Конспект урока с презентацией по окружюащему миру «Лес — это интересно!»

0
0
Материал опубликован 27 October 2015

Пояснительная записка к презентации

I. Организационное начало.

- Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день! К нам на урок пришли гости. И я надеюсь, что им в нашем классе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

- Сядьте правильно, проверьте расположение учебных принадлежностей к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1.

Перечисли природные зоны России:

___________________________________________________________________

В каком направлении располагаются природные зоны нашей страны? Подчеркни правильный ответ:

а) с юга на север;

б) с севера на юг;

в) с запада на восток.

Назови животных Арктики:

___________________________________________________________________

Карточка 2.

Перечисли животных тундры:

___________________________________________________________________

Почему в тундре не растут большие деревья?

___________________________________________________________________

Какие растения растут в зоне лесов?

___________________________________________________________________

Карточка 3.

Перечисли хвойные деревья леса: ____________________________________

Назови животных леса: ____________________________________________

Приведи примеры лесных «кормильцев»____________________________,

лесных едоков _________________________________________, лесных «мусорщиков»

_________________________________________________.

2. Фронтальный опрос. Повторение об «этажах леса».

- Пока дети будут выполнять задания по карточкам, мы работаем вместе с вами.

(Звучит запись лесных голосов)

- Как вы думаете, куда мы попали? (в лес)

Читаю стихотворение о лесе:

Шуми, шуми, зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой…

И. Никитин

- А что вы знаете о лесе? (это природная зона, природное содружество и т.д.)

-Что такое экосистема?

-В каком географическом понятии встречается понятие «экосистем»?

- Какие природные зоны мы изучали?

- Можно ли лес назвать экосистемой?

-Почему? Докажите.

- На какие группы можно разделить «едоков» в экосистеме?

(Растительноядные, насекомоядные, плотоядные или хищники.)

- Оглянитесь. Посмотрите внимательно. Что это за дом? (показываю на экран, где изображен лес) И сколько в нем этажей? (Это лес, в нем пять этажей)

Ответ ученика. В высоком старом лесу – пять этажей.

Пятый этаж – это верхушки самых высоких деревьев: сосен, елей, дубов.

Четвертый – кроны деревьев пониже: клена, березы, осины, рябины.

Третий – кусты и совсем молоденькие деревца.

А два нижних этажа – второй и первый – травы, цветы, мхи.

Во всяком лесном «доме» есть еще что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса.

Слайд 2.

- Заселим этажи нашего леса /На доске/

- Каких животных мы можем здесь поселить? /По методу Базарного в классе развешены фигуры животных, которые дети будут прикреплять на доске, где сделана экспозиция леса/

- Ищем глазами по классу, смотрим внимательно. Кто уже нашел?

(Прикрепляю на доску)

- Как видим, в природе все взаимосвязано.

3. Работа в парах.

- Вам такое задание: используя карточки, лежащие у вас на столе, составить цепи питания из представителей растительного и животного мира леса.

(Составляют цепи питания, кратко характеризуют)

Слайд 3.

кора – олень – волк

желудь – мышь – лиса

шишка – кедровка – лиса

кора – заяц – лиса

кора – заяц – волк

и другие

- Поможем маленькому ежу – Ежинке спрятаться от хитрой лисы.

(Прикрепляю ежа подальше от лисы)

- Но животным нужно прятаться не только от злых хищников.

/Беру в руки игрушку – ежика/

Стихотворение «Ежинка».

Читает учитель

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке ежа.

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листком,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И ежик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, Зайчишка

Бежит, перепуган до слез.

Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки,

Зеленый кустарник и рожь.

Подняв, как оружье, иголки,

Бежал, ощетинившись, еж!

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал,

Он по лесу бегал в тревоге

И внучку по имени звал.

Стемнело…И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка еж!

А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!

И утром к зеленой ложбинке

Из города дети пришли

И дедову внучку Ежинку

В корзине назад принесли.

Пустили на мягкую травку:

Дорогу домой ты найдешь?

Найдет! – закричал из канавки

Взволнованным голосом еж.

- Дети, что вы посоветуете Ежинке? (Не уходить из дома без разрешения)

- Есть еще мнения?

