Урок окружающего мира в 4 классе «Лес и человек»
Открытый урок по окружающему миру в 4 классе
УМК «Школа России»
Учитель: Данилова Е. Ю.
Тема: Лес и человек.
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о роли леса в жизни человека и природы; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: получат возможность научиться формулировать и обосновать правила поведения в лесу; работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый, исследовательский; работа в парах, группах, фронтальная, коллективная, индивидуальная. |
Оборудование | Презентация, учебник, рабочая тетрадь. |
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел звонок для нас, все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш – хоть куда.
Мы начнем урок друзья.
Учитель: В природе есть солнышко! Оно заглянуло и к нам в класс! Оно светит и греет. Так пусть же каждый лучик не только нас обогреет, но и придаст сил и уверенности в знаниях!
Прослушивание записи звуков леса.
Что вы сейчас услышали? (Ответы детей)
Где это можно услышать? (В лесу)
- Давайте вспомним о чём мы узнали на прошлом уроке.
II. Актуализация опорных знаний
1. Блицопрос «Я знаю лес»
- Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный)
- Назовите дерево: высокое, стройное, с желтовато- красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые. (Сосна)
- Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки)
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка)
- Какое дерево является символом России? (Берёза)
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
- У какого животного пять чёрных полос на спине? (У бурундука)
- Летом серый, а зимой белый. (Заяц-беляк)
- Крупный, неуклюжий хищник. Длина тела до 2 метров, средняя масса – 150 кг. Зимой впадает в спячку. (Медведь)
Молодцы. Вы ответили на все вопросы.
III. Самоопределение к деятельности
Р. Рождественский ( Читает ученик)
Когда идёшь усталый, запылённый
Дорогой длинной в полуденный зной
Сверни скорее в тихий лес зелёный
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес -
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладеть тоской
Побудь в лесу на солнечной поляне
Он все печали снимет, как рукой.
Я славлю чудо из чудес -
Красу земли – зелёный лес!
- О чём говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношении между человеком и лесом)
- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этого стихотворения? (Ответы детей).
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Какая цель может быть поставлена в связи с темой?( Связь леса с человеком)
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
Мы постараемся определить: ( на доске размещать, что хотим узнать о лесе ):
- роль леса в природе и жизни людей,
- обратить внимание на экологическую проблему – уничтожение лесов,
- будем учиться любить и беречь природу родного края.
IV. Открытие нового знания
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Выполним задание 1 на с. 50 в тетради.
(Ученики записывают, какую роль лес играет в их жизни.)
- Зачитаем несколько мнений.
2. Работа в парах
- Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на с. 103 – 104. Выполните в парах № 2 с.50
(Ученики читают текст самостоятельно, затем работают в парах по схеме, данной в тетради.). Поднимите руки, кто будет готов.
- Какие роли выполняет лес? ( Карточка на доску-Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии).
- Чем является лес для воздуха) ( защитником)
-Чему ещё лес является защитником? ( водоёмам и почвам)
- Скажите, так какую ещё роль играет лес? ( Защитник воздуха, водоёмов, почв- карточки.)
- Мы очень хорошо потрудились. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Физкультминутка.
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)
Больше спать не захотел, ( Встать. Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся, (Руки в стороны (выдох), потрясти руками.)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево. Тихо сесть.)
3. Беседа об охране природы
- А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Работа в группах.
- Слушаем задания по группам и высказываем общее мнение группы.
1 группа.
Н. Некрасов.
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
- О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении? (Речь идёт о вырубке леса).
Правило. Не руби деревья! (например, ёлку на новый год…)
Если раньше лес вырубали по мере надобности, при помощи топора (которым не уничтожить лесные массивы), то сейчас после работы лесорубов остаются страшные картины. Людям казалось, что лесов так много, что их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!
Это понимала и девочка Саша из стихотворения Некрасов, ей было жаль птиц и зверей, оставшихся без дома.
2 группа.
Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?
Экологическая проблема – исчезновение редких видов животных
Очень сильно распространенно браконьерство-незаконная охота
Правило. Не убивай животных!
Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные занесены в Красную книгу, находятся под особой охраной.
(презентация животные и растения, занесённых в Красную книгу, показ слайдов).
Чем же является лес для животных? (Домом.)
3 группа
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Чем является лес для растений? Как к ним надо относится?
(Дом для растений.)
Группа 4.
Оля и Лида, маленькие девочки пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло и яйца. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила их под куст. Лида же завернула в газету
яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
Экологическая проблема? (Загрязнение лесов.)
Правило. Не оставляй в лесу мусор!
Не надо мусорить в лесу!
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
М. Крюков
- Как вы понимаете прочитанное стихотворение? Кто может объяснить почему нельзя оставлять мусор в лесу? (Высказывания детей)
- Особенно нельзя оставлять осколки стеклянных бутылок. Об осколки могут пораниться животные. А также от осколков, которые находятся на открытом месте, под лучами солнца, может возникнуть пожар.
Группа 5.
Забывчивый охотник на привале
Не затушил и не залил костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
Экологическая проблема? (Лесные пожары). Слайд пожара ?
Правило. Не забудь погасить костер!
Познакомимся с памяткой «Как разводить костер» стр 107.
-Молодцы ребята. Хорошо потрудились. Внимательно посмотрите на правила, которые вы сами сформулировали, запомните их и соблюдайте!
VI. Включение нового знания в систему знаний
1. Выполнение заданий в рабочей тетради
- Выполним задание 3 на с. 51. Какие экологические проблемы лесной зоны отражены на рисунках? (Высказывание учащихся).
Это задние нужно будет выполнить дома.
4. Игра «Да – нет»
- О чём должен помнить человек входя в лес? Посмотрим, как вы усвоили правила поведения в лесу.
Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья. (Да)
Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя. (Да)
Кто бруснику собирает,
С корнем кустик выдирает. (Нет)
По тропинке кто шагает,
На жуков не наступает. (Я)
Мы ежонка увидали
И домой его забрали. (Нет)
Ландышей нарву в лесу
На праздник маме принесу (Нет)
Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем. (Да)
Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём (Да)
- Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через столетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания. Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его.
VI. Подведение итогов урока с презентацией
- Слова Сладкова. ( 2 слайд)
- Ещё раз сформулируем правила поведения в лесу. ( 3 слайд)
- Какое значение для человека имеет лес? (Слайд 4 – 7)
- Перечислите экологические проблемы лесов. (Слайд 8)
- Лес – лёгкие нашей планеты. ( Слайд 9)
- Что должен делать человек, чтобы не уменьшать количество лесов? (Сажать новые леса)( Слайд 10)
- Как мы можем заботится о лесах, которые расположены рядом с нами?
- Заключение ( Слайд 11,12)
- На все ли вопросы поставленные в начале урока мы с вами ответили?
- Выставление оценок ( тем, кто читал стихи)
VIII. Рефлексия
- Какие знания вы сегодня для себя открыли?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Оцените свою работу на уроке светофором соответствующего настроению и отношению к проведённому уроку.
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 103 – 109 учебника.
2. Выполнить задание 2 на с. 50 рабочей тетради.