Квест по географии «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…» (4–5 классы)

3
2
Материал опубликован 27 December 2015

Квест «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

Отделение: «Метеостанция»

Название квеста

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…». Метеостанция.

Участники квеста

Учащиеся 4- 5х классов

Автор(ы) идеи квеста

Румбешт Роза Фидаиловна, учитель географии, информатики МБОУ СОШ №6 им. И.Т. Сидоренко г. Усть-Лабинска Краснодарского края

Проблема, которую решает квест

На уроках окружающего мира и географии много тем, посвященных климату и погоде. Но мало практических заданий, позволяющих детям самим научиться анализировать данные погоды. Данный раздел географии является одним из сложных, как показывает анализ результатов ГИА и ЕГЭ.

Для выполнения некоторых заданий ГИА и ЕГЭ учащиеся должны уметь анализировать климатограммы, по ним определять тип климата, рассчитывать среднюю температуру, годовую амплитуду. На уроках для этой работы времени не остается. В рамках квеста дети на практике научатся выполнять эту работу.

Чему научатся ученики

Работать с Дневниками погоды для школьников, размещенными в Интернете.

Строить на основе данных розу ветров.

Определять преобладающие ветры по розе ветров.

Рассчитывать среднюю месячную температуру, находить минимальную и максимальную температуру.

Информационные технологии

Презентация «Дневника погоды для школьников» в Интернете. Адрес дневника за апрель 2012 года: http://www.gismeteo.ru/diary/5138/2012/4/

Электронный калькулятор классмейта для выполнения расчетов средней температуры.

Предметные области

География, информатика, окружающий мир, математика

Места (объекты) реализации квеста

Территория полевого стана отделения №4 им. М.И.Клепикова

Описание квеста

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

Для защиты зеленых насаждений на полевом стане от ветра, для предотвращения почвы от выдувания и задержания снега и влаги на полях нужно высаживать лесополосы. Посадки должны быть расположены перпендикулярно преобладающим ветрам. Кроме этого, для того, чтобы хозяйство  получило хороший урожай, начало вовремя посевные или уборочные работы, нужны данные погоды за прошлые годы и прогнозы погоды на время сельскохозяйственных работ.

Данные количества осадков, температуры, давления воздуха, силы и направления ветра получают на метеостанциях. Эту информацию изучают для практического применения. Например, необходимо знать направления преобладающих ветров для правильного выбора расположения лесополос, для выполнения мелиоративных работ – защиты влаги на полях, защиты почвы от выдувания и получения урожая зерновых культур. Надо знать, прогрелась ли земля, чтобы сеять зерно.

Задача:

  1. Для определения направлений посадки лесополос, которые защищают почву от выдувания, нужно по данным Дневника погоды для школьников построить розу ветров и определить по полученной схеме преобладающие ветра в апреле месяце.
  2. Для определения температурного режима, влияющего на сроки посадки сельскохозяйственных культур нужно рассчитать среднемесячную температуру за апрель месяц.
  3. Посчитать количество дней с осадками.
  4. Найти самый жаркий и холодный день месяца.
  5. Занести все расчетные данные в таблицу.

Материалы (инструктивные карточки, рабочие листы и т.п.)

Сайт Дневник погоды для школьника

Инструктивная карточка с алгоритмом выполнения работы.

Рабочий лист с заданиями:

  • Построить на основе данных розу ветров.
  • Определить преобладающие ветры по розе ветров.
  • Рассчитать среднюю месячную температуру.
  • Таблица для заполнения данных.

Продукты

Схема розы ветров.

Таблица с выполненным заданием.

Видео-фото- репортажи

Фото-репортаж о работе метеорологов

Перспективы развития

Пропедевтическая подготовка к сдаче ГИА по географии раздела «Климат. Погода».

Задания для учащихся

Квест «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

Отделение: «Метеостанция»

 

Участники: учащиеся 4-в класса МБОУ СОШ № 6 им. И.Т. Сидоренко г. Усть-Лабинска

Содержание:

Дневник погоды для школьника. http://www.gismeteo.ru/diary/5138/2012/4/

 

Легенда

«Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч…»

Мы пришли на полевой стан бригады, где работал М.И. Клепиков, где до сих пор выращивают зерно. Мы можем принять участие в выращивании хлеба на Усть-Лабинских полях, можем сделать полевой стан более красивым, если справимся с заданием.

Вы знаете, что для защиты зеленых насаждений на полевом стане от ветра, для предотвращения почвы от выдувания и задержания снега и влаги на полях нужно высаживать лесополосы. Посадки должны быть расположены перпендикулярно преобладающим ветрам. Кроме этого, для того, чтобы хозяйство  получило хороший урожай, начало вовремя посевные или уборочные работы, нужны данные погоды за прошлые годы и прогнозы погоды на время сельскохозяйственных работ.

Данные количества осадков, температуры, давления воздуха, силы и направления ветра получают на метеостанциях. Эту информацию изучают для практического применения. Например, необходимо знать направления преобладающих ветров для правильного выбора расположения лесополос, для выполнения мелиоративных работ – защиты влаги на полях, защиты почвы от выдувания и получения урожая зерновых культур. Надо знать, прогрелась ли земля, чтобы сеять зерно.

Мы должны выполнить все расчеты, построить розу ветров, чтобы получить путевку на следующую станцию.

 

Инструкция  метеорологам:

  1. Открыть  Дневник погоды для школьников, размещенный в Интернете. Найти апрель месяц, город Усть-Лабинск.
  2. По данным Дневника погоды для школьников подсчитать, сколько дней дули ветры в различных направлениях и отложить на розе ветров полученное количество делений на каждом направлении. Затем соединить точки на розе ветров и определить по полученной схеме преобладающие ветра в апреле месяце.
  3. Чтобы определить, можно ли высаживать сельскохозяйственные культуры, нужно рассчитать среднемесячную температуру за апрель месяц, используя электронный калькулятор нетбука. Для этого найти сумму всех температур за месяц и разделить на количество дней в месяце. Данные занести в таблицу.
  4. Подсчитать по таблицу Дневника погоды для школьников количество дней с осадками. Данные занести в таблицу.
  5. Найти самый жаркий и холодный день месяца. Данные занести в таблицу.

 

Построить розу ветров по данным

Таблица для занесения расчетных данных

Рассчитываемые показатели

Расчетные данные

Среднемесячная температура за апрель месяц, to

 

Количество дней с осадками.

 

Самый жаркий и день месяца. Дата, температура.

 

Самый холодный день месяца. Дата, температура.

 

Таблица с данными и роза ветров с преобладающими направлением ветра готовы? Значит, можно определить, как посадить лесополосы для защиты нашего стана и окружающих полей.

Попутного вам ветра!

Комментарии

Самой захотелось поработать на уроке в качестве учащейся.

13 February 2016

А вы попробуйте лучше организовать квест. Уверена, понравится и вам, и вашим детям. Да еще если проведете квест на природе))

25 April 2016

Спасибо! Подумаю...

26 April 2016