Лэпбук для детей 3-4 классов «Моя малая родина – Смоленщина»

2
0
Материал опубликован 2 December 2017 в группе

Лэпбук для обучающихся начальных классов (3-4 класс): «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА-СМОЛЕНЩИНА»

Автор-составитель: учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №9», г. Рославля Смоленской области Данилова Светлана Анатольевна


 

Описание работы.

Материал может быть использован как для индивидуальной, так и групповой работы, в урочной и внеурочной деятельности. Информация может постоянно меняться, дополняться.

Цели: расширение знаний о Смоленском крае, развитие общеучебных умений и навыков; воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности; развитие внимания, памяти, речи, мышления, творческого воображения.

Задачи:

  • развивать наблюдательность, любознательность,
  • формировать умение находить и представлять информацию,
  • повышать интеллектуальный и культурный уровень обучающихся,
  • расширять кругозор, эрудицию,
  • приобщаться к творческой деятельности,
  • воспитывать любовь к родному краю, а через него – к Родине.

Материал представлен по разделам.

Раздел 1.Знакомство с флагом гербом Смоленской области, гимном Смоленска

(Цифрами указаны сноски на интернет - ресурсы)

1.
 

2. Гимн Смоленска

Details

Слова: Алексея Бодренкова
Музыка: Ивана Трушкина
Аранжировка для хора и оркестра: Николая Писаренко

Когда еще не было русской державы,
Дымились костры на заре.
И прежде чем встали московские главы,
Смоленск возвели на Днепре.

Не раз и не два заслонял он собою
Просторы великой страны.
И прежде чем быть Бородинскому бою,
Был бой у Смоленской стены.


От каждого камня здесь мужеством веет
Дней наших и дней старины.
И если ты хочешь быть духом сильнее,
Побудь у Смоленской стены.

Как первый солдат на границе России,
Наш город, смотрящий вперед.
И сила его - это Родины сила,
А силу ту множит народ.

 

Разделы 2,3,4.

 

«Исторические факты», « Знаменитые люди», «Знаменитые места» состоят из вопросов и подсказок-ответов в форме фотографий. Обучающиеся самостоятельно находят текстовую информацию-ответ из дополнительных источников.

«Раздел «Исторические факты о Смоленщине» имеет следующую информацию.

В период раннего железного века в I тысячелетии до н. э. здесь возникло несколько укреплённых поселений—городищ.Это место считается первоначальным Смоленском, так как археологических слоёв до XI века в современном Смоленске не обнаружено. Комплекс памятников археологии включает протянувшиеся на 5 км вдоль Днепра памятники 2-й пол. IX — нач. XI века. Здесь проходил «путь из варяг в греки», здесь располагался один из волоков между реками Касплей и Днепром

Вопрос: о каком укреплённом поселении идёт речь?

3.


 

15 августа 1239 г. татарский отряд подошел к Смоленску, но смоленские жители сумели отстоять город. Татары были разбиты. Под первым впечатлением боев с татарами возникла сказочная повесть о героическом воине, остановившего врага. Таким образом, Смоленск избежал татарского погрома, в то время, как города северо-восточной Руси и южного Поднепровья были в развалинах.

\ Н. Андреев, Д. Маковский. Смоленский край в памятниках и источниках. Ч.1.1949 г.\

Вопрос: о каком героическом воине идёт речь?

4.

После сражения за Смоленск русская армия покинула город, переправившись в ночь на 18 августа на правый (северный) берег Днепра. Боевые действия развернулись под одной из деревень по Московской дороге. Там русская позиция располагалась на большом холме, которую французы назвали Валутина гора . Хотя формально русские оставили позицию, но сделали это таким образом, что Сегюр пишет: «В их поражении было столько же славы, сколько в нашей победе».

В наши дни в этом месте можно наблюдать реконструкцию данного сражения.

Вопрос: о каком месте идёт речь?

https://ru.wikipedia.org/wiki/

5.

Слово "гвардия” происходит от старогерманского или скандинавского слова Warda или Garda – стеречь, защищать. 30 августа 1941 года проходила наступательная операция. В ходе нее войска Красной Армии ликвидировали выступ, угрожавший Западному и Резервному фронтам. В этих боях родилась советская гвардия . 18 сентября 1941 года, решением Ставки ВГК стрелковые дивизии, отличившиеся в боях, были удостоены звания гвардейских.

http://mirnews.su/interesnoe/zagadki-istorii/5317-eto-bylo-pod-elney-kak-rodilas-sovetskaya-gvardiya.html

Вопрос: где родилась Советская гвардия?

6.

Обучающиеся находят информацию о Гнёздове, Меркурии Смоленском, Лубино, Ельне.

Раздел «Знаменитые люди Смоленщины»

Выдающийся земляк, внесший большой вклад в историю нашей Родины. Герой Наварина и Синопа, организатор и вдохновитель обороны Севастополя, отдавший за него самое дорогое, что у него было, свою жизнь. Его имя носят улицы и корабли, военно-морские училища. Его именем названы ордена 1-й и 2-й степени и медаль.

Вопрос: назовите его имя и место рождения.

