Урок чтения в 3 классе: Лев Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

3
0
Материал опубликован 19 October 2020 в группе

Презентация к уроку литературы Лев Кассиль
PPT / 300 Кб

/data/files/a1603115792.ppt (Презентация к уроку литературы Лев Кассиль)Конспект урока по литературному чтению

Класс: 3

Тема: Лев Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)

Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя ,как грамотного читателя способного к творческой деятельности

Задачи:

Познакомить с биографией Л.А.Кассиля и его рассказом «Отметки Риммы Лебедевой»;

Развивать основные качества чтения (правильность, осознанность, выразительность);

Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.

Планируемый результат: познакомились с биографией Л.А.Кассиля и его рассказом «Отметки Риммы Лебедевой»; проявили основные качества чтения (правильность, осознанность, выразительность); продемонстрировали эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.

Оснащение: учебник, проектор, презентация, карточки.





















Этап. Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности

УУД:

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со свестниками.



-Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Павловна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

-Проверим готовность к уроку.

-Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе ,пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Сообщают о готовности
к уроку (наличие учебника, рабочей тетради, ручки, простого и цветных карандашей, ластика, указки). Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

1.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.


УУД:

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция;

прогнозирование(при анализе пробного действия перед его выполнением)


























































-Прослушайте стихотворение и скажите, какие эмоции, чувства оно у вас вызвало.(слайд 1)


Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок –

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломок печки и трубы –

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

С. Маршак.


-Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса (слайд 2)хором


Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок –

Последний гражданин села.


-Прочитайте с грустью (слайд 3)по одному(про себя, потом вслух)


Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра




-Прочитайте выразительно,торжественно,призывая к действию (слайд 4)


Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

-Замечательно!

-Вы прочитали стихотворение. О чем оно?


-Что вы знаете о войне?


-А как вы относитесь в войне?

-А когда началась Великая Отечественная Война?

-Поднимите руки у кого прадедушка, дедушка или бабушка участвовали в ВОВ??

-Ребята, я знаю, в прошлом году вы защищали проекты по теме ВОВ. Поделитесь с нами историями своих родственников. Где они воевали, какие награды получили. А может, у кого бабушка или дедушка не вернулись, расскажите нам.


-Хорошо!


А сейчас, посмотрите на доску и прочитайте тему урока.(слайд 5)

-Определите цели урока, используя опорные слова:(слайд 6)

Мы познакомимся…

Мы узнаем…

Мы сможем поразмышлять…

-Поднимите руки, кто еще это произведение не читал?


-Как вы думаете, о чем это произведение?

-Сегодня на уроке будем учиться

правильному и осознанному чтению,

ориентироваться в тексте и

высказывать свою точку зрения, а так

же, познакомимся с биографией Льва

Абрамовича Кассиля.

Слушают, высказывают свои ощущения.

























Читают.









Читают.












Читают.








Ответы детей.





22 июня в 4 часа утра 1941 года.



Рассказы детей.







Читают тему.


Определяют цели урока



Поднимают руки


О девочке…и ее отметках





3.Решение проблемы.


УУД:

Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные:знаково-символические-моделирование;выбор наиболее эффективных задач в зависимости от конкретных условий.




-Сейчас я расскажу биографию Льва Абрамовича, а вы внимательно послушайте, и приготовьтесь отвечать на вопросы.(слайд 7)

Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки.

Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу.

Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль.

По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз.

В 1923 году поступает на математическое отделение Московского университета. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики.

В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века.

Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.


-Итак, что вы запомнили из биографии???

-Ребята, в каком году вышли первые книги Льва Абрамовича??а кто запомнил,для кого и о чем были эти книги????

-В каком институте много лет преподавал Кассиль???

-Замечательно!



Внимательно слушают































Ответы детей

В 1927


Институт им. М.Горького


-Объясните лексическое значение слов, записанных на доске (слайд 8)

Фронт -расположение войска

Госпиталь - лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих)

Кисет-мешочек для табака, затягивающийся шнурком.

