Квест «Солнечная система» (8 – 16 лет)
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
I отделение
Квест
«Солнечная система»
(8 – 16 лет)
Составила:
воспитатель
Миронова Ирина Сергеевна
город Асбест
2020 год
Тема: Солнечная система
Цель: систематизировать знания о Солнечной системе.
Задачи:
Образовательная: обобщить знания о Солнечной системе;
Воспитательная: создать условия для реализации обучающихся;
Коррекционная: корректировать коммуникативные навыки.
Форма проведения занятий: квест.
Возраст обучающихся: 8 – 16 лет
Предварительная работа: ознакомить ответственных на постах с инструкцией по технике безопасности и текстом с заданием, раздать по классам положение квеста «Солнечная система».
Материалы и оборудование: песня "Земля в иллюминаторе", звездные карты схемы(маршрутные листы), изображение планет и солнца меленькие 14 шт, значки «Центр управлениями полетами» 13 штук, черные листы бумаги формата А4 14 шт., черные круги диаметром 6 см 14 шт., белая и желтая акварель, кисточка, стаканчик-непроливайка с водой, коктейльные трубочки 28 шт, рисунок(фото) короны Солнца, формы с соленным тестом 14 шт, шарики разного диаметра(тяжелые), текст заданий, формата А3 изображение Земли в дни солнцестояния и равноденствия, изображения с надписями дерева по временам года, теннисный шарик, шарик для пинг-понга, фонарик, пронумерованный русский алфавит, шифровка, фото и название астероидов 14 шт., фотоаппарат, стеклянная чаша, монета, вода, пищевой краситель оранжевый или красный, кольца для бросков, конус, обруч, мяч футбольный, небольшие мячи 5 шт., картина-пазл Нептун, картонное кольцо на веревке, комок из фольги, надписи игровых пунктов, изображение планет Солнечной системы, коробочки с конфетами 14 шт.
Ход занятий:
Организационный момент
Доброго времени суток, космонавты.
Постановка темы, цели занятия
Рада приветствовать вас в центре управлением космических полетов.
Наша планета Земля одна из восьми планет, вращающихся по своим орбитам вокруг Солнца. Эти планеты и их спутники, само Солнце и являются составляющими Солнечной системы. И ваши экипажи отправятся на космических кораблях изучать её.
Основная часть
На небе есть звёзды, но странные очень.
Гуляют по небу они между прочих
Других, настоящих, мерцающих звёзд.
И звёзды ль они? — Нас волнует вопрос.
По небу блуждающий странник-звезда —
Совсем не звезда, а планета она!
Планеты, в отличье от звёзд, холодны —
Не светят, лишь свет отражают, увы!
И свет этот ярок, но разных оттенков.
Они отличаются чем-то, наверно.
Различны поверхности — вот в чём секрет.
Изучим планеты — поищем ответ.
Перед стартом прослушайте предполетный инструктаж.
Передвигаться между пунктами спокойным шагом всем экипажем с сопровождающим;
Идти четко по нумерации в звездной карте-схеме, то есть не перескакивать, не попробовав выполнить задание. Если экипаж подошла к игровой точке, которая занята другим экипажем, то второй экипаж ждет неподалеку.
На игровой точке экипажу необходимо получить ключ-картинку, прослушав определенную информацию по теме игры и выполнив определенные задания. Картинку вклеить с обратной стороны карты схему «Солнечная система» с названием пункта.
Четко, спокойно выполнять задания на постах. Не сбивать ответственного за игровой пункт, ни кричать, ни перебивать, не оскорблять.
На поиск каждой игровой точки и выполнение заданий у экипажа есть не более 10 минут.
Финишное время фиксируется после того, как команда получит груз с пропитанием.
Капитаны прошу подойти и получить звездные карты.
1а, 1б, 2а, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б, 5а, 5б, 6а, 6б, 7а, 7б.
Отправляйтесь в путь.
Звучит песня "Земля в иллюминаторе".
1 пункт – Солнце.
Что такое Солнце? Солнце — монетка, — скупой проворчал.
Нет, сковородка! — обжора вскричал.
Нет, каравай, — хлебопёк произнёс.
