ЛЭТО:Летний экспресс творчества и отдыха
МБОУ «Майкорская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»
ПРОГРАММА
отряда по месту жительства
«ЛЭТО:Летний экспресс творчества и отдыха »
для детей с 12до 16 лет.
Срок реализации программы июнь 2024г.
Автор-составитель Ельченкова Н.В.
учитель
п. Майкор,
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят коммуникативных навыков.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально-психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Направления программы основываются на формировании мотивации к здоровому образу жизни, продолжении знакомства с окружающим миром и, конечно же, оздоровлении и закаливании детей.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
В отряде по месту жительства 5 детей. Есть дети из семей, нуждающихся в особой защите государства: многодетных, неполных, одиноких матерей. Возраст детей от 12 до 16 лет.
Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги.Решению поставленных задач помогают условия, созданные для работы отряда: игровая комната, актовый зал, музей, библиотеки, зеленая зона поселка.
Центром воспитательной работы является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта, развитие творческих способностей, расширение кругозора.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа ориентирована на средний и старший школьный возраст.
Цель программы: создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Сроки реализации программы: июнь 2024года.
Модель ОМЖ имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в ОМЖ очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Механизмы реализации
I этап. Подготовительный – май.
Этот этап характеризуется тем, что за месяц до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
разработка программы деятельности ОМЖ;
подготовка методического материала для работников отряда;
отбор кадров для работы;
составление необходимой документации для деятельности ОМЖ (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь 2024.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
знакомство с правилами жизнедеятельности ОМЖ.
III этап. Практический 16-20 июня 2024г.
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический -июнь
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
В ходе реализации данной программы ожидается
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Материальная база
МБОУ «Майкорская ОШИ для обучающихся с ОВЗ»;
персональный компьютер для импорта фото и видеоматериала;
видеокамера;
Условия реализации программы
Количество детей -5 человек;
Время для творческого и учебно-исследовательского поиска -3 часа;
Наличие материальной базы;
Погодные условия;
Опытные наставники , помощники воспитателя.
План-сетка
День знакомства 16 июня | Открытие 1 лагерной смены. Инструктаж отдыхающих в лагере по правилам безопасного поведения в лагере. Теория «Правила фото и видеосъемки». Практикум «Моя малая родина».Фотографирование природы. Сбор экспонатов. |
2 день День поисковой работы . 17 июня | Сбор информации . Встреча с интересным человеком. Интервьюирование, сбор воспоминаний. Обработка информации. |
3 день. День поисковой работы. 18 июня | Посещение татарской семьи. Сбор информации у старожилов. Обработка информации. |
4 день. День творческой работы. 19 июня | Оформление стенда в музее. Работа с фото и видеоматериалом. |
5 день. День психологического тренинга. 20 июня | Психологический тренинг «Мое хорошее окружение». Подведение итогов. Рефлексия. |
| |
Список литературы
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
Калениц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980.
Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
Радюк Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.- Волгоград: Учитель, 2008г.
Трепетунова Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007г.
Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шмаков С.А. Ее величество— игра. М., 1992.
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Приложение
Режим отдыха
11-00 - 11-15-встреча детей .
Медицинский фильтр. Организационный момент (план работы на день, инструктажи, информационный блок).
11-15 - 13-45 -отрядное мероприятие.
13-45 - 14-00 - Подведение итогов. Рефлексия. Анализ работы
Законы и правила ОМЖ «ЛЭТО»
Закон хозяина
Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук
Наверху увидел руки – в отряде тишина - ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит!
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы!
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Анкета
личностного роста
1. Ты с удовольствием идёшь утром в отряд?
2. Если тебе интересно в отряде, то что больше всего нравится?
3. Чему ты научился за пять дней?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты еще сделал в отряде?
5. Чего нет в отряде, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в наш лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Что ты рассказываешь дома об отряде?
8.Оцени работу отряда по «5» -ти бальной системе.
12.Нашел ли ты новых друзей?
13.Что особенно понравилось в отряде?
14. Пожелание воспитателю: