Разработка урока по географии «Движение воздуха. Ветер» для 5 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОБУРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
(МОУ НОВОБУРАНОВСКАЯ СОШ)
ул. Школьная 1, с. Новобурановка Агаповский муниципальный район Челябинская область 457443 e-mail: nbshkola@.mail.ru
Разработка урока по географии
«Движение воздуха. Ветер.»
5 класс
Учитель : Баламбаева У.Х.
2014г.
Технологическая карта урока географии
Класс |
5 |
Учм\итель |
Баламбаева У.Х. |
Учебная тема(раздел), название учебного занятия |
Движение воздуха. Ветер. ( Природа Земли) |
Педагогическая идея урока |
« Ветер, ветер, ты могуч Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море…» (А.С. Пушкин) |
Цель учебного занятия |
Определять этапы образования процессов, приводящие к формированию ветра, знать приборы, измеряющие его силу и направление, уметь строить «розу ветров» |
Задачи – планируемые образовательные результаты учебного занятия (предметные, метапредметные и личностные) |
Предметные: Знать значение и объяснять особенности образования понятий «ветер», «бриз», «анемометр». Представлять и уметь себя вести во время опасных явлений, связанных с движением атмосферы. Метапредметные : Уметь выделять главное, существенные признаки географических объектов и явлений, высказывать суждения, подтверждаемые фактами, работать с текстом и нетекстовыми материалами (схемам, рисунками, таблицами) Личностные : Сформировать готовность и способность к образованию и самообразованию, сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; |
Тип учебного занятия |
Урок - практикум |
Вид учебного занятия(форма организации деятельности учащихся) |
Осознавать ценность полученных знаний об основных оболочках Земли; Формировать и развивать творческие способности учащихся; Формировать умение отбирать и вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации. |
Литература, цифровые образовательные ресурсы и оборудование учебного занятия |
1.Учебник. И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс. 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г. 2.Рабочая тетрадь. , Н.И.Сонин. , С.В. Курчина.. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа 2012 г. 3.Методическое пособие. И.И.Баринова. География. Начальный курс. 5 класс. 4.Атлас. География» 5 класс. М.: Дрофа 2012 г. 5.Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2012 г. 6. вентилятор с разными режимами работы. 7. Флюгера ( или на экране, или рисунок) 8. Анемометра 9. Компас. |
Этапы учебного занятия:
Название этапа |
Ведущая деятельность |
|||
учителя |
учащихся |
|||
Познавательная |
Коммуникатив-ная |
Регулятивная |
||
1.Актуализация жизненного опыта учащихся, постановка цели и задач урока. 1.1.Определение темы урока |
Проводим эксперимент: - зафиксируйте свои ощущения на данный момент. Включаем вентилятор. - Как теперь изменились ваши ощущения?(стало прохладнее) - Почему изменились ваши ощущения, почему стало прохладно? (Дует ветер ) - сделайте вывод, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке. (О ветре) - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (1слайд) |
* Выполнить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. * Анализируют свои ощущения; Самостоятельно формулируют тему урока. * Установить причинно- следственные связи (влияние ветра на температуру воздуха) *Делать выводы.
|
* Слушать и слышать собеседника |
* Слушать в соответствии с целевой установкой. * Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
1.2. Определение основного вопроса (гипотезы) урока на основе актуализации жизненного опыта учащихся |
- Как мы смогли добиться прохлады в кабинете? ( Включили вентилятор) - Что будем изучать на уроке? Обозначить цель изадачи. (2 слайд) - Сделайте вывод, что стало источником ветра в нашем помещении. ( вентилятор), в природе? - А что будут с источником ветра снаружи, не в помещении? - Если дети смогут среди прочих назвать причины возникновения ветра, оформляется и фиксируется на доске такое предположение: « Ветер - это перемещение воздуха» (3 слайд) |
* Обнаружить проблему ( в форме недостаточности информации). * Формулировать гипотезу. |
*Слушать и слышать собеседника. * Строить монологическое высказывание. * Установить и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор * Установить и сравнить разные точки зрения, , прежде чем принимать решения и делать выбор |
* Слушать в соответствии с целевой установкой. * Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
2. Изучение нового материала. 2.1. Проверка гипотезы |
* Для того чтобы мы могли проверить выдвинутую нами гипотезу (ответить на вопросы), прочитаем отрывок из романа Ж. Верна «Дети Капитана Гранта». *Организуем беседу по результатам чтения текста: -Подтвердилась наша гипотеза? Что такое ветер? - В чем причина образования ветра? (4-5 слайд) - Расскажите о типах ветра |
* Владеть основами изучающего и усваивающего чтения. * Выделить существенные и второстепенные признаки понятия. * Давать определения понятиям. * Доказывать и делать выводы |
*Слушать и слышать собеседника. |
*Принимать и сохранять учебную цель и задачу. * Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации. |
2.2. Определение основных характеристик ветра |
* С помощью иллюстративного ( учебник , с. 111, рис.6.14; 6.16) материала просит определить основные характеристики ветра (направление, скорость, силу). (6-7 слайд) *Проводить опрос по основным характеристикам ветра. * Организует экспертизу осуществленных характеристик ветра. * Подводить итог ; выставить отметки. |
* Анализировать визуальную информацию. * Анализировать текстовую информацию. * Анализировать модели и схемы для решения учебных задач. * Установить причинно-следственные связи между возникновением, направлением, силой и скоростью ветра и атмосферным давлением |