Компас, — сказал убеждённо матрос.
Солнце – звезда, — астроном объявил.
Доброе сердце, — мечтатель решил.
Солнце – обыкновенная звезда, каких миллионы в нашей галактике. Это огромный шар из раскаленных газов, в основном водорода и гелия. В его недрах идет термоядерная реакция превращения водорода в гелий и выделяется энергия, которая достигает поверхности и заставляет Солнце светиться.
Солнце будет светить еще около 7 млрд. лет, пока весь водород не превратится в гелий.
Корона – тускло святящееся гало, образованное раскаленным газом вокруг Солнца. Поскольку свечение слабее свечения Солнца, корона хорошо видна только во время полного солнечного затмения, когда диск светила закрыт Луной.
Задание: из предоставленных вам материалов изобразить корону. Как она выглядит можете посмотреть вот здесь.
У вас отлично получилась корона. Держите ключ-картинку.
2 пункт – Меркурий.
Смотрите! Знаете, кто этот странник?
Зовётся именем бога – посланника.
Самая близкая к Солнцу планета —
Будем знакомиться – Меркурий это.
Он любит прятаться в лучах
Быстрее всех и очень сильно
От жара в солнечных печах
Раскалена поверхность за день длинный.
Из ветра Солнца только атмосфера
И там, где царство темной ночи,
Температура держится примерно
Под минус двести. Между прочим
На взгляд – двойник Луны, соседки.
Знакомые вокруг пейзажи,
Метеориты падают нередко
И грунт составом сходен даже.
Меркурий – это ближайшая к Солнцу планета. Температура поверхности стороны планеты, повернутой к светилу, достигает 4270С. Из-за отсутствия атмосферы поверхность в тени быстро остывает до -1730С на «ночной» стороне. У полюсов планеты в некоторые кратеры никогда не заглядывает Солнце, поэтому под поверхностью там может сохраняться лёд.
Период обращения Меркурия вокруг Солнца, длится 88 земных суток, один оборот вокруг собственной оси в 59 раз длиннее земных.
Задание: перед вами форма с тестом. Бросая на него с разной высоты шарики, создайте поверхность Меркурия покрытую кратерами.
Отлично. Интересная поверхность у вас получилась. Получите «ключ».
3 пункт – Венера.
Венера прекрасна! За тонкой вуалью
Богиню любви различите едва ли!
Закрыта она пеленой облаков.
А что же под ними? Климат каков?
Климат имеет огромный дефект.
Причиной тому парниковый эффект.
Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно! Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна! Но, может, пока?
Венера – вторая от Солнца планета, по размерам самая близкая к Земле. Её можно видеть как яркую точку в восточной части неба утром и в западной вечером. Яркость объясняется отражением солнечного света слоем в 50 – 70 километров облаков из серной кислоты.
Между 1978 и 1994 гг. космические аппараты «Пионер», «Венера» «Магеллан» провели радиолокационную съемку поверхности Венеры. В её рельефе преобладают вулканы и лавовые потоки, но ударных кратеров около тысячи. Лава из вулканов и трещин коры успела заполнить остальные воронки.
Планеты вращаются вокруг оси по часовой стрелке, и один оборот занимает больше времени, чем путь вокруг Солнца.
Задание: вставить в текст, пропущенные слова.
На Венере стремительно нарастающий парниковый эффект. Облака и углекислый газ пропускают солнечные лучи, позволяя им нагревать поверхность, но не выпускать тепло за пределы атмосферы. В результате планета даже ночью не остывает.
Вы правильно расположили слова. Получите картинку.
4 пункт – Земля.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
Третья от Солнца, Земля – самая крупная из каменных планет. На Земле вода встречается в трех формах – твердой, жидкой и газообразной. Океаны обеспечивают более равномерное нагревание Земли, поглощая солнечное тепло в жарких областях и перенося его к полюсам.
Земля вращается вокруг своей оси, день чередуется с ночью. Времена года меняются потому, что земная ось наклонена относительно перпендикуляра плоскости орбиты на угол 23,5о.
В некоторых областях Земли четыре времени года не выражены. На экваторе всегда жарко, в приполярных зонах постоянно холодно и по нескольку месяцев в году восхода вообще не бывает
Задание: Расположите правильно картинки по временам года и полушариям.
