12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена335
Являюсь руководителем РМО учителей географии Люблю свою работу!
Россия, Волгоградская обл., р.п.Ерзовка

Министерство образования и науки Российской Федерации муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ерзовская средняя школа имени Героя Советского Союза

Гончарова Петра Алексеевича»

403010, Волгоградская область, Городищенский муниципальный район,

р.п. Ерзовка, улица Школьная, 2

т. 8-84468-4-79-55, E-mail: erzovka_sosh@mail.ru

ОКПО 22402704, ОГРН 1023405363376, ИНН/КПП 3403301246/340301001

 

Всероссийский урок Чистой воды

Тема :«ВОДА, ВОДА - ТЫ НАМ НУЖНА!»


 


 

Работу выполнила: Красильникова Елена Павловна учитель географии

2016 год


Цель:  формирование у учащихся бережного отношения к воде как ценному ресурсу для здоровья и природы России.

Задачи:

  • Донести информацию о водных ресурсах мира, России, Волгоградской области их экологическом состоянии; о влиянии воды на здоровье и жизнедеятельность человека.
  • Провести практическую работу «Свойства воды».

Ход урока:

Отгадайте загадку

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без …

(Вода)

 Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (О воде.)

Итак, тема нашего урока: «ВОДА, ВОДА - ТЫ НАМ НУЖНА!»

Добрый день, дорогие ребята! Да, сегодня по всей стране проходит необычный урок. Он называется «Всероссийский урок чистой воды». Добрый день, дорогие ребята! Такого урока нет в вашем расписании, но он является очень важным.

Мы хотим, чтобы вы поняли, как важно беречь воду. Вода - вещество необычное и уникальное, требующее трепетной охраны и заботы. Почему же возникла такая необходимость встретиться с вами? Вот это мы и выясним на сегодняшнем уроке.

 

Актуализация знаний детей.

Наша страна обладает пятой частью мировых запасов пресной воды. И это делает Россию одной из самых богатых в этом отношении государств мира. На земле есть такие регионы, где люди десятками тысяч умирают от голода и болезней, связанных с острейшим дефицитом воды. А уже в ближайшее время почти 3 миллиарда человек будет испытывать её нехватку. Казалось бы, при огромном водном запасе России не угрожает проблема дефицита воды. Но чтобы сохранить этот важнейший ресурс, мы должны бережно к нему относиться, так как любые запасы можно исчерпать. Вот о воде, этом уникальном даре природы, мы и поговорим на сегодняшнем уроке. А начнём мы его с творческих зарисовок об этом божественном даре природы, которые вы приготовили дом

Я и туча, и туман, я ручей, я океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь

И ногами не пройдёшь. (Болото)

С высоты большой срываясь, грозно он ревёт,

И о камни разбиваясь, пеною встаёт. (Водопад)

Рассыпался горох на семьдесят дорог,

Никто его не подберёт (Град)

Рыбам зиму жить тепло,

Крыша – толстое стекло. (Лёд)

Он без рук, он без ног,

Из земли пробиться смог.

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой. (Родник)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик - в роднике,

А широкий в море. (Река)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем не найдём. (Роса)

Покружилась звёздочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)

Посреди поля зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро)

Кругом вода, а с питьём беда.

Кто знает, где это бывает? (Море)

Вода - удивительное вещество, она поражает нас многообразием форм.

Снежинкой нежной в небе проплывёт,

И в речке серебристой промелькнёт.

Слезой прозрачной будет в роднике,

Она и в почве есть, и даже есть в тебе.

Вода источник жизни на Земле,

А ведь она не бесконечна,

И это значит быть беде,

Пока ведём себя беспечно!

Давайте проведём небольшой опыт (стакан с чистой водой):

Давайте посмотрим, что происходит каждое утро? Мы встали утром, почистили зубы (в банку с водой добавляем пасту). Затем позавтракали, убрали со стола, и вымыли посуду (добавляем в банку с водой моющее средство). Вечером мы рисовали и забыли вымыть банку с водой (добавляем подкрашенную гуашью воду). Что получилось? Такую воду можно вернуть растениям и животным? Они обрадуются? Конечно, нет! Возвращённая нами грязная вода может стать причиной их неблагополучия. Заболеют рыбы, заболеют птицы, завянут растения…

Опыт

Можно провести вместе с ребёнком и ещё один интересный эксперимент, погружая в воду предметы, сделанные из разных материалов, и наблюдая, какие из них тонут, а какие нет. Обратите внимание ребёнка на то, что деревянные и полые игрушки, внутри которых находится воздух, плавают на поверхности воды, а металлические предметы тонут.

