Квест для учащихся 6 класса «Легенды нашего города»
«Город науки на Волге великой,
Слава России и века мечта.
Мысли учёных всех стран объединяя,
Тайны открывая, жизнь творит Дубна.»
Марина Асмолова
Пояснительная записка
Квест «Легенды нашего города»
Предмет: История, краеведение
Возраст: 6 класс
Место проведения: городской округ Дубна, Московская область. Район Институская часть.
Время мероприятия: 40 минут
Цель квеста: составить путеводитель «Легенды нашего города».
Для того чтобы достичь поставленной цели, ребята должны выполнить ряд задач:
1) Внимательно ознакомиться с маршрутным листом. В каждом задании маршрутного листа идет речь о человеке, который внес свой вклад в развитие Дубны или каким-то иным образом связан с нашим городом.
2) Необходимо отгадать о каком человеке идет речь и вспомнить где находится памятник, посвященный этому человеку.
3) Найти этот памятник и отметить его местонахождение на карте.
4) Получить карточку с изображением памятника и наклеить ее в путеводитель.
5) Если команда отвечает на дополнительные вопросы, она получает дополнительные баллы (1 балл за каждый дополнительный вопрос)
Порядок выполнения и оценивания: Задания квеста выполняются группами (5-6 человек), которые перемещаются по городу в сопровождении взрослого (учитель-предметник, классный руководитель, родители).
На организационном этапе учитель разъясняет цель квеста и задачи, которые должны выполнить учащиеся, а также проводит инструктаж по ТБ на улицах города и напоминает ПДД. Учитель знакомит детей с порядком оценивания и определяет сопровождающего для каждой группы. Каждая команда должная выбрать капитана и придумать название.
Каждая группа получает маршрутный лист с инструкцией (Приложение 1) и незаполненный Путеводитель «Легенды нашего города» (карта района и два пустых листа, для вклейки фотографий - Приложение 4) достопримечательностей.
Оценочная карта (Приложение 5), ответы (Приложение 2), а также фотографии достопримечательностей (Приложение 3) выдаются сопровождающему группы.
Квест считается законченным через 40 минут от начала мероприятия. В течении этого времени группы должны вернуться в гимназию и сдать путеводители и оценочные листы.
Учитель подводит результаты квеста, суммируя баллы за каждую полученную группой наклейку (макс. 10 баллов) и дополнительные баллы (макс. 16 баллов). Баллы могут сниматься по указанию сопровождающего, за нарушение правил безопасности и поведения.
Приложение 1
Маршрутный лист
1) Семнадцатый в семье ребёнок – гений.
«Поскрёбыш» - так о нём сказать могли
Он мудрость взял у многих поколений
Многострадальной и неграмотной земли.
Ученье - в тягость гимназисту Диме
Закона Божьего, латыни не любил.
Не хвастался оценками своими
И в институте второгодник был.
А что ему назначено судьбою? -
Упорный труд и жизни поворот!
И вот диплом с медалью золотою
Профессор будущий уже в руках несёт.
Сегодня список длинный мы имеем.
Изобретеньями, открытьями горды: -
Бездымным порохом, особым клеем,
А также смесью спирта и воды.
Среди учёных есть завистливые лица,
У нас, у русских, - радости момент.
Периодическая создана таблица,.
А в ней, как памятник 101- й элемент.
Кому посвящено это стихотворение?
Дополнительные вопросы: Какое открытие сделал ученый? Сколько элементов посвященных дубненским ученым вы можете найти в его открытии? (макс. 3 балла)
2) В эти топи, в эти грязи послан был удельным князем гражданин …..» Один из отцов-основателей Дубны.
Кто этот гражданин?
Дополнительные вопросы: Зачем он был сюда послан и что важного сделал для города? (1 балл)
3) Этот человек еще при жизни стал легендой. Одни считали что он дальнобойщик, другие -альпинист, третьи вспоминали, что он воевал с ними в одном полку.