Как у вас хорошо получилось. Держите «ключ»
5 пункт – Луна.
Головка сыра вышла погулять
и очутилась на просторах неба.
Глядит, мышей бесчисленная рать
голодными глазами просит хлеба
Головка сыра, вот же доброта,
им приказала: «Ешь меня и точка!»
Дней через тридцать не осталось в небе рта,
кто б не отведал сыра по кусочку
Лишь тонкий ломтик мне светил с небес,
я глаз мышиных насчитал до ста.
Но вскоре ломтик тоже тот исчез,
и в мире наступила темнота
Луна - единственный естественный спутник Земли. Она образовалась из обломков, которые выбросило в космос при падении на нашу планету другого небесного тела. Метеориты оставили на её поверхности бесчисленных кратеры. От самых молодых кратеров как бы расходятся лучи – светлые полосы грунта, разлетевшегося во все стороны при ударе.
Иногда Луна, Земля, Солнце выстраиваются по одной прямой, и возникают затмения. Если Луна проходит точно между нами и Солнцем, она его на некоторое время загораживает. Однако полное солнечное затмение, когда днем становится темно, наблюдается лишь в узкой полосе на поверхности нашей планеты: Луна недостаточно велика, что бы заслонить свет для всех сразу.
Задание: используя теннисный шарик(Земля), шарик для пинг-понга(Луна), фонарик(Солнце) создайте мини-затмение.
Молодцы. Правильно выполнили задание. Держите «ключ».
6 пункт – Марс.
Четвёртый – Марс, красно – оранжевый,
Блуждает в небе по эклиптики созвездиям.
Два, крошки, спутника, открытые однажды,
Под именами: Фобос, Деймос – как возмездие
В два раза меньше, чем Венера
И сила тяготения мала
Составами похожи атмосферы,
Но очень разряжённая она
И редко полностью прозрачная
От долгих пыльных бурь и лёгких облаков.
Есть русла рек давно утраченных.
Вулканы спят, взметнулись горы высоко
Меньше тепла от Солнца – и вода
Застыла в вечной мерзлоте.
В два раза: путь его длинней, года.
Но суткам счёт как на Земле.
Марс – это планета, больше всего похожая на Землю: четыре времени года, ледяные полярные шапки, проточенные водой каньоны и сутки всего на 41 минуту длиннее наших.
Цвет Марса в ночном небе вполне оправдывает его прозвище – Красная планета. Это объясняется ржаво-оранжевым оттенком грунта. Марс – холодная пустыня. Его атмосфера из углекислого газа слишком разряжена, чтобы удерживать солнечное тепло. Днем температура поднимается до +27оС, зато ночью падает до -123оС.
Задание: расшифруйте названия двух спутников Марса.
22 | 16 | 2 | 16 | 19 | |
ф | о | б | о | с | |
5 | 6 | 11 | 14 | 16 | 19 |
д | е | й | м | о | с |
Правильно расшифровали. Держите «ключ».
7 пункт – пояс астероидов.
В вальсе кружась, вихрем камни несутся.
Жаль, что не знаем, откуда берутся.
Может быть, это планета была?
Да взорвалась на обломки дотла!
Камень большой, если с круга сорвется,
Крушит все подряд — астероидом зовется.
Между Марсом и Юпитером расположен пояс из миллионов астероидов, или малых планет, - мелких кусков камня или металла неправильной формы, оставшихся «лишними» при формировании солнечной системы. Сильное притяжение Юпитера не дает им собраться вместе и образовать планету типа Земли.
Самый крупный астероид – Церера диаметром почти 1000 км.
Задание: соотнесите название и изображения астероидов.
1 –б
2 – г
3 –а
4 –в
Молодцы. Забирайте картинку
8 пункт – Юпитер.
Юпитер — царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит —
Уж нрав его таков!
Двенадцать на Земле,
А здесь лишь год пройдет!
Уж очень он тяжел
И медленно плывет.
А на груди его
Есть «красное пятно».
Откуда появилось?
Пока не решено!
А если б мы с тобой
Вдруг оказались там,
То весил бы ты там
Полсотни килограмм!
