Сочинение: «Ленинградская симфония»
Блокада Ленинграда страшное событие. Оно унесло множество жизней людей. Годы войны 1941-1945 года не прошли бесследно для каждой семьи. Такое страшное событие как война стало выжженным пятном в жизни каждого. Вокруг города Ленинграда происходили военные действия, а внутри люди, отрезанные от мира, умирающие от голода.
В 1942 году в блокадном Ленинграде прозвучала «Ленинградская» или «Симфония №7» Д.Д. Шостаковича. Полумёртвый город нашёл в себе силы сражаться дальше. Симфония звучала по радио всей страны. Услышав её, фашисты осознали, что русский дух силён и сломить его им не под силу. Несмотря на страшное кольцо блокады, город продолжал жить. В Ленинграде работали фабрики и заводы. Продолжали работать не только милиция, пожарные и врачи, а ещё здесь продолжали учиться, менялся репертуар в театрах, для того что поднять дух ленинградцам. Люди продолжали жить.
В 1935 году Шостакович начинает работу в жанре пассакалия. Это жанр музыки распространённый на территории Испании и представляющий собой траурное шествие. Жанр имеет торжественно-трагический характер. Достаточно простая тема развивается на фоне сухого стука барабана и доходит в последствие до огромной мощи, олицетворяя страх и ужас. Свои наброски великий композитор даже показывал студентам ВУЗа, в котором преподавал. Но позже все-таки отложил работу над произведением.
Дмитрий Шостакович был весьма впечатлительным человеком. Война побудила в нём вновь взяться за произведение. Летом 1941 года первая часть была готова.
Автор вспоминал о собственной работе над произведением, когда он писал ее быстрее, чем предыдущие произведения, не мог поступить по-другому, и не сочинять ее. Вокруг шла страшная война, и ему хотелось запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается в собственной музыке. В первый день войны автор уже принялся за работу. Тогда он проживал в консерватории, как и многие знакомые музыканты. Дмитрий Шостакович являлся бойцом противовоздушной обороны, не спал, и не ел и отрывался от сочинения только, когда дежурил или при возникновении воздушных тревог.
Его мать и сестра не были эвакуированы из города. Поэтому композитор ощущал сильнейшую тревогу и переживания за них, что мешало ему закончить работа над последней четвёртой частью.
Впервые произведение было исполнено в Куйбышеве (нынешняя Самара). В городе куда Шостакович вместе с семьёй были эвакуированы, где он дописал последние части Симфонии. Окончил он её за несколько дней до наступления 1942 года.
Оркестр 29 марта 1942 года исполняет Симфонию в Москве и так же с огромным успехом.
Ольга Берггольц вспоминала, что на сверхъестественные овации зала, вставшего перед симфонией, вышел Шостакович с лицом подростка, худенький, хрупкий, казалось, ничем не защищённый. А народ, стоя, всё рукоплескал и рукоплескал сыну и защитнику Ленинграда.
Исполнение этого произведения было важно не только для Дмитрия Шостаковича, но и для всего мира, поэтому трансляцию концерта транслировали по Всесоюзному радио. В особенности ждали его в осаждённом Ленинграде, где жители нуждались в моральной помощи. Сам собой встал вопрос о проведении концерта в Ленинграде, что являлось для его защитников и жителей неоценимой помощью. Но как это сделать? Последняя репетиция оркестра Ленинградского Радиокомитета состоялась ещё в декабре 1941года.
За несколько месяцев прошедших с момента проведения концерта почти половина людей погибли или не могли играть из-за тяжёлых ран, а оставшиеся были серьёзно истощены холодом и голодом. Но концерт должен был состояться несмотря не на что.
Советский самолёт, ускользнувший от фашистских пушек, доставил партитуру в блокадный город.
Собрать оркестр поручили сорокадвухлетнему дирижёру Карлу Элиасбергу (1907-1978). У него было немецкое происхождение. Таким образом, можно подчеркнуть, что любой человек вне зависимости от национальности стремится к миру.
