Рабочая программа дисциплины «Естествознание» для специальности «Право и организация социального обеспечения»
рабочая ПРОГРАММа
дисциплины:
ОУД. 13 «Естествознание»
Для специальности
40.02.01. «Право и организация социального обеспечения»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Естествознание 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3. условия реализации программы учебной дисциплины 20
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 22
1. Область применения программы
Реализация среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Программа соответствует примерной программе дисциплины «Естествознание», разработанной ФГАУ «ФИРО», утвержденной Министерством образования и науки РФ от 2015 года.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Естествознание» относится к общеобразовательному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Содержание программы «Естествознание» направлено на достижение следующих
целей:
•• освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
•• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и профессионально значимого содержания; развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
•• воспитание убежденности в возможности познания законной природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
•• применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета "Естествознание" должны отражать:
1) сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
3) сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
4) сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;
5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
6) сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
В результате освоение дисциплины обучающийся должен овладеть общими компетенциями в соответствии с ФГОС СПО:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Освоение содержания учебной дисциплины «Естествознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :
• личностных:
Л1 устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
Л2 готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области естественных наук;
Л3 объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
Л4 умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
Л5 готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
Л6 умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
Л7 умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
метапредметных:
МП1 овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
МП2 применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
МП3 умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
МП4 умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
предметных:
П1 сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;
П2 владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
П3 сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
П4 сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
П5 владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
П6 сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; приводить примеры зависимости свойств веществ от их строения; использовать способы очистки воды в повседневной жизни; использовать способы смягчения воды в повседневной жизни; проводить расчеты массовой доли растворенного вещества в растворах.; определять состав загрязнений атмосферы; определять водородный показатель среды раствора; определять минеральные вещества в продуктах питания.
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
энергосбережения;
безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
осознанных личных действий по охране окружающей среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, состав воды, положение кислорода и водорода в Периодической системе элементов; понятие растворы, свойства растворов в зависимости от агрегатного состояния вещества; понятие массовой доли вещества; строение атмосферы; основные источники загрязнения атмосферы; понятие водородный показатель среды (рН); строение белковых молекул; роль углеводов и жиров, как основных источников энергии в организме человека; понятие пищевых добавок. состав организма человека, макро- и м микроэлементы; макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
При изучении дисциплины используется потенциал межпредметных связей с дисциплинами география, математика, информатика, экономика, отражение профильной составляющей в организации самостоятельной работы обучающихся.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины: Профильное изучение дисциплины осуществляется: Путем отбора дидактических единиц программы по физике, химии, биологии, знание которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей профессиональной деятельности. Осуществлением межпредметных связей дисциплины с профессиональными дисциплинами ОПОП ФГОС. Организацией внеаудиторной самостоятельной работы, направленной на расширение и углубление знаний, которые будут необходимы при осуществлении профессиональной деятельности (профессионально значимое содержание).
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов,
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: практические занятия | 36 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета во 2 семестре. |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1. Физика | | 36 | | |||
Тема 1.1 . Механика | В результате изучения темы обучающийся должен уметь: - приводить примеры, показывающие практическое использование законов механики; -формулировать понятия механики, изображать графически различные виды механических движений; -представлять закономерности механики: вербально, аналитически, графически; -решать задачи по образцу; -видеть проявления законов и закономерностей механики в деятельности человека и техники знать: -основные понятия механики; -смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия. | 10 | | |||
Содержание учебного материала | 10 | Л1-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Физика – наука о природе. Естественнонаучный метод познания. | 1 | ||||
2 | Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. | 1 | ||||
3 | Кинематика | 1 | ||||
4 | Динамика | 1 | ||||
5 | Практическое занятие № 1 Исследование зависимости силы трения от веса тела | 2 | ||||
6 | Законы сохранения в механике | 1 | ||||
7 | Колебания и волны | 1 | ||||
8 | Практическое занятие № 2 Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити | 2 | ||||
Тема 1.2. Молекулярная физика. Термодинамика | В результате изучения темы обучающийся должен уметь: -описывать и объяснять физические явления и свойства тел в газообразном, жидком и твердом состоянии; решать задачи по образцу и вариативно на расчет количества вещества, молярной массы, с использованием основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов, уравнения Менделеева — Клапейрона, связи средней кинетической | 10 | | |||
Содержание учебного материала | 10 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Основы МКТ | 1 | ||||
2 | Температура как мера кинетической энергии. Энергия теплового движения молекул. | 1 | ||||
3 | Агрегатные состояния вещества и фазовые переходы | 1 | ||||
4 | Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание. | 1 | ||||
5 | Практическое занятие № 3 Наблюдение понижения температуры жидкости при её испарении | 2 | ||||
6 | Практическое занятие № 4 Определение относительной влажности воздуха с помощью психрометра | 2 | ||||
7 | Основы термодинамики | 1 | ||||
8 | Тепловые машины и их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин. | 1 | ||||
Тема 1.3. Электродинамика | В результате изучения темы обучающийся должен уметь: - формулировать понятия электромагнитного поля и его частных проявлений, - описывать и объяснять электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; -решать задачи на определение параметров тока, законов Ома для участка цепи и полной цепи, на расчет работы и мощности тока; Характеризовать свободные электромагнитные колебания, вынужденные электромагнитные колебания. -приводить примеры практического использования различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций Решать задачи на закон сохранения электрического заряда и закон Кулона; на движение и равновесие заряженных частиц в электрическом и магнитном полях; на расчет напряженности, напряжения, работы электрического поля, магнитной индукции, силы Лоренца, силы Ампера. Решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой, на применение закона преломления волн. | 8 | | |||
Содержание учебного материала | 8 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Электрическое поле | 1 | ||||
2 | Законы постоянного тока | 1 | ||||
3 | Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. | 1 | ||||
4 | Магнитное поле | 1 | ||||
5 | Электромагнитная индукция. | 1 | ||||
6 | Электромагнитные волны | 1 | ||||
7 | Практическое занятие № 5 Изучение интерференции и дифракции света | 2 | ||||
Тема 1. 4. Строения атома и квантовая физика. | В результате изучения темы обучающийся должен уметь: - приводить примеры практического использования знаний квантовой физики в создании ядерной энергетики и лазеров; - решать задачи с использование уравнения фотоэффекта, на излучение и поглощение света атомом; знать: - смысл физических законов фотоэффекта и ядерной физики; - вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие атомной и термоядерной энергетики; Понятия: фотон, фотоэффект, корпускулярно-волновой дуализм, ядерная модель атома, ядерные реакции, энергия связи, радиоактивный распад, цепная реакция деления, термоядерная реакция, элементарная частица, атомное ядро. устройство и принцип действия ядерного реактора. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Световые кванты | 1 | ||||
2 | Фотоэффект. Использование фотоэффекта в технике. | 1 | ||||
3 | Атомная физика | 1 | ||||
4 | Физика атомного ядра | 1 | ||||
Тема 1.5. Эволюция Вселенной | В результате изучения темы обучающийся должен уметь: - описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; - решать задачи по образцу и вариативно; знать/понимать: - смысл понятий: ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная; - строение солнечной системы и законов Кеплера; | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Образование планетных систем. Солнечная система | 1 | ||||
2 | Термоядерный синтез. | 1 | ||||
3 | Эволюция и энергия горения звезд. | 1 | ||||
4 | Большой взрыв. Эффект Доплера и обнаружение разбегания галактик. | 1 | ||||
Раздел 2. Химия | | 36 | | |||
Тема 2.1 Основные понятия и законы химии | Студент должен уметь: - давать определение и оперировать химическими понятиями Студент должен знать: - определения химических понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, простые и сложные вещества. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | Л1-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Введение в дисциплину. Основные понятия химии. | 1 | ||||
2 | Простые и сложные вещества. Закон сохранения массы веществ | 1 | ||||
3 | Практическое занятие №6. Построение модели атомов простых и сложных веществ. | 2 | ||||
Тема 2. 2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома. | Студент должен уметь: - составлять электронные конфигурации элементов Периодической системы. Студент должен знать: - физический смысл символики периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева (номеров элемента, периода, группы); - установку причинно-следственной связи между строением атома и закономерностями изменения свойств элементов и образованных ими веществ в периодах и группах. - характеристику элементов малых и больших периодов по их положению в Периодической системе Д. И. Менделеева. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Периодическая таблица: периоды и группы | 1 | ||||
2 | Атомы. Изотопы. Строение электронных оболочек. | 1 | ||||
3 | Практическое занятие №7. Моделирование построения периодической таблицы химических элементов | 2 | ||||
Тема 2. 3. Строение вещества | Студент должен уметь: - отличать чистые вещества от смесей. Студент должен знать: - зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. - характеристику важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. - объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Типы химических связей | 1 | ||||
2 | Чистые вещества и смеси. | 1 | ||||
3 | Практическое занятие №8. Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. | 2 | ||||
Тема 2. 4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. | Студент должен уметь: - решать задачи по концентрации водных растворов. Студент должен знать: - растворимость веществ в воде и концентрации растворов. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Вода как растворитель. Растворимость веществ. Растворы. | 1 | ||||
2 | Электролиты и неэлектролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 | ||||
3 | Практическое занятие №9. Приготовление жёсткой воды и устранение её жёсткости. | 2 | ||||
Тема 2. 5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Студент должен уметь: - отличать неорганические соединения (кислоты, основания, соли и оксиды) друг от друга. Студент должен знать: - строение неорганических соединений. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | | ||||
1 | Оксиды и основания, получение и свойства | 1 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | |||
2 | Кислоты и соли , получение и свойства.. | 1 | ||||
3 | Практическое занятие №10. Испытание растворов кислот и щелочей индикаторами. | 2 | ||||
Тема 2. 6. Химические реакции | Студент должен уметь: - устанавливать признаки общего и различного в типологии реакций для неорганической химии. Студент должен знать: - сущность химических процессов. - классификацию химических реакций по различным признакам - классификацию веществ и процессов с точки зрения окисления-восстановления. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Классификация химических реакций. | 1 | ||||
2 | Скорость и обратимость химических реакций | 1 | ||||
3 | Практическое занятие №11. Зависимость скорости реакции от природы реагирующих веществ | 2 | ||||
Тема 2. 7. Металлы и неметаллы | Студент должен уметь: - разграничивать свойства металлов и неметаллов. Студент должен знать: - особенности строения металлов и их свойств; - особенности строения неметаллов и их свойств; | 2 | | |||
Содержание учебного материала | 2 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Металлы, особенности строения, классификация, физические и химические свойства | 1 | ||||
2 | Неметаллы. Особенности строения и свойства | 1 | ||||
Тема 2.8 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Студент должен уметь: - составлять формулы органических соединений в свете теории строения органических веществ. Студент должен знать: - классификацию органических соединений, - основные положения теории строения А.М. Бутлерова | 2 | | |||
Содержание учебного материала | 2 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Предмет органической химии. Органические соединения | 1 | ||||
2 | Основные положения теории строения А.М.Бутлерова | 1 | ||||
Тема 2.9 Углеводороды и их природные источники | Студент должен уметь: - отличать углеводороды предельные от непредельных. - решать задачи по теме. Студент должен знать: - строение предельных и непредельных углеводородов, - значение нефти и природного газа. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Алканы. Алкены. Диены и каучуки. | 1 | ||||
2 | Алкины. Нефть. Природный газ. | 1 | ||||
3 | Практическое занятие №12. Решение экспериментальных задач по теме | 2 | ||||
Тема 2.10 Кислородосодержащие органические соединения | Студент должен уметь: - различать кислородосодержащие органические вещества по строению. - решать задачи по теме. Студент должен знать: - строение кислородосодержащих органических веществ, - особенности строения спиртов, альдегидов, карбоновых кислот, жиров и углеводов. | 2 | | |||
Содержание учебного материала | 2 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Спирты. Фенолы. Альдегиды | 1 | ||||
2 | Карбоновые кислоты. Сложные эфиры и жиры. Углеводы. | 1 | ||||
Тема 2.11 Азотосодержащие органические соединения. Полимеры. | Студент должен уметь: - распознавать пластмассы и волокна. Студент должен знать: - сложности строения полимеров, | 2 | | |||
Содержание учебного материала | 2 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Амины. Аминокислоты. Белки | 1 | ||||
2 | Полимеры. Пластмассы. Волокна | 1 | ||||
Раздел 3. Биология | | 36 | | |||
Тема3.1.Учение о клетке | Студент должен уметь: - давать определение и оперировать биологическими понятиями. Студент должен знать: - химическую организацию клетки; - органические и неорганические вещества клетки и живых организмов; - белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. | 6 | | |||
Содержание учебного материала | 6 | Л1-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Клетка – основная структурная единица всех живых организмов. | 1 | ||||
2 | Строение и функции клетки Строение клеток прокариот и эукариот | 1 | ||||
3 | Практическое занятие №13. Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам. | 2 | ||||
4 | Практическое занятие №14. Изучение строения клеток прокариот и эукариот | 2 | ||||
Тема 3.2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | Студент должен уметь: - выявлять и описывать признаки сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства. Студент должен знать: - основные стадии эмбрионального развития; - органогенез; - постэмбриональное развитие; - сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства; - причины нарушений в развитии организмов. | 8 | | |||
Содержание учебного материала | 8 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Организм – единое целое. Многообразие организмов | 1 | ||||
2 | Размножение – важное свойство живых организмов | 1 | ||||
3 | Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Основные стадии эмбрионального развития. | 1 | ||||
4 | Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. | 1 | ||||
| 5 | Причины нарушений в развитии организмов. | 1 | |||
6 | Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека. | 1 | ||||
7 | Практическое занятие №15. Сравнение митоза и мейоза по таблице | 2 | ||||
Тема 3.3. Основы генетики и селекции | Студент должен уметь: - составлять простейшие схемы моногибридного и дигибридного скрещивания. Студент должен знать: - генетическую терминологию и символику; - законы генетики. | 8 | | |||
Содержание учебного материала | 8 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Генетика – наука о наследственности и изменчивости | 1 | ||||
2 | Законы генетики, установленные Г. Менделем | 1 | ||||
3 | Наследственная изменчивость | 1 | ||||
4 | Ненаследственная или модификационная изменчивость | 1 | ||||
5 | Основы и методы селекции | 1 | ||||
6 | Биотехнология, её достижения и перспективы развития | 1 | ||||
7 | Практическое занятие №16. Составление схемы моногибридного и дигибридного скрещивания | 2 | | |||
Тема 3. 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение | Студент должен уметь: - анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни. Студент должен знать: - основные закономерности возникновения, развития и существования жизни на Земле. | 6 | | |||
Содержание учебного материала | 6 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Гипотезы происхождения жизни | 1 | ||||
2 | Эволюционное учение Ч. Дарвина | 1 | ||||
| 3 | Биологический прогресс и регресс | 1 | |||
4 | Доказательства эволюции | 1 | ||||
5 | Практическое занятие №17. Описание вида по морфологическому | 2 | ||||
Тема 3. 5. Происхождение человека | Студент должен уметь: - анализировать и оценивать различные гипотезы о происхождении человека. Студент должен знать: - доказательства родства человека с млекопитающими животными; - этапы эволюции человека. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | ||||
1 | Гипотезы происхождения человека | 1 | ||||
2 | Этапы эволюции человека. | 1 | ||||
3 | Человеческие расы | 1 | ||||
4 | Родство и единство происхождения человеческих рас. | 1 | ||||
Тема 3.6. Бионика | Студент должен уметь: - уметь применять достижения бионики в профессиональной деятельности Студент должен знать: - особенности морфо-физиологической организации живых организмов. | 4 | | |||
Содержание учебного материала | 4 | | ||||
1 | Бионика как одно из направлений биологии | 1 | Л3-7 МП1-4 П1-6 | |||
2 | Особенности организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем | 1 | ||||
3 | Практическое занятие №18. Дифференцированный зачёт | 2 | ||||
Итого: | 108 | |
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естественнонаучных дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);
наглядные пособия(таблицы, плакаты, схемы)
электронные учебные пособия
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор,
УМК и КОС по дисциплине.
3.2. Информационное обеспечение обучения
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Основная
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика – 10 кл., учебник базового уровня. М.- 2014.
Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика – 11 кл., учебник базового уровня. М.- 2014
Кирик Л.А., Дик Ю.И. Физика 10 (Сборник заданий и самостоятельных работ), М.- 2014.
Дополнительная
Мякишев Г.Я. «Физика» Просвещение, 2014
Перельман Я.И. Занимательная физика. Уфа, -2014.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2014.
Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2014.
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014.
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Бородин П.М. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. —М., 2014.
Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный компонент государственного стандарта общего обра-
зования. / Министерство образования РФ. – М., 2014.
Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике.
9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учре-
ждений. – М., 2014.
Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учеб-
ников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении фи-
зики на базовом и профильном уровне. – М., 2014.
Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное плани-
рование. – М., 2014.
Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для уча-
щихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2014.
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое по-
собие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2014.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс /
О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2014.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. /
Интернет ресурсы
Сайт Министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
Российский образовательный портал www.edu.ru
Сайт ФГОУ Федеральный институт развития образования http://www.firo.ru/
Сайт Федерального агентства по образованию РФ www.ed.gov.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
1 | 2 | |
Знания и умения из раздела 1 «Физика» -виды механического движения в зависимости от формы траектории и скорости перемещения тела; понятие траектории, пути, перемещения; понятие массы, силы, законы Ньютона; понятие импульса тела, работы, мощности. законы сохранения импульса; механической энергии; свойства волн основные положения атомно-молекулярной теории; основные агрегатные состояния веществ; закон сохранения заряда; закон Джоуля-Ленца; понятие электромагнитные волны. строение атомов, состав атомного ядра; сущность радиоактивности; приводить примеры существования электромагнитного поля; обосновывать волновые и корпускулярные свойства света. -использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной деятельности для оценки влияния на организм человека электромагнитных волн | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контроля знаний | |
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контроля знаний | | |
Умения и знания из раздела 2 «Химия» приводить примеры зависимости свойств веществ от их строения; использовать способы очистки воды в повседневной жизни; использовать способы смягчения воды в повседневной жизни; проводить расчеты массовой доли растворенного вещества в растворах.; определять состав загрязнений атмосферы; определять водородный показатель среды раствора; определять минеральные вещества в продуктах питания. состав воды, положение кислорода и водорода в Периодической системе элементов; понятие растворы, свойства растворов в зависимости от агрегатного состояния вещества; понятие массовой доли вещества; строение атмосферы; основные источники загрязнения атмосферы; понятие водородный показатель среды (рН); строение белковых молекул; роль углеводов и жиров, как основных источников энергии в организме человека; понятие пищевых добавок. состав организма человека, макро- и м микроэлементы; | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контроля знаний | |
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контроля знаний | | |
Знания и умения из раздела 3 «Биология» химический состав организма человека, макро- и м микроэлементы; строение белковых молекул; роль углеводов и жиров, как основных источников энергии в организме человека; понятие пищевых добавок; признаки классификации живых организмов; строение клетки; смысл понятия «дифференциация клеток»; роль ДНК как носителя наследственной информации; движущие силы эволюции; основные признаки живого; - смысл понятий: биогеоценоз, экосистема, биосфера, самоорганизация, энтропия; принципы рационального природопользования. понятие ткани; основные функции организма человека; понятие внутренней среды организма; факторы, влияющие на работу организма; строение и функции половых клеток; стадии развития плода. - объяснять работу систем организма; предупреждать различные заболевания организма; приводить примеры взаимосвязи компонентов экосистемы; приводить примеры воздействия экологических факторов на организм человека;- приводить примеры влияния человека на экосистемы. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов, создания компьютерных презентаций | |
Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении практических занятий, контрольной работы | |
9