-Ребята, а давайте сверим ваши ответы с доской, правильно ли вы объяснили значение данных слов (слайд 9)

-А вы знаете, в годы ВОВ, в каком здании нашего города находился госпиталь???

Вы знаете, много раненых солдат привозили с фронта в наш госпиталь, кто-то оставался в живых и возвращался обратно на войну. А кто-то умирал и на нашем кладбище, ребята, есть захоронения таких солдат. Так же у нас в городе установлен мемориал памяти погибшим солдатам. Очень важно помнить тех, людей благодаря которым у нас мирное небо над головой.



-А сейчас, вы внимательно прослушайте произведение в исполнении артиста Большого театра, и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.(слайд 10)


Понравилось произведение?

Выразите свое мнение о произведении, одним словом.

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Чему учит это произведение?

Назовите героев произведения





Объясняют лексическое значение




Дворец творчества (бывшая 1 школа)












Прослушивают аудиозапись.




Ответы детей.





Римма, тетка, учительница, солдат, Маня Петлина


3.Физкультминутка

Презентация


4.Первичное закрепление


УУД:

Коммуникативные: управление поведение партнера; умение выражать свои мысли

-В какой город приехала Римма со своей мамой?

-А, вы, знаете, как сейчас называется этот город??

-В какой класс поступила Римма?

-Что сказала учительнице тетка девочки?












-Сейчас, откройте книги на странице 175.Приготовьтесь читать по цепочке, по одному абзацу. Начитаем с первого ряда. Читать текст мы будем в сокращении, как написано в книге.

-Тимофей Красильников, начинаем читать.


-Итак, мы прочитали рассказ, скажите, как ребята относились к Римме? Прочитайте строчки из теста. При чтении называем страницу, абзац сверху, чтобы все нашли

-Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.




Куда часто ходили ребята?

Что сшила Римма?

Кому подарила Римма табачный кисет?




Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? Прочитайте строчки из текста.


Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте.



















Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале?

Что принесла Римма через два месяца в госпиталь?


Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы?

Какие рассказы о войне вы читали?

-Ребята, я принесла вам показать несколько книг, в которых затрагивается тема ВОВ.




-Я рекомендую их к прочтению, так как очень важно знать историю своей страны и чтить память тех, кто ее защищал.

Свердловск

Екатеринбург

В третий

Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите. Они ведь с матерью еле выбрались. Свободно могли немцам в лапы попасть. На их село бомбы кидали. На нее все это очень подействовало. Я думаю, что она теперь нервная. Наверное, она не в силах нормально учиться. Вы это имейте в виду)

Чтение по цепочке






Ответы детей


На меня тот случай очень подействовал. Я не в силах нормально учиться. У меня теперь стали нервы.


В госпиталь

Табачный кисет

Лейтенанту, лежавшему в палате

8.


Прочел, нахмурился и огорченно присвистнул.


Так, – промолвил лейтенант. – Не совсем это правильный разговор. Бедой и горем долго не хвастаются. Или уж терпят, или помочь горю-беде стараются, чтобы не стало их. Я вот за то и правую руку свою отдал, наверное, а многие и головы совсем сложили, чтобы ребята у нас учились как следует, как мы хотим, чтобы у них жизнь была по всем нашим правилам… Вот что, Римма: приходите-ка завтра после уроков на часок, потолкуем, и я вам еще письмецо продиктую, – неожиданно закончил он.

Училась правильно писать

Ведомость с отметками за 2ую четверть.

Больше не кому.ответсвенность за нее

Ответы детей.

5.Информация о домашнем задании


-Открываем дневники и записываем домашнее задание:

Найти в рассказе диалог Риммы и лейтенанта и приготовиться прочитать его по ролям.

Подобрать 1 пословицу, к рассказу Льва Кассиля и записать в тетрадь.

Записывают домашнее задание

6.Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).


УУД:

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные: «Я понял что…»

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Понравилась ли вам работа на уроке?

-Давайте оценим работу всего класса.(слайд 11)

-А кто сам себя похвалил бы за работу на уроке? Почему?

Отвечают на вопросы























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.