Сам Шостакович хотел, чтобы симфония в Ленинграде была исполнена его любимым оркестром Ленинградской филармонии, которым управлял гениальный Е.А. Мравинский. Но подобного не могло произойти, так как оркестр находился в Новосибирске, перевоз музыкантов стал бы слишком затруднителен и мог привести к трагедии, так как город находился в блокаде, поэтому оркестр пришлось сформировать из людей, находившихся в городе.
Из ста оркестровых музыкантов в городе осталось только 15 человек. Элиасберг сам остался практически без сил, но он продолжал обходить госпитали в поисках музыкантов. Но их всё равно не хватало. Тогда было принято решение по всем ближайшим войска распространить призыв: те, кто играет на каком-либо инструменте, должны были доложить об этом начальству. Для исполнения сложного и объёмного произведения требовался оркестр из девяноста музыкантов.
Невозможно рассказать, как тяжело было всем этим людям восстанавливать утраченные навыки, возвращать гибкость пальцев и тонкость слуха, или научиться обходиться без них. Зная, насколько ослаблены музыканты, собравшиеся в марте 1942 г. на первую репетицию, Элиасберг понимал, какая сложная задача стоит перед ним. Он понимал, насколько люди слабы, но заставил их работать. И работа предстояла действительно трудной. Несмотря на удвоенные пойки некоторые музыканты, а в особенности духовики, подали в обмороки от напряжения.
Элиасберг обращался с музыкантами сурово: тем, кто играл плохо или, ещё хуже, пропускал репетиции (которые длились по пять-шесть часов утром и вечером), он урезал пайки. Уговорами и жестокой дисциплиной Элиасбергу удалось подготовить оркестр к исполнении. Грандиозной симфонии Шостаковича.
На репетиции ушло почти полгода - это невероятно много для серьёзного оркестра. Лишь один раз за все репетиции у оркестра хватило сил исполнить всю симфонию целиком - за три дня до публичного выступления.
Концерт был назначен на 9 августа 1942 года. И дата была выбрана не случайно. Именно на этот день был запланирован парад фашистских войск по центральным улицам сломленного Ленинграда. Вместо парада была исполнена гениальная музыка, которая показала и врагам, и союзникам, что советский народ жив и борется.
И вот 9 августа 1942 года советская артиллерия начала самый массовый обстрел вражеских позиций за последние месяцы. Главной целью было подавить атаки немцев и не дать помешать исполнению Седьмой Симфонии ленинградскими музыкантами.
После этого концерта началось триумфальное шествие Седьмой симфонии по крупнейшим залам планеты. Весь мир облетела фраза одного американского журналиста, что какой дьявол же может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой!»
Концертный зал филармонии был заполнен до отказа. Люди пришли в лучшей одежде, места в первых рядах заняли руководители города и военачальники.
Музыканты, несмотря на теплую августовскую погоду, были в пальто и перчатках с обрезанными пальцами — голодающий организм постоянно испытывал холод.
Включенные на полную мощность громкоговорители были направлены в сторону немцев — город хотел, чтобы враг тоже слушал. Само исполнение «Седьмой симфонии» в осажденном Ленинграде, свидетельством неистребимого патриотического духа ленинградцев, их стойкости, их веры в победу. И город слушал. Слушали подступившие к нему немцы. Слушал весь мир.
Через много лет после войны Элиасберг встретился с немецкими солдатами, сидевшими в окопах на окраинах города. Они рассказали дирижеру, что, услышав музыку, заплакали. 9 августа 1942 года, фашисты поняли, что проиграли войну. Так как ощутили силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть.
«Симфония №7» или «Ленинградская Симфония», которая была написана Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем, стала по-настоящему культовым произведением. Она наполнена ужасами и страхами войны. Она настолько могущественна, что смогла дать изголодавшим и отчаявшимся людям надежду на победу. Она дала понять врагу, что русский народ не сломить.