Лэтбук «Весёлая математика»
Лэпбук
«Весёлая математика»
Пояснительная записка
Дидактическое пособие лэпбук «Весёлая математика» выполнено в виде книги-раскладушки. Дидактический материал лэпбука разложен по карманчикам, конвертам, складным листам, и содержит дидактические игры, геометрическое лото, игры-задания на развитие логического мышления и предполагает индивидуальную или групповую работу с детьми по ФЭМП.
Лэпбук «Весёлая математика» предназначен для дополнительной, групповой или индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста во внеобразовательной деятельности.
Огромную роль в интеллектуальном развитии и воспитании дошкольника играет математика, которая сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Математика для дошкольников, как правило, включена в традиционную программу развития в детском саду. Интересный факт: у ребенка запоминание происходит независимо от воли и сознания, при этом лучше всего запоминается яркое, интересное. Создавая математические игры для дошкольников, мы учитывали закономерности усвоения знаний и навыков на определенном возрастном уровне психического и личностного развития. Именно в игре формируется воображение, а неразвитость игровой деятельности может стать причиной не только низкого уровня творческих способностей, но и неготовности к школе.
Для успешного обучения ребенка основам необходимо создать условия - и в первую очередь, предметно – развивающую и игровую среду. Формирование у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Лэпбук помогает ребенку лучше понять и запомнить материал, это отличный способ для повторения пройденного материала, а также можно выбрать задания под силу каждому ребёнку.
Цель: развитие элементарных математических представлений через реализацию системы работы с помощью лэпбука.
Задачи:
- Формировать представления о числе, цифре и соотношении их с количеством предметов;
- Закреплять знание состава числа в пределах 10;
- Упражнять в умении находить целое и части;
- Учить выделять форму в конкретных предметах окружающего мира;
- Закреплять знания о геометрических фигурах;
- Закреплять навык ориентировки в пространстве;
- Учить ориентироваться во времени.
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
- Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Лэпбук по математике предназначен для работы с детьми 5-7 лет. Можно задействовать одновременно несколько детей, так как заданий для выполнения несколько.
Преимущество дидактического пособия заключается в следующем:
Интересное и привлекательное оформление для детей;
Возможность использования различных форм организации работы с детьми (индивидуально, в паре, самостоятельно, во взаимодействии со взрослым);
Мобильность использования и компактность хранения;
Дифференциация образовательной работы с учетом способностей и возможностей детей;
Вариативность использования игровых заданий.
Центр
Часы
«Часы и время»
Цель игры:
- закрепление умения ориентироваться во времени, определять время по часам;
- определение время с точностью до пяти минут и закрепить понятия "ровно час", "половина часа", "раньше", "позже";
- развитие речи, памяти, внимания, умения слушать.
Вариант игры: педагог просит внимательно рассмотреть часы, называет определенное время и просит детей поставить стрелки на модели так, чтобы время совпадало.
2.Развивающая игра – конструктор «Сложи фигуру»
Цель игры:
- продолжать знакомить детей с техникой аппликации из геометрических фигур;
- учим выполнять работу на основе имеющихся представлений, учить детей сопоставлять форму предметов с геометрическими фигурами;
- давать оценку своим работам и работам товарищей.
Вариант игры: Ребенок выполняет аппликацию из геометрических фигур в соответствии с картинкой – примером.
Посчитаем на пальцах
Цель: закрепление навыков счета в пределах 10
С помощью шаблона можно быстро решать задания и примеры. Можно загибать и разгибать пальцы проговаривая вслух счет до 10.
Методика счёта на пальцах для детей заключается в том, чтоб показать ребёнку возможность считать предметы и числа прямо на руках.
4.Соседнее число(интерактивные элементы в виде окошек домика.)
«Найди соседей числа»
Цель игры: закреплять знания порядкового числа в пределах 10.
Ход игры: Ребёнку нужно определить соседнее число и выставить их в окошечке домиков.
Вариант игры №1. Воспитатель (или ведущий) выставляет в среднем домике число, ребёнку нужно определить соседей: предшествующее и следующие число.
Вариант №2Воспитатель (или ведущий) выставляет в окошке первого (последнего) домика число. Ребёнку нужно определитьдва последующих (предшествующих) числа.
Левая сторона
1.Цифры
«Учим цифры»
10 карточек- гармошек (от 0 до 9). На каждой карточке изображена на цифра, соответствующие количество точек, картинка с изображением «на что похожа цифра»
Цель:познакомить детей с однозначным натуральным числом, закрепить зрительный образ цифр.
Задачи:
- закрепление цифр от 0 до 9;
- сформировать количественное представление.
- закрепление прямого и обратного счета
- развить фантазию, воображение
Правая сторона
Математические пазлы (Разрезные картинки из пронумерованных частей)
Цель игры: развитие у детей мелкой моторики пальцев рук, закрепление навыков счёта, развитие конструктивных навыков, координации движений; развитие творческого воображения, фантазии.
Вариант игры: длятого, чтобы получилась картинка необходимо собрать полоски с цифрами по порядку.
Математические задачки
Игры «Найди отличия»
Цель: продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия между ними (чем эти предметы похожи и чем отличаются) (Сравнение).
«Нарисуй ответы»
Цель: формировать навыки решения примеров на сложение и вычитание.
Задняя сторона
Проведи пчелку
Цель: закрепить порядковый счет.
Задачи:
Закрепить цифр
Развить мелкую моторику рук
закрепление навыков счёта
развитие творческого воображения, фантазии
закрепить ориентировку на листе бумаги
Ход игры: Выложи путь пчелки с помощью карандаша от первого цветка ко второму и т.д. до 10
Раскраски по цифрам
Цель: развить умение детей раскрашивать рисунок в соответствии с цифрой.
Задачи:
закрепить порядковый счет
закрепить ориентировку на листе бумаги
закрепить название основных цветов и их оттенков.
развить мышление, произвольное внимание
развить мелкую моторику рук
Литература
Веракса, Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений. / Н. С. Веракса. // Дошк. воспитание, 1996, № 5.
Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.
Водопьянов, Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников. / Е. Н. Водопьянов. // Дошк. воспитание, 2000, № 3.
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А .А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991.
Дидактические игры и упражнения, но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
Козлова В.А. Дидактические игры по математике для дошкольников. В 3-х книгах + методика Серия: Дошкольное воспитание и обучение. М., 1996г.
Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.
Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37