- Как вы думаете, будет ли Ежинка без разрешения уходить из дома? (Ответы детей)

- Верно вы подметили. Я согласна с вами.

- Надо быть внимательным к природе и ее обитателям. Нельзя мешать животным. У них и так много забот.

III. Сообщение темы и целей урока.

- Редкий человек не любит природу: никто из нас не пройдет равнодушно мимо красивого цветка, кудрявой березки, по-хозяйски раскинувшей лапы елочки.

- Сегодня на уроке мы постараемся узнать еще много нового и интересного о лесе, о его обитателях, познакомимся с заповедниками, будем учиться любить и беречь природу родного края. Ведь это так интересно! А поэтому и тема нашего сегодняшнего урока – «Лес - это интересно!» .

Слайд

- А девизом нашего урока будут слова: (Написаны на доске)

«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».

Н. И. Сладков

Итак, вперед за знаниями!

IV. Работа по теме урока.

Определение роли леса в жизни человека.

- Оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево. (Упражнение для глаз)

Ответ: книга, шкаф, парта, линейка, доска…

- Объясните по схеме значение леса в жизни человека.

Слайд

загадка

Слайд

Мы были соснами и пихтами,

Теперь лежим, в коробку впихнуты,

Мы были гордостью тайги,

Ну а теперь мы ей – враги.

- Да, дети, конечно, вы догадались – это спички. Одна маленькая спичка может превратить красивый, полный жизни лес, в кладбище обгорелых бревен. Горят леса в основном по вине человека.

- Сколько, по-вашему, нужно времени, чтобы лес полностью восстановился после пожара? (приблизительно 100 с лишним лет.)

Физминутка: «Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

- Кто из вас знает, как определить возраст дерева? (по годичным кольцам на пне)

2. Проведение опыта: Определение по бруску количества лет дереву.

Каждый светлый слой нарастает за одно лето. Темные прослойки между ними образуются зимой, - когда дерево спит.

- Кто кроме растений страдает при лесных пожарах? (животные)

3. Сообщения детей о животных родного края.

- Какие животные населяют наши леса? (лисы, зайцы, волки, кабаны, белки, лоси и т.д.)

- О ком из них вы хотите рассказать?

(сообщения детей о лисице, дятле, зайце, волке, белке)

4. Знакомство с заповедниками.

Рассказ учителя.

Когда-то очень давно в одном древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, леса сделались такими густыми, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей понимания языка деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов, леса же заметно поредели…

- Почему леса поредели?

- Что может повлечь за собой истребление лесов? (исчезнут растения, животные, бактерии, возникнет угроза жизни человеку).

- В результате неразумной деятельности человека долгие годы уничтожались целые площади лесов и действительно возникла угроза исчезновения некоторых видов растений и животных. В наших лесах стали исчезать рыси, выхухоли, черные аисты, куницы, выдры, и многие другие животные. И тогда люди стали понимать что природу нужно охранять. Стали создаваться государственные заповедники.

- Что такое заповедник? (Это особое охраняемое законом пространство, на территории которого запрещена всякая хозяйственная деятельность, даже посещение людьми).

Сообщения ученика о Воронинском заповеднике.

5. Знакомство с Красной книгой Тамбовской области.

Группа ученых Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина создали в 2000 году Красную книгу животных Тамбовской области. В эту книгу включены 334 вида животных.

Слайд.

Краткие сообщения детей о животных красной книги Тамбовской области.

Жук-носорог – редкий вид. Личинки живут в трухлявой древесине, перегное. Их развитие продолжается четыре года.

Махаон – встречается почти по всей территории Тамбовской области. Летает со второй половины мая до второй половины июня. Обитает в лесах, на лугах, в садах, иногда в сельских населенных пунктах.

Степная гадюка – в настоящее время исчезнувший в нашей области вид. Длина тела гадюки – более 48 см. питается мелкими грызунами, птенцами птиц, ящерицами, пауками, насекомыми.

