Урок литературы в 3 классе на тему «А. Куприн "Слон"»

3
2
Материал опубликован 25 April 2019 в группе

Предмет: литературное чтение

УМК: Школа России

Тип урока: открытия нового знания

Класс: 3

Тема: А. Куприн «Слон»

Цель: ознакомление учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна, его произведением «Слон».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формировать познавательную мотивацию путём создания проблемной ситуации;

формировать умения оценивать поступки героев произведения и свои собственные поступки;

формировать способность к самооценке при самопроверке.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

анализировать литературный текст с опорой на вопросы учителя или учебника;

выявлять основную мысль произведения;

формировать познавательную цель урока с помощью учителя;

формулирование проблемы;

принимать участие в работе;

понимать задаваемые вопросы;

выражать свою точку зрения;

адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

познакомится с произведение А.И. Куприна «Слон»;

научится читать вслух бегло, выразительно, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями;

задавать вопросы по произведению, находить на них ответы в тексте.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), портрет писателя, выставка книг писателя.

Для ученика: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение 3 класс 2 часть – М.: Просвещение, 2015. тетрадь, листочки с скороговоркой, сердечки трех цветов.

Для учителя: учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение 3 класс 2 часть – М.: Просвещение, 2015.,

Ход урока

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1

Мотивация учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

 

- Хотелось бы, чтобы наш урок принес всем радость общения и наполнил ваши сердца добрыми чувствами.

 

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку и эмоционально настраиваются на урок.

 

 

Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.

2

Актуализация знаний и пробное учебное действие

 

- К нам на урок сегодня пришел гость. А чтобы узнать кто это, вам нужно отгадать загадку.

 

Он огромен, но послушен,
У него большие уши,
Ноги - тумбы, сам, как дом,
Хвостик маленький при нем,
Хобот длинный вместо рук:
Носит бревна и бамбук.
Может деток прокатить,
Если вкусным угостить.
Он отважен и силен.
Угадали? Это ... (слон)

- Да, это слон. (Учитель показывает фигурку слона).

- Он принес нам скороговорку и просит поработать с ней.

Жил-был белый - белый слон.

Бел, как облако, был он.

Был белее слон белил.

Булки белые ловил.

Задания: прочитать скороговорку в обычном темпе, прочитать по слогам, сердито, весело, в медленном темпе, с ускорением.

- Кто-нибудь из вас видел живого слона?

- Что вы можете сказать о слоне? Какой он?

- Ребята, а что вы знаете о слонах?

 

Учащиеся отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают скороговорку.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос учителя.

Познавательные:

построение рассуждения, доказательство личной точки зрения

Коммуникативные:

Определение цели и функций учащихся, способов взаимодействия.

 

3

Выявление места и причины затруднения.

 

 

 

 

 

 

 

Антиципация

- Где в России можно встретить слона?

- Ребята, кто уже догадался, зачем к нам в гости пришел слон?

- Прочитайте тему урока. Определите цели урока.

 

 

- Поднимите руку, кто это произведение еще не читал?

 

 

- Посмотрите иллюстрации к этому произведению (с. 34, 37, 40). Как вы думаете, о чем это произведение? О чем нам говорит название и иллюстрации?

 

- В зоопарке или в цирке.

Ответы учащихся

 

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока.

 

Учащиеся рассматривают иллюстрации и высказывают свои предположения

Познавательные: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно , и того, что еще неизвестно.

Личностные: мотивация учения.

 

4

Построение проекта выхода из затруднения

- В конце урока мы постараемся ответить на вопрос: Зачем же русский писатель  Куприн придумал такую историю «СЛОН» сто девять лет тому назад?

- Что же мы должны сделать для этого в первую очередь? - Сегодня на уроке будем учиться правильно и осознанно читать, высказывать свою точку зрения; познакомимся с биографией А.И. Куприна.

 

 

 

 

Познакомится с произведением.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

Регулятивные: внесение необходимых дополнений.

