Урок на тему «Ленинградская муза» (11 класс)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза С.Ф. Зинченко пос. Глушицкий
муниципального района Большечерниговский Самарской области
(ГБОУ СОШ «ОЦ» им. С. Ф. Зинченко пос. Глушицкий)
РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Тема урока: «Ленинградская Муза»
(11 класс)
Подготовила учитель русского языка и литературы
высшей категории Сарычева Татьяна Юрьевна
2021 г
Пояснительная записка
Программа 11 класса отводит небольшое количество уроков на изучение темы «Литература периода Великой Отечественной войны». В данной разработке форма урока - презентация «блокадного дневника», составленного самими учащимися, которым заранее было предложено прочитать поэму О.Берггольц «Февральский дневник». Ребята перед уроком делятся на 2-3 группы в зависимости от количества человек в классе. На парте у каждой группы лежат папки-скоросшиватели, в которые учащиеся будут постепенно складывать материал. Книги, фотографии Ольги Берггольц также в наличии у обучающихся.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цели урока:
познакомить учащихся обзорно с творчеством Ольги Берггольц на примере поэмы «Февральский дневник»;
воспитывать интерес к творчеству О. Берггольц, силе ее поэтического слова и поэзии вообще;
воспитывать чувство патриотизма, уважения к жителям города Ленинграда, переживших страшную блокаду, неприятия войны, несущей гибель людей;
способствовать патриотическому воспитанию обучающихся, развитию чувства национальной гордости за великий подвиг ленинградцев.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения:
1. Метод монологического изложения
2.Диалогический метод
3.Эвристический метод
4.Исследовательский метод
Методические приемы: комментарий учителя, беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ лирического произведения, составление синквейна
Используемые технологии: технология развития критического мышления через чтение и письмо, проблемное обучение, компьютерные технологии
Межпредметные связи: история, музыка, русский язык, краеведение
Оборудование: проектор, экран, компьютер или ноутбук, колонки.
Видеозаписи :
1) Видеоролик с фотографиями О.Ф. Берггольц
2) Стихи военных лет - Фрагмент из поэмы «Февральский дневник» https://www.youtube.com/watch?v=Ypbui4-Jlx0&t=1s
3) Видеосюжет №1 «Испытание блокады»
4) Выставка произведений о Великой Отечественной войне; выставка книг О.Ф. Берггольц
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты
Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов
Предметные результаты
Давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения; давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке
Метапредметные результаты
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности, в том числе, основы проектной деятельности,
основы работы с текстом
Регулятивные
-вырабатывать способность сознательно организовывать и
регулировать свою учебную деятельность;
-вырабатывать умение работать с учебной информацией;
-проявлять готовность к сотрудничеству;
-формировать умение определять цели своей деятельности и представлять ее результаты;
-выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
-осуществлять самоконтроль и самооценку;
- делать выводы из сформулированных знаний.
1. Этап мотивации. Создание эмоционального настроя.
Звучит «Седьмая (Ленинградская) симфония» Д. Шостаковича (в судьбу композитора, как и всего народа, ворвалась война. Премьера симфонии состоялась 9августа 1942 года в блокадном Ленинграде).
Просмотр видеосюжета № 1 «Испытание блокады».
II. Организация познавательной деятельности. Формулировка темы урока
Беседа с учащимися.
Учитель: - Ребята, о чем был этот сюжет?
- Какие эмоции вызвал он у вас?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? (ответы учащихся)
2. Интервью или видеоинтервью.
На урок приглашается жительница поселка Глушицкий, ребенок блокадного Ленинграда – Козлова Елена Гавриловна, которая в начале урока говорит кратко о том страшном времени. Елена Гавриловна родилась в Ленинграде. Когда враг захватил город, ей было всего 8 лет. От голода умерла старшая сестра, осколком фугасной бомбы убило маму. Троих малолетних детей разбросало по разным детским домам. Встретились они только через 20 долгих лет. Елена Гавриловна не может без слез вспоминать те ужасные дни блокады Ленинграда. И всегда она напоминает, как нужно бережно относиться к хлебу.
3. Слово учителя
Тема нашего урока: «Ленинградская Муза». Жители блокадного Ленинграда нуждались не только в продуктах и тепле, но и в духовной поддержке. Поддержке словом, вселяющим в сердца ленинградцев веру в то, что они выстоят, выживут, будут вместе со всей страной праздновать победу. Музой блокадного Ленинграда, его голосом под стук метронома, свидетельствующего о том, что город еще жив, что он не сдается врагу, стала поэтесса, жительница Ленинграда Ольга Берггольц. В это трудное время одна за другой появляются ее блокадные поэмы: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Памяти защитников» и др. Много позже будет написана главная книга Ольги Берггольц – «Дневные звезды».
