Лексическая тема: "Транспорт"

0
0
Материал опубликован 19 November

Лексическая тема: «ТРАНСПОРТ. ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»


1. Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь: транспорт, троллейбус, автобус, трамвай, такси, мотоцикл, велосипед, лодка, катер, корабль, самолёт, вертолёт, ракета, метро, электричка, поезд, шпалы, рельсы, трасса, автомобиль, пассажир, грузовик, самосвал, бульдозер, трактор, пирс, пристань, ангар, вокзал, гараж, порт, аэродром, депо, иллюминатор, крыло, хвост, трап, штурвал, шасси, пропеллер, парашют, остановка, фургон, цистерна, светофор, переход, регулировщик, кузов, кабина, колесо, руль, капот, фара, бампер, салон, якорь, корма, парус, каюта, палуба, винт, кок, шофёр, водитель, тракторист, машинист, лётчик, пилот, штурман, капитан, матрос, юнга, велосипедист, мотоциклист.

Глагольный словарь: ехать, плыть, летать, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, взлетать, приземляться, тормозить, выруливать, ремонтировать, буксовать, возить, грузить, садиться, прицепляться, переходить

Словарь признаков: воздушный, водный, наземный, подземный, дорожный, железнодорожный, пассажирский, легковой, грузовой, быстрый, скорый, аварийный, морской, речной, автомобильный, снегоуборочный, трамвайная, автобусная, троллейбусная (остановка).

Словарь наречий: быстро, медленно, удобно, высоко.


2. Развитие общей моторики

На лошадке ехали,

(Шагаем на месте.)

До угла доехали.

(Бег на месте.)

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

(Приседания.)

Трр! Стоп! Разворот.

(Поворот кругом.)

На реке — пароход.

(Хлопаем в ладоши.)

Пароходом ехали,

До горы доехали.

(Шагаем на месте.)

Пароход не везет,

Надо сесть на самолет.

Самолет летит,

(Руки в стороны, «полетели».)

В нем мотор гудит:

-У-у-Ф.

3. Развитие мелкой моторики

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

Соединение всех пальцев с большим по очереди на правой руке.

О них ты на улице

Не забывай.

Смена рук

В морях – корабли,

Ледоколы, суда,

Соединение всех пальцев с большим по очереди на правой руке.

Они очень редко

Заходят сюда.

Смена рук.

4. Развитие артикуляционной моторики

1. Упражнение на дыхание «Ветерок».

Подуем на «кораблик»: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

2. Развитие речевого дыхания и голоса.

Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с.

Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».

Гудит поезд. Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

3.Упражнения для щек и губ.

Шторм на море. Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Гребем веслом. Перемещать язык из одного угла рта в другой.

4.Упражнения для языка.

Лодочка». Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

Вагон на рельсах». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Делать движение языком вперед-назад, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы.

Самосвал высыпает груз». Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы почти до клыков. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губ были неподвижны.

Летит самолет» - кончик языка зажать между зубами. Произносить длительно звук л-л-л-л-л. Руки—это крылья самолета. Показать, как он летит.

Заводим моторчик» - улыбнуться, открыть рот. Во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.

5. Развитие фонетико-фонематического восприятия. Фонематических представлений

(по перспективному планированию «Обучение грамоте» - работа со звуками по теме недели)

6. Развитие лексико-грамматического строя речи

«Машина сломалась» (употребление существительных в родительном падеже с предлогами У, БЕЗ: у автомобиля нет колеса, колёс; грузовик без фары, фар).

«Путешествие» (употребление предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В: Сначала я полечу на самолёте, а потом пересяду в поезд…).

«Объясни слово» (образование сложных слов способом словосложения, объяснение их значения: самолёт, самокат, снегоход, снегокат, самосвал, луноход, бензовоз, молоковоз, тепловоз).

«Закончи предложение» (упражнение в образовании сравнительной степени прилагательных: Самолёт летит ВЫСОКО, а ракета – (ВЫШЕ).

Самолёт летит ДАЛЕКО, а ракета – ДАЛЬШЕ.

Аналогично: быстро – быстрее; мощный – мощнее; тяжёлый – тяжелее; просторный – просторнее; длинный – длиннее; быстроходный – быстроходнее.

«Кто чем управляет?» (активизация словаря – профессии; употребление существительных в творительном падеже).

Скажите наоборот: «Подъехал – отъехал; въехал – съехал; выехал – заехал; улетел – прилетел; вылетел – залетел; укатил – прикатил; уплыл – приплыл».

Исправьте Незнайку и скажите правильно: «Машина ехать (машина едет); самолёт лететь; корабль плыть; поезд гудеть; автобус сигналить; троллейбус идти».

«Из чего — какой»: Закончи предложения.

Дверца из металла (какая?) — металлическая.

Руль из пластмассы (какой?) — ....

Сиденье, обшитое кожей (какое?) — ....

Колесо из резины (какое?) — ...

7. Развитие связной речи

Составление описательного рассказа по схеме.


8. Чтение художественной литературы

А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение»

Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел»)

Е. Лопатин «Отважная путешественница»

И. Туричин «Человек заболел»

М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи»

Н. Носов «Метро», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»), «Незнайка на луне»

Н. Саконская «Песенка о метро»

С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист»

С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход»


Дополнительный материал:

1. Игры и упражнения: «НА ШОССЕ»

Координация слова с движением; развитие творческого воображения; автоматизация шипящих звуков в речи

По шоссе спешат машины.

— Ш-ш-ш! — шуршат спокойно шины.

(Дети бегут по кругу, держат в руках воображаемый руль.)

И шипят со злом уже:

— Не спеш-ш-ши на вираже.

(Поворачиваются и бегут по кругу в обратную сторону.)

Еж с мешком и посошком

По шоссе идет пешком.

(Наклоняются, чтобы спина стала круглой, левую руку кладут за спину, в правой держат воображаемый посошок, идут медленно по кругу.)

Над ежом кружится стриж:

— Ты куда же, еж, спешишь?

(Встают на цыпочки, машут руками, как крыльями, бегут по кругу.)

— Прямо в город, по шоссе

Тороплюсь я, как и все.

(Опять идут, изображая ежика.)

— Будь, дружок, настороже,

Не спеши на вираже!

(Опять бегут в противоположную сторону, изображая стрижа.)

Р. Бородулин


2. Пословицы и поговорки

Были бы руки, а работу дадут.

Поработаешь до пота, так и поешь в охоту.

Работай смелее — будешь жить веселее.


3.Скороговорки

В поле Поля-Полюшка,

Полет поле-полюшко.

Сорняков не будет в поле,

Если полет поле Поля.

Ткет ткач ткани

На платок Тане.



Список литературы:

Материалы Нищевой Н.В.

Интернет источники

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.