5

Реализация построенного проекта

 

Словарная работа

Во время чтения вам будут встречаться непонятные слова. Давайте их объясним:

- Гостиная - комната для приема гостей.

- Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.

- Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

- Публикум, или публика- люди в качестве зрителей, слушателей.

- Попона - покрывало, укрывающее спину, туловище.

- Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

- Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

- Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.

— А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение. Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ. (Учитель читает произведение)

 

 

 

Учащиеся объясняют значение слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают текст.

Коммуникативные:

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.

6

Первичное закрепление во внешней речи

- Было вам интересно при прослушивании произведения?

- В каком месте вам особенно было интересно?

- Что вам запомнилось?

Учащиеся рассказывают о своих первых впечатлениях.

Познавательные:

поиск и выделение информации, анализ, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений

7

Физкультминутка

По саване слон гулял,

Топ-топ, топ-топ.
Где слониха, слон не знал,

Топ-топ, топ-топ.
А слониха у реки,

Буль-буль, буль- буль.

Мыла хобот и клыки,

Буль-буль, буль-буль.

 

Выполняют физкультминутку

 

8

Самостоятельная работа с самопроверкой.

- Чтобы ответить на другие вопросы нам нужно еще раз прочитать произведение. (Во время чтения обращается внимание на выделенные слова: аршин, пуд)

- Назовите героев произведения?

- Как звали девочку?

- Сколько ей было лет?

- Что она просила у родителей?

- Что побудило двух взрослый людей исполнить просьбу девочки?

- Почему выбрали самого большого слона: ведь есть маленькие?

- Каких размеров был слон и сколько он весил?

- Желание Нади увидеть живого слона – это ее каприз или мечта? Докажите своё мнение текстом.

- Какие чувства вы испытывали к больной девочки?

- Как вы думаете, почему поправилась девочка?

Читают хорошо читающие ученики.

 

Учащиеся участвуют в коллективной беседе, высказывают свою точку зрения. Делают выводы и свои ответы подтверждают текстом произведения.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в сборе информации;

планирование, сотрудничество, разрешение конфликтов, контроль, коррекция действий партнера

Личностные:

осознание ответственности за будущий результат

 

9

Включение в систему знаний и повторение

- Нам осталось ответить на главный вопрос урока:

Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? Что хотел сказать автор этим произведением?

- Ради здоровья, благополучия родного, любимого человека люди готовы на невозможные поступки. Семья – самое ценное. Ради счастья детей родители не боятся никаких трудностей.

- Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране. Много разных рассказов написано Куприным для взрослых и для детей. Он жил 146 лет назад. Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, организатором цирка, шахтером, летал на воздушном шаре.

Дарите друг другу радость и меньше огорчайте близких.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания

Познавательные: анализ с целью выделения признаков; установление причинно-следственных связей; доказательство.

10

Рефлексия учебной деятельности.

- Что же дороже всего на свете?

- Как вы должны отвечать на чувства родителей, на их любовь к вам?

- Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле?

 

- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог. Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Меня особенно заинтересовало….

Меня удивило…

- Оцените свою работу. Выберите сердечки: красное – урок прошёл плодотворно, узнал много полезного, оранжевое – что-то не получилось, желтое – поработали недостаточно.

 

Учащиеся определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят самооценку, рефлексию.

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; осознание и оценивание качеств своих действий.

 

Домашнее задание

- Прочитать рассказ и попытаться разделить его на части.

- Нарисуйте слона для Нади.

 

 

 


 

Прогнозируемый результат:

учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;

читать и воспринимать на слух произведения;

видеть и понимать поступки героев;

выслушивать мнение друг друга.


 

Литература.

Литературное чтение. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 / (сост. Л. Ф. Климанова и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2014.

Тишурина О.Н. Писатели в начальной школе. Вып. 1: дидактическое пособие к урокам литературного чтения. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2006.

Материалы интернет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Материал яркий, насыщенный, полный. Материал отличается логичностью, умелым выделением главного, существенного.

25 April 2019

Благодарю Вас, Елена Аркадьевна, за положительный отзыв!

25 April 2019