Опыт

Следующий опыт докажет, что воздух легче воды и поэтому всегда стремится вырваться из воды наружу. Возьмите пустую прозрачную пластиковую бутылку и осторожно, горлышком
вниз опустите её в воду. Затем нагните бутылку под водой так, чтобы из неё кверху побежали пузырьки воздуха. Наверняка ребёнок захочет сам повторить этот опыт.

 

Игра «Правильный путь»

Выберите правильные пути по сохранению воды.

Можно ли сберечь воду, если грязную посуду перед мытьём очищать от остатков еды? +

Можно ли сберечь воду, если мыть посуду в раковине c закрытой пробкой, а потом споласкивать? +

Можно ли сберечь воду, если кран неисправен и постоянно протекает?-

Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, когда чистишь зубы? +

Можно ли сберечь воду, если не закрывать кран, когда работаешь на кухне или говоришь по телефону? -

Можно ли сберечь воду, если следить за исправностью крана, душа и сливного бачка? +

Можно ли сберечь воду, если полоскать бельё под струёй воды, а не в тазу? -

Можно ли сберечь воду, если чистишь картошку при постоянно открытом кране? -

Можно ли сберечь воду, если закрывать кран, после мытья рук и при умывании? +

Можно ли сберечь воду, если размораживать продукты под струёй воды? -

Можно ли сберечь воду, если поставить счётчик на водопровод и контролировать водопотребление? +

Можно ли сберечь воду, если рыхлить почву на огороде и уменьшать испарение? +

Можно ли сберечь воду, если тратить столько, сколько пожелаешь?-

Можно ли сберечь воду, если думать, что это проблема взрослых?-

 

Ребята приготовили пословицы и поговорки о воде.

Давайте же мыться, плескаться.

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,-

И в ванне, и в бане

Всегда и везде

Вечная слава воде!

-Давайте посмотрим, с чем она любит играть.

У меня на столе две банки, обе закрыты крышками. Какие эти банки? Прозрачные или нет?

Дети: - Непрозрачные.

Воспитатель: - Можем мы узнать, что в банках не открывая их?

Дети: нет.

Воспитатель: - Мы можем взять каждую банку и определить, одинаковы ли они по весу.

Дети: - Одна банка легкая, а другая тяжёлая.

Воспитатель: - Давайте откроем банки и посмотрим что там. Одна

Дети: - Одна банка пустая, поэтому лёгкая, другая наполнена водой .поэтому она тяжёлая.

Воспитатель: - Как вы догадались, что это вода?

Дети: - Она льётся.

Воспитатель: - Какого она цвета?

Дети:  - Прозрачная.

Воспитатель: - Чем пахнет?

Дети: - Без запаха.

 Воспитатель: - А какой вес?

Дети: - Чем больше воды , тем тяжелее.

Воспитатель: - Давайте заполним стеклянную банку водой, для этого будем использовать разные ёмкости.

Воспитатель: - Чем удобнее наливать?

Дети: - Маленьким ковшиком с носиком.

Воспитатель: - Что мы делаем с водой?

Дети: - Переливаем, наливаем воду.

Воспитатель: - Что делает вода?

Дети: - Льётся.

Воспитатель: - Послушайте, как она льётся. Какой слышится звук?

Дети:  - ответы детей.

Воспитатель: - А теперь давайте поиграем в игру " Узнай и назови" (Рассматривание картинок через банку)

Почему так хорошо видно?

Дети: - Вода прозрачная.

Воспитатель: - Что мы узнали о воде?

Дети: - Вода прозрачная, без запаха, льётся, имеет вес.

Если «зубы ломит» какая вода? (студеная)

Вода соленая сладкая пресная

Вода прозрачная мутная

Вода речная, Вода в морях – морская. Пресная вода

Сегодня мы постараемся увидеть и понять красоту этого удивительного водного мира, постараемся оценить его ценность в жизни.

1 группа определяет: вкус воды и цвет.

2 группа определяет: запах воды и форму.

4.Отчёт о результатах работы.

Испокон веков о воде создавались легенды, песни, сказания, пословицы и поговорки.

 

Давайте послушаем, какие вы нашли пословицы и поговорки о воде.

Вода камень точит.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Пролитую воду не соберёшь

Бабушка надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет.

Чтобы рыбку съесть, надо вводу лезть.

Нужно наклониться, чтобы воды напиться

 

А я для вас приготовила загадки.

Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко.

Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.

 

Проблемная ситуация

- Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?

-Что произошло бы, если б второй осел, нес не вату, а сахар?

Опыт

В прозрачный стакан с кипяченой водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли. Намочим вату.

