Творческая работа «Мысль народная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»

10
8
Материал опубликован 19 March 2020 в группе

                            «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

(фрагменты обзорной лекции).

      Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» - уникальное произведение о судьбе русского народа. Как эпопею, его характеризует народность содержания, отражение жизни и быта всех слоёв общества на фоне большого исторического полотна. «Всё хорошо, что хорошо кончается» - один из вариантов названия произведения, которое впоследствии сделало бессмертным имя автора. Созданное в период пореформенной Руси, после отмены крепостного права  1861 года, оно охватывает судьбоносные периоды русской истории, главное из которых – Отечественная война 1812 года.

      Продолжая традиции А. С. Грибоедова («Горе от ума») и А. С. Пушкина (роман «Евг. Онегин»), Толстой даёт представление о русской общественной жизни 20-х г.г. 19 века (и идёт дальше них), показывая пути нравственных исканий своих героев. Если Чацкий и Онегин – «лишние люди», оторванные от своих корней, то герои Толстого обретают смысл жизни в единении с народом, ощущая себя частью его, чувствуя потребность быть полезным обществу, стране.

    Безусловно, восстание декабристов 1825 г. стало настолько значимым событием 1 половины 19 века, что тип нового героя в литературе этого периода, несомненно, несёт в себе черты декабристов. (Вспомним, что и Грибоедов, и Пушкин были идейно близки   к ним, а Л. Н. Толстой находился в родстве с С. Волконским – активистом декабрьского восстания).                 Толстой, в отличие от Пушкина и Грибоедова, идёт от истории героев к истории народа. Антитеза героев в начале повествования (Болконский и Безухов в салоне Шерер) и в конце романа (смерть А. Болконского и П. Безухов в эпилоге) показывает нам эволюцию главных героев.                                                                       ,

       Они стремятся самореализоваться в этой жизни, найти практическое применение своим силам (Болконский спешит в 1812 году быть в эпицентре боевых действий  и записывается добровольцем в полк, ища сближения с простым народом, а Безухов «находит себя» в общественной деятельности). «Диалектика души» - то, что отличает этих героев от литературных типов более ранних произведений. Они претерпевают изменения, ошибаясь и продолжая искать, обретают своё «я». Внутренние монологи, глубокий психоанализ этих героев – важнейшее средство их характеристики и способ самопознания. 

     Л. Н. Толстой убеждён, что только так можно обрести смысл жизни, счастье. Его любимые герои отказываются (хотя не сразу) от эгоистичных стремлений, понимая, что проявление высшей гармонии – духовное единение людей, «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества».

      Роман Толстого показал «дубину народной войны» 1812 года, открыл истину: русский народ, объятый  небывалым чувством патриотизма в решающие моменты истории – вот движущая сила общественного развития.

     Об этом свидетельствует не только великая  книга великого автора, но и множество других произведений литературы, живописи, архитектуры.

      Казанский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник воинской славы. С ним непосредственно связаны события Отечественной войны 1812 года. Именно здесь похоронен М. И. Кутузов.

        Храм Христа Спасителя в Москве также воздвигнут в память о нашествии Наполеона в 1 половине 19 века и является кафедральным собором русской православной церкви. Эти святыни двух столиц РФ служат делу единения людей посредством веры, надежды и стремления к духовному самосовершенствованию, формируя ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой писал Л. Н. Толстой.


Творческая работа
DOC / 31 Кб


Пояснительная записка +
DOC / 29 Кб

Комментарии

Я поняла, что это работа ученицы. Учителям пригодится. Спасибо.

20 March 2020

Нет, это моя работа, написанная в качестве примера для выполнения задания подобного рода уже ученицей. В пояснительной записке всё сказано.

20 March 2020

Отличная работа, Людмила Юрьевна!

26 March 2020

Спасибо, Марина Юрьевна! Только даже сертификат не дали: "не методическая разработка, не соответствует требованиям". Хотя на эту работу столько времени и сил потрачено!!! Большинство учителей просто предпочитают сами такого рода деятельностью не заниматься: чересчур трудоёмко... А я, чтоб разобраться, сначала всегда пишу сама, а потом уже предлагаю детям... Не только на ВсОШ, даже на ОГЭ и ЕГЭ. Хотя, конечно, сертификат этот мне ни к чему, но всё-таки... Главное: писала не зря, Юля всё понял правильно и стала 3-й в на ВсОШ в регионе. А статья именно для этого и писалась... Так что грех жаловаться!

26 March 2020

Поздравляю вас и Юлю! Я тоже сначала сама,а иначе как???? Образец должен быть! А про баллы молчу! Моим ученикам максимум 2 балла ,а учителям-9! А я в работу 5 их объединила + карточка-6 баллов! Уже и не переживаю! Да,вам цветы полагаются! У меня таких результатов НИКОГДА НЕ БЫЛО!!!!

26 March 2020

Спасибо огромное, Марина Юрьевна! К сожалению, это результат 2014 года. Девочка в 10 и 11 классах становилась призёром на РЭ ВсОШ. Я тогда 4 года подряд 11 класс выпускала, а потом давали малышей. В этом году смогли пробиться на регион с девочкой из 9 класса, но Даша стала лишь первой в списке участников. В группу призёров войти не получилось, хотя была совсем рядом... Но и этот опыт очень ценен - я это прекрасно понимаю. Конкуренция очень велика - слишком многое на кону. В списках лидирующих, в основном, областной центр.

27 March 2020

Ответ #294759 был удален 27 March 2020

Спасибо за замечательную работу, Людмила Юрьевна! В этом году удалось пробиться на регион. Стало трудно ребятам, нет свободного времени для подобных занятий.

22 November

Благодарю за оценку моего труда, Галина Геннадьевна! Удачи Вашей ученице на РЭ ВсОШ!

22 November

Похожие публикации