Кто этот человек?
Дополнительные вопросы: Кем на самом деле был этот человек? Что его связывает с нашим городом? (макс. 2 балла)
4) «Пусть не поймаешь нейтрино за бороду
И не посадишь в пробирку, -
Было бы здорово, чтоб ……..
Взял его крепче за шкирку»
Кто по мнению автора «Марша студентов-физиков» должен был посадить нейтрино за бороду?
Дополнительные вопросы: Из какой страны этот ученый? Каким транспортным средством виртуозно владел этот ученый? (макс. 2 балла)
5) Этих двух творческих людей связывает любовь к одной птице. Эта же птица дала название одному из озер нашего города. Один из них написал прекрасную музыку к балету, посвященному этой птице. Другая виртуозно исполнила гибель этой птицы. Изображения этих людей вы найдете рядом с памятником автору «Марша студентов-физиков».
Кто эти люди?
Дополнительные вопросы: О каком балете идет речь? О какой хореографической миниатюре идет речь? Как называется озеро в Дубне, которое связано с название этой птицы? (макс. 3 балла)
6) Один из основоположников атомного проекта СССР. Его имя носит один из элементов таблицы Менделеева. А еще он был одним из самых веселых дубненских ученых, который предпочитал ничего не исключать.
Кто этот человек?
Дополнительные вопросы: Как называет элемент названный в его честь? (1 баллл)
7) Этот человек, закончил семилетку на Полтавщине, а в 19 лет блестяще защитил кандидатскую диссертацию и стал один из самых молодых и блестящих академиков. С его именем связано название одной из гимназий города.
Кто этот человек?
Дополнительные вопросы: Какое образовательное учреждение носит его имя? Какой архитектурный памятник Дубны был восстановлен благодаря его инициативе? (макс. 2 балла)
8) До 1997 года именем этого ученого был назван 104 элемент периодической таблицы Менделеева. «Отец» советской атомной бомбы и один из создателей ОИЯИ.
Кто этот человек?
Дополнительные вопросы: Одна из черт его внешности была настолько выдающейся, что стала его вторым именем. Как называли этого человека «за глаза»? (1 балл)
9) Этот человек был не только ученым, но и художником, его картины хранятся в Третьяковской галерее.
Кто этот человек?
Дополнительные вопросы:Какому хранилищу знаний присвоено его имя? (1 балл)
Инструкция по прохождению квеста
1) Внимательно ознакомиться с маршрутным листом. В каждом задании маршрутного листа идет речь о человеке, который внес свой вклад в развитие Дубны или каким-то иным образом связан с нашим городом.
2) Необходимо отгадать о каком человеке идет речь и вспомнить где находится памятник, посвященный этому человеку.
3) Найти этот памятник и отметить его местонахождение на карте.
4) Получить карточку с изображением памятника и наклеить ее в путеводитель.
5) Если команда отвечает на дополнительные вопросы, она получает дополнительные баллы (1 балл за каждый дополнительный вопрос)
Время прохождения квеста 40 минут
Конечная точка маршрута — гимназия № 8
Внимание! Вы можете проходить этапы квеста в произвольном порядке.
Будьте предельно внимательны и осторожны на улицах города. Соблюдайте правила дорожного движения.
Приложение 2
Ответы:
1) Менделеев Дмитрий Иванович. Периодическая система химических элементов. Дубненским ученым посвящены названия двух элементов Оганесий (118) и Флеровий (114).
2) Мещеряков Михаил Георгиевич был создателем синхрофазатрона и одним из основателей города. Согласно легенде, для строительства научного посёлка, ставшего потом Институтской частью Дубны, он останавливал и приказывал разгрузить проплывавшие мимо баржи со стройматериалами. В 1946 - 1947 годах Мещеряков М.Г. был в США представителем от СССР при испытании атомной бомбы на атолле Бикини.
