Урок литературы в 3 классе на тему «Леонид Пантелеев "Честное слово"»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Технологическая карта урока
по литературному чтению,
проведённого в МБОУ г. Шахты «Лицей № 11»
студенткой группы 4 «А»
Демидович Натальей Александровной
Дата проведения: 23. 04. 2018г.
Подпись учителя:___________________
Оценка:_____________
Дата:23.04.2018г.
ФИО учителя: Брыкина Н.А.
Класс: 3 «А».
ФИО практиканта: Демидович Наталья Александровна.
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение.
Целевой блок |
|
Тема урока: |
Леонид Пантелеев «Честное слово». Картины О. Ренуара «Девочка с лейкой».. |
Цель урока: |
учить на основании высказываний и поступков героев, их выражений лиц и поз делать выводы об их характере, понимать тему и главную мысль произведения. |
Планируемые результаты: |
Предметные УУД: - познакомить с творчеством Л. Пантелеева; - продолжить работу по совершенствованию сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом; - анализировать поступки героев и оценивать свои; отличать хорошее от плохого; - работать над развитием речи, мышления; - развивать умение с помощью интонации передавать состояние героев. |
Личностные УУД: -проявление устойчивого познавательного интереса к чтению, - развить аккуратность, культуру общения и поведения в учебном процессе; воспитание чувства прекрасного через чтение произведения. - проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений; -работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность. - проведение исследования по тексту. |
|
Метапредметные: Регулятивные УУД: -принимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; -самостоятельно ставить перед собой цели, -контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания -отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения. |
|
Коммуникативные УУД: -уметь выражать свои мысли, строить высказывание в устной форме -слушать и понимать речь других, -развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке. -формулировать собственное мнение и позицию, -вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
|
Познавательные УУД: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; умеет выражать свои мысли, строить высказывание -участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
|
Инструментальный блок |
|
Тип урока: |
Урок изучения литературного произведения |
Формы, приёмы и методы: |
Словесный, наглядный, массовый, практический, урочный, фронтальный, индивидуальный. |
Образовательные ресурсы: |
Учебник хрестоматии, презентация, доска, мел. |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты |
Организационный момент. |
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталья Александровна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебник по литературному чтению и дневник. Начнём мы наш урок с речевой разминки. Повторяйте за мной: Послала бабушка Марину В лесок соседний по малину. -Молодцы! |
Приветствие Настраиваются на дальнейшую деятельность. Выполняют речевую разминку. |
Коммуникативные: настрой на урок, знакомство с учителем К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) |
Актуализация знаний. |
-с каким произведение мы с вами окончательно познакомились на прошлом уроке? -Кто является автором данного произведения? -Какова основная мысль произведения? |
Николай Гарин-Михайловский «Детство Тёмы». Предположения учащихся. |
|
Определение темы и цели урока |
-Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова. ОБОРДАТ ВИЧОТЫЗТЬОВС ВЖИЛСЬТО НССЕТЬЧТО (доброта) (отзывчивость) (лживость) (честность) -Попробуйте назвать эти понятия одним словом. -Назовите, пожалуйста, «лишнее» слово. -Почему вы так решили? -Объясните, как вы понимаете смысл слов доброта, отзывчивость, честность. Какие это качества? -Чтобы определить тему урока вам нужно поставить в данные слова нужные гласные и у вас должно получиться два слова. Итак, что же у нас получилось? -Правильно. Мы сегодня с вами познакомимся с произведением «Честное слово», автора Леонида Пантелеева. -Какова цель урока? |
Это качества человека. Лживость. Предположения детей. Прочитать данное произведение. |
К: высказывать своё мнение П: строят речевое высказывание в устной форме |
Физминутка |
Сейчас мы с вами проведём физминутку. Наша с вами задача повторять за героем видеоролика. |
Выполняют физминутку. |
|
Этап первого восприятия |
Леонид Пантелеев, настоящее имя-Алексей Иванович Еремеев. Родился в Петербурге, в семье военного. В годы Гражданской войны потерял родителей и в 1921 г. попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Воспоминания об этой школе легли в основу очерков и рассказов. Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Благодаря этим качествам его книги заслужили свою популярность. Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы. -Прочитайте название произведения ещё раз. -Подберите родственные слова к первому слову. -Какой смысл вкладывает автор в это понятие? -Посмотрите, какое толкование этого слова даётся в словаре. -Итак, начнём чтение произведения. -Понимал ли мальчик, стоя на посту, что мальчишки про него забыли? -Что он чувствовал, когда на улице стемнело? А ещё что? -Почему же он не ушёл? -Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика? -Как можно назвать их отношение к мальчику? Подтвердите ответ, обращаясь к тексту. -Заслуживает ли мальчик такого серьёзного отношения? -Охарактеризуйте мальчика. Какой он? -Почему майор, прощаясь с мальчиком, сказал, что из него выйдет настоящий воин? -Что вам понравилось в этой рассказе? -Какие мысли и чувства вызвало у вас поведение мальчика? -Как мальчик понимал, что такое «честное слово»? -Как рассказчик отнёсся к честному слову мальчика? -Как майор отнёсся к честному слову мальчика? Почему? -В каким строчках заключается основная мысль произведения? -Давали ли вы когда-нибудь честное слово? -А как его выполняли? -Тяжело ли держать честное слово? -Представьте, что вам предложили написать этому мальчику письмо. Что бы вы написали? -Теперь давайте с вами рассмотрим картину художника Огюста Ренуара «Девочка с лейкой». -Как вы думаете, эта девочка, способна принять участие в шумных играх? -Или она робкая и застенчивая? -Что помогает вам судить о характере ребёнка? |
Слушают историческую справку об авторе произведения. Честное слово. Честность, честный, честь. Выдвигают свои предположения. -Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли: «я думаю, они ушли». «Забыли». -Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден. -Но он не ушёл, потому что считал, что нельзя нарушать данное слово. -Девочка, изображённая на портрете Ренуара, выглядит скорее робкой и застенчивой, чем весёлой и озорной. Это явно очень жизнерадостный ребёнок, но не склонный к рискованным поступкам, участию в шумных детских играх, её трудно представить с шумом и гиканьем проносящейся по комнатам, всё крушащей на своём пути. Предположения детей. |
К: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) К: высказывать своё мнение Р: принимают и сохраняют задачу. П: строят речевое высказывание в устной форме К: высказывать своё мнение П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; умеет вести поиск и выделять необходимую информацию; умеет выражать свои мысли, строить высказывание |
Итог. Рефлексия |
Наш урок подходит к концу, поэтому давайте вспомним: -Какова тема урока? -Какую цель мы сегодня перед собой поставили? -Достигли ли мы её? Каким образом? -Какова главная мысль произведения? -Чему учит данное произведение? |
Леонид Пантелеев «Честное слово». Прочитать данное произведение и ещё познакомиться с картиной О.Ренуара «Девочка с лейкой» |
Л: понимание успешности деятельности |
Домашнее задание |
Д/З читать данное произведение выразительно. |