12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Ивкова46
Россия, Костромская обл.

Занятие в 4 классе по теме: «Лепка игрушки по мотивам народных образцов.»

Цели:

Познакомить детей с народной дымковской игрушкой;

Показать пластичность передачи движений в лепке;

Научить детей приемам лепки сложной фигуры из целого куска глины по типу народных глиняных игрушек;

Развивать кругозор детей, творческие способности;

Воспитывать эстетическое отношение к предметам;

Воспитывать детей на народных традициях, показывая что народное искусство нераздельно от народной музыки и народного устного творчества.

Оборудование:

Постановка из дымковских игрушек на столике, видео«Знакомство с дымковской игрушкой для детей»,

Инструменты и материалы: глина; пластиковые стеки; тряпочки для уборки рабочих мест; дымковские игрушки, конь -образец, .

Ой, мороз, мороз – звучит песня

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

1.Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Дорогие ребята! Вас с детства окружают разные игрушки. А когда-то, игрушек у детей не было, а им тоже хотелось играть и нашлись замечательные умельцы. Из чего только не мастерили детские забавы: из дерева, мочалок, тряпок, соломы…Ну, а там, где жили гончары, лепили из местной красной глины.

Наше путешествие начинается у реки Вятки. На котором издавна стоял город Вятка(сейчас он называется Киров.)

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу Вятки появилось поселение. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу, поэтому и назвали село Дымково.

- А чем же славится село Дымково?

-Игрушками.

-И называется эта игрушка дымковской. А ещё её ласково и нежно называют«дымка».

3.Сообшение темы занятия.

-Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем гончарами.

А теперь отгадайте, какую именно дымковскую игрушку мы сегодня слепим.

Загадка.

Стройный, резвый и игривый,

Челка, хвост, густая грива,

На ногах его–копыта,

Мышцы пламенем налиты,

Что же это за огонь,

Что за чудо?

Это- …/конь

4.Анализ изделия.

-Посмотрите на игрушечного конька.

-Понравился? (Дети вместе с учителем описывают коня.)

- Он изящен, ножки упругие, тело подобранное, стройное, головка гордо сидит на шейке, хвостик колечками поднят ближе к спине. А сказочность ему придают яркие плоскости; круги с рюшками; ленты, вплетенные в гриву.


 

Создавая коня, человек вкладывал в нее свою душу и верил, что у фигурки то же есть душа.

Весной праздновали праздник проводов зимы, и назывался он в народе «Свистунья» 

Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной весенней ярмарки торговали веселым товаром. Охотно разбирали его взрослые и дети.

Люди верили, что свистом смогут прогнать злые силы, а фигурки оберегают их от несчастий и бед.

После праздника игрушками украшали дома и ставили в окна между рамами, чтобы все прохожие любовались ими.

- Давайте и мы посмотрим на эти игрушки. Чем эти игрушки похожи друг на друга? (Белым фоном) Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, можно сформулировать по-другому;

-Как вы думаете, какой краской сначала покрывают каждую игрушку? (белой)

-Правильно, белой, оттого что лепили их чаще всего зимой, когда вокруг было белым – бело. В тех местах зима длинная и снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг всё в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же белой, чистой. Но игрушки ведь делались к празднику, поэтому они должны быть яркими и нарядными.

А какие узоры вы видите?

- Все это символизировало приход весны и общую радость людей.

5.Просмотр видео «Знакомство с дымковской игрушкой длядетей.»

6.Физкультминутка.

Гоп! Гоп! Конь живой.

И с хвостом и с гривой,

Он качает головой,

Вот какой красивый

7. Практическая часть.

- Возьмём кусочек глины. Какая она?

-Глина волшебная. Она мягкая, податливая. В добрых, ласковых руках она превратится в удивительное чудо!

Конь должен быть гордым и красивым, как и люди, которым он служит, которые навеки запечатлели его красоту в игрушке и донесли её до нас.

-- Сначала нужно создать исходную форму—цилиндр (раскатываем прямыми движениями ладоней). Один конец валика (цилиндра) на треть длины надрезаем стеком, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части шею с головой, а из другой—ноги. Шею поднимаем вверх, немного изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем. Другой конец валика (цилиндра) слегка вытягиваем, чтобы задние ноги получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно создать любую фигурку: лошадку, барана, козлика, корову, оленя и пр.

Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки лошадки по мотивам народной пластики. Педагог показывает основные способы лепки побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает детям советами, индивидуальным показом, наводящими вопросами.

Ушки защипываем. Теперь между ушек, по шее и к началу спины прикрепим гриву; её сделаем из двух жгутиков, скрученных между собой.

Вот и готов наш конь!

8.Итог занятия.

- Что вы испытали сегодня на занятии при виде такой красоты?

9.Рефлексия / 2минуты

Ах, игрушка–веселушка,

До чего ты хороша.

Всех ты развлекла.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.