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!
Самая крупная из всех планет, Юпитер – шар из газов, в основном водорода, метана и аммиака. Твердой коры у него нет. Верхние слои газообразные. С повышением температуры и давления водород и гелий становятся жидкими. Ещё глубже водород приобретает свойства жидкого металла.
Сутки на Юпитере длятся менее 10 часов. Такое быстрое вращение создает постоянные ветры, они дуют со скоростью 500 км/ч и несут длинные ленты цветных облаков. Светлые ленты называются зонами. Темные полосы между ними, пояса, - это просвечивающие более глубокие слои.
Задание: Создать изображение зоны облаков Юпитера. В стеклянной чаше налито немного воды. Капните в воду с края чаши краситель и медленно вращайте её.
Сфотографируем ваш результат на память. У вас получился неповторимый рисунок зон облаков Юпитера. Забирайте свой «ключ».
9 пункт – Сатурн.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо —
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Сатурн известен своими великолепными кольцами. С земли мы хорошо видим три широких плоских кольца. Снаружи находится кольцо А; от самого широкого и яркого кольца В оно отделено темным промежутком шириной 4670 км – так называемым делением Кассини. Внутреннее, более узкое, кольцо С кажется бледным и полупрозрачным.
Здесь нет твердой коры, и почти вся она состоит из водорода и гелия с примесью других газов типа метана и аммиака.
Задание: забросить все кольца на конус.
Вы справились. Держите ключ-картинку.
10 пункт – Уран.
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь…
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран,
Без атмосферы, по всему,
Жить невозможно никому!
Планеты прекрасны, но жизни там нет.
Диаметр Урана чуть ли не вчетверо больше земного, но расстояние, отделяющее его от нас очень велико.
Уран как бы лежит на боку. Наклон оси составляет почти 98о.
Сине-зеленый оттенок придает планете газ метана, который находиться в верхнем слое атмосферы. Газ этот отражает голубую часть солнечного спектра и поглощает красную. Уран состоит в основном из водорода и гелия. Твердой поверхности, как и остальных планет-гигантов, у него нет.
Уран сопровождают пять спутников. Не так давно обнаружили еще 15 «лун» Урана, напоминающих астероиды.
Задание: в обруч (кольца Урана) посередине расположить большой мяч(Уран) вокруг – небольшие мячи(спутники Урана). Мячи распределять бросками.
Отлично. Забирайте картинку.
11 пункт – Нептун.
Нептун в сиянье голубом – “морское божество”
Нашёл, в координатах вычисленных, – Галле.
Расчетов Адамса и Леверье стал торжеством –
Всех, чьи труды законы неба открывали.
Восьмой от Солнца, дальше в тридцать раз нашей Земли
Значительно плотней, среди планет – гигантов.
Тринадцать спутников известно из его семьи,
Он в кольцах, из частичек пыли, элегантных.
Метановая атмосфера, ветры, облака,
Один из спутников, в движении обратном,
С поверхностью прикрытою азотом лишь слегка
На что хватило тяготения понятно.
Нептун – самый далекий от Солнца газовый гигант. Планета похожая на Уран такая же холодная и синяя, имеет некоторые отличия. Нептун – тоже шар из водорода, гелия и метана. Однако наклон его оси близок к земному. Здесь бывают мощные бури. Вихри развиваются и стихают годами.
Задание: соберите картинку.
Отлично. Держите свой «ключ».
12 пункт – Плутон.
Открытый в тридцатом году в прошлом веке,
Он долго считался нормальной планетой,
Но только недавно, уж в нынешнем веке,
Собрались учёные со всего света.
Поспорив, повздорив, они вдруг решили,
Что это совсем не планета, а карлик,
И карликов всех в одну группу сложили,
Кто ростом не вышел, как маленький шарик.
Зачем же назвали объект сей Плутоном,
Одним из богов, почитаемых Римом,
Который господствует в царстве подземном,
Ворота в него — на краю океана?
Хоть мал, но имеет Плутон свою свиту:
Побольше — Харон, меньше — Никта и Гидра,
Кружатся над богом по разным орбитам,
Харон приближается, кажется слитным.
