Творческая работа «Мысль народная в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"»
«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
(фрагменты обзорной лекции).
Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» - уникальное произведение о судьбе русского народа. Как эпопею, его характеризует народность содержания, отражение жизни и быта всех слоёв общества на фоне большого исторического полотна. «Всё хорошо, что хорошо кончается» - один из вариантов названия произведения, которое впоследствии сделало бессмертным имя автора. Созданное в период пореформенной Руси, после отмены крепостного права 1861 года, оно охватывает судьбоносные периоды русской истории, главное из которых – Отечественная война 1812 года.
Продолжая традиции А. С. Грибоедова («Горе от ума») и А. С. Пушкина (роман «Евг. Онегин»), Толстой даёт представление о русской общественной жизни 20-х г.г. 19 века (и идёт дальше них), показывая пути нравственных исканий своих героев. Если Чацкий и Онегин – «лишние люди», оторванные от своих корней, то герои Толстого обретают смысл жизни в единении с народом, ощущая себя частью его, чувствуя потребность быть полезным обществу, стране.
Безусловно, восстание декабристов 1825 г. стало настолько значимым событием 1 половины 19 века, что тип нового героя в литературе этого периода, несомненно, несёт в себе черты декабристов. (Вспомним, что и Грибоедов, и Пушкин были идейно близки к ним, а Л. Н. Толстой находился в родстве с С. Волконским – активистом декабрьского восстания). Толстой, в отличие от Пушкина и Грибоедова, идёт от истории героев к истории народа. Антитеза героев в начале повествования (Болконский и Безухов в салоне Шерер) и в конце романа (смерть А. Болконского и П. Безухов в эпилоге) показывает нам эволюцию главных героев. ,
Они стремятся самореализоваться в этой жизни, найти практическое применение своим силам (Болконский спешит в 1812 году быть в эпицентре боевых действий и записывается добровольцем в полк, ища сближения с простым народом, а Безухов «находит себя» в общественной деятельности). «Диалектика души» - то, что отличает этих героев от литературных типов более ранних произведений. Они претерпевают изменения, ошибаясь и продолжая искать, обретают своё «я». Внутренние монологи, глубокий психоанализ этих героев – важнейшее средство их характеристики и способ самопознания.
Л. Н. Толстой убеждён, что только так можно обрести смысл жизни, счастье. Его любимые герои отказываются (хотя не сразу) от эгоистичных стремлений, понимая, что проявление высшей гармонии – духовное единение людей, «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества».
Роман Толстого показал «дубину народной войны» 1812 года, открыл истину: русский народ, объятый небывалым чувством патриотизма в решающие моменты истории – вот движущая сила общественного развития.
Об этом свидетельствует не только великая книга великого автора, но и множество других произведений литературы, живописи, архитектуры.
Казанский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся памятник воинской славы. С ним непосредственно связаны события Отечественной войны 1812 года. Именно здесь похоронен М. И. Кутузов.
Храм Христа Спасителя в Москве также воздвигнут в память о нашествии Наполеона в 1 половине 19 века и является кафедральным собором русской православной церкви. Эти святыни двух столиц РФ служат делу единения людей посредством веры, надежды и стремления к духовному самосовершенствованию, формируя ту «скрытую теплоту патриотизма», о которой писал Л. Н. Толстой.
Пояснительная записка +
DOC / 29 Кб
Иоланта Юрьевна Жаркова
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Суслопарова Людмила Юрьевна