Лэпбук по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» на тему «Наташа Ростова»
Пояснительная записка к презентации
Наташа Ростова
Наташа Ростова – один из центральных художественных образов знаменитого романа Л. Н.Толстого "Война и мир". В лэпбуке представлена характеристика, цитатный образ Наташи Ростовой, биография которой разбита на 3 периода: детство, юность, замужество.
Детство
Характеристика членов семьи Ростовых:
Во главе семейства стоит Илья Андреевич Ростов – «бойкий, веселый, самоуверенный старичок». Он не отличается экономностью, «редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира». Он мягкий и доверчивый человек, многие не упускают возможности воспользоваться этим моментом.
Наталья Ростова – жена Ильи Андреевича. Она «была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».
Вера Ростова «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Очевидно, что, несмотря на всю старательность, она была нелюбимой дочерью. Скорее всего, это было связано с тем, что девушка не способна была проявлять добрые чувства по отношению к другим, она была злая и черствая душой: «ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим».
Николай Ростов – второй по старшинству ребенок Ростовых. Он милый и добрый человек, но в отличие от своего отца, в нем присутствует доля предусмотрительности и благорассудства. Он умеет находить общий язык с людьми разных сословий и возрастов – подчиненные ему военные были в восхищении его рассудительностью и хорошим отношением к себе, крестьяне находят его отличным хозяином, который заботиться не только о своем кошельке, но и о людях на него работающих.
Наташа Ростова подобна по своему нравственному устою брату. Она чуткая, добрая, способна на самопожертвование. Наталья способна дарить заботу и тепло другим людям и получать от этого удовольствие.
Петр Ростов – младший в семье Ростовых. Он милый ребенок и ему присуще все, что и детям в его возрасте – он любит шалости и сладости: «меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший». Петя способен на сострадание.
Соня – племянница графини Ростовой. Она с малого возраста воспитывалась Ростовыми, поэтому считает графа папой, а графиню мамой. Девушка благодарна им за то, что они взяли ее на воспитание и в критических моментах для семьи готова приложить все усилия, чтобы помочь. « Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвования она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой».
Именины. В первый раз мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой-подростком, радующейся своему дню рождения, большому празднику, который отмечали в честь её именин. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка» – так характеризует её автор. Она по-детски непосредственна, весела и это замечают окружающие. Хотя девочку немного балует мать, это не мешает ей оставаться открытой и честной.
Ночь в Отрадном. Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, эмоционально и романтически приподнято. Наташа, восхищенная красотой лунной ночи, готова полететь. «…Да посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Что за луна! Так бы вот села на корточки, подхватила себя под коленки и полетела бы…». Она ощущает себя бесконечно счастливой, раскрепощенной внутренне. Девушка- в полной гармонии с окружающим миром. Под влиянием неиссякаемой энергии очаровательной Ростовой Болконский вновь возвращается к жизни. В нем просыпается желание жить полноценной жизнью, любить, быть нужным людям. Мы понимаем, что кризис души героя миновал. «…Жизнь не кончена в тридцать один год». Итак, встреча Андрея и Наташи в Отрадном является важной вехой на жизненном пути героини, она возродила Андрея духовно, заставила вновь поверить в жизнь. Эта встреча была залогом будущей любви.
Юность
Первый бал. «...31-го декабря, накануне нового 1810 года, leréveillon*, был бал у екатерининского вельможи...». Наташа с утра этого дня не имела минуты свободы и ни разу не успела подумать о том, что предстоит ей. Перед балом Наталью раздирают эмоции – с одной стороны, она полна надежд и радости, с другой же стороны, боится быть непринятой обществом или совершить промах и закрепить за собой нехорошее впечатление.» «Андрей предложил ей тур вальса. Тут замирающее выражение лица Наташи, готовое на отчаяние и на восторг, вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой. «Давно я ждала тебя», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно». В жизни Ростовой этот первый бал сыграл еще одно, на этот раз, уже символическое значение и по своей сути отображает процесс прощания с детством и обозначает начало освоения правил и принципов взрослой жизни.
Разрыв отношений с Андреем Болконским. После встречи с Наташей князь Андрей окончательно убеждается в том, что любит ее. Как он решителен и в то же время растерян, как волнуется старая графиня и что чувствует Наташа! Свадьба отложена на год, и князь Андрей уезжает, а Наташа поддается соблазну Анатоля Курагина. Впервые молодые люди встретились в опере. Анатоль заинтересовался молоденькой девушкой и попросил сестру их познакомить. Елена с удовольствием выполняет его просьбу. «Он, почти улыбаясь, смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось, странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной что нравишься ему, и не быть с ним знакомой». Курагину удается с легкостью покорить сердце девушки. «Горячие губы прижались к ее губам, и в ту же минуту она почувствовала себя опять свободною, и в комнате послышался шум шагов и платья Элен. Наташа оглянулась на Элен, потом, красная и дрожащая, взглянула на него испуганно-вопросительно и пошла к двери.»
У дядюшки. Наташа любит охоту: «...Ты знаешь, что это самое большое мое удовольствие, – сказала Наташа...графиня представляет Диану и по страсти к охоте и по красоте своей...». «...Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне...». «Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею. Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Смерть Андрея Болконского. Наташа встречается с Андреем Болконским после ранения, полученного в Бородинском сражении. Былое чувство вспыхивает с гораздо большей силой. Однако жестокость реальности не позволяет им быть вместе из-за серьёзного ранения Андрея. Автор лишь дарит возможность Андрею провести последние дни рядом с любимой. С этого момента Наташа ни на мгновение не отходила от князя. Доктор был удивлен таким влечением ухаживать за раненым. Мать девушки не стала противиться встречам влюбленных. Они были бескрайне счастливы. «Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью. «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете».
Замужество
Выйдя замуж за Пьера Безухова, Наташа сильно меняется. Она заметно пополнела, но теперь в женщине привлекало другое: её удивительная любовь к семье, забота о Пьере, уважение его как мужа и отца детей. «Черты лица ее определились и имели выражение спокойной мягкости и ясности. В её лице не было, как прежде, этого непрестанно горевшего огня оживления, составлявшего её прелесть. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно» – так описывает автор свою любимую героиню Наташу, ставшую женщиной. Три дочери, один сын, семейное счастье и благополучие – вот награда за стойкость и мужественность в перенесённых Наташей испытаниях. Теперь она твёрдо знает, что вместе с мужем они смогут преодолеть все невзгоды, и поэтому счастлива. «Со времени своего замужества Наташа жила с мужем в Москве, в Петербурге, и в подмосковной деревне, и у матери, то есть у Николая. В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны…». Что ж, всем не угодишь. Главное, что Наташа нашла свое призвание – служить мужу и детям.
Многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сыновей и дочерей.
Устинова Валентина Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Мажова Светлана Александровна
Селиванова Галина Геннадьевна