Предмет: литературное чтение
УМК: Школа России
Тип урока: открытия нового знания
Класс: 3
Тема: А. Куприн «Слон»
Цель: ознакомление учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна, его произведением «Слон».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формировать познавательную мотивацию путём создания проблемной ситуации;
формировать умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные поступки;
формировать способность к самооценке при самопроверке.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
анализировать литературный текст с опорой на вопросы учителя или учебника;
выявлять основную мысль произведения;
формировать познавательную цель урока с помощью учителя;
формулирование проблемы;
принимать участие в работе;
понимать задаваемые вопросы;
выражать свою точку зрения;
адекватно воспринимать другое мнение и позицию.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
познакомится с произведение А.И. Куприна «Слон»;
научится читать вслух бегло, выразительно, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями;
задавать вопросы по произведению, находить на них ответы в тексте.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), портрет писателя, выставка книг писателя.
Для ученика: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение 3 класс 2 часть – М.: Просвещение, 2015. тетрадь, листочки с скороговоркой, сердечки трех цветов.
Для учителя: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение 3 класс 2 часть – М.: Просвещение, 2015.,
Ход урока
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1 |
Мотивация учебной деятельности |
Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.
- Хотелось бы, чтобы наш урок принес всем радость общения и наполнил ваши сердца добрыми чувствами.
|
Учащиеся проверяют свою готовность к уроку и эмоционально настраиваются на урок.
|
Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения. |
2 |
Актуализация знаний и пробное учебное действие
|
- К нам на урок сегодня пришел гость. А чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку.
Он огромен, но послушен, - Да, это слон. (Учитель показывает фигурку слона). - Он принес нам скороговорку и просит поработать с ней. Жил-был белый - белый слон. Бел, как облако, был он. Был белее слон белил. Булки белые ловил. Задания: прочитать скороговорку в обычном темпе, прочитать по слогам, сердито, весело, в медленном темпе, с ускорением. - Кто-нибудь из вас видел живого слона? - Что вы можете сказать о слоне? Какой он? - Ребята, а что вы знаете о слонах?
|
Учащиеся отгадывают загадку.
Учащиеся читают скороговорку.
Отвечают на вопрос учителя. |
Познавательные: построение рассуждения, доказательство личной точки зрения Коммуникативные: Определение цели и функций учащихся, способов взаимодействия.
|
3 |
Выявление места и причины затруднения.
Антиципация |
- Где в России можно встретить слона? - Ребята, кто уже догадался, зачем к нам в гости пришел слон? - Прочитайте тему урока. Определите цели урока.
- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал?
- Посмотрите иллюстрации к этому произведению (с. 34, 37, 40). Как вы думаете, о чем это произведение? О чем нам говорит название и иллюстрации?
|
- В зоопарке или в цирке. Ответы учащихся
Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.
Учащиеся рассматривают иллюстрации и высказывают свои предположения |
Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно , и того, что еще неизвестно. Личностные: мотивация учения.
|
4 |
Построение проекта выхода из затруднения |
- В конце урока мы постараемся ответить на вопрос: Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто девять лет тому назад? - Что же мы должны сделать для этого в первую очередь? - Сегодня на уроке будем учиться правильно и осознанно читать, высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.И. Куприна.
|
Познакомится с произведением. |
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать Регулятивные: внесение необходимых дополнений. |
5 |
Реализация построенного проекта
Словарная работа |
Во время чтения вам будут встречаться непонятные слова. Давайте их объясним: - Гостиная - комната для приема гостей. - Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты. - Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи. - Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей. - Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище. - Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим. - Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком. - Фисташки - зеленоватые съедобные орехи. — А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение. Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ. (Учитель читает произведение)
|
Учащиеся объясняют значение слов.
Прослушивают текст. |
Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. |
6 |
Первичное закрепление во внешней речи |
- Было вам интересно при прослушивании произведения? - В каком месте вам особенно было интересно? - Что вам запомнилось? |
Учащиеся рассказывают о своих первых впечатлениях. |
Познавательные: поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений |
7 |
Физкультминутка |
По саване слон гулял, Топ-топ, топ-топ. Топ-топ, топ-топ. Буль-буль, буль- буль. Мыла хобот и клыки, Буль-буль, буль-буль.
|
Выполняют физкультминутку |
|
8 |
Самостоятельная работа с самопроверкой. |
- Чтобы ответить на другие вопросы нам нужно еще раз прочитать произведение. (Во время чтения обращается внимание на выделенные слова: аршин, пуд) - Назовите героев произведения? - Как звали девочку? - Сколько ей было лет? - Что она просила у родителей? - Что побудило двух взрослый людей исполнить просьбу девочки? - Почему выбрали самого большого слона: ведь есть маленькие? - Каких размеров был слон и сколько он весил? - Желание Нади увидеть живого слона – это ее каприз или мечта? Докажите своё мнение текстом. - Какие чувства вы испытывали к больной девочки? - Как вы думаете, почему поправилась девочка? |
Читают хорошо читающие ученики.
Учащиеся участвуют в коллективной беседе, высказывают свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают текстом произведения. |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации; планирование, сотрудничество, разрешение конфликтов, контроль, коррекция действий партнера Личностные: осознание ответственности за будущий результат
|
9 |
Включение в систему знаний и повторение |
- Нам осталось ответить на главный вопрос урока: Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Что хотел сказать автор этим произведением? - Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей. - Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых и для детей. Он жил 146 лет назад. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре. |
Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких. |
Личностные: оценивание усваиваемого содержания Познавательные: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; доказательство. |
10 |
Рефлексия учебной деятельности. |
- Что же дороже всего на свете? - Как вы должны отвечать на чувства родителей, на их любовь к вам? - Что может быть семьи дороже?
- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог. Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал…. Меня особенно заинтересовало…. Меня удивило… - Оцените свою работу. Выберите сердечки: красное – урок прошёл плодотворно, узнал много полезного, оранжевое – что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно.
|
Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Проводят самооценку, рефлексию. |
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; осознание и оценивание качеств своих действий. |
|
Домашнее задание |
- Прочитать рассказ и попытаться разделить его на части. - Нарисуйте слона для Нади.
|
|
|
Прогнозируемый результат:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
читать и воспринимать на слух произведения;
видеть и понимать поступки героев;
выслушивать мнение друг друга.
Литература.
Литературное чтение. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.
Материалы интернет.
Панагушина Елена Аркадьевна
Лукина Ирина Геннадьевна