Урок экологии в 9 классе «Биологические ритмы»

3
0
Материал опубликован 9 January 2018 в группе

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Биологические ритмы

Для жизни животных и растений наиболее важное значе­ние имеют температура, влажность, световой режим, давление, электромагнитное поле, приливы и отливы. Основной особен­ностью этих факторов является сезонная и суточная изменчи­вость, возникающая в результате вращения Земли вокруг своей оси и Солнца, а также вращения Луны относительно Земли. Закономерно изменяются эти факторы и в связи с географиче­ской зональностью.

У растений и животных в результате длительного естест­венного отбора развились определенные анатомо-морфологи- ческие, физиологические, биохимические и другие специфиче­ские признаки и свойства, позволившие им приспособиться к той или иной среде. У каждого вида выработался характерный для него годичный цикл с определенной последовательностью и длительностью периодов интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки.

Последовательное чередование во времени каких-либо со­стояний организма называется биологическим ритмом. Эти ритмы поддерживаются внутренним механизмом, благодаря которому организмы способны циклически менять свое со­стояние (биологические часы). При помощи биологических часов у них устанавливаются суточные, сезонные, годовые и другие ритмы различных физиологических процессов.

Различают внутренние, или физиологические, ритмы орга­низма и внешние, имеющие геофизическую природу и сле­дующие за циклическими изменениями во внешней среде

Внутренние ритмы возникли исторически. Для нормальной жизнедеятельности любой живой организм переходит из со­стояния высокой физиологической активности в состояние физиологического покоя. Процессы анаболизма (синтеза) сме­няются процессами катаболиза (распада). Если это не достига­ется, физиологические функции организма нарушаются.

Живые организмы, приспосабливаясь воспринимать колеба­ния внешней среды, соответственно им настраивали свои физио­логические процессы. Это происходило в основном под влиянием трех факторов: вращения Земли по отношению к Солнцу (солнечные сутки = 24 ч); к Луне (лунные сутки = 24,8 ч); к звез­дам (звездные, сидерические сутки = 23,9 ч).

Накладываясь друг на друга, эти факторы воспринимались живыми организмами как ритмика, близкая, хотя и не точно соответствующая 24-часовому периоду. Это и явилось одной из причин некоторого отклонения эндогенных биологических ритмов от точного суточного периода. Вот почему они назы­ваются циркадными рит­мами, т. е. приближающимися к суточному ритму Если белок-летяг содержать в абсолютной темноте беспре­рывно, все они просыпаются и ведут активный образ жизни вначале одновременно, но вскоре - в разное время, и при этом каждая особь сохраняет свой ритм. Если затем восстановить пра­вильное чередование дня и ночи, периоды сна и бодрствования зверьков снова становятся синхронными. Таким образом, внеш­ний раздражитель (смена дня и ночи) регулирует врожденные циркадные ритмы, приближая их к 24-часовому периоду.

У многих животных суточная периодичность не сопровож­дается существенными отклонениями физиологических функ­ций, а проявляется в основном изменениями двигательной активности. Это и есть внешние, экзогенные суточные ритм Суточная периодичность характерна для дневных, сумеречных и ночных животных. В водоемах наблюдается дневное и ноч­ное перемещение планктона. При этом изменение светового дня от весны к осени влечет за собой и изменение активности животных в течение суток, т. е. суточная периодичность явля­ется ярко выраженным экзогенным ритмом.

Связь климатических факторов с периодическими (сезон­ными) процессами, происходящими в жизни животных и расте­ний, изучает фенология.

Кроме суточных и сезонных ритмов, в природе наблюдается многолет­няя периодичность биологических явлений. Она определяется изменениями погоды, закономерной сменой ее под влиянием сол­нечной активности и выражается чередованием урожайных и не­урожайных лет, лет обилия или малочисленности популяций.

Различают 5-6-, 11-летние, а также вековые (80-90-летние) циклы солнечной активности.

Вопросы и задания

Что называется биологическими ритмами? Назовите ос­новные причины возникновения биологических ритмов.

Какое значение для жизнедеятельности организмов имеют биологические часы?

Что изучает фенология?

Приведите примеры проявления действия биологиче­ских часов

Биологические ритмы в природе

 

 

 

Суточные ритмы природы и человека

 

 

 

Ритмы Луны

 

 

 

Годовой ритм природы

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.