Лесная соня – Живет в лиственных лесах нашей области. Этот грызун внешне похож на мышь или белку. Свое гнездо устраивает в дуплах или кронах деревьев. На зиму делает запасы пищи, которыми пользуется, прерывая на время спячку. Спать может до семи месяцев, отсюда и такое название – соня.

Рысь – Хищник. Встречается в глухих участках леса. Довольно крупный зверь, у которого красивый ценный мех. Питается зайцами, косулями, птицами и мышевидными грызунами.

- О чем нам говорит Красная книга? (Следует охранять и любить природу, животных).

Чтение детьми стихотворения «Это называется природа» Михаила Пляцковского.
Ученик 1.
Светит солнце с высоты.
Рады солнышку цветы.
Рады рощи и поля.
Рада вся земля.
Веселей в лесу шумят
Птичьи голоса,
Песни звонкие летят
Прямо в небеса.
Ученик 2.
Мы любим лес в любое
время года,
Мы слышим речек
медленную речь...
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
Ученик 3.
В лугах ромашки солнечного
цвета,
Такие, что светлей на свете жить...
Природой называется все это.
Давайте же с природою
дружить!
Ученик 4.
Летят, звеня, дождинки
с небосвода,
Клубится на заре тумана
дым...
Все это называется природа,
Давайте же сердца ей
отдадим!
 

V. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа со стихотворением В. Орлова «Живой Букварь»

Живой Букварь.

Нас в любое

Время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат

ПЕНИЮ,

Паучок –

ТЕРПЕНИЮ.

Пчелы в поле

И в саду

Обучают нас

ТРУДУ.

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас

ПРАВДИВОСТИ.

Учит снег нас

ЧИТСТОТЕ.

Учит солнце

ДОБРОТЕ.

И при всей

Огромности

Обучает

СКРОМНОСТИ.

У природы

Круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья

Всех пород –

Весь большой

Лесной народ –

Учит крепкой

ДРУЖБЕ.

(выполнение заданий на карточках)

Задание: «Доскажи словечко» (найди в тексте стихотворения нужные слова):

Отражение в воде

Учит нас _______________________________

Учит снег нас ___________________________

Учит солнце ____________________________

И при всей своей огромности обучает ______________________________

Весь большой лесной народ учит крепкой __________________________

- Как нам помогает природа?

- Чему нас учат птицы?

- А паучок?

- А пчелы?

Слайд

(проверка сам. работы).

VI. Домашнее задание.

Придумать и красиво оформить «Правила поведения в лесу». (для всех)

Подготовить сообщения о лекарственных растениях леса. (желающие)

VII. Итоги урока.

1. - Спасибо за интересную работу на уроке.

- С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?

- Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

- Что больше всего запомнилось?

2. Выставление отметок.

- Дети, отметка «5» ставится, если ребенок правильно отвечал на вопросы на уроке, активно работал, принимал участие в решении заданий; «4» - ставится, если вы иногда ошибались, допускали неточности в ответах; «3» - если вы были не активны, часто ошибались, не принимали участия в парной работе.

- Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4»? «3»?

- Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!

 

9

 

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/c1445942792.ppt (презентация к уроку "Лес-это интересно!")

 

Предварительный просмотр презентации

Окружающий мир по учебнику А. А. Вахрушева 2 класс Тема урока: «Лес – это интересно!» Автор: Коноплева О. Г. учитель начальных классов филиала МОУ Новолядинской сош в с. Столовое.

Лес – это интересно! «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать». Н. И. Сладков

Значение леса:

Значения леса дом для растений и животных защитник воздуха, водоемов место отдыха для человека источник ягод, грибов, лекарственных растений источник древесины

Подумай! Мы были соснами и пихтами, Теперь лежим, в коробку впихнуты, Мы были гордостью тайги, Ну а теперь мы ей – враги.

Будьте осторожны!!!

Определение возраста дерева.

Животные леса

Заповедники - Это особое охраняемое законом пространство, на территории которого запрещена всякая хозяйственная деятельность, даже посещение людьми

Заповедник Воронинский 12 августа 1994 года на территории нашей Тамбовской области был создан Воронинский заповедник.

Красная книга Тамбовской области Создана в 2000 г. 334 вида животных.

Охраняемые животные:

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.