Материал на проверке

Квест-игра "В дорогу с Максимом Горьким"

7
2
Материал опубликован Вчера в 14:35

Квест- игра по творчеству М. Горького «В дорогу с Максимом Горьким»

посвященный 155-летию со дня рождения писателя.

Цели: воспитание интереса к творчеству М.Горького, к книге и процессу чтения.

В квесте участвует две команды, в каждой команде равное количество членов. Команды проходят одинаковые этапы, но в разной последовательности, чтобы не допустить их пересечения на маршруте. Команды выбирают капитана, который осуществляет связь с организаторами. Затем командам присваивается название. Участникам выдаются опознавательные знаки: эмблемы, значки, ленточки разного цвета. Организатор озвучивает повод, по которому все здесь собрались, легенду и условия игры. Напоминает о технике безопасности и правила игры.

Цель квеста - собрать ключевую фразу. Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются названия этапов, ставится отметка о его прохождении. На каждом этапе находятся модераторы, которые следят за правильностью выполнения заданий и выдают участникам фрагмент ключевой фразы за правильное их выполнение, а также подсказку, где находится следующий этап. Если команда затрудняется в ответе или отвечает неправильно, то «фрагмент» ключевой фразы не выдаётся. Однако подсказку на то, где находится следующее задание, получают в любом случае обе команды.

Целевая аудитория: учащиеся начальных классов.

Ключевая фраза:

«Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа».

Подготовительная работа. Перед проведением квеста необходимо провести «Горьковские недели». Нужно познакомить детей с биографией писателя, а также с некоторыми произведениями в форме «Громких чтений» (чтения с последующим обсуждением прочитанного).


Маршрут 1-й команды Маршрут 2-й команды


1. «Житейская история самовара» 1. Чужая эпоха

2. «Тайна старых слов» 2. Собери пазлы

3. Вставь слова 3. Житейская история самовара»

4. Чужая эпоха 4. «Тайна старых слов»

5 Собери пазлы 5. Вставь слова


Вступление.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами постараемся пройти очень интересный и познавательный квест, посвященный 155-летию со дня рождения писателя Максима Горького.

28 марта 2023 г. исполняется 155 лет со дня рождения замечательного человека и писателя Алексея Максимовича Пешкова, известного всему миру под именем Максима Горького.

Алексей Максимович родился в Нижнем Новгороде. Родители его рано умерли, и маленький Алексей провел детство в семье деда. Любовь к литературе привила ему бабушка. Он рано испытал тяготы жизни, много странствовал по Руси. Вот почему, став писателем, он взял себе псевдоним Максим Горький.

Писателя Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы, хотя произведений, написанных для детей, у него не так много: «Воробьишко» - про воробья, который не слушал маму, «Самовар», «Сказка про Иванушку-дурачка», «Случай с Евсейкой» - про мальчика, который любил удить рыбу, «Дед Архип и Ленька», «Сказки об Италии» и другие.

История создания рассказов и сказок Горького для детей началась необычно. Ранним утром 15 декабря 1908 года, пока все еще крепко спали, на юге Италии началось землетрясение. Через несколько минут город Мессина уже лежал в развалинах. Тысячи людей погибли, а раненых нельзя было и сосчитать. Горький жил в ту пору неподалеку, на острове Капри: там он работал и лечился. «А что я могу сделать для пострадавших? – думал писатель. – Они нуждаются в лекарствах, одежде, деньгах. Им надо строить новые дома, чтобы жить дальше». Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Они знали: он любит людей и желает им добра. И Горький обратился ко всему миру: придите на помощь Италии. Люди откликнулись на его призыв и стали присылать деньги и вещи. Однажды из России прибыли деньги и письмо, написанное детским почерком. Горький прочитал письмо. Неизвестные ему малыши из Баилова (предместье Баку) писали: «Пожалуйста, передайте наши деньги… писателю Максиму Горькому для мессинцев». Письмо было подписано: «Школа шалунов». Откуда же эти шалуны взяли деньги? Они заработали их сами! Поставили спектакль, а билеты распродали. Горький ответил: «Дорогие дети! Я получил собранные вами деньги для мессинцев и сердечно благодарю вас за всех, кому вы помогли. От души желаю вам, хорошие маленькие люди, – будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были вы в этом случае. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям!..»

