Творческая работа «Мысль народная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»

8
6
Материал опубликован 19 March 2020 в группе

                            «Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

(фрагменты обзорной лекции).

      Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» - уникальное произведение о судьбе русского народа. Как эпопею, его характеризует народность содержания, отражение жизни и быта всех слоёв общества на фоне большого исторического полотна. «Всё хорошо, что хорошо кончается» - один из вариантов названия произведения, которое впоследствии сделало бессмертным имя автора. Созданное в период пореформенной Руси, после отмены крепостного права  1861 года, оно охватывает судьбоносные периоды русской истории, главное из которых – Отечественная война 1812 года.

      Продолжая традиции А. С. Грибоедова («Горе от ума») и А. С. Пушкина (роман «Евг. Онегин»), Толстой даёт представление о русской общественной жизни 20-х г.г. 19 века (и идёт дальше них), показывая пути нравственных исканий своих героев. Если Чацкий и Онегин – «лишние люди», оторванные от своих корней, то герои Толстого обретают смысл жизни в единении с народом, ощущая себя частью его, чувствуя потребность быть полезным обществу, стране.

    Безусловно, восстание декабристов 1825 г. стало настолько значимым событием 1 половины 19 века, что тип нового героя в литературе этого периода, несомненно, несёт в себе черты декабристов. (Вспомним, что и Грибоедов, и Пушкин были идейно близки   к ним, а Л. Н. Толстой находился в родстве с С. Волконским – активистом декабрьского восстания).                 Толстой, в отличие от Пушкина и Грибоедова, идёт от истории героев к истории народа. Антитеза героев в начале повествования (Болконский и Безухов в салоне Шерер) и в конце романа (смерть А. Болконского и П. Безухов в эпилоге) показывает нам эволюцию главных героев.                                                                       ,

       Они стремятся самореализоваться в этой жизни, найти практическое применение своим силам (Болконский спешит в 1812 году быть в эпицентре боевых действий  и записывается добровольцем в полк, ища сближения с простым народом, а Безухов «находит себя» в общественной деятельности). «Диалектика души» - то, что отличает этих героев от литературных типов более ранних произведений. Они претерпевают изменения, ошибаясь и продолжая искать, обретают своё «я». Внутренние монологи, глубокий психоанализ этих героев – важнейшее средство их характеристики и способ самопознания. 

     Л. Н. Толстой убеждён, что только так можно обрести смысл жизни, счастье. Его любимые герои отказываются (хотя не сразу) от эгоистичных стремлений, понимая, что проявление высшей гармонии – духовное единение людей, «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества».

      Роман Толстого показал «дубину народной войны» 1812 года, открыл истину: русский народ, объятый  небывалым чувством патриотизма в решающие моменты истории – вот движущая сила общественного развития.

     Об этом свидетельствует не только великая  книга великого автора, но и множество других произведений литературы, живописи, архитектуры.

      Казанский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник воинской славы. С ним непосредственно связаны события Отечественной войны 1812 года. Именно здесь похоронен М. И. Кутузов.

        Храм Христа Спасителя в Москве также воздвигнут в память о нашествии Наполеона в 1 половине 19 века и является кафедральным собором русской православной церкви. Эти святыни двух столиц РФ служат делу единения людей посредством веры, надежды и стремления к духовному самосовершенствованию, формируя ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой писал Л. Н. Толстой.


Творческая работа
DOC / 31 Кб


Пояснительная записка +
DOC / 29 Кб

Комментарии

Я поняла, что это работа ученицы. Учителям пригодится. Спасибо.

20 March 2020

Нет, это моя работа, написанная в качестве примера для выполнения задания подобного рода уже ученицей. В пояснительной записке всё сказано.

20 March 2020

Отличная работа, Людмила Юрьевна!

26 March 2020

Спасибо, Марина Юрьевна! Только даже сертификат не дали: "не методическая разработка, не соответствует требованиям". Хотя на эту работу столько времени и сил потрачено!!! Большинство учителей просто предпочитают сами такого рода деятельностью не заниматься: чересчур трудоёмко... А я, чтоб разобраться, сначала всегда пишу сама, а потом уже предлагаю детям... Не только на ВсОШ, даже на ОГЭ и ЕГЭ. Хотя, конечно, сертификат этот мне ни к чему, но всё-таки... Главное: писала не зря, Юля всё понял правильно и стала 3-й в на ВсОШ в регионе. А статья именно для этого и писалась... Так что грех жаловаться!

26 March 2020

Поздравляю вас и Юлю! Я тоже сначала сама,а иначе как???? Образец должен быть! А про баллы молчу! Моим ученикам максимум 2 балла ,а учителям-9! А я в работу 5 их объединила + карточка-6 баллов! Уже и не переживаю! Да,вам цветы полагаются! У меня таких результатов НИКОГДА НЕ БЫЛО!!!!

26 March 2020

Спасибо огромное, Марина Юрьевна! К сожалению, это результат 2014 года. Девочка в 10 и 11 классах становилась призёром на РЭ ВсОШ. Я тогда 4 года подряд 11 класс выпускала, а потом давали малышей. В этом году смогли пробиться на регион с девочкой из 9 класса, но Даша стала лишь первой в списке участников. В группу призёров войти не получилось, хотя была совсем рядом... Но и этот опыт очень ценен - я это прекрасно понимаю. Конкуренция очень велика - слишком многое на кону. В списках лидирующих, в основном, областной центр.

27 March 2020

Ответ #294759 был удален 27 March 2020


Похожие публикации