, его пространство стиль жизни и мировоззрение Онегина?

Как относился к Петербургу сам Пушкин и почему именно здесь он провёл почти всю свою жизнь?

Каким образом влияет город, в котором вы живёте, на ваше мировоззрение и образ жизни?

В образовательное путешествие ездило 25 человек (из 34 обучающихся в классе, поэтому в разговоре, о Петербурге Евгения Онегина ребята принимали активное участие, используя фото и видеоматериалы, привезённые из путешествия.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.