А карлик Плутон по орбите кружится,
За два с половиною века проходит,
Свой лёд растопить он, наверно, боится,
Светило подальше трусливо обходит.
Небольшой Плутон покрыт льдом и этим отличается от каменных планет и газовых гигантов. Ученые считают его особым телом солнечной системы и называют ледяным планетезималем.
Плутон и его спутник Харон всегда повернуты к друг другу одной стороной – спутник вращается вокруг планеты с той же скоростью, что и та вокруг своей оси. Значит сутки и месяц на Плутоне одинаковые – примерно 6,4 земных суток.
Задание: попасть комком фольги в середину картонного кольца.
Вы справились как ученные, которые сначала высчитывают, когда лучше отправить космический аппарат, что бы он достиг далекую планету. Получите картинку.
13 пункт – Кометы.
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
— Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
— Это лёд!
А хвост её — пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
Большинство комет находится в царстве холода за орбитой Нептуна. Они представляют собой рыхлые комья из замерзших газов и льда вперемешку с пылью. Время от времени какое-то из этих тел под воздействием притяжения или от удара начинает двигаться к центру солнечной системы. От близости Солнца лед вскипает, солнечный ветер и световое давление «сдувает» с ядра пыль и газ, которые образуют два хвоста, достигающих миллионов километров в длину.
Задание: Отгадайте загадки.
Эта межзвёздная вечная странница
В небе ночном только–только представится
И улетает надолго потом,
Нам на прощанье мерцая хвостом. (Комета)
Крохотулечка-планета
Первой Солнышком согрета,
И проворна – год на ней
Восемьдесят восемь дней.
(Меркурий)
В телескоп скорей взгляните
Он гуляет по орбите.
Там начальник он над всеми,
Больше всех других планет.
В нашей солнечной системе
Никого крупнее нет.
(Юпитер)
Все планеты с полюсами,
Есть экватор у любой.
Но планеты с поясами
Не найдете вы другой.
В этих кольцах он один,
Очень важный господин.
(Сатурн)
В небе я свечусь нередко,
Ваша ближняя соседка.
Я Меркурию сестра,
И на мне всегда жара
(Венера)
Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, —
Лед не сверху, а внутри.
(Марс)
Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.
(Уран)
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма —
Длится 40 лет зима.
(Нептун)
Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.
(Плутон)
Молодцы! Держите «ключ».
Центр управлением полетами.
После прохождения всех 13 игровых пунктов, каждая команда приходит в центр для фиксации времени и получения груза с провизией.
Рефлексия
Вчера вы все поучаствовали в квесте «Солнечная система». Время награждение наступило.
Поздравляем победителей. Благодарим всех участников и помощников.
До новых встреч.
Список используемой литературы
http://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-planete-pluton/
http://mshishova.ru/stixi-pro-solnechnuyu-sistemu-planety-i-sputniki-planet/
http://mshishova.ru/stixi-pro-zvezdy-sozvezdiya-komety-i-asteroidy/
Атлас Вселенной для детей. Испания, - Издательский дом Ридерз Дайджест. 2001.
Приложение
На Венере стремительно нарастающий …………. эффект. Облака и углекислый газ пропускают солнечные лучи, позволяя им …………….. поверхность, но ……………….тепло за пределы атмосферы. В результате планета даже ночью…………………..
парниковый
нагревать
не выпускать
не остывает
зима весна лето осень
Северное полушарие Северное полушарие Северное полушарие Северное полушарие
зима весна лето осень
Южное полушарие Южное полушарие Южное полушарие Южное полушарие
22 | 16 | 2 | 16 | 19 | |
| | | | | |
5 | 6 | 11 | 14 | 16 | 19 |
| | | | | |
На фотографие Ида изображена вместе со своим спутником Дактилем. Над фото Иды расположился Гаспара, над Гаспарой самый крупный астероид. Под Идой фото Матильды.
1 а) Ида
2 б) Церера
3 в) Матильда
4 г) Гаспара
Солнце
Меркурий
Венера
Земля
Луна
Марс
Пояс астероидов
Юпитер
Сатурн
Уран
Нептун
Плутон
Кометы
Центр управлением полетами