Методическая разработка открытого интегрированного урока (история+искусство) тема: «Симфония войны»

1
0
Материал опубликован 20 March 2017

Интегрированный урок (история и музыка) в 9 классе

Тема урока: «Симфония войны»

Цель урока:

Используя музыкальные и зрительные образцы создать образовательную ситуацию, когда учащиеся через внутренние переживания смогут «ощутить время войны», на примере жизни Дмитрия Дмитриевича Шостаковича увидеть героизм и стойкость советских людей в годы блокады. Показать влияние ритма, в сочетании с другими элементами музыкального языка, на музыкальное произведение и его восприятие.

Задачи:

Обучающие: познакомится с историей Великой Отечественной войны, узнать о блокаде Ленинграда и ее последствиях; воспроизвести образ войны в произведениях Шостаковича.

Воспитательные: воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к Родине; сформировать эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.

Развивающие: развивать способности ориентирования на карте, работать с источниками; развитие культуры слушания, развитие музыкально-эстетического вкуса.

Форма проведения урока: интегрированный урок искусства и истории с применением ИКТ.

Оборудование:

компьютер;

проектор;

презентация;

раздаточный материал;

карта “Великая Отечественная война 1941-1945”.

Литература:

Данилов  А.А. История России, XX – начало  XXI века:  учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю.Брандт.-/ М: Просвещение, 2009


 

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие! Рассадка учащихся и воспитанников (мальчики в военной форме солдаты, девочки в парадной форме- музыканты)

Приветствие. Отмечаются отсутствующие.

Звучит запись Левитана о нападении. (запись, 1 слайд)

Как вы уже догадались, мы поговорим о Великой Отечественной войне.

Знакомство с периодизацией ВОв: (2 слайд)

Сообщение темы и цели урока

Звучит запись Левитана о нападении. (запись, 1 слайд)

Как вы уже догадались, мы поговорим о Великой Отечественной войне.

Знакомство с периодизацией ВОв: (2 слайд)

Звучит запись Левитана о нападении. (запись, 1 слайд)

Как вы уже догадались, мы поговорим о Великой Отечественной войне.

Знакомство с периодизацией ВОв: (2 слайд)

Звучит запись Левитана о нападении. (запись, 1 слайд)

Как вы уже догадались, мы поговорим о Великой Отечественной войне.

Знакомство с периодизацией ВОв: (2 слайд)

Звучит запись Левитана о нападении. (запись, 1 слайд)

Как вы уже догадались, мы поговорим о Великой Отечественной войне.

Знакомство с периодизацией ВОв: (2 слайд)

Звучит запись Левитана о нападении. (запись, 1 слайд)

Как вы уже догадались, мы поговорим о Великой Отечественной войне.

Знакомство с периодизацией ВОв: (2 слайд)

Звучит запись Литвинова о нападении (запись 1)

Учитель истории: Как вы считаете ребята, на какую тему мы сегодня будем говорить?

Учащиеся: ………….ответы

Учитель истории: Совершенно верно, ребята, урок у нас сегодня будет интегрированный.

Учитель музыки: То есть сегодня мы будем совмещать историю и искусство и тема нашего урока «Симфония войны»

Учитель истории: Таким образом цели и задачи урока вы видите на экране (на экране слайд 2)…………

Информационный блок

УИ: Итак, ребята, на нашем открытом уроке присутствуют две команды, команда солдат и команда музыкантов, остальные учащиеся общественные зрители, так же уважаемые гости. А теперь, давай те вспомним, какими событиями знаменовалось начало войны, первое право ответа предоставляется команде военных (НАПАДЕНИЕ ГЕРМАНИИ НА ПОЛЬШУ) (если команда военных не отвечает, ответ переходит команде музыкантов)

УИ: На сколько я помню, существует две даты начала войны, назовите их, пожалуйста! (1939-ВТОРАЯ МИРОВАЯ; 1941-ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕТСТВЕННАЯ), А кто может назвать отличия? ...........

УИ: Ребята, как мы знаем, периодов в войне было четыре: это-

1. 22 июня 1941 – 18 ноября 1942 г.;

2. 19 ноября 1942 – конец 1943 г.;

3. Начало 1944 г. – 9 мая 1945 г.;

4. 8 августа 1945 г – 2 сентября 1945.

УИ: И сегодня, более подробно, мы остановимся на первом периоде Великой Отечественной войны!

22 июня 1941 года гитлеровская Германия нарушила советско-германский договор о ненападении — ее армия без объявления войны вторглась на территорию СССР. Начиналась самая тяжелая и самая жестокая из всех пережитых нашей Родиной войн.

УИ: Вспомните, мы с вами говорили, что у Гитлера был определенный план по захвату СССР, как он назывался? (ПЛАН «БАРБАРОССА») ВИДЕОФРАГМЕНТ.

УИ: Итак, ребята, после просмотра видеофрагмента, выполните задание на карточках. (РАЗДАЮТСЯ КАРТОЧКИ)

УИ: Как мы уже сказали, одним из направлений плана «Барбаросса», был захват Ленинграда. Итак, теперь мы поговорим об одном из этих событий связанных с городом героем – блокаде Ленинграда. Но особое внимание хотелось бы уделить непросто героям той войны, а советскому композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. А почему, именно, в период блокады Ленинграда, нам расскажет учитель по искусству Елена Алексеевна.

Учитель музыки: В это время там жил и работал великий композитор Д.Д. Шостакович. Мы знаем уже с вами, что творчество Д.Д. Шостаковича – великое наследие нашей культуры. Он сочинял произведения самых разных жанров: детские пьесы, популярные песни, музыку к кинофильмам, оперы, балеты, романсы, произведения для фортепиано, симфонии. Шостакович был наиболее популярным сочинителем симфонической музыки.

Вопрос: Сколько симфоний сочинил Д.Д. Шостакович? (15)

Вопрос: Что такое симфония? (Симфония – это произведение для симфонического оркестра. Обычно симфония состоит из 4 частей)

УМ: Самую знаменитую свою симфонию он написал в Ленинграде зимой 1941 года. На партитуре симфонии композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду». ЕЁ второе название – «Ленинградская».

Свидетелем этих страшных событий был и Д.Д. Шостакович. Вместе со студентами консерватории он выезжал за город рыть окопы, дежурил на крышах и чердаках, спасая город от зажигательных снарядов.

 В самом начале войны он задумал написать симфонию о мужестве наших людей и о будущей победе. Большая часть симфонии создавалась в блокадном городе. Закончена же она была в городе Куйбышеве, куда он был эвакуирован после долгих уговоров.

5 марта 1942 года в Куйбышеве впервые была исполнена эта симфония. Одновременно она транслировалась по всем радиостанциям Советского Союза и за границу. Но Шостакович мечтал, чтобы «Ленинградская» симфония была исполнена в его родном городе.

Сейчас мы с вами прослушаем отрывок из симфонии. Это «Эпизод нашествия» из первой части. Мы с вами говорили о том, что симфония обычно состоит из 4 частей. Седьмая симфония - не исключение. В ней тоже 4 части. Но сегодня мы прослушаем только отрывок из 1-й части, которая называется «Эпизод нашествия».

 Ваша задача сейчас при прослушивании подумать и после окончания звучания эпизода ответить на вопрос: Какие средства музыкальной выразительности делают эту музыку такой выразительной, что даже враги после её прослушивания сдавались в плен.

Аудио фрагмент

Ответ учащихся, первыми отвечают музыканты.

УМ: В повести Р. Шведовой «Симфония гнева и борьбы» так описываются ощущения слушателей: «После первой, а затем второй музыкальных тем, рисующих мирную довоенную жизнь, вдруг появляется новая необычайная музыка. …Как будто вдали заскользили какие-то тени. Послышалось тихое постукивание барабана, четкое и ритмичное.

 Мелкая барабанная дробь не прекращается, а вместе с ней в музыку будто вползает странная и уродливая тема. Прошелестев один раз, она повторяется с назойливой аккуратностью. Ещё не понятно, что происходит, но слушатели уже насторожились, почувствовали тревогу. Мало-помалу сердце сжимает страшное предчувствие. А тема надвигается, наступает, она нарастает с неуловимой постепенностью, автоматично повторяясь от начала до конца, раз, другой, третий, четвёртый, пятый... Всё громче и громче, всё ближе и ближе, всё страшнее и ужаснее. И люди, впервые слушающие эту тему, уже безошибочно узнают её - это вражеское нашествие, это сама война надвигается на них! Тема заполняет всё вокруг, слышатся стенания и вопли, скрежет железа. Безостановочно, как автомат, вражеская сила шествует в зареве пожарищ, сметая на своём пути всё, разрушая и убивая. Невероятная, страшная картина нечеловеческих мук, смерти, воплощённая в этой жуткой музыке с такой беспощадностью, глубоко потрясла всех, сидящих на концерте. Лица исказились от боли, ненависть переполняет сердца, хочется стрелять в это железное чудовище, хочется немедленно броситься ему наперерез, остановить его.

 Тема всё повторяется. Она сотрясает зал. Кажется, что звериная жестокость безраздельно торжествует, что в чудовищном грохоте и лязге невозможно ничто живое. И вдруг как будто из самой глубины оркестра рождаются мощные, гневно протестующие звуки. Они перекрывают грохот разрушения, ломают железный строй вражеской темы, властно прекращают страшный парад жестокости. Размеренная механическая поступь вражеского нашествия, натолкнувшись на преграду, разбивается о неё.

 Тема нашествия сразу же искажается, она дробится, проходит обрывками. Враг уже не кажется всесильным. Героическое сопротивление преградило ему путь. И весь зал, как один человек, переводит дыхание - надежда приходит на смену гнетущему отчаянию.

  Вопросы: Сколько образов мы услышали в теме нашествия? (один)

 Какой образ? (образ войны, образ развивающегося нашествия диких варварских сил)

УИ: А теперь, давай те окунемся в те тяжелые времена, когда наш народ, все таки, победил в той войне, остановил это примитивное чудовище. Это была самая кровопролитная война в истории человечества. 26 миллионов человеческих жизней мы заплатили за мир. Удивительно, но уже в 1942 году, когда итоги войны были далеко не очевидны, великий композитор увидел грядущий день победы. 7 симфония – это гениальный рассказ о войне, о её начале и неизбежном конце. Послушаем исполнение песни 9 классом «День Победы» караоке «День Победы»


 

 «Кто сказал, что нету места песни на войне?

После боя сердце просит музыки вдвойне!»

из к/ф «В бой идут одни старики»

5

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.