Лэпбук для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Автоматизация звука [Р]»

3
0
Материал опубликован 27 January 2020

Конкурс педагогического мастерства.

«Лэпбук для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Проект «Внедрение современных технологии»

«Лэпбук» как эффективного средства в логопедической работе по автоматизации звуков». Лэпбук.

Аннотация проекта

На современном этапе развития образования, в свете задач ФГОС ОВЗ, педагоги ищут новые подходы, идеи, способы обучения, для того чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым временем. Педагог должен проявлять мобильность, вариативность и креативность  в выборе образовательных технологий. Одним из средств развития познавательных способностей детей младшего школьного возраста является лэпбук. Значение его в работе учителя-логопеда трудно переоценить. 

Лэпбук (lapbook-книга на коленях), или, как его еще называют тематическая интерактивная папка - это самодельная бумажная книжка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые обучающийся может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую учащийся проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ученику нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук – большое поле совместной деятельности учителя-логопеда и ученика. Преимущества его применения очевидны:

активизирует у детей интерес к познавательной деятельности;

помогает лучше понять и запомнить информацию;

даёт возможность ребёнку поделиться удачными находками с другими детьми, что повышает самооценку в их глазах;

позволяет участникам работы быть в постоянном поиске и обогащать лэпбук новым интересным материалом.

Актуальность проекта.

 Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания школьника, т.к. играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры, занятия, пособия, инновационные технологии.

Проблема: в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития школьников. Нарушения речи многообразны, они  проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Важным направлением коррекционной работы является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько педагог применяет новые педагогические технологии. Эффективно использование современного дидактического пособия - лэпбук.  Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.  В связи с этим разработка данного проекта является актуальной.

Лэпбук как вид совместной деятельности

взрослого и ребенка.

Методическое спровождение.

Игры на сложенной стороне.

  1. Игра «Заведи мотор»

Цель: автоматизировать изолированный звук [Р].

Помоги  тигренку доехать на машинке до своего домика, где его ждет мама.

Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо звук Р.


  1. Игра «Громко-тихо»

Цель: автоматизировать изолированный звук [Р] и развивать  громкость произношения.

Тигренок встретился со своей мамой. И они продолжили вмести учиться рычать. Покажи нашим друзья как нужно произносить звук Р низким и высоким голосом.


Игры на центральной стороне 


Профиль звука Р (картинка)

  1. «Путешествие ветерка»

Цель: закрепить артикуляцию звука [Р] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.

(Рядом с профилем описание артикуляции звука Р )

  • Широко открыть рот.
  • Широкий язык поднять вверх и приблизить к альвеолам.
  • С силой подуть на кончик языка так, чтобы он завибрировал.
  • Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движения воздуха.


Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, широкий язык поднять вверх и приблизить к альвеолам. С силой подуть на кончик языка так, чтобы он завибрировал.

 Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делает язык? На что он стал похож? Как на него нужно подуть? Приблизь ладонь ко рту, почувствуй струю воздуха. Это ветерок вернулся из путешествия.


  1. Слоговые рычалочки. (верхняя часть)

А) Песенки тигренка.

Тигренок очень любить петь и сочинять песенки.

(На нотках изображены следующие слоги: ра, ро, ру, ры.)

Послушай, какие песенки сочинил тигренок. Вслед за взрослым, ребенок повторяет слоги: ра-ро, ру-ры, ро-ру; ра-ру-ро, ры-ру-ра и т.д.

Б) Воздушные шарики.

(На шариках изображены слоги: ар, ор, ур, ыр.)

Тигренок любит запускать воздушные шарики. Давай отправим вместе с ним воздушные шарики в полёт! Далее ребёнок повторят за взрослым слоги, показывает шарик: ар, ор, ур, ыр.

В) Рыбалка.

(На рыбках изображены слоги: тра, тро, тру, тры. )

Тигренок любит рыбачить. Он уже поймал несколько рыб. Вместе со взрослым ребенок проговаривает слоги, которые изображены на рыбках.

Г) Сладкоежка.

(На конфетах изображены слоги: дра, дро, дру, дры.)

Наш друг сладкоежка. Рассмотрим, какие у него есть необычные конфеты.

Д) Мечтатель.

(На облаках изображены слоги: арм, орм, урв, ырн. )

Тигренок мечтает побывать на облаках и попрыгать на них. Предлагаю побывать вот на слоговых облаках и попрыгать по ним.

Е) Собери ромашки.

(На ромашках изображены слоги: прам, пром, прум, прым.)

Тигренок любит собирать цветы. Посмотри какие сказочные ромашки он собрал.


  1. Сделай букву сам.

Цель: закрепить зрительный образ буквы Р, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики. Закрепить данный звук в словах.

Тигренок не только учится правильно и красиво произносить звуки, он еще учит буквы.

Совместно со взрослым ребенок собирает букву Р из картинок.

Прослушай стишок и сделай букву Р из картинок.

Как запомнить букву Р?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу Р представить.


4.Поиграем с буквой.

Обведи букву Р пальчиком.

а) «Зоркий глаз»

Внимательно посмотри на буквы и найди среди них букву Р.

б) «Прятки»

Ребёнок рассматривает картинку и угадывает, что за предмет спрятался за буквой Р.

А также, ребенок определяет, какие предметы спрятались.

Игры на левой стороне

  1. Игра «Лабиринт»

Цель: закрепить произношение звука [Р] в словах и словосочетаниях, учить ориентироваться на листе бумаги, употреблять слова с пространственным значением (направо, налево, вверх).

Взрослый предлагает вместе с тигренком  побродить по лабиринтам.


  1. Волшебные скороговорки .

Цель: автоматизировать звук [Р] в скороговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.

А) Во дворе траве, на траве-дрова, не руби дрова на траве двора.

Б) Шел Егор через двор, нес топор Егор чинить забор.

В) Шел баран по крутым горам, вырвал травку, положил на лавку.

Д) Собирала Маргаритка маргаритки на горе, растеряла Маргаритка, маргаритки во дворе.

3. Собери пазлы.

Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.

Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [Р], составляет предложения с этими словами.

Игры на правой  стороне


  1. Игра «Бабочка»

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Ребёнок достаёт картинки из кармашка «Игры со словами», называет слова, выделяя звук Р. Затем определяет позицию звука [Р], передвигая бабочку на ромашки. (три ромашки определяют позицию звука - начало,  середину и конец слова)

Картинки: рак, роза,  дракон, горох, шар, комар и другие.

  1. Тигренок  поэт.

Цель: автоматизировать звук [Р] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.

Наш дружище - тигрище  настоящий поэт. Он сочиняет стихи.

Ор-ор-ор – красный помидор.

Ра-ра-ра – выская гора.

Уры-уры-уры – петухи и куры.

Дро-дро-дро – у нас красивое ведро.


Говорит ворона: - Кар-р-р!

У меня огромный дар-р!

Всем ребятам я пример- р,

Не трудна мне буква «Р»!

                      ***

Рыба с Раком подРужились,

По соседству поселились.

Рыба плавает впеРед.

Ну, а Рак, наобоРот.


       

     

  ​​​​​​​

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации