Урок чтения в 3 классе: Лев Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Презентация к уроку литературы Лев Кассиль
PPT / 300 Кб
/data/files/a1603115792.ppt (Презентация к уроку литературы Лев Кассиль)Конспект урока по литературному чтению
Тема: Лев Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»
Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)
Цель: формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя ,как грамотного читателя способного к творческой деятельности
Задачи:
Познакомить с биографией Л.А.Кассиля и его рассказом «Отметки Риммы Лебедевой»;
Развивать основные качества чтения (правильность, осознанность, выразительность);
Воспитывать эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.
Планируемый результат: познакомились с биографией Л.А.Кассиля и его рассказом «Отметки Риммы Лебедевой»; проявили основные качества чтения (правильность, осознанность, выразительность); продемонстрировали эстетическое отношение к действительности, отраженной в художественной литературе.
Оснащение: учебник, проектор, презентация, карточки.
Этап. Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивация к учебной деятельности УУД: Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со свестниками. | -Здравствуйте, ребята, меня зовут Юлия Павловна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. -Проверим готовность к уроку. -Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе ,пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! | Сообщают о готовности |
1.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. УУД: Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование(при анализе пробного действия перед его выполнением) | -Прослушайте стихотворение и скажите, какие эмоции, чувства оно у вас вызвало.(слайд 1) Мальчик из села Поповки Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребенок – Последний гражданин села. Испуганный котенок белый, Обломок печки и трубы – И это все, что уцелело От прежней жизни и избы. Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик, без слез, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенес. При нем избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра. Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу. С. Маршак. -Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса (слайд 2)хором Мальчик из села Поповки Среди сугробов и воронок В селе, разрушенном дотла, Стоит, зажмурившись, ребенок – Последний гражданин села. -Прочитайте с грустью (слайд 3)по одному(про себя, потом вслух) Стоит белоголовый Петя И плачет, как старик, без слез, Три года прожил он на свете, А что узнал и перенес. При нем избу его спалили, Угнали маму со двора, И в наспех вырытой могиле Лежит убитая сестра -Прочитайте выразительно,торжественно,призывая к действию (слайд 4) Не выпускай, боец, винтовки, Пока не отомстишь врагу За кровь, пролитую в Поповке, И за ребенка на снегу. -Замечательно! -Вы прочитали стихотворение. О чем оно? -Что вы знаете о войне? -А как вы относитесь в войне? -А когда началась Великая Отечественная Война? -Поднимите руки у кого прадедушка, дедушка или бабушка участвовали в ВОВ?? -Ребята, я знаю, в прошлом году вы защищали проекты по теме ВОВ. Поделитесь с нами историями своих родственников. Где они воевали, какие награды получили. А может, у кого бабушка или дедушка не вернулись, расскажите нам. -Хорошо! А сейчас, посмотрите на доску и прочитайте тему урока.(слайд 5) -Определите цели урока, используя опорные слова:(слайд 6) Мы познакомимся… Мы узнаем… Мы сможем поразмышлять… -Поднимите руки, кто еще это произведение не читал? -Как вы думаете, о чем это произведение? -Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, а так же, познакомимся с биографией Льва Абрамовича Кассиля. | Слушают, высказывают свои ощущения. Читают. Читают. Читают. Ответы детей. 22 июня в 4 часа утра 1941 года. Рассказы детей. Читают тему. Определяют цели урока Поднимают руки О девочке…и ее отметках |
3.Решение проблемы. УУД: Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные:знаково-символические-моделирование;выбор наиболее эффективных задач в зависимости от конкретных условий. | -Сейчас я расскажу биографию Льва Абрамовича, а вы внимательно послушайте, и приготовьтесь отвечать на вопросы.(слайд 7) Родился 27 июня (10 июля) 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. Учился в гимназии, после революции преобразованной в Единую трудовую школу. Сотрудничал с Покровской детской библиотекой-читальней, при которой организовывались для детей рабочих различные кружки и где издавался рукописный журнал, редактором и художником которого был Кассиль. По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. В 1923 году поступает на математическое отделение Московского университета. К третьему курсу начал всерьез думать о литературном труде. Через год написал свой первый рассказ, который был напечатан в 1925 г. в газете «Новости радио». Все свободное время отдавал чтению русской классики. В 1927 году выходят в свет первые книги Кассиля для детей – научно-популярные очерки « Вкусная фабрика» (1930), «Планетарий» (1931), «Лодка-вездеход» (1933), принесшие ему быструю и долговременную читательскую любовь и славу одного из классиков детской отечественной литературы XX века. Многие годы преподавал в Литературном институте им. М. Горького. Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. -Итак, что вы запомнили из биографии??? -Ребята, в каком году вышли первые книги Льва Абрамовича??а кто запомнил,для кого и о чем были эти книги???? -В каком институте много лет преподавал Кассиль??? -Замечательно! | Внимательно слушают Ответы детей В 1927 Институт им. М.Горького |
| -Объясните лексическое значение слов, записанных на доске (слайд 8) Фронт -расположение войска Госпиталь - лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих) Кисет-мешочек для табака, затягивающийся шнурком. -Ребята, а давайте сверим ваши ответы с доской, правильно ли вы объяснили значение данных слов (слайд 9) -А вы знаете, в годы ВОВ, в каком здании нашего города находился госпиталь??? Вы знаете, много раненых солдат привозили с фронта в наш госпиталь, кто-то оставался в живых и возвращался обратно на войну. А кто-то умирал и на нашем кладбище, ребята, есть захоронения таких солдат. Так же у нас в городе установлен мемориал памяти погибшим солдатам. Очень важно помнить тех, людей благодаря которым у нас мирное небо над головой. -А сейчас, вы внимательно прослушайте произведение в исполнении артиста Большого театра, и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.(слайд 10) – Понравилось произведение? – Выразите свое мнение о произведении, одним словом. – Что вам особенно понравилось в этой истории? – Чему учит это произведение? – Назовите героев произведения | Объясняют лексическое значение Дворец творчества (бывшая 1 школа) Прослушивают аудиозапись. Ответы детей. Римма, тетка, учительница, солдат, Маня Петлина |
3.Физкультминутка | Презентация | |
4.Первичное закрепление УУД: Коммуникативные: управление поведение партнера; умение выражать свои мысли | -В какой город приехала Римма со своей мамой? -А, вы, знаете, как сейчас называется этот город?? -В какой класс поступила Римма? -Что сказала учительнице тетка девочки? -Сейчас, откройте книги на странице 175.Приготовьтесь читать по цепочке, по одному абзацу. Начитаем с первого ряда. Читать текст мы будем в сокращении, как написано в книге. -Тимофей Красильников, начинаем читать. -Итак, мы прочитали рассказ, скажите, как ребята относились к Римме? Прочитайте строчки из теста. При чтении называем страницу, абзац сверху, чтобы все нашли -Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста. – Куда часто ходили ребята? – Что сшила Римма? – Кому подарила Римма табачный кисет? – Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? Прочитайте строчки из текста. – Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте. – Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале? – Что принесла Римма через два месяца в госпиталь? – Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы? – Какие рассказы о войне вы читали? -Ребята, я принесла вам показать несколько книг, в которых затрагивается тема ВОВ. -Я рекомендую их к прочтению, так как очень важно знать историю своей страны и чтить память тех, кто ее защищал. | Свердловск Екатеринбург В третий Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите. Они ведь с матерью еле выбрались. Свободно могли немцам в лапы попасть. На их село бомбы кидали. На нее все это очень подействовало. Я думаю, что она теперь нервная. Наверное, она не в силах нормально учиться. Вы это имейте в виду) Чтение по цепочке Ответы детей – На меня тот случай очень подействовал. Я не в силах нормально учиться. У меня теперь стали нервы. В госпиталь Табачный кисет Лейтенанту, лежавшему в палате № 8.
Прочел, нахмурился и огорченно присвистнул. – Так, – промолвил лейтенант. – Не совсем это правильный разговор. Бедой и горем долго не хвастаются. Или уж терпят, или помочь горю-беде стараются, чтобы не стало их. Я вот за то и правую руку свою отдал, наверное, а многие и головы совсем сложили, чтобы ребята у нас учились как следует, как мы хотим, чтобы у них жизнь была по всем нашим правилам… Вот что, Римма: приходите-ка завтра после уроков на часок, потолкуем, и я вам еще письмецо продиктую, – неожиданно закончил он. Училась правильно писать Ведомость с отметками за 2ую четверть. Больше не кому.ответсвенность за нее Ответы детей. |
5.Информация о домашнем задании | -Открываем дневники и записываем домашнее задание: Найти в рассказе диалог Риммы и лейтенанта и приготовиться прочитать его по ролям. Подобрать 1 пословицу, к рассказу Льва Кассиля и записать в тетрадь. | Записывают домашнее задание |
6.Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты). УУД: Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. Личностные: «Я понял что…» | – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься? – Понравилась ли вам работа на уроке? -Давайте оценим работу всего класса.(слайд 11) -А кто сам себя похвалил бы за работу на уроке? Почему?
| Отвечают на вопросы |