12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дмитрий21
Россия, Свердловская обл., г.Коркино

"Ленинград - прошедший через ад"
PPTX / 4.21 Мб

/data/files/n1586071890.pptx ("Ленинград - прошедший через ад")Открытый урок, посвященный 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.


Тема: «Ленинград – прошедший через ад»


Цель урока: формирование и расширение представлений учащихся о жизни Ленинградцев в годы блокады, формирование сознания необходимости помнить и чтить подвиги народа в Великой Отечественной войне; воспитание патриотизма, гордости за людей переживших блокаду Ленинграда, уважения и благодарного отношения к героям блокады Ленинграда.

Задачи:

1. Формировать представление учащихся о жизни и сохранении человечности в Ленинграде в годы блокады; 

2. Вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы блокады Ленинграда; 

3. Показать роль нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту; 

4. Развивать интерес к историческим фактам и событиям.

Межпредметные связи: литература, история, музыка.

Аудитория: 8 – 11 классы.

1 слайд

Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. В планах гитлеровских оккупантов было стереть с лица земли город и уничтожить всех ленинградцев. Осаждённый Ленинград 872 дня боролся за жизнь. Ежедневные бомбардировки и страшный голод не сломили его жителей, город продолжал жить и бороться. Оборона Ленинграда и блокада — урок беспримерного мужества всей стране, всему миру. Ленинград был окончательно освобождён от блокады 27 января 1944 года.

2 слайд

23 июня происходит первый авианалет на город. Всего за время блокады было совершено 272 авианалета (из них 193 ночью).

25 июня 1941 года поступает приказ переформировывать гражданские здания в госпитали. Всего за время войны в Ленинграде было около 800 госпиталей. В это же время начинается эвакуация, в первую очередь жизненно необходимых заводов и фабрик с их сотрудниками, а затем эвакуация простого гражданского населения. Эвакуируются экспонаты из Эрмитажа, других музеев. До войны было решение об эвакуации 4000 самых важных и дорогих экспонатов Эрмитажа, но силами сотрудников музея было эвакуировано более 150 000 экспонатов в Свердловск. В блокаду в Эрмитаже проходили экскурсии для военных.

3 слайд

Экскурсовод водил военных по залам, где вместо картин висели пустые рамы и рассказывал какая здесь висела картина, описывал ее. Экскурсии были платными.

Некоторые не вывезенные экспонаты было принято решение хранить в Исаакиевском соборе. Почему?! Потому что власти посчитали, что немцы не станут бомбить Исаакиевский собор, так как он был хорошим ориентиром для немецких летчиков.

4 слайд

29.08 1941 года была перерезана железная дорога, соединявшая Ленинград с большой землей.

8 сентября начинается блокада города. Историческая блокада города, которая длилась 872 дня из 611 дней под градом артобстрелов и авианалетов.


5 слайд

Осенью 41 года Адольф Гитлер всем своим союзникам объявляет о взятии Ленинграда. В качестве доказательств он демонстрирует фотографию немецких солдат со скульптурами «Юноши укрощающие коней» на Аничковом мосту. Как так получилось?! Ведь как мы знаем, немецкие солдаты в Ленинград так и не вошли.

6 слайд

Все гораздо проще, на самом деле Ленинградцы убрали эти скульптуры с моста еще летом, а немцы сфотографировались у таких же скульптур в Берлине, которые были подарены немецкому канцлеру в ходе дипломатической миссии императором Николаем I. Еще пара таких же скульптур находится в Неаполе (Италия).

7 слайд

При отсутствии центрального водоснабжения, воду приходилось добывать из рек Нева, Мойка, Фонтанка. Зимой, жители, набрав ведра с водой, ждали! Чего?!

А ждали, когда вода покроется корочкой льда, чтобы при транспортировке воды она не расплескалась. У многих Ленинградцев от голода не было сил несколько раз ходить за водой, поэтому за раз старались принести как можно больше воды.

8 слайд

В декабре 1941 года, власти города принимают решение: для экономии электроэнергии отключить от электропитания трамваи в городе. Один из участников блокады потом вспоминал: «Как-то в феврале 1942 года мама отправила меня за водой, и проходя мимо одного из замерзших трамваев, я увидел, что в нем сидят люди. Я сначала обрадовался, думал вновь запустили трамваи и забежав в этот трамвай я увидел, что там сидели трупы замерзших Ленинградцев, голодные, уставшие они зашли в трамвай отдохнуть, но встать уже не смогли, сил не было»

9 слайд

После первой блокадной зимы, 8 марта 1942 года, все трудоспособное население выходит на расчистку города от снега, льда, мусора. И в это же время запускают грузовые трамваи. А вот 15.04.1942 года запускаются первые пассажирские трамваи. Немцы, когда увидели, как ездят трамваи, светят фарами, были, мягко говоря, в шоке, после 8 месяцев блокады у них есть еще силы и возможности радоваться запуску трамвая.

