Курс по вопросам избирательного права и избирательного процесса «Выборы — шаг в будущее» – № 1

3
0
Материал опубликован 30 July 2016 в группе

Курс по вопросам избирательного права и избирательного процесса

для учащихся 8-11-х классов общеобразовательных учреждений

«Выборы - шаг в будущее»

Давно известно, что участие в выборах – это проявление политической, правовой культуры и ответственности каждого человека и гражданина. Практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в управлении страной её население (главным образом с помощью выборов), тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития – экономического, социального, культурного. Но участие граждан в выборах должно быть осознанной необходимостью, поэтому задача всего общества в целом и учителя в частности – дать нынешним школьникам прочные знания по вопросам у права участия в избирательном процессе, научить их правильно трактовать и пользоваться не только своиизбирательного права и избирательного процесса, показать учащимся неразрывную связь понятий «гражданин» и «выборы», объяснить необходимость участия в избирательном процессе, научить их правильно трактовать и пользоваться не только своими правами, но и обязанностями, вооружить ребят умениями применять свои знания на практике, аргументированно высказывать свои взгляды и убеждения, иметь собственное мнение. Таким образом, актуальность введения занятий по изучению вопросов избирательного права на средней и старшей ступени общеобразовательной школы очевидна. Задача автора курса – дать учащимся необходимый материал для понимания основных вопросов избирательного права и избирательного процесса, способствовать воспитанию чувства гражданственности и активной жизненной позиции у подрастающего поколения и осознания своей роли в политической сфере жизни общества.

Область применения материалов курса очень широка, как на уроках и дополнительных занятиях при изучении вопросов избирательного права и смежных тем, так и во внеклассной работе при проведении деловых игр и конкурсов. Программа ориентирована на работу с учащимися среднего и старшего звена, но некоторые ее элементы могут быть применены и в работе с младшими школьниками.

В программе указано примерное распределение часов по темам и разделам: преподаватель, учитывая уровень подготовленности учащихся и их учебные возможности, в указанное распределение может вносить коррективы (программа даёт возможность для творческого поиска самому учителю). Также автором сделана попытка предположить ожидаемые от учащихся в процессе изучения тем курса практические выводы (задача учителя – способствовать осознанному формулированию учащимися таких выводов). Курс строится с учётом того, что учащиеся, освоившие определённую сумму обществоведческих знаний, имеющие определённый жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию составляющих данной программы.

Цель курса

  • пропаганда избирательного права среди школьников и их родителей.

Задачи курса

  • изучение учащимися основных вопросов избирательного права и избирательного процесса, обобщение и углубление знаний;

    воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности и правового самосознания у подрастающего поколения;

    повышение у школьников и их родителей доверия к избирательной системе;

    формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор;

    повышение правовой грамотности и политической культуры избирателей и подрастающего поколения, активизация интереса у будущих избирателей к институту выборов;

    воспитание приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    формирование умения аргументированно высказывать свои взгляды и навыка практического применение приобретённых знаний и умений.

Важным условием в реализации целей курса является применение различных форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся; использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинги, ролевые и деловые игры, проблемные задачи, конференции, консультации, взаимообучение учащихся, творческий отчёт, конкурсы, обобщения, зачёты, экскурсии, семинары, составление презентаций и др.). Практика показывает, что использование активного обучения повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению, снимает психологическое напряжение. Основная задача учителя – оживить учебный процесс, активизировать познавательную деятельность учащихся, осуществить над ней и её результатами эффективный, и в то же время ненавязчивый контроль, научить школьника работать самостоятельно, помочь ему освоить основные умения и навыки. В этом случае в процессе обучения будут сформированы ключевые компетентности, которыми должен обладать современный выпускник, и которые включают три базовых составляющих: компетентности, направленные на самореализацию (личностные компетенции); социальные компетентности; компетентности в политической сфере деятельности.

Акцент в реализации курса делается не столько на передачу и воспроизведение готовых знаний, сколько на усиление прикладной составляющей подготовки учащихся. Практико-ориентированные задания, которые должны быть различны по сложности, побуждать к размышлениям, обсуждениям и обобщениям, помогут расширить и закрепить знания учащихся. Именно выполнение таких заданий с опорой на полученные знания будет способствовать развитию гражданской и политико-правовой культуры будущих избирателей (см. образцы заданий №1). В представленных материалах также отражена необходимость организации работы учащихся с заданиями разнообразных типов, разновидностей и моделей, требований, предъявляемых к выпускникам при проведении итоговой аттестации (см. образцы заданий №2). Таким образом, одновременно с реализацией цели и задач курса будет осуществляться и подготовка учащихся и к выполнению заданий в форме ГИА и ЕГЭ.

Контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках предлагаемого курса должен быть организован с учётом следующего: во-первых, контроль не может быть осуществлён по традиционной балльной шкале, а, во-вторых, без оценки процесс усвоения невозможен. Таким образом, оптимальным вариантом осуществления контроля представляется зачётная система (текущий зачёт по отдельным темам, тематический зачёт по разделам, а также итоговый зачёт по всему курсу). Зачёт может представлять собой выполнение творческого отчёта и исследовательской работы, активное участие в деловых играх, конференциях и семинарах, регулярное выполнение заданий в тетради и т.д. Обязательным является соблюдение учителем требований, предъявляемых к контролю: объективность, регулярность, всесторонность, дифференцированность, целенаправленность, мобильность, единство требований.

Конечным результатом комплексной реализации всех составляющих курса должны стать прочные знания учащихся по вопросам избирательного права и избирательного процесса, обеспечение на их основе благоприятных условий для реализации намеченных задач проекта. Знания основных вопросов избирательного права и избирательного процесса, полученные через изучение представленного материала, составят существенную часть интеллектуального потенциала ученика - юного гражданина и будущего избирателя.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации