12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Губардина Найля Рахимовна139
Россия, Калининградская обл.

МБОУ гимназия №7

Урок по окружающему миру

«Лес- это интересно»

2класс

Образовательная система «Школа 2100»


 

Учитель: Губардина Найля Рахимовна


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

г. Балтийск

2016год


 


 

Тема урока «Лес – это интересно»

Образовательные цели: учить добывать новые знания из энциклопедий, делать выводы на основе обобщённых знаний, сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни природы и человека; ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека

Воспитательные цели: развивать познавательный интерес к окружающему нас миру, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

коммуникативные УУД : умения договариваться с товарищами в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, уметь определять своё отношение к миру, доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам

Оборудование: презентация, энциклопедии, карточки с заданиями для работы в группах, видеофрагмент «Лесной пожар»

Организационный момент

Проверьте готовность к уроку, пожелайте друг другу удачи

Актуализация знаний

Сегодня на уроке у нас будут работать группы ботаников и зоологов. (Задания группам напечатаны на карточках)

Первая группа:

1. Что называется тайгой?

2.Климатические условия.

3. Что общего у всех растений тайги?

4. Какие растения растут в тайге? Приведите примеры. Расскажите о них.

Вторая группа:

1. Чем отличаются лиственные леса?

2 .Климатические условия.

3. Что объединяет растения этих лесов?

4. Какие растения растут в лиственных лесах? Приведите примеры. Расскажите о них.

Третья группа:

животные, занесённые в Красную книгу:

жук – олень, дровосек реликтовый, филин, утка – мандаринка, зубр, амурский тигр.

Четвёртая группа:

растения Красной книги: женьшень, венерин башмачок

После обсуждения вопросов, представители от каждой группы выступают перед учащимися.

Первая группа. ( Слайд №3, № 4)Тайга – это хвойный лес, зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу,- это хвойные деревья. Это высокие деревья с мощными корнями: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Лиственница – единственное дерево из хвойных, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром, семена – кедровые орешки.

Вторая группа. ( Слайд № 5) К югу от тайги растут лиственные леса: смешанный лес, широколиственные леса. Зима здесь мягче. Лиственные деревья на зиму сбрасывают листья.

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры больше нет ни у одного дерева, берёза размножается семенами.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая.

Ближе к югу растут теплолюбивые деревья с крупными листьями: дуб, липа, клён ясень.

Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.

Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат.

Третья группа. Рассказывает о животных Красной книги.( слайд № 6)

Жук -олень

Он один из самых известных жуков и самый большой жук в Европе. Прежде всего поражает величина жука. Он поистине кажется великаном в мире насекомых. Это очень красивый и величественный жук, встреча с ним запоминается на всю жизнь. Оленем его называют за непомерно огромные челюсти самцов, похожие на рога настоящих оленей. "Рога" эти, как у косуль, имеют три конца, но острия их направлены внутрь, навстречу друг другу. Это оружие, которым жуки не бодают, а кусают, подобно тому, как кусают клешнями раки и крабы. Длиной чуть ли не в полный корпус самого жука, который размером с небольшую мышь, они торчат вперед как всегда готовое к бою оружие. Но это оружие не защиты, а нападения, и не на жертву, а на такого же жука, может быть, даже на родного брата. Крепкие, полированные, "рога" легко прокусывают кожу пальца взрослого человека. Ныне он везде довольно редок и относится к охраняемым видам.


 

Дровосек реликтовый. Жук - олень


 

Утка – мандаринка Филин

Мандаринка - название птицы происходит от названия должностных лиц в средневековом Китае, отличавшихся пышностью наряда.
Мандаринка не крякает, как обыкновенная утка, а попискивает, посвистывает.
Мандаринки устраивают гнезда, как правило, в дуплах. Значительную часть рациона составляют желуди. В гнезде обычно 6-7 нередко 8-10 яиц. Высиживает их самка в течение 28-30 суток.
После вылупления, по команде утки-матери утята выпрыгивают из гнезда, расправив будущие крылья и растянув перепонки между пальцами лапок. Прыгать им приходится с высоты 6-10 метров. Под присмотром матери они спешат добраться до ближайшего водоема, где по берегам хорошие укрытия, пища. Утята прожорливы. Без устали, работая своими клювиками, собирают они с поверхности водоема мошкару, жучков, червячков, бабочек, рачков, мелких моллюсков, побеги водяных растений, корешки, семена и.т.п. При опасности они могут нырнуть и затаиться под водой.

Филин

Очень крупная сова (размах крыльев до 2 м). Обитает в старых лесах, степях, пустынях и горах. Отсутствует в густонаселённых районах. Осёдлая или кочующая птица. Гнездится в труднодоступных участках леса, в оврагах, под обрывами. Гнездо - небольшая ямка, реже используются гнёзда хищных птиц. Ведёт ночной образ жизни. Питается всевозможными животными от зайцев и тетеревов до мышевидных грызунов и мелких воробьёв . Поедает даже других сов, ястребов, ежей! Но основой питания служат всё-таки грызуны - полёвки, особенно в зимний период

Достояние России

Амурский тигр - самый крупный тигр в мире. И единственный из тигров, освоивший жизнь в снегах. Такого достояния нет ни у одной страны мира. Без преувеличения, это один из самых совершенных хищников среди всех прочих. В отличие от того же льва, который образует семьи и живет за счет коллективных охот, тигр – ярко выраженный одиночка, и поэтому в охоте ему требуется высочайшее мастерство.

Зубр

Зубры - исконные жители лиственных и смешанных лесов, избегающие, однако, обширных сплошных лесных массивов. Для белорусского зубра была характерна приверженность к равнинным лесам, кавказский населял горные леса. В Беловежской пуще зубры живут в низменном, местами заболоченном лиственном лесу, перемежающемся с сосновыми насаждениями по повышениям. В них особо привлекательны для зубров так называемые ольсы - сырые кочковатые низины с зарослями ольхи, ясеня и отчасти - дуба. Отмечена сезонная смена мест обитания: ранняя весна - незаливаемые поймы рек, ольсы и их окрестности; поздняя весна, лето - более возвышенные места; зима - смешанные насаждения и сосновые молодняки. Отмечается, что вследствие изменения лесов и кормовой конкуренции со стороны копытных лесные угодья в последние десятилетия стали играть меньшую роль в жизни зубров. Они тяготеют к разреженным участкам леса, кормовым полям,

осушенным торфяникам, к местам, где хорошо развивается травянистая растительность .

 

Венерин башмачок Женьшень

Растет в светлых лиственных и смешанных лесах, на опушках, нередко в местах с избыточным увлажнением. ( слайд № 7)

Венерин башмачок - красивейший цветок. Это оригинальный и редкий цветок и прозвища имеет не менее интересные — «Венерины башмачки», «туфельки Венеры», «башмачки леди», «цветки-мокасины», «барышня в шляпке», «зозулька» и, как ни странно, «Адамова головка». Наименования эти связаны с необычной формой цветка — один из лепестков имеет форму туфельки. Мифология связывает этот внешний вид с такой историей. Во время грозы крестьянин нашёл в грязи башмачок богини Венеры. Как только он взял его в руки, тот сразу же превратился в цветок, у которого один из лепестков сохранил форму туфельки, а прочие остались немного запятнанными.


 


 

Женьшень

Едва ли найдется на Земле дру­гое такое растение, которое пользовалось бы такой леген­дарной славой всеисцеляющего средства, как женьшень, или ко­рень жизни (как нередко его на­зывают). В китайской медицине жень­шеню отводилось особое место, о нем складывались легенды - «корень жизни, излечивающий от всех старческих недугов, воз­вращающий молодость и бод­рость, поднимающий с постели ослабевших, бодрящий уста­лых, - сама природа указала человеку на это чудодействен­ное средство, сотворив его по образу человека». Корень дей­ствительно напоминает фигуру человека - беловатый, вверху расширенный в «голову», ниже переходит в узкую «шейку», далее в веретенообразный глав­ный корень - «тело» длиной 5-20 см, а от «тела» отходят в стороны ветви корня - «руки» и «ноги». Как лекарственное растение женьшень известен в восточной народной медицине по крайней мере уже около 4 тыс. лет. По корневищу можно под­считать довольно точно возраст растения. Дело в том, что, опа­дая осенью, листья оставляют на корневище рубец. Вот по этим рубцам и ведут подсчет лет. Самые крупные из найден­ных корней женьшеня имеют массу до 400 г, в таком случае они оказываются старше окру­жающих их деревьев, имеют возраст около 200лет и более.

Совместное применение знаний

Соедините стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

пихта

берёза тайга

липа

сосна

дуб

лиственница лиственные леса

клён

Блиц – турнир «Я знаю лес» слайды №8, 9

1.Какой лес мы называем тайгой? ( хвойный)

2. Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые» ( сосна).

3. Какое особое отличие есть у лиственницы? ( сбрасывает иголки).

4. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? ( кедровка).

5. Какое дерево является символом России? ( берёза)

6. Плодами какого дерева являются жёлуди? (плоды дуба)

7. Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат ?( липа)

8. Какое растение называют «корнем жизни»? ( женьшень)

Актуализация знаний и постановка проблемы.

Прослушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес». О каких отношениях говорится в этом стихотворении? ( читает подготовленный ученик)

Нет ничего милее бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить- то мне лесовичок

Средь зарослей колючих покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна.

Течёт вода-водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану – присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где – то бродит леший с зелёной бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность лес шумит.

(Об отношениях между человеком и лесом)

Работа по учебнику стр.25. Значение леса. Слайд №12

Проверка. Значение леса.

Место для отдыха, аптека, источник чистой воды и пищи, источник древесины, источник топлива, дом для растений, животных, грибов, защитник воздуха, водоёмов, почв.

Какие экологические проблемы могут возникнуть в лесу по вине человека?( Обсуждение в группах)

Вырубка леса

Незаконная охота(браконьерство)

Лесные пожары. Видеофрагмент «Лесной пожар», слайд №13 ( щелчком ЛКМ по иллюстрации)

Итог работы

О чём должны помнить люди, приходя в лес?

( Лес – наше богатство, «лёгкие нашей планеты». Каждый человек должен помнить правила поведения в лесу.)

- О чём узнали на уроке?

- Где пригодятся знания?

-О чём хотели ещё прочитать. Найдите материал в энциклопедиях.

Спасибо за работу.


Лес-это интересно
PPT / 3.17 Мб

Лесной пожар
WMV / 3.09 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сиюткина Надежда Владимировна, 07.01.18 в 18:17 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.