3) Высоцкий Владимир Семенович. Поэт и артист. Неоднократно выступал в Дубне с концертами. Автор многих песен о Дубне.
4) Бруно Максимович Понтекорво итальянский ученый-физик. Он виртуозно владел ездой на велосипеде. Мог ездить на велосипеде без рук и задом наперед.
5) Чайковский Петр Ильич написал музыку к балету «Лебединое озеро». Майя Плисецкая одна из лучших исполнительниц миниатюры на музыку Сен-Санса «Умирающий лебедь». Озеро Лебяжье в Дубне, расположено в районе Большая Волга.
6) Флеров Георгий Николаевич. В честь Флёрова назван синтезированный в ОИЯИ элемент таблицы Менделеева под номером 114 – флеровий. Есть легенда, что именно Флеров, будучи простым лейтенантом-техником, во время войны написал Сталину письмо о необходимости скорейшей активизации работ по созданию атомной бомбы. Известен афоризм Флерова «Мы должны писать и говорить так, чтобы даже академику было понятно. Если я тебе скажу «да», ты перестанешь меня уважать. Если «нет», ты перестанешь меня любить. Поэтому — «не исключено».
7) Боголюбов Николай Николаевич. Гимназия № 8 носит имя Н.Н. Боголюбова. Именно Боголюбов, потомок священника, в конце восьмидесятых стал инициатором восстановления разрушенного храма Похвалы Пресвятой Богородицы на живописном берегу в месте впадения реки Дубны в Волгу.
8) Курчатов Игорь Васильевич. В январе 1942 года в эвакуации, из-за сильных морозов он заболел пневмонией и чуть не погиб, тяжело выздоравливал в течение трех месяцев и за это время зарос бородой. Позже обещал, что побреется после Победы, но так и не сделал этого. Впоследствии Курчатова так и звали за глаза – Борода.
9) Блохинцев Дмитрий Иванович. Его именем называют Универсальную библиотеку ОИЯИ «Блохинка».
Приложение 3
Менделеев Д.И. |
Мещеряков М.Г. |
Высоцкий В.С. |
Понтекорво Б.М. |
Плисецкая М. |
Чайковский П.И. |
Флеров Г. Н. |
Боголюбов Н.Н. |
Курчатов И.В. |
Блохинцев Д.И. |
Приложение 4
Приложение 5
Оценочный лист
название команды _____________________________________
капитан ______________________________________________
Номер этапа |
Основной балл |
Дополнительные баллы |
Замечания и штрафные баллы _____________________________________________________
Источники:
1. Широкова В. Почему Курчатов поклонился Королёву и другие малоизвестные факты об отце советской атомной бомбы — электронный ресурс - https://www.eg.ru/science/462788/
2. Д. И. Блохинцев: «Самым отрадным в жизни является то, что в потоке людей есть возможность встретиться с личностями исключительными» // Вести Дубны, 12.01.2018 — электронный ресурс - http://indubnacity.ru/novosti/nauka/d-i-blohincev-samym-otradnym-v-zhizni-yavlyaetsya-to-chto-v-potoke-lyudey-est-vozmozhnost-vstretitsya-s-lichnostyami-isklyuchitelnymi
3. Необычные места и памятники. Памятник Понтекорво и Джелепову в Дубне — электронный ресурс - http://unplaces.ru/Monument.php?id=75
4. Загадки институтской Дубны. Путеводитель по Московской области — электронный ресурс - https://welcome.mosreg.ru/stories/dubna-enigma
5. Карта Дубны. Институская часть — электронный ресурс - http://www.mce.su/rus/info/maps/dubna/
6. Дубна — город на Волге или достопримечательности наукограда — электронный ресурс - http://sakvoiazh.ru/fakty/dybna-gorod-na-volge-ili-dostoprimechatelnosti-naykograda.html
7. Фотографии города Дубна — электронный ресурс - http://dubna.wikimapia.org/photos