Лэпбук по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» на тему «Путь исканий Пьера Безухова»
Пояснительная записка к презентации
Лэпбук по роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»
Путь исканий Пьера Безухова
Портретная характеристика. Какой Пьер?
- "...вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке...";
- "...Для московского света Пьер был самым милым, добрым, умным, веселым, великодушным чудаком, рассеянным и душевным, русским, старого покроя, барином...";
- "... Он был стеснителен и один не замечал этого...";
- "...его сила, пренебрежение к удобствам жизни, рассеянность, простота...";
- "...Это самый рассеянный и смешной человек...";
- "...Он много и жадно ел и много пил, как и всегда...";
- "...Кошелек его всегда был пуст, потому что открыт для всех»;
- "...Он читал и читал все, что попадалось под руку, и читал так, что, приехав домой, когда лакеи еще раздевали его, он, уже взяв книгу, читал – и от чтения переходил ко сну, и от сна к болтовне в гостиных и клубе, от болтовни к кутежу и женщинам, от кутежа опять к болтовне, чтению и вину...";
"...Пьер не имел той практической цепкости, которая бы дала ему возможность непосредственно взяться за дело, и потому он не любил его и только старался притвориться перед управляющим, что он занят делом...";
- "...Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии...".
- "..Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны..." ;
- "...в Пьере была новая черта, заслуживавшая ему расположение всех людей: это признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по‑своему; признание невозможности словами разубедить человека»;
- "...Всякая область труда, в глазах его, соединялась со злом и обманом. Чем он ни пробовал быть, за что он ни брался – зло и ложь отталкивали его и загораживали ему все пути деятельности. А между тем надо было жить, надо было быть заняту...";
- "...на это красное, толстое, счастливое и беспокойное лицо Пьера...";
- "...с своей силой, которую он показал солдатам, вдавливая гвозди в стену балагана...";
- "...Пьер с своим знанием языков, с тем уважением, которое ему оказывали французы...";
- "...Он был так же, как прежде, равнодушен к денежным делам; но теперь он несомненно знал, что должно сделать и чего не должно...".
Пьер и петербургское общество
Салон Анны Павловны Шерер - это место, где собираются сливки петербургского общества. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому “медведю”, “не умеющему жить”. Лишь князь Андрей по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным “живым” среди этого общества. Анна Павловна, «как хозяин прядильной мастерской, посадив работников по местам, прохаживается по заведению, замечая неподвижность или непривычный, скрипящий слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход».
Пьер и Элен Курагина
- 20-летний Пьер возвращается в Россию после 10 лет жизни за границей. На светском вечере в Петербурге Пьер встречает Элен. Теперь Элен - это молодая красавица, девушка на выданье: "...заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом..." "...всплывал ее образ со всею своей женственной красотою..." .
- Пьер испытывает страсть к Элен. Девушка вызывает у молодого человека низкие чувства, которых тот стыдится: "...Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное..."
-Пьер понимает, что Элен глупа и что он не любит ее, однако красота девушки очаровывает его: "...он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой...".
- Пьер сомневается в том, стоит ли ему жениться на Элен: "...но какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге..." "...Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее?.." "...он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее и уехать...".
-Князь Василий Курагин, отец Элен, подталкивает Пьера к этой женитьбе. Молодой человек сам не замечает, как становится официальным женихом Элен. Ему не остается ничего, кроме как жениться: "...Когда же это началось, когда это все сделалось?» И вот он сидит подле нее женихом...". - В конце концов Пьер женится на Элен Курагиной в начале 1806 года. Они поселяются в своем доме в Петербурге: "...Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых..." .
- После свадьбы Пьер понимает, что Элен не любит его и считает его дураком. Она прямо заявляет, что не хочет иметь от него детей: "...То, что вы дурак, quevousêtesunsot; так это все знали..." "...Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет..." .
-Пьер сожалеет, что женился: "...Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: „Jevousaime“*, которое было ложь, и еще хуже, чем ложь, – говорил он сам себе..." (*"я вас люблю"). -Замужняя Элен становится светской львицей. У нее в доме бывает лучшее общество Петербурга. Девушка купается в мужском внимании: "..Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей светской женщины..." "...муже самой замечательной женщины Петербурга...". -Элен оказывается неверной женой. Она изменяет Пьеру, и об этом знает весь город: "...анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него...".
-После дуэли Пьер разрывает отношения со своей развратной женой Элен. Пьер уезжает от Элен в Петербург: "...вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!.." "...Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею..."
-Устав от лицемерия Элен, Пьер разрывает с ней отношения. Супруги начинают жить раздельно: "...– Нам лучше расстаться, – проговорил он прерывисто..." .
-Через какое-то время Элен и Пьер снова живут вместе. Безухов решает нести свой крест до конца, но при этом он живет с Элен как сосед, а не как муж: "...я хотя и живу с женою, по его совету, но не как муж жены своей...".
