Мастер-класс «Лепка игрушки по мотивам народных образцов» (1–2 класс)
Занятие в 4 классе по теме: «Лепка игрушки по мотивам народных образцов.»
Цели:
Познакомить детей с народной дымковской игрушкой;
Показать пластичность передачи движений в лепке;
Научить детей приемам лепки сложной фигуры из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек;
Развивать кругозор детей, творческие способности;
Воспитывать эстетическое отношение к предметам;
Воспитывать детей на народных традициях, показывая что народное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.
Оборудование:
Постановка из дымковских игрушек на столике, видео«Знакомство с дымковской игрушкой для детей»,
Инструменты и материалы: глина; пластиковые стеки; тряпочки для уборки рабочих мест; дымковские игрушки, конь -образец, .
Ой, мороз, мороз – звучит песня
ХОД МАСТЕР-КЛАССА:
1.Организационный момент.
2. Вводная беседа.
Дорогие ребята! Вас с детства окружают разные игрушки. А когда-то, игрушек у детей не было, а им тоже хотелось играть и нашлись замечательные умельцы. Из чего только не мастерили детские забавы: из дерева, мочалок, тряпок, соломы…Ну, а там, где жили гончары, лепили из местной красной глины.
Наше путешествие начинается у реки Вятки. На котором издавна стоял город Вятка(сейчас он называется Киров.)
Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу Вятки появилось поселение. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу, поэтому и назвали село Дымково.
- А чем же славится село Дымково?
-Игрушками.
-И называется эта игрушка дымковской. А ещё её ласково и нежно называют«дымка».
3.Сообшение темы занятия.
-Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем гончарами.
А теперь отгадайте, какую именно дымковскую игрушку мы сегодня слепим.
Загадка.
Стройный, резвый и игривый,
Челка, хвост, густая грива,
На ногах его–копыта,
Мышцы пламенем налиты,
Что же это за огонь,
Что за чудо?
Это- …/конь
4.Анализ изделия.
-Посмотрите на игрушечного конька.
-Понравился? (Дети вместе с учителем описывают коня.)
- Он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.
Создавая коня, человек вкладывал в нее свою душу и верил, что у фигурки то же есть душа.
Весной праздновали праздник проводов зимы, и назывался он в народе «Свистунья»
Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети.
Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы, а фигурки оберегают их от несчастий и бед.
После праздника игрушками украшали дома и ставили в окна между рамами, чтобы все прохожие любовались ими.
- Давайте и мы посмотрим на эти игрушки. Чем эти игрушки похожи друг на друга? (Белым фоном) Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно сформулировать по-другому;
-Как вы думаете, какой краской сначала покрывают каждую игрушку? (белой)
-Правильно, белой, оттого что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг было белым – бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой, чистой. Но игрушки ведь делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.
А какие узоры вы видите?
- Все это символизировало приход весны и общую радость людей.
5.Просмотр видео «Знакомство с дымковской игрушкой длядетей.»
6.Физкультминутка.
Гоп! Гоп! Конь живой.
И с хвостом и с гривой,
Он качает головой,
Вот какой красивый
7. Практическая часть.
- Возьмём кусочек глины. Какая она?
-Глина волшебная. Она мягкая, податливая. В добрых, ласковых руках она превратится в удивительное чудо!
Конь должен быть гордым и красивым, как и люди, которым он служит, которые навеки запечатлели его красоту в игрушке и донесли её до нас.
-- Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стеком, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой—ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.
Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Педагог показывает основные способы лепки побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.
Ушки защипываем. Теперь между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву; её сделаем из двух жгутиков, скрученных между собой.
Вот и готов наш конь!
8.Итог занятия.
- Что вы испытали сегодня на занятии при виде такой красоты?
9.Рефлексия / 2минуты
Ах, игрушка–веселушка,
До чего ты хороша.
Всех ты развлекла.