III. Этап проверки домашнего задания. Практическая деятельность.
- Какое произведение Ольги Берггольц вы прочитали дома? («Февральский дневник»)
- А как вы понимаете лексическое значение слова ДНЕВНИК? Прочитайте определение (вывожу на слайд значение слова:
ДНЕВНИК, - а, м
Записи о каждодневных делах, текущих событиях, ведущиеся изо дня в день.
Ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успеваемости и поведении// прил. Дневниковый, -ая, -ое (к 1 знач.)
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
- Какой дневник, написанный во время блокады Ленинграда, вам известен? (Безусловно, одиннадцатиклассники знают дневниковые записи Тани Савичевой. Демонстрация страниц дневника ленинградской девочки).
- Сегодня мы с вами в течение урока создадим условный «блокадный дневник» Ольги Берггольц. В нем будет 4 страницы. Каждая страница будет нести особый смысл. Ольга Берггольц писала (читает учащийся):
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
они защищали тебя, Ленинград,
колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
никто не забыт и ничто не забыто.
(Сборники произведений - на партах у учеников. Стихотворения или отрывки должны читать учащиеся).
Учитель: - «Никто не забыт, ничто не забыто» - эти знаменитые строки, высеченные на стеле Пискарёвского мемориала, на кладбище, где хоронили погибших во время блокады жителей Ленинграда, принадлежат Ольге Федоровне Берггольц. И звучат они как клятва, как боль.
- Ребята, дома вы прочитали поэму Ольги Федоровны Берггольц «Февральский дневник».
- Прочитайте начало поэмы по строфам. Учащиеся читают выразительно вслух 1 главу
Был день как день.
Ко мне пришла подруга.
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра…
- Почему такая обыденность и будничность?
- Но за этой обычностью и будничностью «Был день как день. Ко мне пришла подруга» что скрывается? ( Вдруг прорывается нечто, поражающее нас. Подруга схоронила единственного друга, но рассказывает об этом «не плача»).
- Что подчеркивает прилагательное «единственного»? (Подчёркивает и уникальность умершего человека для любящей его подруги, и вообще уникальность каждого живущего на Земле человека).
- А почему «не плача»? Сама Ольга Берггольц отвечает нам на этот вопрос. Найдите в тексте ответ, прочитайте (2 глава)
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слёзы вымерзли у ленинградцев.
- Анализ поэмы по вопросам
Какие чувства вызвало у вас произведение?
Как в этой поэме создается образ города?
Какие образы, созданные поэтессой, вам запомнились, чем?
Как можно определить отношения автора к городу и его жителям?
Какие художественные приемы и средства языка помогают поэтессе соединить частное и общее в единое целое?
Групповая работа.
Учитель: - Ребята, по итогам анализа поэмы создайте первую страницу дневника: выпишите из поэмы строки, в которых Ольга Берггольц передает свои чувства, свое отношение к изображаемому.
IV. Изучение биографии Ольги Федоровны Берггольц
Просмотр видеоролика с фотоматериалами, на фоне которого учитель или подготовленный ученик рассказывает биографию О.Ф.Берггольц.
Учитель: - За ее плечами было детство, проведенное в тесном и холодном деревянном домике на окраине Невской заставы, родовом гнезде, битком набитом родственниками всех возрастов, затем – жизнь в Угличе; комната – бывшая монастырская келья, постоянное недоедание, холод, грязь, вши. Потом отец увез их домой, и она, как во сне, узнавала старый дом: сени, гостиную с печкой. Российская писательница, поэтесса, олицетворение стойкости Ленинграда – Ольга Федоровна Берггольц. Родилась 16 мая 1910 года в Петербурге в семье заводского врача. Мать – Мария Тимофеевна Берггольц , младшая сестра - Мария. Первые стихи Ольга Берггольц напечатала в 16 лет, еще не окончив школу. Вскоре ее заметил сам Корней Чуковский. На поэтическом вечере худенькая светловолосая девочка прочитала стихотворение «Каменная дудка», и Корней Иванович обнял ее за плечи: «Как Вас зовут? Аплодируйте, товарищи! У Оли – большое будущее. В 1925 году Ольга Берггольц вступила в литературно-молодежную группу «Смена» и познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым – молодым поэтом. Через некоторое время молодые люди поженились. Родилась дочь Ирочка. В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать корреспондентом газеты «Советская степь». В это же время Берггольц и Корнилов развелись, и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете. Вернувшись в Ленинград, Ольга Берггольц поселилась вместе с Николаем на улице Рубинштейна и тогда же была принята на должность редактора газеты «Комсомольская страница», с которой сотрудничала в течение трех лет. Позднее работала в газете «Литературный Ленинград». Через несколько лет умерла младшая дочь Ольги Майя, а спустя 2 года – Ира. В декабре 1938 года Ольгу Берггольц по ложному обвинению заключили в тюрьму, но в июне 39-го выпустили на свободу. Беременная, она полгода провела в тюрьме, где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 39-го она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую – обоняю этот тяжелый запах из тюрьмы, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице и то смешанное состояние обреченности, безвыходности, с которыми шла на допрос. Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевались в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «Живи!»