Горький знал цену доброте, и его растрогал поступок баиловских ребят. Писатель отблагодарил хороших маленьких людей так, как мог отблагодарить только он: рассказами, сказками, стихами. Эти замечательные произведения и по сей день радуют читателей интересными сюжетами и добрыми персонажами. Сказку про Иванушку-дурачка Горький в детстве слышал от бабушки. Он пересказал ее по-своему. Иванушка получился у него развеселым шутником: что ни сделает, все у него смешно выходит… Наверно, он просто прикинулся дурачком, чтобы веселей было.



Ход игры

Сегодня вас ждет увлекательное приключение: мы попытаемся найти собрать ключевую фразу из фрагментов, которые вы будете получать за успешное прохождение заданий на станциях. (Приложение 1)


1 «Житейская история самовара»

Самовар вот уже почти три века считается исконно русским символом гостеприимства и неотъемлемой частью жизни славянского народа. Но, как сейчас ни прозвучит странно - история этого древнейшего приспособления насчитывает несколько тысячелетий.

По одной из легенд на Руси самовар впервые появился в период правления Петра Великого. Так как император частенько бывал в странах Европы и откуда привозил множество идей и интересных предметов, поговаривали, что именно он привез это диковинное приспособление из Голландии.

Однако если верить историческим летописям, то самовар появился на Руси уже после смерти Петра. И впервые его создали не в Туле, как принято считать, а на Урале в 1740 году. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь шестью годами позже. С появлением самоваров на Руси в 16 столетии появился и чай, ставший весьма популярнейшим напитком к началу 19 века.

Само же производство самоваров - дело тонкое и трудоемкое. В разные годы их изготавливали из разных металлов. Самые первые были медные и мельхиоровые, а позже латунные. Но в музеях встречаются самовары и из драгоценных металлов — золота, серебра и даже из чистого кварца.

Что касается названия, то и здесь есть было множество вариантов, в зависимости от местности. Так в Ярославле это –«самогар», в Курске – «самокипец», вятичане же величали – «самогрей». Но везде прослеживалась одна идея предназначения медного друга - «сам варит».

Из-за своей практичности самовары очень быстро стали популярны на Руси. В богатых домах красиво украшенный самовар считался предметом роскоши и гордости. А простенькие и не сильно дорогие самовары также вошли почти в каждый крестьянский дом, где передавались по наследству - из поколения в поколение.

Самовар настолько облегчил заваривание чая, что стал незаменимым помощником в хозяйстве. Теперь уже не было нужды топить печь, чтобы нагреть кипятка. И при том это занимало всего совсем не много времени. Да и нагретая вода в самоваре, долгое время не остывала.

Этот добрый толстый "друг" был вне всяких сословий, он был в почете и у простого крестьянина, и у царя-батюшки. Под "пыхтение" самовара слагали стихи, пели песни, водили хороводы и решали дела государственной значимости. Медный блестящий самовар и по сей день живет в литературных произведениях Пушкина, Блока, Горького и Гоголя. А также на полотнах русских художников классиков.

Ребята, в давние времена самовар был любимым предметом быта людей. Около него собирались гости. Вот и Алексей Максимович сочинил сказку о хвастливом самоваре. (Показать настоящий самовар или его изображение).

Вопросы:

С кем спорил самовар (с чайником).

Кто присутствовал при споре (синий сливочник и стеклянная сахарница).

Почему самовар развалился на кусочки (в нем было мало воды, она выкипела).

Почему чашки не жалели самовар (он зазнавался, считал себя лучше других).

Нельзя, ребята, включать электрический самовар или чайник, если там мало воды, а также ставить его на плиту.


2 станция «Тайна старых слов»

Мы так привыкли к словам... Читаем, пишем, разговариваем, смеемся, шутим, поем, а то и поругиваемся. Язык нам нужен, как воздух. Но как редко мы задумываемся о том, как появилось слово, каковы его история и происхождение. У слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Они могут иметь родственников, богатую родословную, и напротив, быть круглыми сиротами. Слово может рассказать нам о своей национальности, о своих родителях, о своём происхождении. Изучением истории лексики и происхождения слов занимается интереснейшая наука — этимология. Этимология - наука, полная неразгаданных тайн, загадок, уходящих в давнее прошлое, и упорного и любознательного обязательно ждут открытия. Этимология наука сложная и многогранная. Она всегда требует к себе творческого подхода. Здесь нельзя, выучив несколько определенных правил, ждать готовых ответов на все вопросы. Во многих случаях этих ответов еще нет, их еще предстоит получить будущим исследователям. Этимология – наука, в которой есть место открытиям и находкам. Она долго еще будет притягивать к себе тех, кто вдумчиво относится к слову, интересуется его историей, стремится понять и объяснить те изменения, которые в нем происходят.