*Слушать и слышать собеседника. * Строить монологическое высказывание. |
*Слушать в соответствии с целевой установкой. * Принимать и сохранять учебную цель и задачу. * Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия. |
3.Практиче-ская работа по изучению приборов, определяющих скорость и направление ветра. |
(8-10 слайды) *Разбить класс на микрогруппы. *Раздать приборы. * Ознакомить учащихся с названиями приборов, определяющих скорость и направление ветра * Демонстрируется работа флюгера. * Демонстрируется работа анемометра |
* Анализировать устную вербальную информацию |
*Слушать и слышать собеседника. |
* Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
3.1. Презентация деятельности приборов |
* Предлагается самостоятельно исследовать и опробовать работу приборов. |
|||
3.2. Контроль ода пр. раб. В группах |
* Поддерживать работу групп , при необходимости помогать. * отбирается группы , которые будут демонстрировать деятельность приборов и оценивать результаты выполнения практической работы |
*Изучить работу флюгера * Проводить наблюдения и эксперименты под руководством учителя |
*Взаимодействовать, принять чужую точку зрения, отстоять свою точку зрения. *Договариваться и приходить к общему решению в группе |
* Планировать, контролировать ход выполнения и результат задания. * Самостоятельно контролировать свое время и управлять им. * Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров |
3.3. Обсуждение итогов прак. Раб. |
* Объявить завершение Пр/Р. * Назначить группу экспертов для оценки результатов выполнения Пр/р. Группами, выдать карточку эксперта * Поддерживать и корректировать ответы групп по необходимости. *Поддерживать и корректировать при необходимости ответ группы экспертов |
*Продемонстриро-вать работу приборов : 1гр.-флюгера; 2гр. – анемометра под руководством учителя; эксперты – озвучивают о качестве выполнение ПР/р. групп. * Анализировать вербальную информацию. |
*Слушать и слышать собеседника. |
* Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Эксперты: * Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров |
4.Практическая работа по построению розы ветров. 4.1.Ориентировка в деятельности. |
* Мотивировать учащихся к предстоящей деятельности. * Разбить класс на группы. * Поставить задачу по построению розы ветров ( раб. тетрадь) * Ознакомить с правилами построения розы ветров (11-14 слайды) |
* Устанавливают последовательность действия по выполнению Пр/р. * Анализируют устную вербальную информацию |
*Слушать и слышать собеседника. |
* Самоконтроль выполнения действий. * Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
4.2. Контроль хода практической работы в группах по построению розы ветров( время 5-7 мин.) |
*Поддерживать работу групп при необходимости помогать * Определить группу , которой будут переданы полномочия по оценке качества выполнения работы группами |
* Составляют розу ветров. * Анализируют графическую и табличную информацию * Создают модели и схемы(розу ветров)для решения задач |
* Задавать вопросы * Ориентироваться на позицию других членов группы. * Спорить и отстаивать свою позицию |
*Контролировать ,время на выполнение задания и управлять им. * Организовать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. * Анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. |
4.3.Оценка итогов выполнения практической работы по построению розы ветров. |
* Объявить завершение Пр/Р. * Назначить группу экспертов для оценки результатов выполнения Пр/р. группами, выдать карточку эксперта, фиксировать время выполнения оценки. (5 мин) *Пока группа экспертов осуществляет оценку составленных роз ветров , предлагает классу вспомнить , как человек использует энергию ветров ( организует беседу по актуализации жизненного опыта). (15-16 слайд) * Поддерживать и корректировать ответы групп по необходимости. *Поддерживать и корректировать при необходимости ответ группы экспертов |
Эксперты: * осуществляют оценку составленных роз ветров.. Класс: *Рассказывают как человек использует энергию ветра. * Анализирует вербальную информацию Эксперты: *Озвучивают результаты оценки составленных роз ветров. * Строить логические рассуждения , включающее установление причинно-следственных схем. Класс: * Слушает результаты оценки составленных роз ветров. |
Слушать и слышать собеседника. |
*Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия., так и по ходу его реализации. Эксперты: * Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров |
5. Закрепление нового материала. 5.1. Работа в рабочей тетради |
*Ставить задачу индивидуально в раб. тет.№ 2 задания: - определить направление ветра в зависимости от атмосферного давления и нанести на карту; - обозначить на рисунке направление ночного и дневного бриза; - определить назначение и название приборов. * Контролировать ход выполнения задания. * Ставить задачу – оценить в парах правильность выполнения задания. * Организовать сбор раб. тет. На проверку. |
* Индивидуально выполняют задания в спец. Раб. тет. * Объяснить явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. * Установить причинно-следственные связи. |
* Задавать вопросы ,необходимые для организации собственной деятельности. |
* Самоконтроль выполнения заданий по определению причин ошибки и его результата. *Принимать и сохранять учебную задачу. *Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия., так и по ходу его реализации. * Действовать в соответствии с поставленной задачей |
Домашнее задание: § 43 (читать, учить определения); обобщить данные дневка погоды Подготовить поговорки, стихи , песни о ветре. (17 слайд) |