-Элен продолжает изменять Пьеру со знатными мужчинами. Светские успехи Элен приводят к тому, что Пьер внезапно получает "компенсацию" - повышение до чина камергера:"...Со времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе...".
-Пьер уезжает в Москву, а затем - на фронт к русской армии. Тем временем Элен ищет способы развестись, чтобы снова выйти замуж за другого человека. Для этого она решает сменить религию и принять католичество. Сменив религию, Элен надеется получить статус свободной женщины: "...письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN, и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма...".
-Графиня Элен Безухова не успевает развестись с Пьером. В 1812 году она умирает от болезни. Таким образом, брак Пьера и Элен продолжается около 6 лет и заканчивается смертью супруги: "...Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезниь..." "...смерть эта меня страшно поразила <...> И потом такая смерть… без друзей, без утешения..."
Дружба с князем Андреем Болконским
« Ты мне дорог особенно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света…»
Масонство
По пути в Петербург Пьер знакомится с масоном Баздеевым. Он вдохновляет Пьера стать масоном: "...Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев<...>Баздеев был одним из известнейших масонов..."
"...Пьер <...> с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко..."
"...Вскоре после своего приема в братство масонов Пьер с полным написанным им для себя руководством о том, что он должен был делать в своих имениях, уехал в Киевскую губернию, где находилась большая часть его крестьян..
"...Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства..."
"...И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург..."
Дуэль
"...Вы… вы… негодяй!.. я вас вызываю, – проговорил он и, двинув стул, встал из‑застола..." Втусамуюсекунду, какПьерсделалэтоипроизнесэтислова, онпочувствовал, чтовопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решен утвердительно..."
Противник всякого насилия, Пьер вызвал на дуэль Долохова, чуть не задушил Анатоля.
"...А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным..."
Пьер и Наташа Ростова
Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе «Война и мир» впервые встречаются в Москве: «и ему под взглядом этой смешной, оживлённой девочки хотелось смеяться самому, не зная чему».
Хотя Пьер старше Наташи на 7 лет, их сближает непосредственность и доброта.
Герой признаётся спасённому им французскому офицеру Рамбалю, что полюбил её ещё девочкой, и что эта любовь останется с ним навеки.
Взаимоотношения Наташи и Пьера в романе переходят на новый уровень, когда они встречаются в Лысых Горах после смерти Пети, Андрея и Элен.
Пьер понимает «что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире».
Лэпбук " Путь исканий Пьера Безухова"
PPTX / 2.13 Мб
Война 1812 года
Пьер оказался в самом центре сражения, на курганной батарее Раевского. Он прохаживался по батарее под выстрелами так же спокойно, как по бульвару, и ᴨᴏᴛому заслужил «ласковое и шутливое участие» солдат. Стихия народной жизни как бы обнимает Пьера со всех сторон, и он отдается наблюдено за ней с жадностью, с предельным интересом.
«Они» (солдаты) поражают его своим нравственным мужеством на войне, в минуту опасности: «А они... они все время до конца были тверды, спокойны». Себя же он осуждает за слабость: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!»
Участие в войне 1812 года, в Бородинском сражении ставит перед Пьером совершенно новую для него задачу - войти в общую жизнь народа, достигнуть освобождения, раствориться в солдатской крестьянской массе и ᴨᴏᴛерять чувство обособленности, непомерное и тягостное самолюбие, т. е. сбросить с себя бремя этого «внешнего человека».
В плену с Платоном Каратаевым
Пьер попадает в плен к французам: "...Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену..."
"...Рядом с ним сидел, согнувшись, какой‑то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепком запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении..."
"...Вот, покушайте, барин, – сказал он, опять возвращаясь к прежнему почтительному тону и развертывая и подавая Пьеру несколько печеных картошек..." (Платон кормит Пьера, когда тот попадает в плен)
Жизнь во французском плену меняет взгляды и ценности Пьера. Он становится зрелым, уверенным в себе, мудрым человеком: "...Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? –морально из бани. Правда?.."
Платон Каратаев - это олицетворение русского народа, малограмотного, но простого и добродушного.
"...С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него..."
Платон участливо относится к Пьеру Безухову, когда они вместе находятся во французском плену: "...Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом..."
Платон Каратаев - безграмотный крестьянин, но он многому учит грамотного и богатого Пьера Безухова: "...Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка..."
Для Пьера Безухова Платон Каратаев - это олицетворение простоты и правдивости русского народа: "...Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого...", "... круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда..."
Счастливая семья
В конце романа мы видим Наташу женой Пьера и матерью четверых детей. "...Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын..." «Она пополнела и пожирнела, так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую, подвижную Наташу». Героиня находит счастье не в посещении салонов и модных вечеров, а в семье. Счастлив и Пьер, который обрёл не просто любимую жену, а верную подругу, которая принимает участие «в каждой минуте жизни мужа».
«Радостно осознавать, что люди достойные, которых так долго испытывала судьба, получают в конце пути заслуженную награду».
Горбачёва Марина Юрьевна
Мажова Светлана Александровна
Тришина Татьяна Юрьевна