10 слайд

В госпитале все ходячие раненые встали, чтоб посмотреть, как стоявший под окнами всю зиму, замерзший трамвай тронулся и весело звонил в звоночек. Люди аплодировали первым трамваям, кричали вагоновожатому: "Позвони, позвони в звоночек еще". Даже если это был не твой маршрут, старались все равно сесть и проехать на нем. Стоимость поездки была платной - 15 копеек. Особым шиком у военных и у мужчин было подсадить девушку в трамвай, а самим проехать на выступах, подножках трамвая.

11 слайд

Граждане при артобстреле...

Знаменитые таблички Ленинграда их было написано около 2000 за все время блокады. Такие таблички писали на солнечных сторонах улиц, т.к. немцы чаще всего делали авианалеты в ясную, солнечную погоду. Ну и жители города, военнослужащие ПВО понимали откуда полетят вражеские самолеты. К середине блокады многие люди настолько уже привыкли к этим авианалетам, что во время сирены воздушной тревоги не бежали в бомбоубежища, потому что от голода просто не было сил. После войны все таблички были закрашены, чтобы не напоминать, те страшные годы. Только спустя 25 лет восстановят одну из таких табличек, в память о тех злополучных днях и о жертвах артобстрелов и авианалетов.

12 слайд

13 слайд

В Ленинграде находиться очень много высоких шпилей и куполов: это и шпиль адмиралтейства, шпиль Петропавловской церкви, позолоченный купол Исаакиевского собора и многие другие. Они представляли для немецких летчиков очень хорошие ориентиры. Поэтому было принято решение замаскировать их. Купол Исаакиевского собора просто закрасили серой краской, так как позволяла система золочения купола, а для шпиля адмиралтейства и шпиля петропавловской церкви были сшиты специальные чехлы, которые весили около полтонны.

14 слайд

Эти чехлы поднимали на самолете, сбрасывали на шпиль, а затем альпинисты сшивали эти чехлы, чтоб не было парусности. Во время таких работ на Ленинградских альпинистов совершались авианалеты. Со временем чехлы приходили в негодность и требовали замены. Во время одной из таких замен на шпиле адмиралтейства, увидели ласточку, а все мы знаем, что ласточки вьют свои гнезда, только в хороших, безопасных местах, и увидев эту ласточку, альпинистка Ольга Фирсова принимает решение вновь подняться на шпиль и сделать прорез в чехле в том месте, где у ласточки было гнездо. Эта новость облетела весь Ленинград, люди радовались, поздравляли друг друга, некоторые вырезали себе из бумаги или метала силуэт ласточки, как символ добра, жизни и победы. Это был одним моментов, того, что в людях человечность жива, несмотря на все невзгоды. Стоит отметить, что за все время блокады, ни одно животное в зоопарке не было съедено.

15 слайд

Отдельного рассказа требует история про маскировку куполов Никольского морского собора. Ленинградским альпинистам была поставлена задача: провести маскировку куполов Никольского морского собора, но настоятель храма категорически запретил проводить работы без благословения, но чтобы его получить, надо было прийти и отстоять службу в храме. Комсомольцы-альпинисты получают разрешение от городских властей, проходят службу в храме и получают благословение на работы от настоятеля. Альпинистка Ольга Фирсова от настоятеля получает иконку и альпинисты начинают свою работу. Во время этих работ, Ольга Фирсова срывается с купола, но чудом остается жива, получив небольшие ушибы. Было ли это чудо? Наверно можно сказать, что да!

16 слайд

Во время блокады в Ленинграде не прекращалась и культурная жизнь. Чего только стоит исполнение седьмой симфонии композитора Дмитрия Шостаковича. Он ее дописал уже в эвакуации в городе Куйбышев (ныне Самара). Партитура симфонии была секретно доставлена в Ленинград в мае 1942 года. К этому времени из 80 человек ленинградского симфонического оркестра, остались живи только 15 человек. Для восполнения оркестра пришлось собирать музыкантов с госпиталей, с полей сражений, из эвакуации. Первая репетиция длилась всего 15 минут, потому что у многих просто не было сил долго репетировать. Первое исполнение симфонии в блокадном Ленинграде состоялось 9 августа 1942 года. Его транслировали по всем рупорам Ленинграда, по радиоприемникам на фронтах. После окончания исполнения симфонии были нескончаемые аплодисменты, тихие аплодисменты. Почему?!