Современный русский язык исторически образован от древнерусского языка. Развиваясь, изменяясь из века в век, русский язык приобрёл тот вид, к которому мы привыкли. Но ещё в 19 и в начале 20 века в языке употреблялись слова, которые мы сейчас не используем в своей речи, но встречаем в художественной литературе. Это устаревшие слова: архаизмы и историзмы.

Задание: необходимо подобрать к записанным на карточках словам листочки с правильным толкованием устаревших слов. (Приложение 2)

На карточках:

Будочник – полицейский, стоящий на посту у караульной будки.

Семишник – монета в 2 копейки.

Киот – ящик со стеклом или небольшой шкаф для икон

Запон – широкий фартук.

Окститься – перекреститься.

Коклюшки – особые палочки для плетения кружев.

Позёмок – метель с ветром, дующим понизу.

Лабаз – помещение для торговли зерном, мукой.

Тать – вор, разбойник.

Повытчик – в старину должностное лицо, ведавшее делопроизводством в суде.


3 станция «Вставь слова»

Ребята, вы читали произведения Максима Горького. Обращали вы внимание на то, как он описывает природу, какие делает сравнения, какие использует для этого словосочетания. Сейчас вам предстоит заполнить в тексте пропуски, нужно вставить слова, где стоят многоточия. (Приложение 3)

Текст для проверки:

Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:

Дом, — не тележка у дядюшки Якова…


4 Станция «Чужая эпоха»

Многие предметы, что использовались в быту во времена жизни А.М. Горького уже вышли из употребления. А некоторые предметы из нашей повседневной жизни появились совсем недавно. На фото представлена улица Нижнего Новгорода XIX века. Командам предстоит отыскать на фото предметы XXI века. (Приложение 4).

5 станция «Собери пазлы»

Иллюстрации помогают нам лучше представить описываемые в книге события. Этим занимаются художники-иллюстратлры. Предлагаем собрать пазлы – иллюстрации к произведениям А.М. Горького. (Приложение5)



Фраза:

Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа.


Приложение 1.

Библиотеки

это

сокровищницы

Библиотеки

это

сокровищницы

Библиотеки

это

сокровищницы



всех

богатств

человеческого

духа.

всех

богатств

человеческого

духа.

всех

богатств

человеческого

духа.

Данные карточки необходимо разрезать и раздавать слова на станциях.


Приложение 2.

Будочник

полицейский, стоящий на посту у караульной будки

Семишник


монета в 2 копейки

Киот


ящик со стеклом или небольшой шкаф для икон

Запон


широкий фартук

Окститься


перекреститься

Коклюшки


особые палочки для плетения кружев


Позёмок


метель с ветром, дующим понизу


Лабаз


помещение для торговли зерном, мукой

Тать


вор, разбойник

Повытчик


в старину должностное лицо, ведавшее делопроизводством в суде


Приложение 3.

Ползет не торопясь алая морская .........., солидно ходят по камням усатые ………., боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные ………., рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские ……………, мелькают, точно ………., быстрые креветки, вот тащится морская ………., и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как ………. в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:

Дом, — не тележка у дядюшки Якова

звезда, лангусты, вишни, лилии, мухи, черепаха, бабочки, корабли.

звезда

лангусты

вишни

лилии

мухи

черепаха

бабочки

корабли


Приложение 4.

t1738582511aa.jpg


Приложение 5.

t1738582511ab.jpg



t1738582511ac.png

Данные изображения необходимо разрезать в виде пазлов


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо,Наталья Евгеньевна! Ни разу не встречала игры по произведениям М Горького. Пригодится в работе.

Вчера в 19:53

Наталья Евгеньевна, спасибо! Я тоже нигде не встречала игры по рассказам М.Горького. Мне очень понравилось. Думаю, и детям понравится.

Сегодня в 16:15