Опыт

Размешиваем в стакане с водой чайную ложку речного песка.

- Изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Исчезли ли песчинки?

Прочувствовать характеры воды поможет музыка. Прослушивание музыки, отгадывание загадок может сопровождаться рассматриванием иллюстраций в учебнике или на слайдах. Далее на выбор учителя!!!

Опыт с водой и солью

Для опыта нам понадобится:

вода;

стакан;

поваренная соль.

Ход опыта

Наполним стакан водой до краев.

Аккуратно помешивая содержимое стакана тонкой проволочкой или зубочисткой, начнем всыпать в него соль.

В ходе опыта выясняется, что в стакан воды можно добавить еще около половины стакана соли, не пролив при этом воду.

Объяснение

Когда вода находится в жидком состоянии, между ее молекулами остается свободное пространство, которое и заполняется молекулами соли. Когда все свободные участки заполнятся молекулами соли, она перестанет растворяться в воде (раствор достигнет насыщения) и жидкость перельется через край стакана.

 

Опыт с водой и зубочистками

Для опыта нам понадобится:

емкость с водой;

мыло;

сахар-рафинад;

деревянные зубочистки.

Ход опыта

Помещаем в емкость с водой несколько зубочисток.

В центр емкости аккуратно помещаем сахар-рафинад и через несколько секунд наблюдаем, как зубочистки начинают двигаться в сторону сахара.

В центр емкости помещаем мыло и наблюдаем, как зубочистки начинают двигаться в противоположную сторону.

 

Объяснение

Сахар-рафинад впитывает воду и тем самым создает поток, направленный к центру емкости. Мыло же существенно ослабляет поверхностное натяжение воды в центре емкости, и зубочистки перетягиваются областями с более высоким поверхностным натяжением.

- Вот посмотрите, у меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете?   (много).

- Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах?

- Хотите узнать? (да).   (Предлагаю попробовать воду из стаканчика).

- Какая она на вкус? (горькая, соленая, невкусная).

- Можно ее пить? Готовить на ней пищу? (нет).

- А теперь попробуйте эту воду (предлагаю чистую воду).

- Какая она на вкус? (Несоленая,  вкусная, чистая).

Горьковатый вкус морской воде придает морская соль, которая в ней растворена. Вот она (показываю). А в пищу, мы употребляем поваренную соль (показываю) - дети сравнивают.

  А теперь посмотрите сюда - в банке (3л) вода. Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а в стакане (1\2часть) - это вода, которую можно употреблять человеку.

-Так много или мало пресной воды на земле? (мало). Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.

 - Ребята, а вы хотите разгадать секрет вот этого  яйца - попрыгунчика ? (да)

На столе пустые стеклянные банки: две пол-литровые, одна 2-х литровая. На блюдце, рядом,- два сырых яйца и стакан поваренной соли, столовая ложка, кувшин с водопроводной водой.                                                  

В первую банку налить воды и опустить яйцо - оно утонет.                          

Во вторую банку налить воды и добавить 2 ст. ложки соли – яйцо будет плавать на поверхности.                                                                                                                

В 2-х литровую банку наливать воду из 1 банки, потом из 2-ой – яйцо будет плавать посередине. А если чередовать воду, то оно будет то тонуть, то всплывать. Отгадайте секрет яйца – попрыгунчика… (в соленой воде легче плавать потому, что любое тело поддерживает не только вода, но и частички соли, растворенные в воде)

- Ребята,  а сейчас послушайте «Сказку о каплях» Б. Пластова, из  книги  Маханевой «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста». (Читаю детям сказку)

(показываю схему круговорота воды в природе).

(наливаю в стакан кипящую воду – дети наблюдают поднимающийся над ним пар, затем кладу на стакан стекло -  пар оседает на стекле, когда поднимаю стекло с него стекают капельки воды).

Вывод: пар - это капельки воды.

Мы возвращаемся на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь!

Начинаем отсчет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10!

Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю! Мы с вами путешествовали очень недолго, но много успели увидеть и узнать.

Дрессировка спичек.

В миску с водой кладём несколько спичек, в центр миски опускаем кусок сахара-рафинада и — о чудо! Спички соберутся в центр. Наверное, наши спички — сластёны!? А теперь уберём сахар и капнем в центр миски немного жидкого мыла: спичкам это не нравится — они «разбегаются» в разные стороны! На самом деле всё просто: сахар впитывает воду, создавая тем самым её движение к центру, а мыло, наоборот — растекается по воде и увлекает за собой спички.

Вывод : «Что за необыкновенное чудесное вещество перед нами ? Такое знакомое и вместе с тем неизвестное. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.