7.

Русский композитор, основоположник русской национальной оперы, автор всемирно известных опер «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила» , родился в родовом имении своей семьи в Смоленской области 20 мая (1 июня) 1804 года. https://24smi.org/celebrity/4000-mikhail-glinka.html

Вопрос: назовите его имя и место рождения.

8.

Hapoдный apтиcт CCCP. Выдающийся актер широчайшего диапазона - от комедийных ролей (Киса Воробьянинов - "12 стульев", Лёлик - "Бриллиантовая рука", Сокол-Кружкин - "Берегись автомобиля") до драматических (Серпилин - "Живые и мертвые", Дубинский - "Белорусский вокзал", Копалыч - "Холодное лето пятьдесят третьего"). Снялся более чем в 60 фильмах. С самого раннего детства нам знаком голос этого актера по мультфильму «Ну, погоди!».

Вопрос: назовите его имя и место рождения.

9.

О ком идет речь в стихотворении ?

И сегодня за чертой вселенской

Побывал, вернувшись на ночлег,

На родную Землю, наш смоленский,

Наш родной, наш звездный человек.

Вопрос: назовите его имя и место рождения.

10.


 

Обучающеся находят информацию о П.С. Нахимове, Глинке М.И., , А.Д. Папанове, Гагарине Ю.А.

Раздел «Знаменитые места Смоленщины»

Это укрепление построено в XVI – начале XVII столетий и имело большое значение для обороны западных рубежей Русского государства. Не один раз она останавливала наступление вражеских армий. В 1812 году во время атаки войск Наполеона большая часть укрепления была уничтожена. Сегодня сооружение признано архитектурным памятником.

Вопрос: о каком укреплении идёт речь?

11.

Князья Тенишевы приобрели юто имение в 1893 году. Своей славой усадьба обязана его хозяйке, Марии Клавдиевне Тенишевой, просветительнице и меценатке, не жалевшей времени и сил на создание образцового хозяйства, школы для крестьянских детей и мастерские прикладных искусств.

 

Вопрос: как называется это имение?

12.

Этот храм Смоленска, расположен на Соборной горе. Его построили в начале XVII века в память об обороне города от армии Речи Посполитой на месте старой церкви XII столетия. Во времена войн 1812 и 1914–1945 годов здание не пострадало. Наполеон даже приказал выставить стражу для охраны собора – настолько он был поражен его красотой. Главная святыня церкви – мощи покровителя города Меркурия Смоленского.

Вопрос: как называется этот храм?

13.

Этот национальный парк называется так, потому что он находится недалеко от Смоленска и в окружении большого количества водоемов. Здесь расположено целых 35 озер ледникового происхождения, каждое из которых по-своему красиво.

Вопрос: как называется этот национальный парк?

14.

 

Обучающиеся находят информацию о Крепостной стене в Смоленске, Талашкино ,Успенском соборе, Смоленском поозерье.

Раздел 5.«Стихи о Смоленщине» знакомит детей с творчество смоленских поэтов ( Н.И. Рыленков, М.В. Исаковский, А.Т. Твардовский, А.В. Мишин). Вместе со стихами помещены фотографии поэтов. Обучающеся находят информацию о поэтах, читают стихи.

15.

16.

17.

18.

Раздел 6. «Народное творчество» знакомит с женским народным костюмом, вышивкой, песнями, пословицами, загадками Смоленского края.

 

19

20

21.— Благослови, мати,
Весну загукати .
— Бог благословит.

— Весну загукати,
Зиму замыкати.
— Бог благословит.

— Весну у челночку,
Зиму у возочку.
— Бог благословит.

— Весной у челночку,
Летом у карете.
— Бог благословит.
 

22.За ельничком, за березничком талалай скачет» /язык за зубами и губами/

«Пятеро убегают, пятеро догоняют» /пальцы во время прядения/,

«Чего легче и бытрее на свете нет?» /мыслей/.

«Скручен, сверчен, - по избе скачет» /веник/

«Два конца, два кольца, посредине гвоздик» /ножницы/

«Маленька, синенька, а весь свет одевает!» /иголка/.

«Чего на свете богаче нет?» /земли/

22.«Не так грозна работа, как забота»

«Хозяйство водить - не разиня рот ходить»

«Без хозяина и дом сирота»

«У неумехи руки болеть не будут»

«Пахать - не руками махать»

«Языком лопочи, а руками делай»

«Хорошее худым не бывает»

«Гнев не строит хлев»

«Правда кривду перетянет».

 

Также есть раздел «Наше творчество», куда дети могут помещать свои творческие работы в данном направлении.

Интернет-ресурсы.

1. http://smolcity.net/articles/simvol/gimn

2. https://yandex.ru

3. https://ru.wikipedia.org

4. http://fb.ru/article/165701/biografiya-admirala-nahimova-dostijeniya-neveroyatnogo-cheloveka

5. https://tonkosti.ru

6. http://er3ed.qrz.ru/rylenkov.htm

7. http://sunday-school.ucoz.ru/forum/8-606-1

8. https://www.ronl.ru/lektsii/istoriya/916454

 


Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.