В годы блокады 1941-1943гг Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 года ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов и Ольга Федоровна остались в городе. В «Доме радио» она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу «Говорит Ленинград». Всю блокаду в насквозь промерзшем, умирающем от истощения, заваленном трупами городе раздавался ее голос. Висящие на улицах «черные тарелки» репродукторов не выключались никогда, и ее стихи звучали, когда обессиленные люди спускались к замерзшей Неве за водой, во время артобстрелов. В самые тяжелые блокадные дни, когда дневную хлебную пайку иждивенцев урезали до 125 гр, голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.
Учитель:- Ребята, давайте создадим вторую страницу нашего дневника. Перед вами лежат фотографии Ольги Берггольц, выберите одну из них и поместите в дневник. Скажите, а что вам известно о 125 гр хлеба в дни блокады?
…Ломоть хлеба… Белый или черный, но все равно неповторимого аромата и вкуса. Немереный, несчитанный ломоть – доступный и обеденный. Но никогда не забудется 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой.
Блокадный хлеб, хлеб, в котором было 2/3 примесей травы, соломы и Бог знает, что еще, те 125 граммов в сутки, которые были единственным источником жизни, на который молились.
V. Физкультминутка
Учитель:-Ребята, встаньте, пожалуйста. Возьмите на ладошку этот кусочек хлеба. Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. Спасибо, садитесь.
VІ. Контроль (самостоятельные виды деятельности)
Учитель: Обязательной страницей дневника – это будет третья страница – станет написание синквейна (ов) на тему «Война». (Коллективная работа). Время на выполнение – 1 минута. Напоминаю, что синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
На слайде:
Правила построения синквейна
Первая строчка — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
Индивидуальная работа.
Учитель: - Четвертая страница будет посвящена рефлексии нашей деятельности. Мы сегодня выполняли анализ поэмы «Февральский дневник», описывали чувства автора. Опишите сейчас свои чувства, которые вы испытали в течение нашего урока, свое состояние души (1-2 предложения).
VІI. Рефлексия учебной деятельности
Учитель: -Ребята, мы соприкоснулись с творчеством Ольги Федоровны Берггольц. И я надеюсь, что из разряда читателей мы перешли в разряд почитателей таланта ее творчества. Итак, ребята, ваша задача – быстро и кратко подвести итоги нашего урока и представить свои работы.
Презентация «дневников». Ребята представляют страницы дневника: каждая группа выходит к доске .
VІIІ. Подведение итогов урока. Этап постановки домашнего задания
Учитель: - Ребята, вы молодцы! У вас получились замечательные работы. Надеюсь, что вас заинтересовало творчество Ольги Берггольц и вы узнали много интересного и познавательного, прониклись духом Великой Отечественной войны и героической борьбы нашего народа против фашистов, мужеством, которые помогли нашему народу выстоять в годы самой жестокой войны, а также, наверное, еще раз убедились в том, какую большую силу имеет поэтическое слово в трудные минуты жизни человека. Любите поэзию, читайте стихи, они сделают нашу жизнь ярче, богаче и приятнее!
Ученик 1. Память… Она имеет начало, но не имеет конца.
Вот уже 76 лет прошло с тех пор, как была снята блокада с города на Неве, но люди никогда не забудут о жертвах, павших во время осады города в 1941-43, ленинградцах, оказавшихся в пекле страданий и невзгод.
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
Ученик 2. И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она,
Как сила нам нужна…
Ученик 1: Самое дорогое на земле – это жизнь. Пусть помнят об этом и внуки, и правнуки нынешних детей. Помнят – какой ценой завоевано счастье жить на Земле.
Звучит «Седьмая (Ленинградская) симфония» Д. Шостаковича.
Учитель: - В этот вечер на город обрушился невиданный артиллерийский обстрел, но в зале филармонии не было свободных мест. Услышав “Седьмую симфонию”, поэтесса Ольга Берггольц записала о Д.Д.Шостаковиче: “Этот человек сильнее Гитлера”. А один из иностранных журналистов признался: «Никакой враг не победит тот народ, который мог написать такую музыку». Дорогие ребята, наш урок подошел к концу. Я обязательно проверю ваши работы и выставлю отметки. В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение-рассуждение (по плану итогового сочинения по литературе), взяв в качестве тезиса слова иностранного журналиста.
Учитель: Спасибо всем за урок. До свидания и до новых интересных встреч!