У людей просто не было сил даже аплодировать, но эти аплодисменты были самыми настоящими. Эти аплодисменты позже назовут шелестом листьев.

17 слайд

Яркая страница в истории эстрады военных лет связана с именем Аркадия Ефимовича Обранта и руководимым им фронтовым танцевальным ансамблем. Аркадий Ефимович Обрант с 1937 г. руководил (вместе с Р. А. Варшавской) танцевальной студией детского ансамбля песни и танца Ленинградского Дворца пионеров. В первые дни войны Обрант записался в народное ополчение, воевал в действующей армии, был командиром взвода лыжников, получил тяжелое ранение... В феврале 1942 г. он пешком пришел в блокадный город для того, чтобы собрать танцевальную группу для агитвзвода политотдела 55 армии Ленинградского фронта. Обрант разыскал нескольких участников своего довоенного ансамбля, которые к этому времени были уже крайне истощены. В таком состоянии подростки с трудом добрались до Рыбацкого, где в четырех километрах от линии фронта располагался армейский агитвзвод.

Начались репетиции, и уже 30 марта 1942 г. танцевальная группа смогла принять участие в своем первом фронтовом концерте – перед участниками конференции сандружинниц и врачей, в зале местной школы. Танцевали, превозмогая слабость; на ввалившихся щеках девочек губной помадой навели легкий румянец. Гена Кореневский не смог подняться, выходя из «присядки».

«В зрительном зале плакали, – писал позднее Обрант в своем очерке «Их воспитал фронт», – невозможно было удержаться от слёз при виде измождённых блокадных детей, старающихся из последних сил весело и темпераментно плясать». После этого концерта ребята почти месяц провели в госпитале на проспекте Обуховской Обороны.

Участники ансамбля репетировали и выступали во фронтовых условиях, часто – по несколько раз в день. В их репертуар входили военные и народные танцевальные номера: «Красноармейский перепляс», «Краснофлотский танец», «Яблочко», «Варшавянка», «Казачья пляска», «Танец татарских мальчиков», «Лезгинка» и комический грузинский танец «Багдадури», украинский, белорусский, молдавский», цыганский танцы. Своеобразным символом коллектива стала «Тачанка», танцевальный номер на музыку К. Я. Листова, созданный еще до войны.
23 мая 1943 г. фронтовой ансамбль выступил с отчётным концертом в Большом зале Ленинградской филармонии. Летом 1944 года Молодежный танцевальный ансамбль пригласили выступить в Колонном зале Московского Дома союзов перед участниками московского антифашистского слета молодежи. После концерта танцоры стали героями слета, зрители сопровождали аплодисментами весь последний номер их выступления. Эта поездка принесла ему широкую известность. Фронтовой ансамбль продолжал свои выступления в воинских частях, продвигавшихся все дальше на Запад – в Польше и Германии. В начале мая 1945 года, после нескольких таких выступлений в Берлине, танцоры были срочно доставлены в Ленинград для участия в праздничном концерте на Дворцовой площади. 9 мая 1945 года «обрантовцы» танцевали там свой знаменитый номер «Марш Победы», задуманный еще в 1943 году. В 1980 году на экраны выходит худ. фильм "Мы смотрели смерти в лицо" с Олегом Далем в главной роли. (Отрывок из фильма).

18 слайд Дневник Тани Савичевой

Этот дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. 42 строчки о смерти ее близких родственников: Тетя, дядя, сестра, брат, бабушка, мама... Последняя строчка: Савичевы умерли все, осталась одна Таня. Позже Таню эвакуируют из Ленинграда, но истощенный организм не справился, Таня умерла в Горьковской области 1 января 1944 года. Но Таня не знала, что умерли не все. Остались в живых ее брат, получивший ранение на фронте и сестра, которая была эвакуирована вместе с заводом.

19 слайд

872 дня шла блокада Ленинграда. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тыс. до более 1 млн человек (прежде всего от голода). Это больше, чем все военные потери Великобритании и США за Вторую мировую войну вместе взятые. В мировой истории трудно отыскать случай, когда столь большой мегаполис оказывался вместе с жителями во вражеском кольце. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились рабочие (мужчины, женщины, подростки), которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Блокада Ленинграда была снята только 27 января 1944 года в ходе Ленинградско-Новгородской операции. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде. Тысячи жителей вышли на улицы, чтобы увидеть салют и порадоваться столь желанной победе у стен своего родного города. 

Вопросы и обсуждение темы с учениками.

Опубликовано


Комментарии (1)

Федорова Людмила Ивановна, 05.04.20 в 10:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.